7.1. Организация занятий по дисциплине "Электротехника и электроника" возможна как по обычной технологии по видам работ (лекции, практические занятия, лабораторный практикум, текущий контроль на 4-й, 8-й, 12-й и 16-й неделе семестров) по диспетчерскому расписанию, так и по технологии группового модульного обучения при планировании проведения всех видов работ (аудиторных занятий и самостоятельной работы по дисциплине) в автоматизированной аудитории с проекционным оборудованием и компьютерами на 25 мест плюс 12-16 часов в лаборатории электротехники для проведения лабораторных работ на натурных стендах.
Для этого на кафедре "Электроника и информатика" разработаны и записаны на компакт-дисках программные учебно-методические комплексы (УМК) по электротехнике и электронике, в котором интегрированы электронные образовательные ресурсы, базы данных, совокупность других дидактических средств и методических материалов, обеспечивающих сопровождение учебного процесса по всем видам занятий и работ по дисциплине В УМК совмещены форматы и идеология печатных и электронных учебных изданий и включены программные средства и ресурсы, в том числе flash-упражнения и flash-задания, задания для компьютерного тестирования уровня усвоения тем курса, программы проверки этапов выполнения курсовых работ.
При изложении теоретического материала рекомендуется использовать мультимедийные иллюстративные материалы, при проведении практических занятий – мультимедийные многовариантные упражнения, задания и тренажёры, функционирующие как в тренировочных, так в контрольных режимах, выполнение части лабораторных работ рекомендуется проводить в виртуальной лаборатории. Для этого разработано 37 компьютерных лабораторных работ (20 работ по модулю "Электротехника" и 17 работ по модулю "Электроника") с использованием программной среды NI Multisim и созданной на кафедре среды LabWorks с формированием электронных отчётов по работам и компьютерном тестированием перед защитой каждой работы. Студент выполняет моделирование схем электротехнических и электронных устройств в программной среде NI Multisum, проводит необходимые манипуляции на моделях в соответствии с индивидуальным заданием на выполнение каждой лабораторной работы (номер варианта задания совпадает с номером записи фамилии студента в учебном журнале группы).
Варианты заданий и методические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине "Электротехника и информатика", которые рекомендуется выдавать студентам на первых занятиях семестров, содержат основные теоретические положения и расчётные формулы, варианты заданий и примеры их выполнения, рекомендации по оформлению отчётов. Для проверки правильности выполнения этапов курсовым работам на кафедре "Электроника и информатика" разработаны в среде Borland C++ Builder или Adobe Flash программы расчёта электрических цепей и устройств и построения диаграмм и графиков временных и частотных характеристик параметров электрических цепей и устройств.
Перечень интерактивных занятий по дисциплине
Семестр 4 или 5 (20 час.)
№ п/п | Вид занятия | Используемый инструментарий | Трудоём- кость (час) |
Практическое занятие "Методы расчёта электрических цепей постоянного тока" | Электротехнический калькулятор, 5 программ "Матричные методы расчёта цепей" [9.3.1] | ||
Практическое занятие "Расчёт электрических цепей переменного тока и построение векторных диаграмм напряжений и токов" | Программы для построения временных диаграмм напряжений и токов с фазовыми сдвигами в электрических цепях [9.3.1]. Тренажер для построения векторных диаграмм электрических цепей с последовательным, параллельным и смешанным соединением элементов, функционирующий в тренировочном и контрольном режимах | ||
Практическое занятие "Расчёт цепей трёхфазного тока" | Тренажер для построения векторных диаграмм напряжений и токов в трёхфазных цепях, в том числе при аварийных режимах | ||
Практическое занятие "Расчёт магнитных цепей" | Программы расчёта нелинейных магнитных цепей графо-аналитическим методом и методом аналитической аппроксимации [9.3.1] | ||
Практическое занятие "Анализ работы однофазного трансформатора" | Программная среда проектирования и анализа электронных средств NI Multisim | ||
Лабораторная работа "Испытание асинхронного двигателя (АД)" | Программа для испытания АД с короткозамкнутым или с фазным ротором [9.3.1] | ||
Лабораторная работа "Испытание двигателя постояного тока" | Программа для испытания двигателя постоянного тока параллельного возбуждения [9.3.1] |
Семестр 5 или 6 (22 часа)
№ п/п | Вид занятий (форма обучения) | Используемый инструментарий | Трудоём- кость (час) |
Практическое занятие "Расчёт однофазного выпрямителя по заданным параметрам" | Программа расчёта параметров полупроводниковых выпрямителей | ||
Практическое занятие "Синтез логических схем на основе базовых элементов" | Программная среда проектирования и анализа электронных средств NI Multisim | ||
Практическое занятие "Анализ схем электронных счётчиков" | Программная среда проектирования и анализа электронных средств NI Multisim | ||
Лабораторная работа "Преобразование сигналов с помощью операционного усилителя " | Программная среда проектирования и анализа электронных средств NI Multisim | ||
Лабораторная работа "Аналоговый компаратор" | Программная среда проектирования и анализа электронных средств NI Multisim | ||
Лабораторная работа "Преобразователи кодов" | Программная среда проектирования и анализа электронных средств NI Multisim | ||
Лабораторная работа "Цифроаналоговый и аналого-цифровой преобразователи" | Программная среда проектирования и анализа электронных средств NI Multisim |
8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
8.1. Текущий контроль по разделам (темам) дисциплины рекомендуется проводить во второй половине 4-й, 8-й, 12-й и 16-й недели в виде компьютерного тестирования по 20-25 тестовым заданиям в тесте.
Семестр 4 или 5 (8 час.)
№ п/п | Наименование темы дисциплины | Дата проведения (неделя семестра) | Длительность сессии тестирования (час) |
Анализ электрических цепей постоянного тока Анализ электрических цепей переменного тока | 4-я | ||
Анализ цепей трёхфазного тока Переходные процессы в электрических цепях | . 8-я | ||
Анализ магнитных цепей Трансформаторы | 12-я | ||
Асинхронные двигатели Машины постоянного тока Синхронные машины | 16-я |
Семестр 5 или 6 (8 час.)
№ п/п | Наименование темы дисциплины | Дата проведения (неделя семестра) | Длительность сессии тестирования (час) |
Элементная база электронных устройств Источники вторичного электропитания | 4-я | ||
Усилители электрических сигналов Автогенераторы | . 8-я | ||
Логические элементы Цифровые комбинационные устройства | 12-я | ||
Цифровые последовательностные устройства | 16-я |
Примеры тестовых заданий
8.1.1. " Может ли (да/нет) использоваться на самолете в качестве нейтрального провода трехфазной цепи его металлическая обшивка (корпус)? " Эталон: да;
8.1.2. Укажите, какие из приведенных признаков:
а) минимальный ток, потребляемый контуром;
б) сдвиг фаз между напряжением и током на входе контура равен 90°;
в) максимальный ток, потребляемый контуром,
г) минимальная проводимость контура,
д) отсутствие активных потерь в контуре,
е) минимальное сопротивление контура,
характеризуют:
1) резонанс напряжений в электрической цепи;
2) резонанс токов в электрической цепи ".
Эталон: 1 - в, е; 2 - а, г.
8.1.3. Укажите, какой принцип из приведенных:
а) принцип наложения;
б) принцип эквивалентного генератора;
в) принцип компенсации;
г) принцип взаимности
полностью применим при расчете нелинейных электрических цепей? "
Эталон: в.
8.1.4. Параметры стабилитрона: Uст.ном = 30 В; I с т.min = 10 мА; Iст.max = 50 мА; I с т.ном = (Iст.max + I с т.min)/2 = (50 + 10)/2 = 30 мА. Укажите, чему равно динамическое сопротивление стабилитрона в окрестности рабочей точки (считая рабочий участок ВАХ стабилитрона линейным), если напряжение на стабилитроне на рабочем участке не должно изменяться более 0,1 %?
0,3 Ом; 0,5 Ом; 0,75 Ом; 1,0 Ом; 1,25 Ом.
8.1.5. Укажите выходное напряжение uвых инвертирующего операционного усилителя (ОУ) при R 1 = 10 кОм и Rос = 500 кОм, если входное дифференциальное напряжение uвх = 4 мВ.
+0,4 В; +0,2 В; –0,4 В; –0,2 В.
8.1.6. Укажите число выводов у шифратора при четырёх информационных входах.
16; 8; 4; 2; 1.
8.1.7. Укажите аналитическое выражение:
а) б)
в) г)
описывающее работу:
RS-триггера: а); б); в); г);
JK- триггера: а); б); в); г);
Т-триггера: а); б); в); г);
D-триггера: а); б); в); г).
