Проблема спроса и предложения 2 глава




Государство, с точки зрения теоретиков институционализма, претерпело существенные изменения, вследствие чего основной целью его стало обеспечение благоденствия для всех членов общества. На этой основе получили развитие различные теории социального контроля, что наряду с идеей трансформации капитализма было характерно для институционального направления послевоенного периода.296

Лидером этого этапа развития институционализма является экономист Джон Кеннет Гэлбрейт (1908–2006), который сыграл значительную роль в разработке политики «новых рубежей» при президенте Кеннеди. В число его основных произведений входят: «Американский капитализм», «Общество изобилия», «Новое индустриальное общество» и «Экономические теории и цели общества».

Изучая экономику нового индустриального общества на примере США, Дж. Гэлбрейт выделяет на основе технико-экономических факторов производства (наличие передовой технологии и сложной организации) две качественно различные системы: планирующую и рыночную. Планирующая система состоит из тысячи корпораций, производящих около половины всех товаров и услуг негосударственного сектора, а рыночная включает в себя миллионы мелких фирмы, работающих в разных отраслях экономики. Различия между этими двумя системами заключаются в силе экономической власти, которую они имеют над ценами, издержками, потребителями и экономической средой. Основная власть в современном обществе сосредоточена в руках крупных корпораций или планирующей системы, поэтому последняя эксплуатирует рыночную, перекладывая на нее значительную часть своих издержек.

Главным элементом планирующей системы является «зрелая» корпорация. Основой крупной корпорации служит соединение передовой техники с массовым применением капитала. Дж. Гэлбрейт выделяет две стадии развития корпорации: на первой стадии доминирует предпринимательская корпорация, «которая по времени своего возникновения, размеру и простоте операций еще позволяет отдельному лицу, контролирующему капиталы, пользоваться единоличной властью...».297

В ходе развития фирмы индивидуальные предприниматели теряют исключительный контроль над корпоративной собственностью, и начинается вторая стадия развития корпорации. Власть в ней переходит к специальной группе людей, охватывающей специалистов производства и управления. Дж. Гэлбрейт назвал ее техноструктурой и включил в ее состав: «...ученых, инженеров, техников, специалистов по реализации, рекламе и торговым операциям, экспертов в области связей с общественностью, лоббистов, адвокатов и людей, хорошо знакомых с особенностями вашингтонского бюрократического аппарата и его деятельности, а также посредников, управляющих, администраторов».298Таким образом, власть в развитой, «зрелой» корпорации принадлежит именно им. Переход власти к техноструктуре привел к смене стратегии ее развития: максимизация прибыли перестала быть основной целью. Основные цели техноструктуры, по мнению Дж. Гэлбрейта, можно разделить на два класса:защитные, связанные прежде всего с сохранением своего положения в организации, и положительные, направленные на укрепление и расширение собственной власти.

По мнению Дж. Гэлбрейта, планирование – объективная необходимость современной промышленности. Фирма должна осуществлять контроль за продукцией, которую она продает, и продукцией, которую она покупает. При этом ей надо поставить на место рынка планирование. Потребность в планировании объясняется усложнением технологии производства, значительным увеличением капиталовложений в новую технику, повышением уровня требований к организации производства.

Идею замещения рыночного механизма промышленным планированием Дж. Гэлбрейт использовал для обоснования трансформации капитализма в новое индустриальное общество. Он считал, что основой и главным инструментом замены рынка планированием является развитая корпорация, а экономическую деятельность государства рассматривал как необходимый элемент, «венчающий здание планирования».

Вмешательство государство, по мнению Дж. Гэлбрейта, необходимо для решения важных проблем американского капитализма, в основе которых лежит противоречие между планирующей и рыночной системами. К последней он причислял малое предпринимательство, сельское хозяйство, образование, здравоохранение, транспорт и другие социальные сферы. Для решения этих противоречий был предложен проект реформирования американской экономики.299

Важной задачей на первой стадии реформирования народного хозяйства является эмансипация убеждений, которая выражается в неприятии общепринятых норм, насаждающих культ потребления. На второй стадии предполагается осуществить эмансипацию государства. Главной задачей правительства Дж. Гэлбрейт считал проведение мероприятий, направленных на улучшение условий развития рыночной системы и уменьшение уровня ее эксплуатации плановой системой. Для этого необходимо осуществить ряд мероприятий: ввести регулирование цен, гарантировать минимальный уровень дохода, поддержку профсоюзных организаций, проводить льготную политику в обеспечении рыночной системы капитализма и др. Здравоохранение, городское строительство и транспорт Дж. Гэлбрейт предлагает перевести в государственный сектор.

Одновременно с действиями, направленными на развитие рыночной системы, он считает необходимым провести реформирование плановой системы путем введения прогрессивного налогообложения с целью сократить разрыв в доходах, мероприятий по стабилизации цен и заработной платы, межотраслевой координаций, национализации крупных военных компаний, борьбы с загрязнением окружающей среды. Политика в отношении плановой системы состоит в том, чтобы дисциплинировать ее цели и поставить на службу общественным задачам. Дальнейшее развитие эта концепция получила в теории конвергенции.

Среди французских сторонников институционально-социологического направления особого внимания заслуживает Франсуа Перу (1903–1987), который изложил свои идеи в работе «Экономика ХХ века».

Основополагающим принципом хозяйственной жизни, по его мнению, является неравенство, существование которого объясняется рядом причин: различия в размерах производства и капитала, асимметричность информации, принадлежность к разным сферам хозяйства. Неравенство приводит к делению всех экономических единиц на доминирующие и подчиненные. Первые принуждают вторые к сделкам и сотрудничеству на условиях, предлагаемых в одностороннем порядке. Следствием неравенства хозяйственных единиц является деформация экономического пространства. Одним из видов деформации, описанных Ф. Перу, является поляризация экономического пространства вокруг ведущей отрасли, которую он называет «полюсом роста».300

«Отрасли-моторы» (химическая промышленность, машиностроение, электроника, атомная электроэнергетика и др.) как доминирующие единицы наделены мощным «эффектом увлечения». Они повышают масштабы и темпы экономической экспансии и изменяют структуру национального хозяйства. «Эффект увлечения» основан на взаимосвязи всех экономических единиц. Ф. Перу выделяет несколько способов воздействия «увлекающей» единицы на «увлекаемую»: посредством эффекта размеров (высокий спрос на ее продукцию и стимулирование роста ее производства), эффекта производительности (снижение цен на свои товары) и эффекта нововведений.

Деформация экономического пространства вокруг доминирующей единицы приводит к изменению формы и содержания связей между хозяйственными единицами, входящими в него. Попав в поляризованное пространство, каждая единица должна при принятии решений учитывать прямое и косвенное принуждение, оказываемое на нее доминирующей единицей. Это изменяет условия равновесия в данном пространстве. Его параметры отклоняются от параметров в других местах общенационального (или мирового) экономического пространства, становятся частично независимыми. В поляризованном пространстве хозяйственные единицы ведут себя как члены единого целого. Высшая экономическая единица, принимая решение, руководствуется наибольшим количеством известных параметров. Обладая достаточной властью для принуждения, единица уже на стадии выработки планов может повлиять на зависимые единицы, чтобы обеспечить наибольшую экономичность всей группе. Такую совокупность Ф. Перу называет макроединицей.301

Предлагаемую концепцию Ф. Перу применяет не только к отдельным фирмам, но и отраслям национальной экономики, социальным группам, государствам. По его мнению, внутри макроединицы модифицируется природа и содержание конкуренции, последняя становиться коллективной и превращается в «борьбу-соревнование». Изменение природы конкуренции влияет на механизмы распределения ресурсов цен.

Доминирующая единица – своеобразный «полюс роста», который вызывает «эффект агломерации» и объединяет различные видов деятельности в единое целое. «Полюса роста», обладающие сильным «эффектом увлечения», образуют зоны, или оси, развития в регионе или стране. Важнейшая задача экономической политики, по мнению Ф. Перу, состоит в создании таких «полюсов роста» и сознательном управлении средой распространения их эффекта. Концепция, разработанная автором, позволила ему сделать ряд выводов относительно практики планирования в условиях рыночной экономики:302

– недостижимость сбалансированного роста;

– политика роста, проводимая как структурная, предполагает активное изменение пропорций в желаемом направлении;

– поскольку рост неравномерный, то структурная политика избирательна, ориентирована на приоритетные задачи.

Важная роль в системе доминирующей экономики отводится государству, которое не только проводит антициклическую политику, но и составляет и реализует долгосрочные программы развития максимально быстрыми темпами. Именно такая политика является залогом успеха гармонизированного роста.

Ф. Перу выделяет три принципа, на основе которых разрабатывается политика гармонизированного роста:

1) максимизация валового продукта и минимизация его колебаний;

2) уменьшение диспропорциональных соотношений между сферами экономики;

3) гуманизация последовательных состояний равновесия.

Теория всеобщей экономики, изображающая образ будущего, представляет собой развитие учения гармонизированного роста. Во всеобщей экономике люди подчиняют требованиям максимальной экономичности темпы роста, структуры производства и основные принципы организации хозяйства и общества, выраженные в разного рода правовых институтах, социальных режимах.

Для капиталистического хозяйства это означает преобразование природы прибыли, превращение ее в функциональный доход, а также изменение психологии предпринимателя, который будет стремиться к удовлетворению не только корыстных мотивов, но и благородных побуждений. Государство усилит арбитражную функцию, общество будет заинтересовано в формировании типа хозяйства, в котором учитываются интересы каждого человека, всех членов общества без исключения, а не отдельных социальных групп или личностей. Ф. Перу обеспечил институционально-социологическому направлению во Франции ведущее место в экономической науке, а его идеи использовались при разработке принципов индикативного планирования.

 

22Кембриджская школа маржинализма (А. Маршалл. «Принципы экономической науки»..С. Пигу. «Теория благосостояния»).

Альфред Маршалл (1842-1924) является основателем кембриджской школы политической экономии. Главное произведение Маршалла называется «Принципы политической экономии».

В своих теоретических построениях Маршалл соединяет субъективную предельную полезность с издержками производства. Он полагал, что потребности и издержки дополняют друг друга. Он также считал, что стоимость выражает отношение между вещами в обмене и определяется спросом и предложением. По сути, он анализировал факторы, влияющие на формирование цены. В основе спроса лежит убывающая, т.е. снижающаяся по мере насыщения потребностей, полезность. Полезность, хотя и приблизительно, можно измерить с помощью денег. По его мнению, «излишек удовлетворения» возникает как разница между полной и предельной полезностью вещи. Маршалл также ввел понятие эластичности спроса, характеризующее количественную зависимость спроса на некоторый товар от изменения его цены.

Маршалл от анализа спроса перешел к анализу предложения товаров и взаимодействия между предложением и спросом при установлении цены. Он рассматривал проблемы ценообразования в зависимости от длительности анализируемого периода и различал несколько периодов равновесия спроса и предложения при формировании цены: кратковременный, средний и длительный.

Результаты исследований Маршаллом экономических ситуаций, когда под влиянием возрастающего спроса производители стремятся увеличить выпуск товаров, перераспределяя производственные ресурсы на основе принципа взаимозаменяемости для получения наибольшего эффекта, положили начало современному микроэкономическому направлению экономической теории.

В теории распределения Маршалл придерживался теории трех факторов производства. К земле, труду и капиталу он добавил фактор организации. Согласно Маршаллу, уровень ренты, заработной платы, процента и прибыли определяется высотой спроса и предложения.

Развитие кембриджской школы было продолжено в работах Артура Пигу (1877-1959), ученика и последователя Маршалла, профессора Кембриджского университета и государственного советника по вопросам денежного обращения. С выходом работы Пигу Экономическая теория благосостояния” (1924) начался поворот в оценке экономической наукой роли государства в экономической жизни страны.

Основным показателем общественного благосостояния Пигу полагает размеры национального дохода (национального дивиденда по его выражению). Но само по себе увеличение национального дохода лица не обеспечивает роста общественного благосостояния, поскольку доходы распределяются в обществе крайне неравномерно. Кроме того, стремление предпринимателя к увеличению своего “чистого продукта” может войти в противоречие с тенденцией к росту общественного “чистого продукта”, что бывает сопряжено с негативными “ внешними эффектами”. Под этим Пигу понимает ухудшение среды обитания или снижение уровня общественных доходов в результате деятельности предпринимателей. Популярным примером для иллюстрации этого положения является ухудшение условий для рыболовства, вызванное загрязнением реки, либо строительством плотин. Как следствие, нарушается равновесие между предельным продуктом и предельным доходом у многих производителей.

”Провал” рынка (фиаско рыночного механизма – market failure) состоит в том, что рынок не фиксирует “внешние воздействия” и не регулирует их. Эти функции – выявление источника отрицательного внешнего воздействия (а есть и положительные, например, осушение болот, строительство коммуникаций и др.); измерение внешнего воздействия и определение механизма устранения его последствий – должно взять на себя государство.

Государство должно компенсировать и второй “провал рынка”, который заключается в индифферентности рыночного механизма к справедливому распределению доходов. Рынок обеспечивает эффективное, но не социально справедливое общественное воспроизводство. Государству необходимо осуществлять перераспределение доходов, исходя из принципа равенства предельных жертв для всех членов общества. Пигу подчеркивает, что трансферт дохода от богатых к бедным увеличит совокупное благосостояние, т.к. удовольствие бедных возрастет больше, чем уменьшится удовольствие богатых.

Задачей государства является и производство “ общественных благ” (public goods). Общественные блага неделимы в потреблении и часто убыточны в производстве. По выражению современного американского экономиста П. Самуэльсона, это – товары, входящие в одинаковом количестве в две и более индивидуальные функции полезности. В силу их убыточности рынок не реагирует на потребность в них, невзирая на высокую степень их общественной полезности. К ним относятся: общественный транспорт, связь, инфраструктура. Классическим примером является свет маяка, который бескорыстно светит всем, что не означает отсутствия расходов на его постройку и содержание. Необходимость финансового обеспечения производства общественных благ обусловила развитие государственных финансов, основоположником теории которых является А. Пигу.

Пигу рассматривает формы экономической политики государства. Косвеннаяформа – налоговая политика и политика субсидий являются основными для немонолизированного сектора. В случае усиления монополий Пигу представляются оправданными по отношению к ним меры прямого государственного воздействия: контроль за ценообразованием на продукцию монополий и объемом её выпуска, установление государственных тарифов на уровне предельных затрат вплоть до национализации. Жесткость мер обусловлена реализацией монополиями всего объема выпускаемой продукции по монопольно высокой цене, что снижает инвестиционный потенциал общества и ведет к падению национального дивиденда.

В историю экономической науки Пигу вошел как исследователь явления, известного под названием “эффекта Пигу”. В условиях кризисного падения производства занятость может возрасти, указывает Пигу, если темпы падения цен будут опережать темпы снижения номинальной заработной платы. В этом случае реальная заработная плата получит тенденцию к росту, что положительно скажется на объеме совокупного спроса и, в конечном счете, на спросе на услуги труда и занятости.

Учение Пигу подготовило почву для становления теории макроэкономического государственного регулирования производства.

 

 

23Кодекс Хаммурапи; «Гуань-Цзы»; «Лунь-Юй»; «Артхашастра»; законы Ману. Кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи, действовавший в этой стране в XVIII в. до н.э., определял целый ряд законодательных установок:

· посягнувший на чужую (частную) собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью;

· за несвоевременную уплату долгов граждане более не лишаются своих земельных наделов;

· срок долгового рабства кого бы то ни было не должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытии срока наказания;

· предел денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной – 33% от ее первоначальной суммы.

Своеобразие древнекитайской экономической мысли ассоциируется с именем Конфуция, а также с идеями популярного в IV-III в. до н.э. коллективного трактата «Гуань-цзы». Конфуций считал, что только образованный правитель способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Он признавал божественное и природное деление людей на сословия, однако считал долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших. По его мнению, у народа будет достаток тогда, когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет выгодным.

Авторы «Гуань-цзы» в качестве главной выдвигали задачу «сделать государство богатым и народ довольным» посредством равномерного распределения богатства без обогащения торговцев и ростовщиков. Они признавали незыблемость сословного деления общества. В числе мер по стабилизации натурально-хозяйственных отношений наиболее важными они считали регулирование государством цен на хлеб, создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвенными.

Наиболее ярким свидетельством древнеиндийской экономической мысли на протяжении III-IV в. до н.э. является трактат «Артхашастра» (автор – Каутилья), означающий в переводе учение («артха») о доходах («шастра»). Эта большая работа состоит из 15 отдельных книг, отражающих достигнутый уровень общественного развития и дающих представление о наиболее характерных чертах экономической мысли Древней Индии. В трактате большое внимание уделяется экономической роли государства, которое должно обеспечивать охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, борьбу со спекулирующими торговцами и др. Трактат содержит установки для правителя по управлению государством с целью достижения экономического и политического порядка и подъема страны. Особое внимание уделяется вопросам пополнения казны, организации налогообложения и другим аспектам финансовой политики. Согласно трактату:

· накопление богатства естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан-ариев;

· каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время либо навсегда;

· предлагалась дифференциация в цене товара издержек производителей и купцов;

· регулирование торговли путем установления надзирателем цен на товары и четкой фиксацией торговой прибыли (5% цены – для местных товаров и 10 % цены — для иностранных товаров).

Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока имела общие черты. Она базировалась на общих экономических идеях о рабстве как нормальном (естественном) явлении, о разделении труда как основе экономической жизни общества, о важности роли государства в управлении хозяйством.

аконам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.

На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

В семейных отношениях(гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

Публичное право по законам Ману

По преданию, когда мир не имел царя, люди в ужасе разбежались в разные стороны. Тогда Брахма назначил людям царя. Царь обладал совершенными качествами, он был подобен богу, но собственно богом не являлся. Царь имел абсолютное право суда, сбора налогов, издания нормативных актов.

В помощь царю назначалось 7-8 советников, знающих Веды брахманов. Кандидаты проходили тщательную проверку на благонадежность. В царском совете царь сначала выслушивал мнение каждого советника в отдельности, затем - всех вместе, и самостоятельно выносил решение.

Местная власть так же, как и у древних германцев и славян строилась по военному принципу: каждая территориальная единица должна была предоставить определенное количество ополченцев.

Царь назначал старосту для 10 деревень, затем - для 20, 100. 1000 деревень = город.

Налогами облагались некоторые животные, виды деревьев и полезных ископаемых, а также определенный вид дохода. С личности налог не взимался. Размер налога колебался от 1\5 до 1\6.

Существовали т.н. литургии - общественно полезные работы, как-то постройка укреплений, каналов, дорог и пр. По законам Ману царь имел право на 1 день работы населения в месяц.

По Артхашастре царь обязан защищать своих подданных и поддерживать мир. Он не имел права делать народу того, чего не сделал бы самому себе.

Земельный фонд подразделялся на частную, общинную и царскую собственность. Отчуждение земли было достаточно свободным.

Варны и остальные группы населения Индии по законам Ману

В основе соц. деления Древней Индии лежала varnasrama - кастовая система. Все население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами.

Грубейшей ошибкой является смешение понятий “варна” и “каста”. Этимологически слово “варна” - это обозначение цвета кожи. Существовало 3 варны. Представители всех трех варн назывались “дваждырожденными” - т.е. к ним применялся обряд “второго рождения” - инициации. Члены этих варн, очевидно, являлись потомками индоевропейцев, ранее поработивших Индостан вместе с туземным населением. Со временем деление по цвету кожи утратило свое значение в связи со смешением чистых арийцев и местных жителей.

Примерно со 2-го века до Р.Х. и позже распространилось кастовое деление. “Jaty” (в переводе - “качество”) - деление общества на узкие профессии. Количество каст не подлежит твердому исчислению, т.к. слово “каста” по большому счету просто означало профессию.

Основным критерием, лежавшем в основе кастовой системы было знание Вед.

Брахманы изучали веды с 8 лет, совершеннолетие наступало в 16 лет.

Кшатрии изучали веды с 11 лет, совершеннолетие - с 22 лет.

Вайшия изучали веды с 12 лет, совершеннолетие - с 24 лет.

У женщин совершеннолетие наступало с момента окончательного полового созревания - с приобретением способности к деторождению. Законы Ману устанавливали также и верхнюю границу дееспособности (70 лет).

Вторым критерием принадлежности к определенной варне был факт рождения, но этот критерий бы подчинен первому.

Брахманы должны были посвятить первые 30 лет жизни изучению Вед, затем 5 лет служению гиру и оставшуюся часть жизни можно было посвятить самому себе.

Согласно ведам, основными занятиями брахмана были:

1. молиться

2. изучать веды

3. получать подарки.

Кроме варн было другое, более точное деление, учитывавшее положение человека в зависимости от родителей, т.к. со временем появилось много детей от смешанных браков. Например, муж - брахман, жена - вайшия и т. д. Всего таких групп было 24.

Также необходимо заметить, что юр. положение шудры правом не регулировалось, тогда как юр. положение раба вполне четко определено. Раб, как и в римском праве - вещь, говорящее орудие. Неприкасаемые не были отдельной варной, они вообще находились вне варновой системы. Неприкасаемым было запрещено селиться в местах обитания “дваждырожденных”, проходить через поселок арийцев они могли только ночью. Хранить пищу разрешалось только в разбитой посуде, одеваться - только в лохмотья. По своему юридическому статусу они были приравнены к собакам.

Суд, его органы и процесс по законам Ману

Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда брахманов. Состав царского суда: царь, 2 брахмана (знатоки законов). Стоит отметить, что судопроизводство было официальной и обязательной ежедневной функцией царя. Если по каким-то причинам царь не мог отправлять правосудие, то тогда работал суд брахманов, состоявший из 3-х членов: специалистов по Ригведе (логике), Агорведе (этимологии) и Самоведе (ритуалу). Право брахманского суда регулируется 12-ой главой законов Ману.

Вообще в индийском обществе господствовала не имущественная, а интеллектуальная дифференциация. Брахманами были самые лучшие знатоки Вед. Таким образом, если приговор выносился хотя бы одним таким знатоком, то это решение было уже невозможно отменить даже если за это высказалось бы более 1 млн. чел.

Судоговорение было неформальным, расспрос являлся основным методом решения судебных вопросов. Четкого различия между гражданским и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой - не свидетели. Женщины могут свидетельствовать только против женщин; относительно “дваждырождённых” - только “дваждырождённые”. Если свидетели давали разные показания, то большинством голосов.

Обязательственное право по законам Ману

В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и др., а также общие положения о договоре:

–договор недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться

–предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия недействительно.

–если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8, ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (т.е. предоставлялась отсрочка).

Виды договоров:

ДОГОВОР ЗАЙМА. Весьма детально разработан. Свидетельствует о расцвете ростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила. Санкция самоуправства кредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающем царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу.

ДОГОВОР ЛИЧНОГО НАЙМА. Рабы и наемные работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников. Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачий образ жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: