Направления сбора информации:
- экономические факторы (инфляция, ставка рефинансирования, безработица, ставки налогообложения, доходы населения, экономический рост страны, финансовая устойчивость государства и рынков, инвестиционная активность и пр.);
- социальные факторы (рождаемость, обеспеченность жильём, тенденции расселения, качество жизни, демографическая структура населения и пр.);
- культурные факторы (ценности и предпочтения потребителя);
- ресурсы (материальные, трудовые, финансовые, инвестиционные и др.);
- изменения законодательства, тарифов, налогов и пр.;
- политические факторы (выборы, политическая стабильность, уровень бюрократии, влияние государства на сферу, где работает организация и др.);
- отраслевые факторы (конкуренция, цены, технологические изменения, развитие рынков, транспортная сеть и другие элементы инфраструктуры, инновационные процессы и пр.) [17, 19].
Комментарии:
1) Все перечисленные факторы необходимо принимать во внимание независимо от сферы деятельности. Следует изучить эти факторы с учётом особенностей своей отрасли. Необходимо определить источники и формы сбора информации, а также ответственных за него исполнителей.
2) В этот список должны войти только те факторы, на которые организация повлиять не в состоянии. Каждый фактор (тенденция) из рассматриваемого списка должен быть обоснованно отнесён либо к угрозам, либо к возможностям для компании. Результаты анализа фиксировать в приведённой ниже матрице. Иногда конкретный фактор можно отнести и к угрозам, и к возможностям одновременно.
Для облегчения составления перечня факторов внешней среды предлагаем варианты формулировок возможностей и угроз.
|
Возможности:
1. ускорение роста рынка;
2. выход на новые рынки (сегменты рынка);
3. освоение взаимодополняющих продуктов;
4. расширение продуктовой линии;
5. добавление сопутствующих продуктов;
6. вертикальная интеграция;
7. возможность перейти в группу с лучшей рыночной позицией;
8. самоуспокоенность среди конкурирующих фирм [2];
9. возросшие требования к качеству продукции;
10. слабое присутствие на российском рынке западных компаний;
11. относительное низкое качество товара российских предприятий- производителей;
12. большое число потенциальных потребителей, работающих сейчас с конкурентами;
13. расширение диапазона возможных товаров;
14. возможность обслуживать дополнительных групп потребителей;
15. благодушие конкурентов;
16. снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки;
17. благоприятны сдвиг в курсах валют;
18. большая доступность ресурсов;
19. ослабление ограничивающего законодательства;
20. ослабление нестабильности бизнеса;
21. отсутствие явного лидера на рынке;
22. ослабление экономических санкций;
23. рост реальных доходов населения;
24. снижение уровня инфляции;
25. снижение ставки рефинансирования.
Угрозы:
1. возможность появления новых конкурентов;
2. замедление роста рынка;
3. рост продаж замещающего продукта;
4. неблагоприятная политика правительства;
5. возрастающее конкурентное давление;
6. изменения потребностей и вкусов покупателей;
7. неблагоприятные демографические изменения;
8. рецессия и затухание делового цикла [2];
9. неблагоприятные изменения в обменных курсах;
|
10. неблагоприятные изменения в торговой политике иностранных государств;
11. рост таможенных пошлин;
12. рост количества суррогатной (фальсифицированной) продукции;
13. возможность проникновения на рынок западных компаний;
14. существование на рынке неэкономических методов конкуренции;
15. ослабление роста рынка;
16. неблагоприятные демографические изменения ввода новых рыночных сегментов;
17. ужесточение конкуренции;
18. появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости;
19. неблагоприятный сдвиг в курсах валют;
20. усиление требований поставщиков;
21. законодательное регулирование цены, чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса;
22. сокращение рынка;
23. появление сильных товаров – заменителей;
24. девальвация рубля;
25. ужесточение экономических санкций;
26. ограниченный доступ к капиталу;
27. политическая неопределенность;
28. ухудшение макроэкономической ситуации;
29. террористические угрозы;
30. негативная динамика российского рынка;
31. неблагоприятная геополитика;
32. новые инициативы по законодательному регулированию отрасли;
33. волатильность социально-экономической ситуации.