Проблема спроса и предложения 5 глава




Афанасий Лаврентьевич ОРДИН-НАЩОКИН - экономист, государственный деятель и дипломат 17в. - был сторонником самостоятельности и независимости России. Торговлю считал важнейшей статьёй дохода государства, поэтому покровительствовал купечеству, считал необходимым развитие внешней торговли, поддержание купцов-оптовиков. Эти взгляды нашли отражение в его Новоторговом уставе (1667г.), который носил протекционистский характер с целью монополизировать внутренний рынок в руках русских купцов-оптовиков и ограничить ввоз предметов роскоши (т.е. для иностранных торговых людей устав предусматривал ограничения). В нём также отражена позиция привлечения в страну золота и серебра, для этого таможенные пошлины взимались с иностранцев только в иностранной валюте, а сама валюта, привозимая иноземными купцами для покупки товаров, пошлиной не облагалась. Все эти меры составляли теорию торгового баланса – учения меркантилизма, отражавшегося в российской действительности в 17 веке.

Посошков И.Т. предложил план обновления России, упорядочения её экономической жизни. Основные причины отставания и бедности страны он видел в тяжелом положении крестьян и неразвитости финансовой системы, поэтому осуждал налог «подушную подать», не учитывающий различий в экономическом положении плательщиков, и самоуправство помещиков, усиливающих барщину и оброк в целях личной наживы. В обилие внутренних пошлин он видел помеху развитию обмена и хозяйственных связей.

В целях преодоления скудости и обретения богатства выступал за развитие промышленности и торговли, усиление исследования и использования природных ресурсов (богатства страны), за налоговые преобразования. В его плане первостепенное знание имела торговля, он был сторонником активной внешней торговли и политики протекционизма. Но он преодолел односторонность меркантилистов Запада - концепции «торгового баланса» и в системе его взглядов торговля и производство выступали единым хозяйственным комплексом.

В экономическую программу Посошкова входило всемерное развитие производительных сил, включая разведку руд, строительство заводов за казенный счет, фабрик с последующей передачей их купцам, оказание денежной помощи заводчикам, мануфактуристам и мелким промышленникам путем выдачи ссуд. Тем самым считая, что государство богато тогда, когда богат народ. Эти рекомендации были осуществлены в промышленной политике Петра 1.

 

36Стокгольмская школа (К. Виксель, Мюрдаль, Хекшер, Олин). Начало формированию своеобразной шведской школы маржинализма было положено в работах шведского экономиста, профессора политической экономии Лундского университета Кнута Викселля (1851-1926) ”Ценность капитала и рента” (1893) и ”Процент и цены” (1898).

Викселль пользовался в своих исследованиях методологией маржинализма, но, войдя в экономическую науку позднее, получил возможность синтезирования его достижений. Однако выводы маржиналистов, полагал Викселль, соответствуют в полном объеме лишь уходящей эпохе свободной конкуренции. Для условий монополизации капитала Викселль считает необходимым активизацию экономической роли государства.

К обоснованию такого вывода приводит теория кумулятивных процессов, выдвинутая Викселлем. Им отвергались упрощенные представления об однозначном, линейном характере экономических зависимостей. Отмечая значение ожиданий экономических субъектов, Викселль приходит к модели кумулятивной инфляции. Этой модели присуще провоцирование роста цен инфляционными ожиданиями субъектов.

Примером кумулятивного процесса может служить экономическая ситуация в Украине в течение ряда предыдущих лет. Реакция цепного падения производства подталкивалась сокращением вслед за падением объемов инвестирования доходов предпринимателей и населения, падением спроса на товары и услуги. Как следствие, происходит дальнейшее сокращение инвестиций уже в результате негативных ожиданий предпринимателей, уход капиталов из страны в поисках более выгодного применения. Задача заключается в том, чтобы переломить ситуацию, добившись движения кумулятивного процесса в обратном направлении на основе позитивных ожиданий инвесторов. В этих условиях (а это типичная проблема стран переходной экономики) необходимым оказывается государственное регулирование, направленное на разрыв порочного круга самоподдерживающегося кумулятивного процесса.

Отличие теории Викселля от представлений других маржиналистов состоит в отказе от постулата о неизбежности восстановления нарушенного равновесия рыночным механизмом. В конце XIX века такие представления уже не соответствовали реальности. Для восстановления равновесия требуется, по Викселлю, использование рычагов государственной денежной политики, которую он вообще считает приоритетной.

В русле проблемы государственного регулирования экономики Викселлем создается и теория процента, ставшая его научной заслугой. Викселль рассматривает два вида процентной ставки – рыночную (денежную), по которой можно взять ссуду в банке, и естественную, которую можно получить, пустив заемный капитал в оборот. В этом случае усилится конкуренция на рынках ресурсов, цены на ресурсы поднимутся. Цепная реакция повышения цен, сопровождающая рост цен на сырье, порождается разрывом между денежной и естественной ставками процента. Такое положение подлежит, по Викселлю, государственному регулированию.

Исследуя теорию предельной производительности, Викселль дает ей математическое выражение и делает вывод о снижении предельной производительности капитала по мере его накопления. Пропорционально этому снижению будет падать доля капитала в производимом продукте и на микро-, и на макроуровне (при этом она может возрастать в абсолютном выражении).

С этим выводом связано положение, известное как эффект Викселля. Содержание его сводится к росту заработной платы в условиях полной занятости, что отвлекает часть сбережений предпринимателей и снижает темпы накопления капитала.

Викселль акцентирует внимание на изучении динамического характера производства, механизма экономических кризисов и роли государства в их преодолении.

Дальнейшее развитие шведской школы во второй половине ХХ века связано с именами известных экономистов,, Гуннара Мюрдаля, Бертиля Олина. Общим лейтмотивом их экономических концепций являлось обоснование необходимости государственного регулирования экономических процессов. Но при этом каждого занимал анализ конкретных проблем экономического развития и выяснение механизма возможного государственного воздействия на их решение. Так, для Линдаля приоритетной стала проблема планирования на макро- и микроуровнях, его принципов и организации. Наиболее сильное его достижение связано с разработкой модели экономического роста, куда он включил ожидания предпринимателей в качестве важнейшего фактора динамики роста. Линдаль исследует и психологическую сторону формирования процентной ставки. Задачей государственного регулирования, по Линдалю, должно явиться снижение степени риска предпринимателя, что будет способствовать активизации предпринимательства и экономическому росту.

Мюрдаль (лауреат Нобелевской премии по экономике, 1974) анализировал проблемы равновесия на рынках капитальных активов, особо выделяя денежный рынок. Воздействие на этот рынок ожиданий хозяйствующих субъектов и возможность стабилизации его государством являются основными направлениями исследования. Мюрдаль выступает как представитель реформистского направления, связывающий улучшение положения широких слоев населения с реформами, проводимыми государством. В частности, он настойчиво рекомендовал организацию экономической политики в Швеции на основе государственного планирования экономического развития. Особое значение придавалось им социальной политике государства. Последняя должна вырабатываться на базе широкого анализа экономических, социальных и институциональных явлений. Для Мюрдаля характерно вынесение экономического анализа за пределы национальной экономики. В работе “Мировая экономика. Проблемы и перспективы” (1956) он рассматривает проблему равновесия уже на международном уровне, считая средствами его достижения международную интеграцию и повышение экономического потенциала слаборазвитых стран. Мюрдаль был одним из экономистов, последовательно выступавшим за широкое вовлечение стран тогдашнего “социалистического лагеря” в международные экономические связи.

Олин (лауреат Нобелевской премии по экономике, 1977) занимался проблемами денежного обращения и денежно-кредитной политики. Но главной областью его научных интересов был анализ международной торговли, восходивший к рикардианской концепции сравнительных издержек. Однако дело не только в различиях в природных условиях и их воздействии на производительность труда. Исследование денежных вопросов подводит Олина к выводу об обусловленности структуры экспорта структурой издержек производства разных товаров, на которую, в свою очередь, оказывают воздействие цены на факторы производства. Такое осмысление маршалловской концепции цены предложения сделало возможным создание модели, известной под названием модели Хекшера-Олина (Эли Хекшер – шведский экономист, на ранних исследованиях которого базируется модель Олина).

С позиции модели Хекшера-Олина получили объяснения многие явления экономической практики и были обоснованы рекомендации внешнеторговой политики (создание льготного режима для важных для экспорта производств, воздействие на экспорт денежной политики, консервация сырьевого экспорта либо содействие конкурентоспособным производствам и др.) Конечно, не все явления можно характеризовать в пределах этой модели (например, явления, связанные с модификацией факторов производства, с перемещением “грязных” промышленных производств в отсталые страны). Но значение модели велико уже потому, что она дала толчок активизации исследований в области внешнеэкономических связей.

 

 

37Теоретическое обоснование хозяйственной реформы СССР 1965 г.

