Организация Содружества наций




Структура Содружества

Традиционно главой Содружества провозглашается монарх Великобритании, в настоящее время таковым является королева Великобритании Елизавета II. В качестве главы Содружества она не выполняет никаких формальных функций и её роль в повседневной деятельности организации лишь символическая. В 16 государствах Содружества монарх Великобритании до сего дня является де-юре главой государства, но при этом также не исполняет формальных функций. Пост главы Содружества не является титулом и не передаётся по наследству. При смене монарха на британском троне главам правительств стран-членов Содружества предстоит принять формальное решение о назначении нового главы организации.

Высшим органом Содружества наций является конференция глав правительств, которая собирается раз в два года, регулярно проводятся совещания министров финансов, торговли, образования и др. С 1965 г. действует Постоянный секретариат Содружества в Лондоне (его возглавляет генеральный секретарь, избираемый председателями правительств стран-участниц), призванный обеспечивать сотрудничество между государствами-участниками и организовывать встречи между их представителями (совет министров должен собираться один раз в год, в мае). 1 апреля 2008 года новым генеральным секретарём стал индийский дипломат Камалеш Шарма. В 1979 г. был создан Объединенный фонд Содружества по оказанию технической помощи развивающимся государствам. Содружество является крупнейшей после ООН международной организацией, что было подтверждено предоставлением ей в 1976 г. статуса наблюдателя в этой крупнейшей мировой наднациональной организации; оно призвано играть важную роль в поддержании активных межгосударственных отношений между своими членами. Постоянный секретариат имеет право быть информированным о политике государств-членов и давать советы по тем или иным проблемам внутренней или внешней политики. Другими важнейшими институтами Содружества являются Фонд Содружества, занимающийся поддержкой развития гражданского общества (основным средством здесь является работа с растущим числом профессиональных и других неправительственных организаций), и Содружество образования, помогающее развитию свободного образования, распространению знаний и технологий.

В наше время все возрастает роль различных неправительственных организаций в повседневной жизни Содружества и его стран-членов. Таких организаций насчитывается более 100 - они занимаются самыми разными вопросами: сотрудничеством в области спорта, культуры, образования, благотворительности и т.д. Эти организации вносят значительный вклад в поддержание разнообразных связей между странами Содружества. Их роль в сохранении жизнеспособности Содружества наций велика, хотя ее и довольно трудно реально оценить. Такое сочетание официальных и неправительственных механизмов формирует облик Содружества, принципиально отличный от привычного облика международных организаций.

Государства, входящие в Содружество, поддерживают между собой обычные дипломатические отношения через высоких комиссаров (High Commissioners), имеющих ранг послов. Дипломатические отношения между странами Содружества и другими государствами осуществляются в обычном порядке.

2. Членство

На сегодняшний день 54 государства являются членами Содружества наций. (см. Приложение I рис.1)Общая численность населения стран Содружества составляет около 1,8 млрд, то есть примерно 30 % населения мира. С точки зрения численности населения на первом месте находится Индия (по переписи 2001, один миллиард человек), за которой идут Пакистан, Бангладеш и Нигерия (население каждой из них превышает 100 млн.); самое немногочисленное население у Тувалу -- 11 тыс. Территория стран Содружества составляет примерно четверть земной суши. Крупнейшие из них по территории - Канада, Австралия и Индия.

Членство в Содружестве открыто для всех стран, признающих основные цели его деятельности. Необходимо также наличие прошлых или нынешних конституционных связей между кандидатом на вступление и Великобританией или иным членом Содружества. Не все члены организации имеют непосредственные конституционные связи с Великобританией -- некоторые из южнотихоокеанских государств находились под управлением Австралии или Новой Зеландии, а Намибия с 1920 по 1990 -- под управлением ЮАР. В 1995 членом Содружества стал Камерун. Под британским управлением находилась лишь часть его территории по мандату Лиги наций (1920--1946) и по соглашению об опеке с ООН (1946--1961).

Существует лишь один член Содружества, для которого это правило было нарушено. Мозамбик, бывшая колония Португалии, была принята в Содружество в 1995 после триумфального восстановления членства ЮАР и проведения в Мозамбике первых демократических выборов. За Мозамбик попросили его соседи, все из которых входили в Содружество и желали помочь Мозамбику в преодолении ущерба, нанесённого экономике этой страны в связи с её противостоянием с режимами белого меньшинства в Южной Родезии (теперь Зимбабве) и ЮАР. В 1997 главы государств Содружества всё же приняли решение о том, что вопрос Мозамбика следует рассматривать как особый и не создающий прецедента на будущее. В 2009 году список стран-членов организации пополнила Руанда, которая официально была принята в Содружество 28 ноября на юбилейном саммите глав государств и правительств стран Содружества, приуроченном к его 60-летию.

Несостоявшееся членство.

Президент Франции Шарль де Голль дважды поднимал вопрос о возможном обращении Франции с просьбой о вступлении в Содружество; эта задумка так и не была реализована, но её можно рассматривать как некое продолжение высказанной в годы войны идеи Уинстона Черчилля об объединении правительств Франции и Великобритании.

Давид Бен-Гурион предлагал попросить о приёме Израиля в Содружество, но большинство израильтян отвергли это предложение, полагая, что членство в этой организации может означать зависимость от Великобритании. Содружество также негативно отнеслось к этой идее, поскольку она могла означать необходимость оказания Израилю большей поддержки.

Прекращение членства.

Каждая страна Содружества пользуется безоговорочным правом одностороннего выхода из него. В 1972 из Содружества вышел Пакистан в знак протеста против признания Содружеством Бангладеш как независимого государства. В 1989 Пакистан вернулся в состав организации. Фиджи выходило из состава организации в 1987--1997 после государственного переворота, в результате которого в стране была провозглашена республика. В 2009 году Фиджи было исключено из стран-членов Содружества после военного переворота 2006 года.

Зимбабве вышло из Содружества в 2003 после того, как главы правительств стран-членов организации отказались отменить решение о приостановлении участия Зимбабве в совещаниях лидеров и министров стран Содружества в связи с нарушениями прав человека и демократических норм управления страной.

Хотя главы правительств стран-членов Содружества имеют право приостанавливать участие отдельных стран в работе органов Содружества, возможность исключения из Содружества никакими документами не определена. В то же время государства Содружества (Commonwealth Realms), провозглашающие себя республиками, автоматически выходят из Содружества, если они не обратятся к остальным членам с просьбой о сохранении их членства в Содружестве. Ирландия не обращалась с такой просьбой, поскольку на момент её провозглашения республикой в 1949 эта норма ещё отсутствовала. Вопрос о вхождении Ирландии в Содружество неоднократно поднимался, однако это предложение не пользуется поддержкой среди местного населения, продолжающего ассоциировать Содружество с британским империализмом. Ирландская Республика стала первым государством, вышедшим из Содружества и не восстановившим своего членства.

ЮАР лишилась членства после провозглашения республики в 1961 в связи с неприятием многими членами Содружества -- странами Азии, Африки и Канадой -- политики апартеида, проводившейся ЮАР. Правительство ЮАР предпочло просто не подавать заявления о продолжении членства, будучи уверенным в том, что оно будет отклонено. Членство ЮАР было восстановлено в 1994, после того, как был положен конец апартеиду.

В последние годы было несколько случаев приостановления участия членов Содружества «в деятельности Советов Содружества» (в совещаниях лидеров и министров стран-членов) за явные нарушения демократических норм управления. Эта мера не прекращает членства этого государства в Содружестве.

Данная мера принималась в отношении Фиджи в 2000--2001 и с 2006 после военного переворота в этой стране и в отношении Пакистана с 1999 по 2004 и с ноября 2007по аналогичной причине.

Нигерия не участвовала в совещаниях с 1995 по 1999. В 2002 аналогичная мера была принята в отношении Зимбабве (поводом стали избирательная и земельная реформы правительства Роберта Мугабе).

Сферы деятельности

 

Сегодня Содружество наций осуществляет свою деятельность в двух основных направлениях: распространение норм и принципов демократии и содействие развитию. В рамках этих направления организация осуществляет следующие программы: посредничество в целях достижения мира и безопасности, верховенство закона, права человека, развитие государственного сектора, экономики, человеческого потенциала и устойчивое развитие окружающей среды. Также ведётся сотрудничество в области здравоохранения, образования и спорта.

ЭКОНОМИКА

Экономическое значение колоний для метрополии традиционно было довольно большим. Обладание Империей существенно увеличивало потенциал британской экономики и внешней политики, способствовало сохранению Великобританией статуса великой державы. События второй мировой войны и подъем национально-освободительных движений в мире; резкий рост могущества Советского Союза и США и все большее их вовлечение в дела "третьего мира" способствовали формированию в колониях самостоятельных государственно-территориальных образований. В этих условиях Великобритания попыталась сохранить хотя бы часть своих интересов в бывших колониях, а ныне - независимых государствах. Решение этой проблемы было найдено в пересмотре концепции британского Содружества наций и открытии его "дверей" для всех желающих. Содружество должно было позволить, в какой-то степени, сохранить британские экономические интересы[2], предотвратить переход освободившихся колоний в социалистический лагерь и связанную с этим национализацию компаний, находящихся в иностранной собственности.

В конце ноября 1961 г. президент Франции де Голль во время своего визита в Англию поставил премьер-министра Макмиллана перед необходимостью выбора между Европой и Содружеством. Однако английское правительство не было готово к тому, чтобы противостоять давлению кругов, связанных с деятельностью английских компаний в странах Содружества. В английском руководстве возникли разногласия. Конференция премьер-министров стран Содружества в сентябре 1962 г. подтвердила «необходимость обеспечения соответствующих гарантий для защиты интересов производителей продовольственных товаров и других сельскохозяйственных продуктов в Содружестве, включая тропические культуры, а также некоторые виды сырья, для которых испрашивалось разрешение беспошлинного ввоза». В создавшихся условиях английское правительство не могло решиться на окончательный разрыв с Содружеством и отвергло французский ультиматум. 29 января 1963 г. при обсуждении просьбы Англии о приеме в ЕЭС де Голль использовал право вето.

Со временем, однако, приоритеты развития британской экономики изменились: бывшие колониальные интересы перестали быть для нее значимыми. Показателен в этом смысле тот факт, что после завершения второй мировой войны 25% доходов англо-голландской "Юнилевер" проходило по графе "плантации и ЮАК, а в 1962 г. этот показатель не превысил 7%. [3] Постепенное уменьшение таможенных барьеров в результате Бреттон-Вудской и Ямайской конференций позволило Великобритании найти собственную нишу в международном разделении труда, ее зависимость от колониальных рынков сбыта была в значительной степени уничтожена. Научно-техническая революция, в которую новые независимые государства, в отличие от Великобритании, не были достаточно широко вовлечены, сделала продукцию британской промышленности - высокотехнологичные товары как промышленного, так и потребительского назначения - более востребованной на Западе, в развитых странах, чем в освободившихся государствах. Доля промышленно развитых государств в британском экспорте увеличилась с 73.1% в 1970 г. до 80% в 1980 г. и до 79-83% к началу XXI в. Напротив, удельный вес Содружества наций в общем экспорте Великобритании сократился с 64% в 1942 г. до 42% в 1955 г., 27% в 1970 г. и 11% в 1993 г. (см. приложение II табл.1 и график 1)

Значимость экономических связей внутри Содружества как для метрополии, так и для ее бывших колоний стремительно уменьшалась. Эта тенденция была еще более усилена после вступления Британии в Европейский союз, крайне негативно относящийся к попыткам вести независимую от общеевропейской линии экономическую политику в отношении развивающихся стран и отдающего приоритет защите собственных производителей. За десять лет с 1951 по 1961 год английский экспорт в страны бывшей империи упал с 50 до 39%, в то время как в ЕЭС он вырос с 25 до 32%. Хотя сохранившиеся почти 40% экспорта оставались весьма важным компонентом британского торгового баланса, не говоря уже о возраставших английских инвестициях в странах Содружества[3].

В общем, промышленный и торговый капитал, все более ориентирующийся на развитые страны и вытесняемый из своих бывших вотчин конкурентами из США, Японии, ФРГ, перестал относиться внимательно к проблемам взаимоотношений между Британией и ее бывшими колониями. При этом некоторые отрасли промышленности сохраняют свою зависимость от источников сырья в странах Содружества наций. Наиболее важны в этом смысле связи Британии с ЮАР, откуда поступает более 70% британского импорта золота, 40% - металлов платиновой группы, более 30% ванадия, хрома, магния, 16% асбеста.

В меньшей степени ослабление заинтересованности в странах Содружества относится к британскому финансовому капиталу: Лондон сохранил свой статус главного финансового центра по отношению к странам Содружества, несмотря на попытки Нью-Йорка оттеснить его. В Лондоне до сих пор совершается 28-31% международных валютных операций (в Нью-Йорке - 16%); лондонские банки выдают примерно такую же долю международных банковских кредитов; здесь проходит до трети всех переговоров о международных займах. Лондонское Сити, его банки и страховые компании удерживают важнейшие позиции в странах "третьего мира". Можно утверждать, что именно Содружество, золотовалютные авуары его стран-участниц сохранили немаловажную роль в обеспечении статуса Лондона как крупнейшего финансового центра. Сохраняются громадные капиталовложения Великобритании в ее бывших колониях.

Положительно повлияло на положение Лондона на карте мировых финансов и то, что фунт стерлингов длительное время оставался основной расчетной и платежной единицей для стран Содружества: единое имперское валютное пространство было преобразовано в стерлинговый блок, а затем - в стерлинговую зону, которая просуществовала до 1972 г. Последняя включала в свой состав 64 страны и территории, а ее границы во многом повторяли границы Содружества наций. Согласно Бреттон-Вудским соглашениям, определившим контуры новой мировой финансовой системы, фунт стерлингов выполнял функции второй "резервной" валюты, что, разумеется, способствовало стабилизации стерлингового пространства. Лишь девальвация фунта 18 ноября 1967 г. и общий финансовый кризис привели к демонтажу Бреттон-Вудской системы и окончательной замене фунта стерлингов американским долларом в качестве основной резервной валюты.

Важной сферой экономических взаимосвязей между Великобританией и ее бывшими колониями является помощь, которую она им оказывает, наряду с другими индустриально развитыми странами. Финансовая помощь в виде общей помощи развитию, займов, даров составила в 2000 г. 4664 млн. ф.ст, - всего около 6,6% общего объема помощи развитых стран. Такая помощь играет немалую роль в развитии государств Содружества, которые выступают ее основными получателями (прежде всего Индия, Гана, Бангладеш, Замбия, Уганда, Мозамбик, Танзания), испытывая острую нехватку в капитале. Наряду с финансовой, оказывается и другая помощь, например техническая - передача знаний и опыта, продажа лицензий и патентов, поставки машин, деталей, подготовка специалистов. Разумеется, эта помощь носит, как правило, связанный характер, т.е. использование тех или иных денежных средств ставится в зависимость от выполнения тех или иных условий. Таким образом, предоставление финансовой помощи является важным инструментом Лондона в борьбе за сохранение, укрепление и преумножение своих интересов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: