Задание 1. Ознакомиться с интерфейсом модели испытания ДПТ параллельного возбуждения (рис. 20.6), уточнив назначение окон:
- окон, снабженных стрелками и предназначенных для изменения момента сопротивления Мс на валу и сопротивления пускового реостата;
- в выделенные справа экрана поля, выводятся каталожные параметры двигателя и текущие значения расчетных величин.
Щелкнуть мышью на кнопке "Тип двигателя" и, согласно варианту N задания (N - номер записи фамилии студента в учебном журнале группы), выбрать из списка тип двигателя параллельного возбуждения.
Записать в отчёт каталожные данные ДПТ: номинальную механическую мощность Рн = Р 2 н на валу, номинальное напряжение питания Uн, номинальный ток якоря Iян, сопротивление обмотки возбуждения Rов, номинальную частоту вращения вала nн, КПД двигателя hн и сопротивление якоря Rя.
Задание 2. Осуществить "пуск в ход" ДПТ (запустить программу моделирования и расчета параметров ДПТ) и "снять" механическую и рабочие характеристики ДПТ параллельного возбуждения. С этой целью:
- щелкнуть мышью на кнопке " Пуск ", т. е. "подключить" обмотку якоря и обмотку возбуждения ДПТ к сети постоянного тока, уменьшая ступенчатое сопротивление пускового реостата из положения 5 в положения 0 с выдержкой времени в каждом промежуточном положении не менее 2-3 с.
Наблюдать переходные процессы в ДПТ по графикам n (t), Iя (t) и M (t), выводимым на рабочем поле программы. После установления частоты вращения вала n, записать в строку 1 табл. 20.1 значения: напряжения U; тока Iя; активной мощности Р 1, "потребляемой" ДПТ из сети; частоты вращения ротора n 0 в режиме холостого хода; момента холостого хода М 0 (полезный момент на валу М = 0), которые выводятся в соответствующих окнах на экране дисплея;
- "снять" механическую n = f (M) и рабочие характеристики I 1 = f (Р 2), M = f (Р 2), h = f (Р 2) двигателя при напряжении U = Uн = const и токе возбуждения Iв = Iвн = const.
Для снятия характеристик необходимо:
- ступенчато увеличивая момент сопротивления (нагрузку) Мс на валу ДПТ (имитируя увеличение тока в цепи обмотки возбуждения электромагнитного тормоза ЭМТ (см. рис. 20.3), записывать в табл. 20.1 показания "измерительных приборов" (U, Iя, Р 1, n и М)при 8...9 значениях момента Мс: от режима холостого хода (Мс = 0, Р 2 = 0) до значения Мс = (1,2) Мн, где Мн = 9550 Р 2 н / nн (Р 2 н в кВт);
- остановить двигатель, который в реальных условиях выполняют в следующей последовательности:
а) плавно уменьшают нагрузку до нуля (где это возможно);
б) переводят ручку пускового реостата из положения 0 в положение 5 и, нажав кнопку " Выход ", отключают двигатель отсети.
Таблица 20.1
Номер измерения | Результаты измерений | Результаты вычислений | ||||||
U, В | Iя, А | n 2, об/мин | M, Н×м | I, А | Р 1, кВт | Р 2, кВт | h - | |
Задание 3. По данным моделирования процессов в МПТ рассчитать (или списывать с экрана) ток I и мощность P 1, потребляемые двигателем из сети, выходную мощность P 2 на валу и КПД h двигателя при разных нагрузках, воспользовавшись следующими расчётными формулами:
I = Iя + Iв, где Iя - ток в обмотке якоря двигателя, А;
Р 1 = UнI, где Р 1 - электрическая мощность, потребляемая двигателем из сети, Вт (выразить её в кВт);
где Р 2 - полезнаямеханическая мощность на валу двигателя, кВт; М - момент вращения якоря двигателя, Н×м; n - частота вращения якоря, об/мин; h = Р 2/ Р 1 - коэффициент полезного действия ДПТ.
Результаты расчётов I, P 1, P 2 и h занести в табл. 20.1.
По результатам вычислительного эксперимента и расчётов (см. табл. 20.1) построить механическую n = f (M) (см. рис. 20.4) и рабочие характеристики n = f (P 2), M = f (P 2), Iя = f (P 2) и h = f (P 2) ДПТ в относительных единицах (совместив графики в одних координатных осях, см. рис. 20.5), приняв за условные единицы номинальную частоту вращения вала nн, номинальный момент вращения Мн и номинальный ток в обмотке якоря I ян.
Задание 4. Воспользовавшись графиками п (t), определить время tх разгона ДПТ при холостом ходе (без пускового реостата) и время tн разгона при номинальной нагрузке (при разгоне пусковой реостат выводить со "скоростью", не приводящей к "срабатыванию" магнитного пускателя).
Снять копии графиков с экрана дисплея (нажать на клавишу " Print Scrn " и поместить их, например, в редактор Paint) и занести в отчет. На графиках n (t) нанести линии и отметить отрезки, соответствующие временам разгона tх и tн (от t = 0 до tn при n = 0,95 nн).
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
1. Наименование и цель работы.
2. Электрическая схема подключения ДПТ и электромагнитного тормоза к сети постоянного тока (см. рис. 20.3).
3. Номинальные данные ДПТ и расчётные формулы.
5. Результаты измерений и расчётов, сведенные в табл. 20.1.
6. Механическая и рабочие характеристики ДПТ (см. рис. 20.4 и рис. 20.5) и графики динамических характеристик n = ¦(t) и M = f (t) ДПТ.
7. Выводы по работе.