8.1.8. Укажите, в какой момент 5-разрядный двоичный счетчик возвращается в начальное состояние:
при поступлении на вход 16-го импульса;
при подаче на вход 32-го импульса;
при подаче на вход инверсного сигнала;
при переполнении, наступающем при числе импульсов N = 25 – 1.
8.1.9. Укажите, можно ли свести к нулю погрешность квантования аналогового сигнала посредствомвыбора параметров устройства, например, за счёт увеличения разрядности АЦП:
да; нет.
8.2. Промежуточный контроль по результатам семестра по дисциплине проходит в форме устного экзамена в обоих семестрах и включает в себя ответы на теоретические вопросы и решение типовоц задачи.
8.2.1. Вопросы и содержание типовых задач по разделам 1 и 2 дисциплины, выносимые на экзамен, выдаваемые студентам на первом занятии 4-го иди 5-го семестра.
Вопросы.
1. Пассивные элементы цепей и их характеристики.
2. Активные элементы цепей и их характеристики.
3. Расчет цепей постоянного тока методом преобразования схемы.
4. Алгоритм расчёта токов в сложной цепи постоянного тока методом законов Кирхгофа или методом узловых напряжений.
5. Алгоритм расчёта тока в одной ветви сложной цепи постоянного тока методом эквивалентного генератора.
6. Основные величины, характеризующие синусоидальные функции, и способы их отображения.
7. Среднее и действующее значения синусоидальных функций.
8. Анализ процессов в RL-, RC -, RLC -цепи синусоидального тока.
9. Три вида мощности в цепях синусоидального тока.
10. Методика расчета тока и мощностей в последовательной RL-, RC -, RLC -цепи комплексным методом.
11. Расчет токов в цепи переменного тока при параллельном включении приемников.
12. Резонанс напряжений (РН) и его особенности.
13. Резонанс токов (РТ) и его особенности.
14. Четырехполюсники: определение, классификация, система уравнений в А -форме. Физический смысл и размерности А -коэффициентов.
15. Т - и П -образные схемы замещения четырехполюсников и их связь с А -коэффициентами.
16. Основные принципы и теоремы, лежащие в основе расчёта и работы электромагнитных устройств: (принцип непрерывности электрического тока и магнитного потока; закон полного тока; закон электромагнитной индукции; закон Ампера).
17. Расчет неоднородной неразветвленной магнитной цепи: а) прямая задача; б) обратная задача.
18. Назначение и классификация электрических аппаратов (электромагнитные реле, контакторы и пускатели, тепловое реле).
19. Назначение, устройство и принцип работы двухобмоточного трансформатора.
20. Анализ работы трансформатора (Тр) при ХХ и нагруженного Тр. Внешняя характеристика Тр.
21. Опыты ХХ и КЗ трансформатора.
22. Назначение, устройство и принцип действия асинхронного двигателя (АД).
23. Скольжение. Частота ЭДС статора и ротора. Схема замещения обмотки ротора и статора.
24. Вращающий момент АД. Зависимость момента от скольжения, т. е. М = f (S).
25. Механическая и рабочие характеристики АД. Пуск в ход АД. Реверсирование АД.
26. Назначение, устройство и принцип действия генератора постоянного тока (ГПТ). Способы возбуждения ГПТ. ЭДС якоря. Внешние характеристики ГПТ.
27. Назначение, устройство и принцип действия двигателя постоянного тока (ДПТ). Вращающий момент ДПТ.
28. Механическая и рабочие характеристики ДПТ. Способы регулирования частоты вращения ДПТ.
29. Назначение, устройство и принцип действия синхронного генератора (СГ). Способы возбуждения СГ. ЭДС якоря, реакция якоря.
30. Устройство, принцип действия и характеристики синхронного двигателя. Работа синхронного двигателя в качестве компенсатора реактивной мощности.
31. Причины возникновения переходных процессов в электрических цепях. Правила (законы) коммутации.
32. Переходные процессы в цепях первого порядка.
Содержание типовых задач по разделам 1 и 2 дисциплины
1. Расчет токов в сложной цепи с использованием правила делителя тока.
2. Расчёт токов в двухконтурной цепи постоянного тока одним из указанных методов: методом преобразования, законов Кирхгофа, методом двух узлов.
3. Расчёт токов в цепи переменного тока с последовательным или параллельным соединением двух-трёх пассивных элементов (R, L и C) комплексным методом с построением векторной диаграммы токов и напряжений.
4. Расчёт параметров колебательных контуров.
5. Расчёт А -коэффициентов простейших четырёхполюсников.
6. Расчёт неразветвлённой магнитной цепи при заданных геометрических размерах магнитопровода, его кривой намагничивания и магнитном потоке в зазоре.
8.2.2. Вопросы и содержание типовых задач по разделам 3 и 4 дисциплины, выносимые на экзамен, выдаваемые студентам на первом занятии 5-го иди 6-го семестра.
Вопросы.
1. Основные этапы развития и главные области применения электронных устройств. Основные типы электронных приборов.
2. Диоды и их свойства. Разновидности диодов.
3. Устройство, принцип действия, схемы включения и параметры биполярных транзисторов.
4. Полевые транзисторы: устройство, основные параметры и характеристики.
5. Устройство тиристора, его вольтамперная характеристика, область применения.
6. Типы интегральных микросхем. Семейства цифровых микросхем.
7. Структурная схема выпрямительного устройства напряжения. Однофазные одно- и двухполупериодные выпрямители напряжения: соответствующие средние значения выпрямленного напряжения и коэффициенты пульсации. Простейшие сглаживающие фильтры, коэффициент сглаживания. Внешние характеристики выпрямителей.
8. Назначение и классификация электронных усилителей. Основные параметры и характеристики усилителей.
9. Электронный усилитель на биполярном транзисторе, включённом по схеме с общим эмиттером: назначение элементов, функционирование.
10. Эмиттерный (истоковый) повторитель. Дифференциальный усилитель.
11. Функциональная схема операционного усилителя (ОУ), условное обозначение; схемы инвертирующего и неинвертирующего ОУ, выходные характеристики. Функциональные узлы на ОУ.
12. Параметры импульсов и импульсных устройств. Транзисторный ключ.
13. Режимы усиления мощности в импульсных усилителях.
14.Условия функционирования электронных генераторов. LС - и RС -генераторы.
15. Генераторы импульсов треугольной, прямоугольной и пилообразной форм.
16. Способы выполнения операций в цифровых устройствах над кодовыми и бинарными словами.
17. Функции алгебры логики, в том числе стрелка Пирса и штрих Шеффера.
18. Представление логических функций математическими выражениями и переход от них к логическим схемам.
19. Понятия «комбинационное устройство», «последовательностное устройство», «цифровой автомат».
20. Преобразователи кодов (шифраторы, дешифраторы, мультиплексоры и демультиплексоры).
21. Аналоговые и цифровые компараторы.
22. Двоичные полусумматоры и сумматоры.
23. Принцип цифроаналогового преобразования с использованием устройств с резистивными матрицами. Погрешность преобразования. Напряжение на выходе преобразователя.
24. Физический процесс аналого-цифрового преобразования. Работа схемы АЦП последовательного счёта.
25. Асинхронный и синхронный RS -триггеры: таблицы переходов, аналитические выражения функционирования, временные диаграммы.
26. Т -, D - и JK -триггеры: таблицы переходов, аналитические выражения функционирования, временные диаграммы.
27. Бинарный счётчик с последовательным переносом.
28. Реверсивный синхронный бинарный и десятичный счётчики.
29. Работа параллельного регистра на RS -триггерах.
30. Схема сверхоперативной памяти на регистрах и её функционирование.
31. Элементы полупроводниковой памяти: на биполярных транзисторах с одномерной адресацией, на МОП-транзисторах с однокоординатной выборкой.
32. ПЗУ, состоящие: из диодной матрицы, из многоэмиттерных транзисторов.
33. Построение динамического элемента памяти на МОП-транзисторе с последовательно соединённым конденсатором.
Содержание типовых задач по разделам 3 и 4 дисциплины
1. Анализ выпрямителей и сглаживающих фильтров.
2. Анализ электронных схем, содержащих операционные усилители.
3. Составление таблиц истинности для логических схем.
4. Заполнение таблиц состояния цифровых схем, включающих дешифраторы и счётчики в соответствии с заданной последовательностью входных сигналов.
5. Заполнение таблиц состояния цифровых схем, включающих мультиплексоры, дешифраторы, счётчики и сумматоры в соответствии с заданной последовательностью входных сигналов.