Прежде всего, необходимо дать оценку сегодняшней стратегии экономической организации.
Базовая стратегия: Центр культурных инициатив «Югор» реализует стратегию ограниченного роста: цели развития устанавливаются от достигнутого и корректируются в соответствии с изменяющимися условиями. В среднем рост прибыли составляет 3%, в связи с тем, что предприятие является некоммерческим и в основном финансируется за счет средств из государственного бюджета.
Функциональные стратегии:
1. Стратегия управления персоналом: продолжение мер направленных на повышение мотивации персонала и уменьшения его текучести, а именно: совершенствование системы надбавок и премий, регулярные аттестации, повышение квалификации.
2. Финансовая стратегия: поиск дополнительных источников финансирования в связи с сокращением финансирования со стороны правительства путем расширения спектра платных услуг.
3. Стратегия безопасности: изучение окружающей среды на макро- и региональном уровнях, а так же на уровне партнеров и конкурентов, учет изменений в налоговом законодательстве, более обоснованное определение объема продаж и прибыли, обеспечение безопасности информационных ресурсов: более четкая проработка юридических договоров с партнерами, постоянный анализ системы защиты коммерческих секретов.
4. Производственная стратегия: проведение плановых ремонтных работ номеров гостиницы и периодическое обновление техники в номерном фонде, производство качественной сувенирной продукции, увеличение количества межрегиональных и международных выставочных проектов, расширение спектра студий, кружков и творческих коллективов, увеличение количества мероприятий, направленных на представление новых видов современного искусства.
|
5. Инновационная стратегия: проведение мероприятий новых форматов.
6. Информационная стратегия: периодическое обновление компьютерных программ необходимых для работы центра.
7. Ценовая стратегия: расчет цены ведется по методу «средние издержки плюс прибыль».
8. Маркетинговая стратегия: на сегодняшний день, у ЦКИ «Югор» рекламная политика развита недостаточно.
Для продвижения услуг центра используется:
- Официальный сайт.
- Реклама на часто посещаемых сайтах: БНКоми.
- Страницы в социальных сетях, с постоянно обновляющейся информацией(вконтакте, instagram).
- Профсоюзы организаций: ООО «Главпечать», Сыктывкарская городская общественная организация ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.
- Договоры с образовательными учреждениями: ГОУ СПО «Колледж искусств РК», МАУО Технологический Лицей, Сыктывкарский гуманитарно- педагогический колледж имени И. А. Куратова, Сыктывкарский автомеханический техникум, ГОУ детские сад-школы № 1, 2 и детские сады (№ 88, 97).
- Договоры на производство и размещению аудио- и видеопродукции (ФГУП «ВГТРК Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Коми Гор»– телеканал Россия-1» и «Радио России», «Комиинформ Медиа»). Ретро FM и ГАУ РК «Финно-угорский этнокультурный парк» имеют статус информационного партнера.
С целью популяризации услуг ЦКИ «Югор» предлагаем дополнить комплекс маркетинга следующими мероприятиями:
- более полное использование современных технических средств;
|
- привлечение промоутеров;
- проведение семинаров об услугах Центра среди студентов и школьников;
- заключение договоров с муниципалитетами, организациями городов и районов Коми о предоставлении информации о Центре сотрудникам;
- разработка рекламы ЦКИ «Югор» с участием известных людей Коми;
- акцентирование внимания на известности выставки/мероприятия или ее темы в России и (или) зарубежом;
- обеспечение доступных цен на молодежные мероприятия;
- проведение различных конкурсов;
- привлечение студентов факультетов искусств ВУЗов и школьников к деятельности Центра путем предоставления возможности выставлять свои работы;
- обеспечение доступных цен на молодежные мероприятия: предоставление скидок при предъявление купона, полученного от промоутеров, разработка абонементов на многократные посещения выставок и мастер-классов;
- раздача на открытиях выставок небольших сувениров: ручек, календарей и т. д. с коми символикой или символикой Центра.
Конкурентные стратегии по Портеру:
Исходя из данных анализа конкурентов наиболее подходящей конкурентной стратегией для гостиницы «Югор» является стратегия фокусирования на определенном сегменте рынка. В данном случае, это деятели культуры, а также участники культурных мероприятии. Югор предоставляет постояльцам-участникам уникальную возможность проживать непосредственно в месте проведения мероприятия, избавляя их от необходимости добираться до места.
С позиции культурного Центра целесообразно выбрать стратегию дифференциации. Выбор стратегии дифференциации ассортимента обусловлен широким спектром предлагаемых услуг, а также предложением услуг нового формата, проектов индивидуального направления, что заметно обособляет услуги Центра от услуг данной отрасли. Это позволяет обеспечить более высокую ценность по сравнению с конкурентами услуг для покупателя с точки зрения уровня качества, наличия его особенных характеристик.
|
Комментарии: В процессе разработки стратегий для обучающихся по программе магистратуры обязателен дополнительный анализ деятельности экономической организации с использованием методов и моделей стратегического анализа: модель жизненного цикла товара, матрица БКГ, 5 конкурентных сил М. Портера [2, 22]. Эти инструменты стратегического менеджмента полезны, эффективны, но надо четко представлять, когда они действительно нужны, чтобы не допустить формальных стратегий
Пример («Жешартский фанерный комбинат» (ЖФК) ЗАО):
Модели выбора альтернативных стратегий. Выбор наиболее привлекательного сегмента.
сегмент критерий | Фанера | ДСП |
1. Размер рынка | ||
2. Уровень роста рынка | ||
3. Уровень конкуренции | ||
4. Возможная замена | ||
5. Чувствительность к экономическим тенденциям | ||
6. Барьеры для входа | ||
7.Чувствительность к изменению цен | ||
8. Прибыльность |
Как видно из таблицы, наиболее привлекательный сегмент рынка - это рынок сбыта фанеры.
Модель жизненного цикла товара. Товары, на которых специализируется ЗАО «ЖФК» находятся на стадии роста. В этой связи предприятию можно порекомендовать придерживаться стратегии быстрого роста (увеличение спроса и рост прибыли).
|
- берёзовая фанера - ДСП - ДВП
«Звезды» – «товары лидеры» на быстрорастущем рынке; требуют значительных средств для создания позиций лидера. Благодаря конкурентоспособности могут дать значительные прибыли. По мере замедления темпов развития превращаются в «дойных коров», а затем в «собак». Стратегия «звезды» направлена на увеличение или поддержание доли на рынке, а приоритетная стратегия – инновации.
Таким образом, приоритетные направления для ЗАО «ЖФК» по фанерному производству это:
- «инновации»;
- инвестиции;
- создание позиции лидера.
Производство ДСП и ДВП относится к категории «Знаки вопроса» («трудные дети», «дикие кошки»). Жизнеспособность данной группы неизвестна, т.е. для них характерны слабая поддержка покупателей и неясные конкурентные преимущества. Производство ДСП и ДВП на ЗАО «ЖФК» в большей степени обусловлено возможностью использования отходов фанерного производства. По данным подразделениям необходимы меры, которые будут способствовать их перемещению в «звезды», в которых надо вкладывать средства. Необходимо вложение в эти товары значительных средств с целью увеличения объёмов сбыта и продаж. Данные меры должны быть направлены, прежде всего, на повышение качества и экологичности данной продукции. Приоритетная стратегия - рисковать.
Комментарии:
1) В итоге стратегический план должен представлять собой взаимоувязанные решения, которые дополняют и усиливают друг друга. Между стратегиями должна быть взаимосвязь.
2) Возможна адаптация предложенных форм стратегического плана с учетом специфики деятельности вашей организации.
Таким образом, разработка проекта стратегического плана обеспечивает превращение общетеоретических знаний обучающихся в комплекс реальных стратегий.
Список рекомендуемой литературы
1. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: учебник - М.: Юнити-Дана, 2012 (электронно-библиотечная система «Biblioсlub»).
2. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2014.
3. Баумгартен Л.В. Стратегический менеджмент в туризме. – М.: «Academia», 2007.
4. Баумгартен Л.В. Стратегический менеджмент в туризме: Практикум. – М.: «Academia», 2007.
5. Вигман С.Л. Стратегическое управление в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
6. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд. М.: Гардарики, 2010.
7. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Омега – Л, 2010.
8. Глухов В.Н. Стратегический менеджмент инновационной организации: учеб. пособие. – М.: Государственный университет управления, 2009.
9. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: Учебник. – М.: Юрайт, 2010.
10. Грушенко В.И. Стратегии управления компаниями. От теории к практической разработке и реализации: учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2014.
11. Гусаков В.А. Ясная стратегия бизнеса. – М.: Вершина, 2009.
12. Долгов А.И. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. – М.: Флинта: НОУВПО «МПСИ», 2010.
13. Егоршин А.П. Стратегический менеджмент: Учебник. – Н. Новгород: НИМБ, 2013.
14. Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Магистр, 2011.
15. Лопыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. – М.: ЭКСМО, 2010.
16. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», 2009.
17. Малинков Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Проспект, 2011.
18. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2015.
19. Райтер Г.П. Комплект форм для стратегического планирования // В лабиринтах современного управления: (Стратегическое планирование, маркетинг, обслуживание клиентов, управление персоналом, оплата труда) сб. статей / ред.-сост. Грегори Р. Райтер. Вып. 1.- М.: ОАО НПО «Издательство «Экономика”, 1999.
20. Рассохина Т. В. Менеджмент туристских дестинаций: учебник.- М.: Советский спорт, 2014 (электронно-библиотечная система «Biblioсlub»).
21. Стратегический менеджмент: учебник для вузов. 3-е изд., стандарт третьего поколения / под ред. А. Петрова. – СПб.: Питер, 2012.
22. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. / Шестопал Ю.Т., Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А., Щетинина Н.Ю., Шмелева А.Н. – М.: Кнорус, 2013.
23. Фомичев А. Н. Стратегический менеджмент: учебник для вузов.- М.: Дашков и Ко, 2014 (электронно-библиотечная система «Biblioсlub»).
24. Хангер Д., Уилен Т. Основы стратегического менеджмента.- М.: Юнити-Дана, 2012 (электронно-библиотечная система «Biblioсlub»).
25. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. – СПб: Питер, 2010.
26. Официальный сайт ОАО Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации // https://www.sberbank.ru/
27. https://www.stplan.ru/ - Сайт по вопросам стратегического управления и планирования
28. https://www.inesnet.ru/ - Институт экономических стратегий ИНЭС
29. https://www.csr.ru/ - Центр стратегических исследований
30. https://www.ashmanov.com/ - Стратегическое планирование в Интернете
31. https://www.duma. gov.ru/ - Государственная Дума РФ
32. https://www.rsnet.ru/ - органы государственной исполнительной власти
33. https://www.fsgs.ru/ - Федеральная служба государственной статистики по РК
34. https://www.ecomomy.gov.ru/ - Министерство экономического развития РФ
35. https://www.econom.ru/ - Министерство экономического развития РК
36. https://www.minfin.ru/ - Министерство финансов РФ
37. https://www.cbr.ru/ - Центральный банк РФ
38. https://www.nalog.ru/ - Федеральная налоговая служба
39. https://www.hse.ru/ - государственный университет – Высшая школа экономики
40. https://www.sbis.komi.com/ - КонсультантПлюсКоми
41. https://www.politnauka.org/list-a.php - Стратегический менеджмент