Когда в 1959 году правительство СССР принимало семилетний план, впервые был поставлен и научно обоснован вопрос об интенсификации производства. Но на первый план он был выдвинут значительно позже. По завершении семилетки темпы производительного роста не только не увеличились, а значительно снизились. Сократилась и фондоотдача. В 1964 году, в марте, у власти встала новая группировка. Следует отметить, что новое политическое образование (по мнению ряда исследователей) не проявляло активного стремления проводить экономические преобразования в стране. Однако не реагировать на ситуацию к тому времени было просто невозможно. Особенно остро стоял промышленный и сельскохозяйственный вопрос. В отдельных областях государства недостаток продуктов питания спровоцировал необходимость ввести нормированное снабжение (по талонам) населения. Ищешь женщину легкую на подъем? Место встречи красивых женщин и состо­явшихся мужчин. Конфиденциально! juliadates.com Скрыть рекламу: Не интересуюсь этой темой Товар куплен или услуга найдена Нарушает закон или спам Мешает просмотру контента Спасибо, объявление скрыто. Что случи­лось в Москве? Проис­шествия и чрез­вычайные ситуации в Москве yandex.ruМосква Скрыть рекламу: Не интересуюсь этой темой Товар куплен или услуга найдена Нарушает закон или спам Мешает просмотру контента Спасибо, объявление скрыто. Яндекс.Директ В 1965 году, в марте, был проведен Пленум ЦК КПСС. На нем выступал с докладом новый лидер партии - Брежнев. Леонид Ильич высказывался о необходимости принять неотложные меры по дальнейшему развитию сельскохозяйственной отрасли. Безусловно, после мартовского Пленума кардинально политика государства измениться сразу не могла. Однако этот период сыграл значимую роль в дальнейшем экономическом развитии СССР. Так, после проведения Пленума увеличились ассигнования на сельские нужды, поднялась стоимость продукции, продаваемой государству, возросло энергоснабжение и улучшилась материально-техническая база сельского хозяйства. На сентябрьском Пленуме ЦК КПСС правительство приняло постановление о внесении улучшений в управление промышленностью, о развитии и усовершенствовании планирования, усилении стимулирования промышленности и производства. С принятием этого постановления в СССР началась экономическая реформа 1965 года. Ищешь женщину легкую на подъем? Место встречи красивых женщин и состо­явшихся мужчин. Конфиденциально! Скрыть рекламу: Не интересуюсь этой темой Товар куплен или услуга найдена Нарушает закон или спам Мешает просмотру контента Спасибо, объявление скрыто. Что случи­лось в Москве? Проис­шествия и чрез­вычайные ситуации в Москве Скрыть рекламу: Не интересуюсь этой темой Товар куплен или услуга найдена Нарушает закон или спам Мешает просмотру контента Спасибо, объявление скрыто. Знаком­ства с неза­мужними Заходи! Тут женщины знако­мятся смелее, чем обычно. Скрыть рекламу: Не интересуюсь этой темой Товар куплен или услуга найдена Нарушает закон или спам Мешает просмотру контента Спасибо, объявление скрыто. Яндекс.Директ Большинство исследователей связывают преобразования с деятельностью А. Н. Косыгина. Доклад сентябрьского Пленума включал и некоторые предложения Е. Г. Либермана (известного экономиста). Экономическая реформа 1965 г задумывалась по образцу системы, существовавшей в стране во время НЭПа. Однако существенное отличие состояло в том, что в 1920-е в экономике значимая роль отводилась частным предприятиям, которые в 60-70-е отсутствовали полностью. Экономическая реформа 1965 г в своей концепции предусматривала три направления. Для повышения качества продукции и увеличения объемов производства следовало повысить материальную заинтересованность коллективов на предприятиях. Правительство предполагало провести соответствующие мероприятия. Кроме того, экономическая реформа 1965 г предусматривала принятие определенных мер по совершенствованию планирования. Нацелены они (меры) были на то, чтобы принимаемые планы обеспечивали пропорциональное развитие сельскохозяйственных отраслей и увеличение производственно-технического уровня. Третьим направлением, которого должна была коснуться экономическая реформа 1965 года, являлась система управления промышленностью. Предполагалось, что существовавшие совнархозы будут ликвидированы и заменены министерствами, которые должны были стать не только общесоюзными, но и союзно-республиканскими. Таким образом обеспечивался бы единый технический прогресс. Экономическая реформа в СССР должна была способствовать переходу от административной системы управления хозяйством к экономическим методам. Немаловажной задачей преобразования являлось увеличение оперативно-хозяйственной самостоятельности организаций и предприятий. Реформа провозглашала производство главным звеном в социалистической экономике. Таким образом, предприятиям была дана небывалая свобода. С того момента они сами могли планировать темпы развития производительности труда, понижение себестоимости. Кроме того, предприятия могли сами устанавливать средний размер оплаты труда.

38Теория империализма В.И. Ленина. На рубеже XIX—XX вв. в развитии рыночно-капиталистической хозяйственной системы проявили себя новые тенденции и закономерности. В работах ряда авторов (английский экономист Дж.Гобсон и др.) они получили название «империализм», т. к. одним из наиболее заметных их внешних проявлений стало стремление ведущих держав создавать и расширять колониальные империи. В.И. Ленин также использовал термин «империализм», но придал ему более широкий смысл. В ряде работ («Империализм как высшая стадия капитализма», «Тетради по империализму», «Империализм и раскол социализма» и др.) он показал, что империалистическая внешняя политика — это лишь одно из надстроечных проявлений глубоких изменений всей социальной системы, сущность которых — переход капиталистического способа производства на качественно новую стадию развития, трансформация свободно-конкурентного капитализма — в монополистический. Анализируя возникновение монополистической стадии капиталистического способа производства и общественно-экономической формации, В.И Ленин определил пять главных особенностей (признаков) империализма. Во-первых, это концентрация производства и капитала, доходящая до возникновения монополий в производственной сфере (при этом была дана характеристика сущностных свойств монополий и рассмотрены основные формы монополистических объединений, рассмотрена диалектика монополии и конкуренции в новых условиях). Во-вторых, это возникновение банковских монополий, их сращивание с производственными (первоначально, преимущественно, с промышленными) и возникновение на этой основе новой исторической формы капитала — финансового капитала. Собственниками финансового капитала становятся представители финансовой олигархии, превращающейся в господствующую социальную силу эпохи империализма. В-третьих, это значительный рост объемов и качественное изменение роли вывоза капиталов из ведущих стран, превращение вывоза товаров во второстепенный и зависимый процесс соотносительно с вывозом капиталов. В-четвертых, это

экономический раздел мира между союзами монополистов, возникновение международных монополий и превращение их в важнейших субъектов мирохозяйственной системы. В-пятых, это территориальный раздел мира между ведущими державами, становящимися метрополиями колониальных империй. Анализ системы международного господства финансового капитала заложил теоретические основы изучения тех процессов, которые в настоящее время получили название глобализации. Изучая экономические и политические особенности империализма, Ленин пришел к выводу, что на монополистической стадии происходит резкое усиление неравномерности развития капиталистических стран и обострение всей системы социальных противоречий. В сочетании с возрастанием степени обобществления производства и ростом взаимозависимости элементов мирового хозяйства это формирует объективные предпосылки для перехода к социализму. Ленин рассматривал империализм как не только высшую, но и последнюю стадию капитализма, «канун социалистической революции». Важнейшим элементом ленинской теории империализма была корректировка представлений К.Маркса и Ф.Энгельса о необходимости победы мировой коммунистической революции одновременно во всех ведущих странах мира. Ленин сформулировал концепцию «слабого звена в цепи империализма», в соответствии с которой мировая революция может начаться в одной из великих держав, где противоречия окажутся наиболее острыми (например в результате мировой войны), а затем, вследствие тесной взаимосвязи всех элементов мировой экономической и политической системы, эта революция распространится на весь мир. В абстрактной общесистемной постановке данные рассуждения характеризуются логической обоснованностью, но конкретное соотнесение понятия «слабого звена» и необходимости социалистической революции с Россией является гораздо менее убедительным, т. к. острота

 

39Теория менеджеральной революции (Т. Минз, А. Берли).

Теория "революции менеджеров" исходит из утверждения о том, что определяющую роль в историческом развитии играет смена общественных элит. Новый класс наемных работников – управляющих – все более вытесняет старую элиту – собственников и играет решающую роль в развитии современного общества. На место главной руководящей силы общества выдвигается фигура "просвещенного менеджера", который должен оттеснить собственника не только в управлении производством, но и у власти. При этом идеология "революции менеджеров" учитывает разделение капитала-собственности и капитала-функции, а также социальные различия между их носителями-акционерами и управляющими.

Прямым развитием идей Веблена об "абсентеистской собственности" стала книга юриста из Колумбийского университета в Вашингтоне Адольфа Берли (1895-1971) и экономиста из Гарвардского университета

Гардинера Минза (1896-1988) "Современная корпорация и частная собственность" (1932). Привлекая обширный статистический материал, Берли и Минз сделали вывод о принципиальном отличии от капитализма прошлого повой стадии, основанной на господстве крупных акционерных компаний, в которых раздробленная и размытая собственность инвесторов отделена от контроля. Произошло сосредоточение экономической власти в руках менеджеров, которые осуществляют контроль над экономикой в своих интересах. И власть узкого слоя менеджеров не ограничивается частными предприятиями - она стала мощным общественным институтом, который охватывает целые районы, может причинить вред или пользу множеству людей, гибель одному сообществу и процветание другому. Поэтому лишена смысла формула, которую отстаивал тогдашний президент США Г. Гувер, о невмешательстве правительства в бизнес и бизнеса в политику.

Берли и Минз указывали, что 600 крупнейших корпораций контролируют две трети промышленности США, тогда как на совокупную долю 10 миллионов мелких индивидуальных фирм приходится одна треть. Эта статистика стала веским аргументом в риторике кандидата в новые президенты США Ф. Д. Рузвельта, что государство должно выйти на первый план и защитить общественные интересы.

К причинам возникновения институционализма относят переход капита­лизма в монополистическую стадию, который сопровождался значитель­ной централизацией производства и капитала, что и породило соци­альные противоречия в обществе.

Институционализм (с лат. institutio - “обычай, наставление”) - на­правление экономической мысли, которое сформировалось в 20- 30-е годы XX века для исследования совокупности социально-экономичес­ких факторов (институтов) во времени, а также для изучения социаль­ного контроля общества над экономикой.

Институты - это первичные элементы движущей силы общества, рас­сматриваемые в

историческом развитии. Среди институтов выделяют:

1. общественные институты - семья, государство, правовые нормы, мо­нополия, конкуренция и т. д.;

Институциоиализм характеризуется следующими положениями:

- основа анализа - метод описания экономических явлений;

- объект анализа - эволюция социальной психологии;

- движущей силой экономики наряду с материальными факторами явля­ются моральные, этические и правовые элементы в историческом раз­витии;

- трактовка социально-экономических явлений с точки зрения обществен­ной

психологии;

- неудовлетворение применением абстракций, присущих неоклассицизму;

- стремление к интеграции экономической науки с общественными на­уками;

- необходимость детального количественного исследования явлений;

- защита проведения антимонопольной политики государства.

В развитии институционализма выделяют три этапа.

Первый этап - 20 - 30-е годы XX века; он характеризуется формирова­нием основных положений институционализма; родоначальниками этого этапа являются Г. Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл.

Второй этап - середина XX века; изучались демографические проблемы, социально-экономические противоречия капитализма, была разрабо­тана теория профсоюзного движения; типичными представителями яв­ляются Дж. М. Кларк, А. Берли, Г. Минз.

Третий этап - 60- 70-е годы XX века; этот этап называют неоинституционализмом, в котором экономические процессы ставятся в зависимость от технократии, а также объясняется значение экономических процес­сов в социальной жизни общества; видными идеологами этого этапа являются Н. Ноув, Дж. Гэлбрейт, Р. Хайлбронер, Р, Коуз.

 

40Теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсона. Джоан Вайолет Робинсон (1903 - 1983 гг.) - английский экономист. Мировую известность ей принесла книга под названием "Экономическая теория несовершенной конкуренции", вышедшая в 1933 году.

Джоан Робинсон — единственная женщина, известность к которой пришла благодаря ее работам в области теоретической экономики.

Общий подход к анализу макроэкономических процессов Дж. Робинсон заимствовала у Дж. М. Кейнса, подход к основным категориям анализа (прибыли, заработной плате, проценту, капиталу) - у А. Маршалла и Д.Рикардо. В теории несовершенной конкуренции Дж, Робинсон пыталась установить механизм формирования цен в условиях, когда каждый производитель может быть монополистом своей продукции. Эта теория, в отличие от теории монополистической конкуренции, не рассматривает конкуренцию внутри монополистического сектора, а исследует ценообразование в местах столкновения возникающих монополий торгово-промышленного типа с немонополизированными фирмами, то есть процессы образования монопольной прибыли.

Робинсон в отличие от Чемберлина поставила иную проблему – дать анализ частичного равновесия фирмы, во-первых, при абсолютной монополии и, во-вторых, при несовершенной конкуренции.

