УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ ДПТ




Лабораторная работа 20 (Lr20)

ДВИГАТЕЛИ ПОСТОЯННОГО ТОКА

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Снять и построить механическую и рабочие характеристики электродвигателя постоянного тока (ДПТ); изучить модели ДПТ и исследовать их работу в переходных режимах.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ И РАСЧЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ

УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫДПТ

Двигатели постоянного тока до сих пор находят широкое применение, хотя они значительно дороже и менее надёжны, чем асинхронные и синхронные. Преимущество ДПТ - возможность плавного и экономичного регулирования в широком диапазоне частоты вращения вала и создания большого пускового момента при относительно небольшом пусковом токе. Поэтому их широко используют в электротранспорте, для привода прокатных станов, металлорежущих станков и т. д. Двигатели небольшой мощности применяют во многих системах автоматики.

Недостаток ДПТ - наличие щёточно-коллекторного аппарата, который требует тщательного ухода в эксплуатации и снижает надежность машины.

Основными частями двигателя постоянного тока являются статор и якорь, отдалённые друг от друга воздушным зазором (0,3...0,5 мм).

 
 

Статор - э то стальной ци­линдр 1, внутри которого крепятся главные по­люса 2 с полюсными наконечниками 3, образуя вместе с корпусом маг­нитопровод машины (рис. 20.1, а). На главных полюсах расположены после­до­вательно соединённые катушки обмотки возбуждения 4, предназначенные для создания неподвижного магнитного потока Фв машины. Концы Ш1 и Ш2 обмотки возбуждения (ОВ) выводят на клем­мный щиток, расположенный на корпусе машины. Помимо основных полюсов внутри статора располагают дополнительные полюса 9 с обмотками 10, которые служат для уменьшения искрения в скользящих контактах (между щётками и кол­лек­тором).

Якорь (подвижная часть машины)- это цилиндр 5, набранный из лис­­­­тов электротехнической стали, снаружи которого имеются пазы, в которые уложена якорная обмотка 11 (рис. 20.1). Отводы обмотки якоря припа­ива­ют к пластинам коллектора 6, расположенного на вращающемся в подшипни­ках валу 7. Коллектор представляет собой цилиндр, набранный из медных пластин, изолированных друг от друга и от вала и закреплённых (по тех­но­логии "ласточкина хвоста") на стальной втулке. Коллектор играет роль механического выпрямителя переменной ЭДС, индуктируемой в обмотке якоря.

К коллектору с помощью пружин прижимаются неподвижные медно-графитовые щётки 8, соединённые с клеммами Я1 и Я2 щитка. Образовавшиеся скользящие контакты дают возможность соединить вращающу­юся обмотку якоря(ОЯ)с электрической цепью (снять выпрямленное напряжение с коллектора (генераторный режим) или соединить якорную обмотку с источником постоянного напряжения и распределить токи в стер­жнях ОЯ таким образом, чтобы их направления под разноименными полюсами были бы противоположными (двигательный режим)).

Суммарное сопротивление цепи якоря Rя = 0,5…5 Ом.

Часть машины, в которой индуктируется ЭДС, принято называть яко­рем, а часть машины, создающей основное магнитное поле (магнитный поток) – индуктором. В машинах постоянного тока якорем является ротор, а индуктором – статор.

 
 

В зависимости от того, как обмотка возбуждения включена относительно сети и якоря, различают МПТ независимого возбуждения (ОВ к якорю не подключена) и МПТ с самовозбуждением, которое подразделяется на параллельное, последовательное и смешанное. На рис. 9.2 приведе­­ны электрические схемы возбуждения указанных типов МПТ.

При подаче постоянного напряжения U к зажимам ДПТ в обмотках возбуждения и якоря протекают токи Iя и Iв (рис. 20.3). В результате взаимодействия тока якоря с магнитным потоком, созданным магнитодвижущей силой (МДС) обмотки возбуждения, возникает электромагнитный момент двигателя, под действием которого якорь приходит во вращение. Средний электромагнитный момент (в Н×м), действующий на якорь ДПТ, по обмотке которого протекает ток Iя,

(20.1) где Fс - среднее значение силы в ньютонах (Н), действующей на якорь, которая согласно закону Ампера возникает при взаимодействии тока якоря с магнитным потоком машины; d - диаметр якоря, м.

После преобразования выражения (20.1) получим

(20.2)

где р - число пар полюсов машины; а и N - число пар параллельных ветвей и число проводников обмотки якоря; Фв - магнитный поток одного полюса статора, Вб; n - частота вращения якоря, об/мин; СМ = pN /2 p a - коэффициент момента, зависящий от конструктивных особенностей машины.

Из выражения (20.2) следует, что электромагнитный момент ДПТ пря­мо пропорционален произведению магнитного потока Фв на ток якоря Iя.

При вращении якоря проводники якорной обмотки пересекают магнитные силовые линии потока Фв, вследствие чего в проводниках индуктируется противоэлектродви­жущая сила где n - частота вращения яко­ря, об/мин; СЕ = = pN /60 a – конструктивный коэффициент противоЭДС. Для ДПТ параллельного возбуждения (рис. 20.1) ток якоря

(20.3)

где U - напряжение, подводимое к электродвигателю, В; Rя - соп­роти­в­ление обмотки якоря, Ом.

В начальный момент пуска ДПТ частота вращения якоря n = 0, поэтому противоэлектродвижущая сила в (20.3) Ея = 0. Чтобы ограничить недопустимо большой пусковой ток Iяп в обмотке якоря, последовательно с якорем включают пусковой реостат Rп.

В этом случае пусковой ток якоря

По мере разгона двигателя ЭДС якоря Ея увеличивается и сопротивление пускового реостата необходимо уменьшить до нуля.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: