Направления сбора информации:
- стиль управления (личные качества, знания, навыки руководства, быстрота реакции на изменения во внешней среде);
- капитал (размер капитала, ликвидность, объём долгов и т.п.);
- трудовые ресурсы (квалификация работников, уровень окладов, часовых тарифных ставок, системы стимулирования и мотивации персонала и т.п.);
- технология (прогрессивность технологии, степень модернизации, восприимчивость компании к новшествам, качество продукции и возможность ее улучшения и т.п.);
- организация (структура, ориентация на удовлетворение потребностей клиентов, нормы и процесс принятия решений, открытость отношений внутри организации, распределение прав и ответственности);
- здания и сооружения (удобство зданий для клиентов и работников и др.);
- рабочая сила (основные рабочие группы, ценности и убеждения сотрудников, личные цели, практика найма, обучения и продвижения кадров и т.д.);
- финансовые (уровень собственного капитала, инвестиций, уровень рентабельности продаж, поддержание ликвидности, наличие собственных финансовых резервов, возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов, обеспечение положительного денежного потока, инвестиционная политика);
- поставки (возможность закупки необходимого сырья и материалов в нужных количествах, наличие альтернативных поставщиков, оперативность закупок, наличие системы управления товарными запасами);
- маркетинг (целевые сегменты рынка, реальная доля рынка организации, система логистики, наличие опыта маркетинговых исследования, практика стимулирования сбыта и продвижения продукции, осуществление соответствующей целям организации ценовой политики) [2, 22].
|
Для составления перечня сильных и слабых сторон организации предлагаем использовать следующий примерный набор характеристик:
Сильные стороны:
1. достаточные финансовые ресурсы;
2. высокая квалификация персонала;
3. хорошая репутация у покупателей;
4. известность в качестве лидера рынка;
5. изобретательный подход в выработке стратегий в функциональных сферах деятельности организации;
6. защищенность, хотя бы в чем-то, от сильного конкурентного давления (н-р, подходящая технология);
7. преимущества в области издержек;
8. проверенный временем менеджмент [2];
9. наличие инновационных способностей и возможностей их реализации;
10. по продуктам (широкая номенклатура товаров; высокое качество; умеренная цена);
11. бизнес процессы (дилерская сеть в различных регионах; представительство завода поставщика; пятилетний опыт работы на рынке; менеджмент (высокая подготовка топ менеджеров, переподготовка квалификации персонала, компьютеризация процесса менеджмента);
12. ресурсы (достаточный оборотный капитал; наличие квалифицированного сбытового персонала; наличие хорошей производственной базы (производственные и офисные площади);
13. четко проявленная компетентность персонала;
14. достаточные финансовые источники;
15. высокое искусство конкурентной борьбы;
16. хорошее понимание потребителей;
17. признанный рыночный лидер;
18. четко сформулированная стратегия;
19. собственная уникальная технология;
20. лучшие производственные мощности;
21. наиболее эффективная в отрасли реклама;
22. ценовое преимущество;
|
23. современные технологии;
24. высокая скорость и качество работ;
25. восприимчивость к новым разработкам;
26. опытный менеджмент;
27. постоянное повышение квалификации сотрудников.
Слабые стороны:
1) отсутствие ясных стратегических направлений;
2) ухудшающаяся конкурентная позиция;
3) устаревшее оборудование (производственные мощности);
4) недостаток управленческого опыта и глубины владения проблемами;
5) внутренние производственные проблемы;
6) плохое отслеживание процесса реализации стратегии;
7) уязвимость по отношению к давлению конкурентов;
8) отставания в области исследования и разработок;
9) очень узкая продуктовая линия;
10) недостатки продукта;
11) недиверсифицированная деятельность;
12) слабое представление о рынке;
13) неспособность финансировать необходимые изменения [2];
14) недостаток требуемой квалификации сбытовых сотрудников;
15) отсутствие налаженных механизмов поиска и управления персоналом;
16) слабая ответственность и мотивация менеджеров, направленная на результаты (по сбыту и производству);
17) недостаток финансов, необходимых для изменения стратегии;
18) отсутствие анализа информации о потребителях;
19) слабый участник рынка;
20) отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации;
21) высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами;
22) устаревшие технологии и оборудования;
23) слабая политика продвижения;
24) недостаточно развита система маркетинга;
25) слабая реклама;
26) несложившийся имидж;
27) неразвитая сбытовая сеть;
28) негибкая ценовая политика;
29) неизвестное имя на рынке;
30) узкий спектр предоставляемых услуг;
31) отсутствие средств на агрессивную рекламу.
Разработчики стратегического плана могут дополнить каждую из четырех частей перечня угроз и возможностей, сильных и слабых сторон организации, которые отражают особенности ее конкретной деятельности и ситуации на соответствующем рынке.
Комментарии:
На этапе анализа состояния организации рассматриваются факторы, на которые она может повлиять. Любой такой фактор должен быть по каким-то основаниям отнесён либо к сильным, либо к слабым сторонам фирмы. Результаты анализа фиксировать в специальной матрице.