Принципы и методы пл-я
Принципы:
(1) Принцип демократического централизма, обеспечивающего гибкость пл-я. Данный принцип широко применяется в последние годы при централизованной системе упр-я эк-ой.
Планы основывались наосновных показателях, кот. спускали их в выше стоящие органицации.
В рыночных отношениях принцип демократического централизма применяется в рамках уг. компаний, кот. имеют в своем составе неск-ко шахт и р-ов. Данные шахты и р-зы согласовывают с эк-ой службой холдинговой К0 или К0 объем добычи пл-ый на год, с/с и цену на уголь. остальные показатели пл-ют самостоятельно.
(2) Принцип научности имеет в вид то, что при пл-ии необходимо использовать научно-обоснованные нормы и нормативы.
(3) Принципы непр-ти указывают на то, что в пл-ии д.б. преемственность от перспективного плана или к годовому, от годового к оперативно- пр-му и наоборот.
(4) Принцип мат-го и морального поощрения предусматривает стимулирование тр-ой деят-ти и эф-го исп-ия ср-в и предметов труда путем различного рода награждений и премий.
(5) Принцип деят-ти указывает на то, что планы д.б. доведены до каждого исполнителя и д.б. разработаны с учетом возможности их выполнения.
(6) Принцип комплексности и системности. В данном случае предпр-е рассматривается как система, в кот. все структурные подразделения взаимосвязаны. Если в плане предусматриваются изменения пр-ой мощности стр-го подразделения, то необходимо рассматривать взаимоувязку с пропускной сп-тью всех др. подразделений.
(7) Принцип целевой направленности указывает на то, что при пл-ии необходимо исходить из поставленной цели, кот. разрабатывается в качестве предварительного этапа.
(8) Принцип эф-ти и обеспеченности конкуркнтосп-ти предпр-я.
|
(9) Принцип сбалансированности указывает на то, что в планах д.б. сбалансированы мат-ые, тр-ые и фин-ые ресурсы.
(10) Принцип оптимальности ук-ет на то, что при пл-ии необходимо рассматривать неск. вариантов планов и остан-ся на оптимальном варианте.
(11) Принцип достоверности разработки планов. Он ук-ет на то, что при пл-ии необходимо учитывать влияние не только внутренних факторов, но и внешних.
Внутренние фак-ы: гос. эк-ая политика, н/о.
Внешние фак-ы: климатич. условия, горно-геологические.
Поэтому при разработки планов реком-ся разрабатывать 3 варианта планов:
1) при благоприятных условиях;
2) при нормальных усл-х:
3) при неблагоприятных.
(12) Принцип конкурентосп-ти и адресности. Все пок-ли в планах должны иметь кол-ую оценку.
Методы ил-ия – это приемы и способы, кот. исп-ся для разработки планов.
С пом. Матодов пл-ия реализуются принципы пл-ия.
Выделяют след. методы:
1) Балансовый – он явл-ся основным, кот. обеспечивает пропорции и темпы развития эк-ки народного хоз-ва, увязывает потребность в рес-х с объемом вып-ой прод-ии. Исп-ет след. системы балансов: мат-ые, тр-ые, межотраслевые, фин-ые.
Качество балансов зависит от достоверности нормативной базы.
Следует отметить, что методы пл-ия м/у собой взаимосвязаны.
2) Нормативный метод – один из важнейших. Особенностью уг. пром-ти явл-ся то, что на разных предпр-х различные геологич. усл-ия, кот. влияют на расход материалов и трудоемкость ведения работ, а нормативные справочники рассчитаны на средний отраслевой уровень или бассейн в целом, в кот. предусматриваются поправочные коэф-ты, но полностью они не учитываются.
|
Наряд материалов – нормативов вообще отсутствует.
Изменение технологии механизации работ также требует пересмотра норм, поэтому при пл-ии особое внимание следует уделять корректировке и разработке норм и нормативов, кот. экономист должен разрабатывать самостоятельно.
3) Программно-целевой. С пом. данного метода увязывается отраслевое и террит-ое пл-е.При пл-ии развития ТЭК учитывается взаимозаменяемость энерг-их рес-ов, а также развитие смежных отраслей,от кот. зависит развитие уг-ой пром-ти(машиностроение)
4) Метод системного анализа- он обеспечивает комплексный анализ всех эл-тов системы, с учетом их взаимосвязи и динамики развития, поэтому предпр-е рассм-ся как система, где все эл-ты пр-го процесса взаимосвязаны.
5) Метод прогнозирования -это неотъемлемая часть пл-я,т.к. планы разраб-ся на основе тех направлений и задач,кот. поставлены в персп-ых планах.
6) Эк-ко-матем-е методы. В связи с тем,что пл-е д.б. точным, учитывать влияние множ-ва внешних и внутр. факторов на формир-е основных технико-эк-их пок-лей, необх-мо применять программы и вычисл. технику, т.к. вручную расчеты осущ-ть невозможно, где требуется обработка большого массива стат-го мат-ла. Для оценки влияния факторов на эк-ие пок-ли треб-ся построение многофакторных корреляц-ых моделей. Среди методов: симплексный, многофакторное моделир-е и др.
Процесс стратегич. пл-ия
1. Определение страт целей
2. Анализ и оценка внешней и внутр среды организации
3. Стратегич анализ, определение стратег альтернатив
|
4. Выбор стратегии
5. Подготовка окончательных страт планов
6. Среднесрочное пл-ие
7. Краткосрочное планирование
8. Реализация планов
Рис.Процесс пл-ия в эк ке организ.
I этап: опр-ие стратегич. цели. Цель отличается от стратегии тем, что цель -это состояние, а стратегия - это процесс достижения этого состояния.
Цели учитывают наличие разрыва м/у настоящим стратегич. профилем и тем, что хотят видеть в перспективе. Цели выражают конкрет. направления в деятельности организации, их значения закл-ся в след.:
(1)цели являются фундаментом для процесса упр-ия, а именно след. ф-ий: анализ; пл-ие; контроль; организация; мотивация; учет.
(2)они опр-ют пути повышения эф-ти работы предпр-я.
(3)лежат в основе принятия делового упр-го решения.
На основе целей формир-ся конкретные пл-ые пок-ли.
Типы целей предпр-я:
А) Неэк-ие (т.е. соц. аспекты), они направлены на улучшение условий труда и быта, здравоохр-е. Осущ-ие этих целей требует вложение денежных средств, кот. увелич-ют общую сумму затрат по добыче(если не улучшать соц. условия труда, то это может привести к пр-му травматизму, взрывам. Рабочие в рез-те этого будут уходить на более лучшие места, это м. возникнуть в том случае, если не отчислять деньги на с/с, а если больше отчислять на соц. нужды, то приведет к увеличению с/с).
Б) Эк-ие, выр-ся в кол-ом выраж-и (в увеличении объема добычи угля, снижении трудоемкости и росте пр-ти труда), а также в кач-х пок-х (кач-во угля превосходство в технологии).
По срокам эк-ие цели подраз-ся:
- краткосрочные цели - имеют конкретное содержание в кол-ом выр-ии, где указ-ся сроки и исполнители (фамилия);
- среднесрочные - имеют конкретное содержание в кол-ом выр-ии, где указ-ся сроки и исполнители, но фамилия за ранее не указ-ся, а указ-ся службы, кот. будут за это отвечать;
- долгосрочные - предполаг. деятельность предпр-я в далекой перспективе и, как правило, кол-го выр-ия не имею, т. к. невозможно обеспечить достоверность и объективность пл-ия.
Перспективное пл-ие более чем на 20 лет не явл-ся вообще целесообразным, т.к. ч/з 20 лет может измениться не только эк-ая политика, но и могут произойти климатич. Изменения, что хар-но для предпр-ий гор. пром-ти.
Цели по пространству выделяют на след. виды:
* положение на рынке. Цель: опр-ть положение предпр-я на рынке, его место среди конкурентов, достичь тех пок-лей конкурентов, кот. доминир-ют на рынке;
* инновации: опр-ие новых сп-ов бизнеса, пр-во новых видов товаров, внедрение новой технологии и применение новых методов орг-ии пр-ва.
* пр-ть: достижение наивысших рез-ов, спос-х росту пр-ти труда и снижению трудоемкости, но при обязательном условии эф-го исп-ия мат-х рес-ов и оборудования, с тем, чтобы обеспечить снижение с/с;
* ресурсы: эф-ое использ-ие мат-х рес-в, т.е. при пл-ии уст-ся нормы и нормативы для достижения, исп-ся мотивации для повышения стимула у работников (премии, поощрения);
* доходность: стремление по улучшению фин-го сост-я предпр-я и его платежесп-ти;
* управленческие аспекты предусматривают совершенствование стр-ры упр-ия и методов упр-ия;
* соц-я ответ-ть;
* технология: внедрение в технологию высокопр-ой техники.
II этап: анализ и оценка внутренней и внешней среды организации.
Для осущ-ия анализа нужно собрать необх. Информацию о внутренней и внешней среде.
(1) Высший менеджмент
Плановики
(2) Внешняя среда (3) Внутр. среда
эк-ие, политич-е, пр-во, марк-г,
соц-ые, технол-е фин-сы, организ.
- личный опыт; стр-ра, персонал.
- журналы и газеты межличностные
- целевой отчет; отношения
- книги; - личный опыт;
- проф. совещ-е; - деловой отчет;
- отрас-ые конфер. - конференции;
- коллеги; - комитеты;
- члены совета - доклад, записки
директоров; - нижестоящие
- друзья; менеджеры;
- раб-е фирмы; - раб-ки фирм;
- др. ист-ки. – внеш. участки;
- др. источники.
(1 А) сп-бы реакции
(1 Б) понять, интерпретировать,
увязать, принимать реш-ия
(1 В) разработка стратегии
Информация берется из источников, кот. перечислены ниже:
а) эк-ие факторы, ж/д тарифы, налоги, изменение ст-ти покупаемых рес-в
б) технологич. Факторы- соверш-е технологий
в) политич. Факторы и смена соб-ти, смена з-ов
г) соц-ые факторы- рост з/пл.
III этап: стратегич. анализ и опр-ие стратегич-х альтернатив. На основе факторов проанализировать различ. варианты развития предпр-я и выбрать наиболее эф-ый.
IVэтап: выбор стратегии. Сущ-ет система оценки пок-лей потенциала предпр-я: частный и обобщающий пок-ль конкурентосп-ти потенциала предпр-я.
После выбора стратегии произ-ся планы, затем контроль за их выполнением.