По Робинсон, конкуренция является несовершенной, когда конкуренты-производители изготавливают различные товары, и каждый имеет монополию на свой товар. Каждый производитель является монополистом. Покупателя интересует не только цена, считала Робинсон. Он может на первый план поставить качество продукции, местоположение продавца, качество обслуживания, продажу в кредит и т.д.

В несовершенной конкуренции Дж. Робинсон видела нарушение равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы и эксплуатацию наемного труда.

Вывод Робинсон: при несовершенной конкуренции продукции выпускается меньше, чем при совершенной. В результате происходит рост цен, который является результатом:

- договоренности между фирмами;

- ограничения доступа в отрасль посторонних фирм.

Рост цен является источником монопольной прибыли. Она всегда превышает среднюю норму. Это приводит к нарушению законов рынка. Для решения этой проблемы требуется вмешательство государствас помощью мер налоговой и бюджетной политики.

Решающим условием монопольного обладания продуктом Робинсон, так же как и Чемберлен, считала дифференциацию продукта, то есть такие изменения, которые не могут быть полностью компенсированы товарами-субститутами. Однако дифференциация продукта не является, по Робинсон, единственным условием монополии. Значительное внимание в своем исследовании она посвятила вопросу поведения крупных компаний, олицетворяющих высокий уровень концентрации производства. Для Робинсон монополия представляет собой явление не только рынка, но и концентрированного производства. Концентрацию же производства она связывала с экономией фирмы на масштабах, поскольку доля постоянных издержек, приходящихся на единицу продукции с ростом объемов производства снижается.

Особое внимание Дж. Робинсон уделила такой характерной черте рыночного поведения крупных компаний, как маневрирование ценами. Ключевым вопросом в ее исследованиях стало исследование возможностей использования цены как инструмента воздействия на спрос и регулирования сбыта. Именно Дж. Робинсон ввела в экономическую теорию понятие "дискриминация в ценах", что означало сегментацию рынка монополией на основе учета различной эластичности спроса по цене у разных категорий потребителей, маневрирование ценами для разных групп, на разных географических рынках. Обратила внимание на проблемы формирования ценовой политики, которая совершенно отсутствовала в условиях совершенной конкуренции. Дж. Робинсон показала, что монополист обретает возможность разбить рынок своего товара на отдельные сегменты и для каждого из них назначить особую цену, так, чтобы общая прибыль оказалась максимальной.

Отрицательные последствия несовершенной конкуренции:

- социальная несправедливость;

- снижение цены товара-труда.

Негативное отношение к монополизации проявляется и в учении Дж. Робинсон о монопсонии. Робинсон ввела в научный оборот этот новый термин.

«Псония» в переводе с греческого – закупка продовольствия.

Под монопсией понимается тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара, ограничивающего свои закупки.

Учением о монопсонии Робинсон объясняла феномен эксплуатации труда. Дж. Робинсон утверждала, что монопсонистом может выступить крупная фирма, использующая труд неорганизованных работников по навязанным им (работникам) условиям. В результате заработная плата может быть ниже предельного продукта, то есть налицо эксплуатация. Поэтому в данных условиях необходимо принять закон о минимальном размере заработной платы. Политика профсоюзов также может предотвратить такую ситуацию. С другой стороны, если мощные профсоюзы добиваются зарплаты, ущемляющей обычную прибыль собственников капитала, то уже сами рабочие эксплуатируют мелких собственников.

Чистая монополия - это ситуация, в которой одна фирма является единственным производителем продукта, для которого нет близких заменителей. Фирма-монополист получает полный контроль над ценой. Возникновение чистой монополии связано с образованием барьеров для вхождения в отрасль, монополией производителей сырья и т.д.

Для Дж. Робинсон чистая монополия представляет собой явление не только рынка, но и концентрированного производства. Последнее, по мнению автора, есть экономия фирмы на масштабах, так как доля постоянных издержек, приходящаяся на единицу продукции, с ростом объемов производства снижается.

 

41Теория предпринимательства Й. Шумпетера. Начальным пунктом в теории полезности Шумпетера является понятие добавочной стоимости - разница между ценностями двух товаров, один из которых не был произведен в результате затраты Ресурсов на производство другого товара. Чем больше производится товаров определенного типа, тем сильнее возрастает давление невироблених товаров и тем меньше прирост стоимости. В состоянии равновесия сумма дополнительной полезности всех произведенных товаров равна нулю.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: