Интернет ресурсы создают иллюзию того, что кандидатские и докторские диссертации пишутся путем компелляции текстов разных авторов. Иногда такие «специалисты» даже не понимают разницы между научными и любительскими источниками информации на уровне Википедии. Реферативный стиль нельзя смешивать с плагиатом. Этот стиль подразумевает изложение достижений других ученых и инженеров собственным авторским стилем, соответствующим пересказу сформировавшегося в мозгу понимания данной проблемы. Но понимание разработки другого ученого не может подаваться как открытие. Речь идет об оценке результатов, полученных другими научными школами.
Вопрос 22. Творческая свобода и социально-нравственная ответственность учёного.
Сущность научной работы состоит в получении новых знаний, служащих основой для практического преобразования окружающей действительности, создающих предпосылки для дальнейшего развития передовых техннологий. Однако технический прогресс не является самоцелью, он призван всё более полно удовлетворять потребности человека, имеет гуманистическую направленность. Об этом не должен забывать учёный, стемясь к новым открытиям «любой ценой», даже если в дальнейшем их бессистемное использование сможет принести цивилизации непоправимый урон. В условиях обострения глобальных проблем современности моральный критерий становится главным фактором научной деятельности, важнейшим показателем её результативности.
К примеру, генная инженерия уже в настоящее время позволяет усиливать жизнестойкость полезных для человека сельскохозяйственных сортов растений, делать их невосприимчивыми к плохим погодным условиям, воздействию насекомых-вредителей и т.п. Однако в долгосрочной перспективе никому не известно, не окажет ли использование генетически модифицированных продуктов питания отрицательного воздействия на здоровье человека, не приведут ли сиюминутные успехи производителей сельхозпродукции к непоправивым изменениям человеческого генотипа в далёком будущем. Чтобы ответить на этот вопрос, нужны долговременные наблюдения (на протяжении нескольких поколений контрольной группы потребителей) с соответствующей затратой времени и дополнительных денежных средств. До тех пор, пока такие исследования не проведены, широкое промышленное использование подобных научнных инноваций носит безнравственный безответственный характер.
|
Кроме того, применяя аналогичные методы, современная наука вполне в состоянии создать такие формы микроорганизмов – возбудителей эпидемий, которые окажутся способны преодолевать ранее полученный иммунитет,- в подобном случае заблаговременно проведенная вакцинация окажется бесполезной. Можно создавать болезнетворные вирусы и бактерии, устойчивые к действию антибиотиков. Углублённое изучение человеческого генома позволяет чётко зафиксировать различие между представителями различных расс и национальностей; на этой основе заходит речь о разработке так называемого «этнического оружия» - биохимических соединений, избирательно токсичных для определённой группы людей. Разумеется, подобного рода исследования лежат за пределами человеческой морали и научной этики.
Между тем, в истории уже неоднократно имело место антигуманное использование новейших достижений науки. После Второй мировой войны были обнародованы данные об экспериментах, которые учёные проводили в нацистских концлагерях, изучая действие различных отравляющих газов на организм человека, с целью интенсификации «на научной основе» процесса уничтожения больших групп людей, объявленных неполноценными в рассовом отношении. В милитаристской Японии проводились изуверские опыты над военнопленными по искусственному заражению их возбудителями чумы, сибирской язвы и других опасных болезней; на этой основе планировалась разработка новых видов бактериологического оружия. Разумеется, лица, способные без малейших сомнений и угрызений совести проводить подобные исследования, не могут носить звание подлинного учёного, сколь бы эффективны ни были полученные ими результаты. Таким образом, научная деятельность предполагает не только эвристическую значимость процесса познания, но и, что гораздо важнее, нравственную ответственность учёного.
|
История науки в 20-м веке имеет и положительные примеры, когда известные исследователи, вынужденные заниматься разработкой новых, всё более мощных средств разрушения, в дальнейшем прилагали значительные усилия для того, чтобы эти опасные изобретения так и не нашли практического применения. В конце Второй мировой войны американская атомная бомбардировка японских городов Хиросимы и Нагасаки стала источником моральной трагедии для многих учёных, труды которых создали предпосылки для реализации атомного проекта. Альберт Эйнштейн, Роберт Опенгеймер и ряд других ведущих физиков в США, Жюлио-Кюри во Франции, советский академик А.Д.Сахаров (занимавшийся в годы «холодной войны» разработкой водородной бомбы), активно боролись за мир во всём мире; многие из них подвергались за это преследованиям со стороны политического режима. Собственно, история основания Нобелевской премии, которая выдаётся за выдающиеся научные достижения, за вклад в развитие мирного сосуществования различных стран и народов, тоже связана с нравственными исканиями создателя взрывчатого вещества динамита, известного предпринимателя и учёного.
|
В настоящее время научная общественность озабочена возможностью поспешных инноваций, не продуманных в достаточной степени с точки зрения их социальных последствий. Так приняты меры по ограничению разработок в сфере генной инженерии. В 1974 г. группа учёных во главе с Бергом призвала мировое научное сообщество объявить мораторий на опыты с рекомбинантными молекулами ДНК (запрет действовал на протяжении около 10 месяцев). Впоследствии указанная проблема обсуждалась на конференции в Калифорнии (США); тем самым научное сообщество впервые официально взяло на себя моральные обязательства, ограничивающие исследования в определённой области. Были сформулированы правила общечеловеческой безопасности, призванные ограничить некоторые виды экспериментов ещё до их проведения (а не после того,- как это имело место ранее). В настоящее время ни одна биомедицинская программа, связанная с морфологией человека, не может начать реализацию, если она не прошла этической экспертизы.
Сегодня для всех очевидно, что наука как социальный институт нуждается в постояном квалифицированном контроле со стороны всего общества в целом. Цели, средства и методы любого исследования должны соотвествовать нравственным критериям, иметь в виду не только стремление учёного к успеху, повышению своего научного престижа, но также интересы человечества в глобальном измерении. Процедура контроля должна носить открытый демократический характер. Необходимо выработать оптимальные организационные формы, которые позволят эффективно получать новые знания, осуществлять технические проекты гуманистической направленности.
Вопрос 23. Инструментальная, мировоззренческая, эвристическая, инновационная ценность науки. Наука и инновационное развитие современного общества.
Инструментальная функция науки заключается в использовании ее экспериментально-измерительных, моделирующих возможностей. В условиях ХХ1 века наука стала технонаукой, поскольку сконцентрировала в лабораториях уникальные комплексы, стендовое оборудование, материалы, инфраструктуру и коммуникации. Подобная база позволяет науке пользоваться различными методами и новейшими средствами обработки и представления знаний.
Мировоззренческая функция науки заключается в том, что она разрабатывает принципы, на основании которых формируется научная картина природной и техногенной реальности. Эта картина осуществляет междисциплинарный синтез результатов научных исследований в цельное представление. В ХХ1 веке важную роль выполняют квантовомеханическая и синергетическая картины природы, системотехническая картина инженерной деятельности.
Эвристическая функция науки заключается в открытии ранее неизвестных феноменов, их описании, обьяснении и соответствующей адаптации к уже существующим категориально-понятийным структурам. Если же возникает необходимость пересмотра фундаментальных интерпретаций, вызванная открытиями, то тогда ученые идут по пути смены мировоззренческих оснований отдельных дисциплин, или науки в целом.
Инновационная ценность науки заключается в превращении современной науки в систему инжиниринговой деятельности, в рамках которой исследования сочетаются с изобретением, проектированием и конструированием не только артефактов, но и систем деятельности.
В Беларуси инновационная ценность науки определяется особым значением, поскольку страна может рассчитывать только на человеческий капитал в международном разделении труда. Именно с этой позиции Беларусь находит партнеров для сотрудничества. Речь идет о том, что существуют государства, которые обладают избыточными финансовыми ресурсами. Они заинтересованы в стратегическом их использовании на условиях кооперации с технологическими государствами. Благодаря инновационному ресурсу Беларусь привлекла внимание Бахрейна, Венесуэлы, Китая
Инновационный ресурс Беларуси открывает возможности не только для международной кооперации, но и более эффективного использования имеющихся у страны собственных природных ресурсов, импортозамещения, наращивания экспортного потенциала.
Инновационная функция науки раскрывается посредством функционирования специальной инфраструктуры, в которой учитываются аспекты финансирования научных исследований, внедрения инновационных разработок. Финансирование инновационной деятельности ведется через государственные и венчурные фонды. Внедрение инновационных продуктов исследований осуществляется посредством деятельности технопарков. Государство делает акцент на практическую отдачу научных исследований. Разработки являются ключевым критерием присуждения кандидатских и докторских степеней.
Вопрос 24. Наука и социальные технологии в современном обществе: бизнес, политика, менеджмент, образование.
.
Бизнес предполагает наличие деловых людей, благоприятных условий деятельности, финансовых ресурсов. Бизнес связан с банковским сектором, промышленностью, сельским хозяйством, строительством, информационными технологиями, сферой услуг. В Беларуси многое делается для развития предпринимательства, благоприятных условий инвестирования. Крупный бизнес представляют владельцы и руководители транснациональных корпораций. Средний и малый бизнес требует постоянной поддержки со стороны государства, поскольку он формирует устойчивость структур гражданского общества.
Значительную роль в функционировании мировой экономики играет спекулятивный бизнес и связанные с ним институты крупных региональных бирж. Именно на этом уровне биржевой деятельности фиксируются цены на стратегически важные ресурсы, индексы, рейтинги. Макроэкономические тенденции обычно связываются с возможными политическими решениями, ожиданиями. Важную роль играют ежегодные, квартальные отчеты компаний о доходах, показателях безработицы.
Наука, в условиях либеральной экономики, постоянно занимается аспектами изучения трудовой деятельности, прибавочной стоимости, капитала. Образцы подобных исследований были продемонстрированы представителями шотландской, марксистской, чикагской, австрийской экономических школ. В послевоенное время, в связи с развитием компьютерных технологий, социальная деятельность математизировалась и для нее важными стали статистические методы анализа макроэкономических тенденций.
Все большую роль в развитии экономики Беларуси и России играют философия бизнеса, философия предпринимательства, философия рисков, философия экономической безопасности.
Философия бизнеса разрабатывает адаптированные к евразийскому региону принципы этики деловых отношений, ответственности, взаимоучастия бизнеса и государства в решении социальных программ.
Философия предпринимательства акцентирована на задачах создания среднего класса на уровне малых и средних производственных структур, сферы услуг, сервиса. Такие структуры создают рабочие места в малых и средних городах, делают привлекательным отдых на базе агротуризма, дорожного и экологическоготуризма, фольклора.
Философия рисков разрабатывает методологию деятельности отечественных экономических структур в условиях неустойчивых рынков, быстро меняющейся конъюнктуры деятельности.
Философия экономической безопасности на уровне концепции национальной безопасности определяет сегменты деятельности наиболее уязвимые в конкурентной среде и разрабатывает мероприятия по их усилению до уровня самодостаточности.
В политике, в условиях ХХ века, произошло изменение связанное с ростом влияния юридических, социологических, политологических наук. Значительную в этом процессе сыграли процессы демократизации общественной жизни.
Менеджмент и наука активно соприкоснулись в конце Х1Х века, когда возникли вопросы, связанные с необходимостью налаживания системотехнического производства, внедрения эффективной организации труда, маркетинга и логистики. Великая депрессия тридцатых годов ХХ века только усилила потребность сотрудничества управленческих коммерческих структур и научных школ.
Образование и наука вошли в тесное соприкосновение в ХУ111 веке, когда во Франции были заложены традиции политехнической подготовки инженеров. Институты стали основными центрами научной деятельности, технопарков, различных инновационных структур. БНТУ в полной мере отражает эту общемировую тенденцию эволюции. И хотя он именуется университетом, но истинная его сущность политехническая.
Вопрос 25. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция. Понятие научной революции. Природа и типы научных революций.
Научно-технический прогресс – это единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники по пути их непрерывного усовершенствования, усложнения структурных компонентов. Уже в городах средневековой Европы развитие цеховых ремёсел и зарождающегося мануфактурного производства требовало хотя бы самых примитивных научных знаний (до этого методы научной аргументации использовались, в основном, при обсуждении религиозных вопросов). Обратившись к экспериментальному изучению законов природы, наука начала непосредственно обслуживать нужды технического прогресса, с тех пор их развитие идёт в тесном взаимодействии.
Научно-техническая революция (НТР) - это коренная трансформация исследовательских программ и связанных с ними технологических процессов, затрагивающая все стороны общественных отношений (производственно-экономических, социально-политических, идеологических). Революционные измения мировоззренческих оснований человеческого бытия происходит за относительно короткий промежуток времени и сопровождается повышением уровня доходов населения, улучшением жизненного уклада.
Основные черты НТР включают в себя: 1) Активизацию науки в качестве реальной силы, влияющей на производство; резко сокращаются сроки технического воплощения той или иной научной идеи.
2) Интенсификацию производственных процессов на основе снижения их материало- и энергоёмкости, рациональной организации труда и управления.
1) Создание искусственных метериалов, освоение новых источников энергии.
2) Применение методов комплексной системной разработки сложнах научных проблем, повышения уровня междисциплинарного взаимодействия.
В исторической перспективе научно-технический прогресс проходит три основных стадии. Первая из них (16 – 18 вв.) характеризуется тремя великими открытиями: использование компаса дало толчок совершенствованию методов мореплавания, привело к освоению новых земель (американский континент, западный путь в Индию, первые кругосветные путешествия и т.п.); порох привёл к созданию огнестрельного оружия, на смену феодальному рыцарскому ополчению пришли крупные постоянные армии, вначале наёмные, позднее – на основе всеобщей воинской повинности (полностью изменилась структура общественных отношений); книгопечатание резко повысило образовательный уровень населения, умение читать и писать стало необходимым условием полноценного существования в индустриальном, промышленно развитом обществе. Между наукой и техникой установилась диалектическая взаимосвязь: развитие технического инструментария, появление всё более сложных и точных приборов давало учёному возможность глубже проникнуть в тайны окружающей природы, а теоретическое осмысление фундаментальных законов мироздания создавало предпосылки к изобретению новых, всё более мощных машин и механизмов. Так уже в 16 в. для нужд расширяющегося мануфактурного производства начали использовать энергию водяной мельницы. Это привело к развитию науки гидравлики, открытию некоторых законов механики: была создана теория махового колеса (и махового движения как такового); теория жёлоба; разработаны учения о давлении воды, о сопротивлении материалов, силе трения. Целая «армия» математиков и физиков-теоретиков занялась исследованием и описанием основополагающих законов природы, к услугам учёных-экспериментаторов были разработаны специальные приборы и более совершенные технические приспособления (телескоп, микроскоп и т.п.); ньютоновская механика обобщила полученные данные в рамках единой научно-философской концепции.
Таким образом, изобретение паровой машины Дж.Уатта, ознаменовавшее начало второй стадии научно-технического прогресса (19 в.), переход от мануфактуры к заводскому и фабричному производству, становление новой индустриальной эпохи, явилось результатом не только чисто технического конструирования, но и развития творческой теоретической мысли.
Важной особенностью научно-технического прогресса стал его всё ускоряющийся темп, источник которого кроется во взаимно стимулирующем действии научных знаний и технологических инноваций. Прикладная реализация сделанных открытий целенаправленно инициируется. Создаются производственные лаборатории, опытно-конструкторские бюро и другие аналогичные организации, задачей которых является непосредственная разработка конкретных технических проектов с использованием полученных учёными-теоретиками новых знаний.
Третий этап научно-технического прогресса, связанный с современной эпохой, начался во второй половине 20 в. Развитие информационных технологий, освоение новых источников энергии, чёткая постановка проблемы экологической безопасности в планетарном масштабе, послужили основой научно-технической революции новейшего исторического периода. Существенно расширяется фронт научных дисциплин, вслед за новыми исследовательскими направлениями происходит становление целых прозводственных отраслей, таких как изготовление компьютерной техники и мобильных средств связи, атомная энергетика, химия синтетических материалов, генная инженерия и т.п. Научно-технический прогресс всё в большей степени затрагивает непромышленные сферы экономической деятельности: сельское хозяйство, транспортные перевозки, медицину, образование, бытовое обслуживание населения.
Человечество всё чаще осознаёт свою ответственность перед будущими поколениями за охрану оружающей природной среды; понимает, что эффективное решение вопросов экологии и других техногенных проблем современности требует консолидации усилий всего социума, всех стран и народов в глобальном масштабе. Научно-технический прогресс продолжается, предоставляя современной цивилизации уникальные возможности дальнейшего развития, достижения новых высот духовной и материальной культуры.
Вопрос 26. Научно-техниченские революции и модернизация деятельности.
Понятие «научная революция » отражает процесс радикального изменения структуры и содержания научного знания, который под воздействием ряда объективных и субъективных факторов происходит за относительно короткий промежуток времени, приводит к построению новой картины мира, разработке качественно более совершенных методологических приёмов познавательной деятельности, обновлению категориального аппарата науки. Яркими примерами научных революций, имевших место в истории человечества, могут служить переход от средневековой теоцентристской космологии к механистическому материализму Нового времени (17 – 18 вв.); отказ от креационистской модели происхождения биологических видов в пользу эволюционной теории естественного отбора (19 в.); появление квантово-релятивистской физики на основе теории относительности А.Эйнштейна (20 в).
По широте охвата научной предметности, глубине происходящих концептуальных изменений, научные революции можно условно классифицировать на два основных типа:
3) перестройка картины мира без радикального пересмотра философских оснований, идеалов и норм исследования. Так в начале 19 века в теорию химического строения вещества внедрились представления об атомах и молекулах; современная физика микромира приняла синтетические кварковые модели;
4) качественное изменение научной картины мира, которое сопровождается частичной или полной заменой фундаментальных принципов предметного изучения, качественной трансформацией философских оснований. Например, гелиоцентрическая система Коперника приходит на смену геоцентризму, считавшему, что Земля находится в центре вселенной; в 20 в. возникла синергетическая модель эволюции космоса.
Научная революция предполагает широкий спектр детерминирующих факторов. К числу внутренних предпосылок относятся: 1) накоплелие научных аномалий, всё больше вновь открытых фактов не находят объяснения в рамках существующих теоретических конструкций; 2) появление неразрешимых антиномий при попытке согласования возникших концептуальных противоречий (к примеру, парадокса бесконечных значений при объяснении модели абсолютного «чёрного тела» в рамках классической теории излучения); 3) совершенствование средств и методов исследования (новые, более точные приборы, инструменты, устройства для обработки информации: всё это расширяет возможности учёного, в поле его зрения попадают новые объекты); 4) усиление конкуренции альтернативных теоретических систем, каждая из которых пытается по своему интерпретировать имеющиеся эмпирические факты, дать более эффективные и всеобъемлющие прогнозы на будущее.
К числу внешних детерминант относится философское переосмысление сложившейся картины мира, изменение ценностных ориентиров научного познания, его нормативного базиса. Важную роль играет смена научных приоритетов и тех лидеров, которые их отстаивают. Расширяется круг человеческих потребностей (духовных и материальных), меняется тип взаимодействия науки с практикой, с другими социальными институтами в рамках соответствующей экономической и политической системы.
Современная философия науки даёт широкий спектр оценок и объяснений феномена научной революции. Особое внимание ему уделяют представители постпозитивизма (критического рационализма), интерпретирующие научную революцию в общем контексте принципа фальсифицируемости как фундаментального критерия демаркации научного знания. По их мнению, отличить подлинную науку от псевдонаучных иррационалистических концепций, которые широко распространились в настоящее время (причём часто тоже используют научную терминологию, скрывая за ней догматический авторитарный характер своих положений), позволяет факт непрерывного саморазвития и самообновления научной теории, её готовность отказаться от устаревших конструкций, опровергнутых («фальсифицированных») вновь открытыми фактами. В этом смысле в дополнение к принципу верифицируемости (экспериментальной проверяемости), сформулированному неопозитивизмом («аналитической философией»), К.Поппер описывает смену научных теорий, И.Лакатос – смену исследовательских программ, Т.Кун – смену парадигмы, в основе которой лежит появление нового поколения учёных. Всё это охватывается понятием «научной революции», приобретающем в начале третьего тысячелетия комплексный междисциплинарный характер.
Научно-технические революции создают основу для модернизации существующих в обществе систем деятельности. Осовременивание деятельности носит комплексный и разноплановый характер. В первую очередь оно затрагивает экономику, поскольку именно в ее пределах создаются материальные ценности и артефакты подлежащие реализации на мировом рынке в условиях острой конкурентной борьбы. Модернизация позволяет путем использования новейшего оборудования, технологий, новых принципов организации труда, автоматизации снижать энергоемкость, материалоемкость деятельности, энергетическую зависимость, улучшать показатели деятельности предприятий в области качества, объемов производства, снижения затрат. В результате растет экспортный потенциал экономики, возникает возможность для значительных валютных поступлений в страну. Государство получает возможность обслуживания долговых обязательств, увеличения золотовалютных резервов. Модернизация проводится в соответствии с государственными программами, бизнес-планами, инвестиционными проектами. Важные программы связаны с импортозамещением, обеспечением национальной безопасности, энергосбережением. Наиболее интенсивно модернизируются общества, располагающие достаточными финансовыми и интеллектуальными ресурсами. Республика Беларусь находится в числе наиболее быстро модернизирующихся государств мира благодаря значительному научному потенциалу, растущей инвестиционной привлекательности. Крупным инвестором в программы модернизации экономики Беларуси является КНР.
Вопрос 27. Социальная мобильность ученого в современном обществе.
В современных условиях стало общеупотребительным понятие «учёного ». Так называют человека, имеющего специальное образование и высокий теоретический уровень квалификации, компетентного в той или иной научной области, который занимается исследовательской или научно-педагогической деятельностью на профессиональной основе. Социальный типаж учёного впервые чётко оформился в структуре средневековых университетов Западной Европы, хотя и задолго до этого в самых разных странах многие люди интересовались как теоретическими, так и прикладными науками, достигали больших успехов в изучении окружающей природы. Эпоха Просвещения придала научной работе корпоративный профессиональный характер, дала толчок к широкой популяризации её достижений, созданию вначале национальных, а позднее и международных научных сообществ, с присущей им иерархической структурой и универсальной системой управления.
Понятие научного сообщества введено Р.Мертоном в рамках его «социологии науки»; оно охватывает пронизанную коммуникационными связами упорядоченную совокупность профессионалов, сотрудничающих между собой в тех или иных исследовательских областях. Научное сообщество обеспечивает целостность науки в качестве особого социокультурного феномена, эффективное решение теоретико-познавательных задач. В современном мире его участники рассредоточены на территории различных государств, на них оказывают влияние языковые, культурные особенности, обычаи и традиции этих регионов. Тем не менее, принадлежность к «корпорации учёных» неизменно задаёт высокие стандарты познавательной деятельности.
Основными характеристиками научного сообщества являются:
1) наличие специальных знаний, процесс ретрансляции и непрерывного расширения которых обеспечивает каждый из представителей «мира учёных»;
2) контроль за переподготовкой и преемственностью научных кадров, их профессинальным поведением и уровнем квалификации, осуществляемый на основе относительной автономности в рамках социума;
3) заинтересованность всего общества в тех благах технического прогресса, которые являются результатом труда учёных; тем самым обеспечивается существование данной профессии, наличие соответствующего «социального заказа»;
4) Унифицированная система поощерения творческих достижений (возможность карьерного роста, присуждения высокой учёной степени, наличие грантов и денежных выплат со стороны государства или общественных организаций), стимулирующая исследовательскую активность членов сообщества;
5) Единая инфраструктура, координирующая оперативное взаимодействие профессионалов при решении общезначимых задач, обмен информацией о полученных результатах, чем достигается высокий темп приращения научных знаний в масштабе сообщества.
Указанные характеристики базируются на общности целей, возникающих перед научным сообществом как социальным институтом; его авторитетности во всех теоретико-познавательных вопросах; традициях, сложившихся на протяжении многих веков становления и развития науки.
Увеличение массива научного знания, санкционированного и апробированного сообществом учёных, является главной целью каждого отдельного его представителя. Для этого он должен иметь возможность судить об актуальности той ли иной проблемы в данный момент времени, степени её разработанности другими исследователями. Для обмена подобной информацией научное сообщество использует журналы и другие периодические издания; на базе основных структурных подразделений проводятся конференции и симпозиумы, материалы которых публикуются в свободной печати, пополняют библиотечные фонды.
Опубликованный и прошедший критику со стороны других членов сообщества научный текст, считается исследовательским результатом, «закрывающим» поставленную проблему. Он не исключает дальнейшую разработку, даже возможность радикального опровержения, однако им нельзя пренебрегать – это было бы выражением научной некомпетентности. Общепринятым критерием заслуг учёного перед сообществом считается постановка и разрешение какой-либо новой проблемы, либо аргументированное опровержение (частичная корректировка) ранее достигнутых сообществом результатов. На этом строятся механизмы научного признания, являющиеся главным и наиболее эффективным средством позитивной мотивации и социального управления в рамках научного сообщества.