Модуль 1.ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 2 глава




 

Вопрос 4. Метафизические основания бытия: материализм и идеализм в классических и неклассических философских системах. Понимание бытия в классических и неклассических философских системах.

Философия традиционно занимается проблемой бытия. При этом она не ограничивается только настоящим его существованием. Она связывает настоящее существование с историческим прошлым и будущим. Научная позиция заключается в признании в качестве исходной субстанции бытия материи. Эта позиция обозначается как материализм (линия Демокрита). Религиозно-духовные позиции акцентированы на признании в качестве исходной первоосновы бытия нематериальной сущности, обозначаемой как Бог, дух, душа, абсолютная идея, перводвигатель. Эти позиции обозначаются как идеализм (линия Платона).

В рамках материалистического направления исторически выделяют диалектическую, механистическую, синергетическую модификации. Диалектическая модификация разрабатывалась Гераклитом, К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным. Она рассматривает материальное бытие в развитии. Механистическая модификация разработана Б. Спинозой, И. Ньютоном. Материальное бытие она описывает на основе законов классической механики. Синергетическая модификация представляет материальное бытие в динамике порядка и хаоса, через процессы самоорганизации. Родоначальником этого подхода является Г.Хакен.

В рамках идеалистического направления выделяют объективный и субъективный идеализм. Объективный (Пифагор, Платон, Аристотель, Гегель) выводит в качестве исходной субстанции бытия абсолютную идею, существующую вне сознания человека. Такой абсолютной идеей может быть Бог. Субъективный идеализм (Беркли, Кант, Фихте, Мах, Авенариус) акцентирован на сознании человека как исходной сущности бытия.

Современная эпоха не придает принципиального значения противостоянию материализма и идеализма, поскольку они локализованы в разных сегментах деятельности общественного сознания (научной и религиозной). С точки зрения научно-технической деятельности наиболее важным является представление о материи и сознании, как определенных основаниях творчества.

Материальное бытие предстает в инженерной, управленческой, экономической практике как онтическая первозданная реальность с физическими, химическими, геологическими, биологическими свойствами на Земле (биосфера) и техносфера (техногенная реальность, создаваемая человечеством на основе биологической и геологической реальности). Мировоззренческий аспект бытия в данном случае заключен в том, что онтическая реальность существует как на Земле, так и во Вселенной. Таким образом, материальное бытие представлено:

1) онтической природной реальностью в виде Вселенной, Земли, человека;

2) человеческим сознанием и материально-практическим воплощением его в форме техногенной реальности.

Понятие бытия получало различную трактовку в истории философии. Уже в античной философии классическое понимание бытия сводилось к некоему основанию всех существующих вещей. В роли основы и первопричины всего сущего могли выступать как духовные, так и материальные сущности, такие как число у Пифагора, идея у Платона, форма у Аристотеля, "апейрон" у Анаксимандра, "гомеосмерии" (подобные частицы) у Анаксогора, огонь у Гераклита, вода у Фалеса, атомы у Левкиппа и Демокрита. В последствие эти гипотезы легли в основу более общих представлений о материи – субстанции, лежащей в основании мира. Данная традиция, получившая широкое распространение в европейской философии, сохранилась до наших дней. Наряду с ней в философии Нового времени была сформирована атрибутивная трактовка бытия. В работах Р.Декарта и И.Канта утверждалось, что реальность бытия может быть удостоверена только деятельностью человеческого сознания через полагание, устанавливание факта существования чего-либо. Классическая философия, тем самым, ориентирована на предзаданность мира человеку и встраивает его в эту систему как природный объект, подчиняющийся в своем бытии естественным законам.

В философии ХХ века значительно возрос интерес к онтологической проблематике. В постановке "вопроса о бытии" меняется подход к трактовке самого понятия, что наиболее полно отразилось в трудах М. Хайдеггера. Согласно М. Хайдеггеру бытие есть единственная тема философии. В работе «Бытие и время» он отмечает, что именно вопрос о бытии является основным философским вопросом. Введя основополагающий термин Dasein, М.Хайдеггер ставит задачу преодолеть сложившееся в классической философской традиции отношение к бытию как наиболее общему и пустому понятию. Бытие согласно Хайдеггеру не обладает никакой особой содержательной, субстанциональной определенностью, оно не замкнуто в самом себе, но выходит из себя, являя себя сущему. Бытие, которое есть мы сами, присутствие, буквально, "здесь-бытие" трактуется им как осознаваемое человеком временное и конечное через призму собственного существования. Тем самым, М.Хайдеггер нашел радикально новую точку отсчета для философии, пытаясь утвердить ее на реальном фундаменте самого человеческого существования, которому глубоко чужды абстрактные идеи и принципы. Фундаментальная онтология по выражению М. Хайдеггера должна, прежде всего, исследовать основания предметного мира человека и опираться на анализ смыслов языковых выражений. Не отожествляя Dasein с экзистенцией, как это делали С.Кьеркегор и К.Ясперс, Хайдеггер называет экзистенцией само бытие, к которому Dasein может, так или иначе, относиться. Хайдеггеровское Dasein осуществляется в "наброске", в ситуации "пред- и за-брошенности". Это позволяет производить отличное от картезианства различение бытия и сущего. Так, время для Хайдеггера не есть последовательность содержательных моментов, но - возможность пребывать в экзистенции и одновременно "вбрасываться" в мир. Например, такой модус экзистенции как страх есть, с одной стороны, пребывание (возможность) в страхе, а с другой - осуществление страха (проживание этой возможности). Сущим в данном случае является сам страх "как таковой" (а не предмет страха, как это было у Декарта), а бытием - различение возможности и осуществления, или - проживание. В картезианстве формой является cogito sum, т.е. форма, полученная в результате осуществления формы. У Хайдеггера "я есть" - уже форма. Для Хайдеггера смысл бытия сущего включен в структуру экзистенции, коренящейся в своих модусах-экзистенциалах. Для обозначения онтологической характеристики, которая раскрывает суть человека как особого сущего, Хайдеггер использует такие термины как Zu-sein (конкретное бытие каждого предмета в общей форме), So-sein (так-бытие), Sien-bei (бытие-при мире, обусловленное экзистенциалом озабоченности по отношению к миру), In-sein (бытие-в, способность человека опредмечиваться в мире, свойственном только ему), Mitsein (совместное бытие), Selbstsein (самобытие).

Областью онтологического анализа в постмодернистской философии стала терминология. Проблемы бытия раскрываются в работах Ж. Делеза, Ж. Дерриды, Ж.-Л. Нанси. Ж. Деррида предлагает проект деконструкции онтологии с целью переосмысления бытия, а также к значению этого бытия и к условиям, определяющим саму возможность его понимания. Вопрос состоит не в том, что бытие есть, но в том, что мы вынуждены это бытие постоянно означивать. Отсюда знаменитый онтологический тезис Ж. Дерриды: "Il n'y a pas de horsetext" (нет ничего, что существовало бы вне текста). Вместо метафизического присутствия деконструкция обозначает организацию текстуальных смыслов. Множественность онтологий постмодернистской философии опирается на представления о наличии множества возможных смысловых миров. Поворот онтологии в сторону языкового пространства воображаемого мира объясняется повышением интереса к философии языка и культуры.

Синергетика дополняет современную научную картину бытия интерпретацией природы как реальности, в которой динамика процессов определяется нелинейными тенденциями самоорганизации. В этих процессах динамический хаос формирует структуры порядка в виде диссипативных образований, эволюционирующих в направлении, задаваемом устойчивыми, или случайными аттракторами. Преемственность в самоорганизации природы обеспечивают фрактальные структуры, демонстрирующие механизмы самоподобия, когерентности.

Вопрос 5. Пространственно-временная структура материального мира в свете современных концепций естествознания и математики. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

Пространство и время, как категории современной культуры, деятельности, входят в компетенцию различных специальностей. В БНТУ речь идет об архитекторах, строителях, дизайнерах. Пространство является важной экономической категорией с точки зрения логистики, транзитных функций территории, ее транзитивности. Специалисты таможенного дела включены в пространственные экономические возможности Беларуси, поскольку они обеспечивают важное направление налоговой деятельности государства. Время содержит огромный потенциал исторической памяти, который позволяет консолидировать нацию в рамках решения задач устойчивого развития. Фактор исторической памяти является основой подготовки инженеров военно-технических специальностей. На этом факторе основана идеология региональной евразийской системы безопасности.

Пространство это материальное бытие с определенными физическими, химическими, биологическими, социальными свойствами. В масштабах Вселенной именно оно выступает как основное место формирования объектных, системных структур с определенной динамикой и энергетикой. В философии пространство определяется как объективная реальность, данная нам в ощущениях, существующая независимо от сознания человека. Отраженные сознанием образы пространства обозначаются как перцептуальные (уровень психики) и концептуальные (уровень мышления).

Пространство энергетически и информационно насыщено. Оно генерирует частицы, которые образуют строительный материал для макро- и мега- тел. Основу генерирующей способности пространства как динамической среды формируют четыре взаимодействия - гравитационное, электромагнитное, слабое ядерное, сильное ядерное

Материальная пространственная среда является объективной реальностью, предметом отображения и изучения с точки зрения топологических и метрических свойств.

Перцептуальная форма отображения пространства функционально проявляется в сознании человека на уровне психо-эмоционального отражения.

Концептуальная форма реализуется сознанием человека на уровне логико-понятийного мышления и имеет результат в виде научных концепций пространства и времени.

Пространственная среда характеризуется динамикой, определенной насыщенностью событий и информации. Процессы, происходящие в пространстве, имеют длительность, которая обозначается как время. В русле динамики время направленно и необратимо. Длительность пространственных процессов в сочетании с их объемностью обозначается как пространственно-временной континиум (3 пространственных и 1 временная координата). В масштабах Вселенной в качестве исходной точки принимается сингулярная точка, в которой произошел Большой взрыв, и динамика приобрела закономерную основу, фиксируемую астрофизикой, физикой, химией.

Метрически и топологические свойства пространства описываются неевклидовыми геометриями. В земных условиях пространственной среды применима евклидова геометрия. С учетом физических свойств реальное пространство и время описываются общей теорией относительности (ОТО), квантовой и ньютоновской механикой, термодинамикой, оптикой. Разработкой концептуальных представлений о пространстве и времени занимались Евклид, Ньютон, Лобачевский, Риман, Эйнштейн, Максвелл, Шредингер, Бор, Планк, Минковский, Фридман.

В классической философии длительное время конкурировали субстанциональный и релятивистский подходы к пространству. Субстанциальный подход вводит представление о пространстве как самостоятельной сущности, условии существования материальных объектов. Этой позиции придерживались атомисты, И.Ньютон. Реляционный подход свойства пространства и времени ставит в прямую зависимость от материальных объектов, детерминирующих метрику пространства, а также от скорости их движения. Эти представления развивали Лейбниц и Эйнштейн.

Социальное пространство фиксируется предметными особенностями деятельности человечества и обозначается как геополитическое, экономическое, архитектурно-строительное, архитектурно-ландшафтное, производственная зона, городская черта, регион, аграрная зона, зона отдыха, санаторно-курортная зона и т.д. Социальное время – хронологическими параметрами.

Особенности социального пространства играют ключевую роль в развитии страны. Так, в случае Беларуси речь идет о выгодном геополитическом положении, которое создает экономические ресурсы транзита, логистики, таможенной деятельности. Для архитекторов и строителей социальное и природное пространство - это объект проектирования, творчества, промышленной деятельности, эстетики, дизайна. Существуют богатые традиции освоения культурного пространства, его эстетической интерпретации в виде определенных стилей. В социальном пространстве визуализируются актуальные философские размышления архитекторов об экологии, эргономике, системной методологии, истории, духовной жизни общества. Экстенсивное социальное пространство задает стратегию деятельности в малонасыщенной людьми, инфраструктурой, коммуникациями географической среде. Беларусь относится к подобному типу пространств, поскольку плотность населения на квадратный километр не превышает 50 человек. Большие неурбанизированные пространства являются зонами лесов, болот, сельскохозяйственной деятельности. В Беларуси многое делается для равномерного распределения антропогенного давления на биосферу. Одновременно предпринимаются усилия для интенсификации сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, агротуризма с тем, чтобы повысить эффективное использование территориальных комплексов.

Социальное время отображается категориями, задающими значимость настоящего, прошлого и будущего. Хронологические традиции задают цельность и преемственность культурной динамики. Например, для Беларуси и всего христианского мира, важную роль выполняет летоисчисление от Рождества Христова. Им фиксируется не только история, сущность бытия, но и регламентируется настоящая деятельность людей. Кроме духовного содержания социальное время предполагает аспект исторической памяти, исторического сознания, исторического мышления. Для Беларуси эти категории актуальны памятью о жертвах, понесенных, в тяжелых войнах, особенно в годы Великой Отечественной войны. Одновременно речь идет о героизме, мужестве белорусского народа, историческом единстве Беларуси и России, как важнейшем факторе геополитической безопасности в евразийском регионе. Социальное время фиксирует единство национальной культуры. Это единство складывается из знаковых исторических событий, памятных мест, национальных реликвий, выдающихся творческих личностей, духовных просветителей, традиционной народной мудрости, образа жизни, художественного творчества, фольклора. На богатой культурной и патриотической основе социальное время настраивается на конструктивное будущее нации. У Беларуси большие планы модернизации экономики. Для их реализации необходима духовная консолидированность народа, что белорусский народ и демонстрирует в нелегкий период финансовых потрясений мировых структур деятельности. Социальное время в его исторической ипостаси визуализируется архитекторами, скульпторами в виде мемориальных комплексов. В Беларуси этому направлению культурной деятельности придается большое значение.

 

Вопрос 6. Природа как предмет философского и научного познания. Биосфера. Ноосфера. Техносфера. Коэволюционизм.

 

В рамках рассмотрения этого вопроса необходимо дать: категориальные определения природы; выделить концепции природы, оказавшие большое воздействие на мировоззрение и науку.

Категориальные определения природы связаны с понятиями природы, натуры, природной среды, географической среды, неживой, живой природы (биосферы), ноосферы, техносферы, экологии, коэволюции.

Природа – это существующее независимо от сознания человека материальное бытиё, характеризующееся внутренне присущими ему закономерностями возникновения, функционирования и развития. Фюсис – это природа, находящаяся вне сознания человека, содержащая в себе естественнонаучный аспект исследования. Предмет изучения физики. Натура – это природа, находящаяся вне сознания человека, содержащая в себе аспекты первозданности, неосвоенности, эстетической привлекательности, естественности. Объект искусства. Природная среда – это пространственная составляющая природы, характеризующаяся объемностью, трехмерностью, неоднородностью, упорядоченностью. С учетом конкретных свойств природная среда представлена космическим пространством и географической средой.

Географическая среда – это природное пространство в пределах планеты Земля. Оно характеризуется особенностями физического, химического, биологического состава и обозначается как атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.

Биосфера – это пространство Земли, сформированное активностью живых организмов. Термин был введен в научный оборот австрийским палеонтологом Зюссом. В ХХ веке, с позиций естествознания, его проанализировал Н.Вернадский. Он доказал на конкретных примерах из химии, геологии, что живые организмы распространили свою активность на всю планету и стали геологической силой. К живым организмам добавилась еще одна геологическая сила в лице человечества. Она создала собственное пространство деятельности и включила в него биосферу. Это новое пространство обозначается как ноосфера. В этом пространстве благодаря конструкторской деятельности человечества планетарную роль стала играть техника и промышленные технологии, что дало основание говорить о техносфере. Экология – это наука о доме, каковым для людей является планета Земля с её биосферным комплексом.

В концепциях природы отражаются приоритеты её изучения, обусловленные социальной деятельностью людей. Это концепции космизма; атомизма; натурализма; механицизма; энергетизма; инвайронментализма; синергии; бионики.

Концепция космизма разработана античными мыслителями и первоначально выполняла мировоззренческую функцию. Космос в ней трактовался как определенная область географического бытия, ограниченная сферой неподвижных звезд и имеющая духовное основание в форме Логоса. В ХІХ веке эта концепция получила новое истолкование в российской православной религиозной традиции благодаря работам Н. Федорова. Космос стал трактоваться как истинно духовный мир – цель человечества. Для реализации этой цели необходима была наука космических полетов и возрождение всех умерших, для того, чтобы они могли присоединиться к живым. Благодаря усилиям К. Циолковского и Н. Королева космическая техника стала реальностью, а Россия первой космической державой, располагающей большим опытом реализации космических программ. В ХХ веке советский ученый Н. Чижевский обнаружил ещё одну важнейшую составляющую космизма – коэволюционную. Это стало возможным после того как он сопоставил графики солнечной активности по определенным временным циклам и графики, дающие картину динамики эпидемий в Европе по годам. Оказалось, что пикам солнечной активности соответствовали пики эпидемий на Земле. Вывод был очевиден в пользу тезиса того, что Солнце является важнейшим регулятором жизненных процессов на Земле.

Коэволюционные тенденции стали доминирующими в развитии междисциплинарных связей. В результате в ХХ веке оформились астрофизика, космология, космическая геология, космическая химия, космическая биология. Физики стали рассматривать космос с точки зрения основных теоретических разделов. Он стал для них необходимым эмпирическим основанием.

Концепция атомизма была разработана античными мыслителями, в рамках онтологического проекта бытия как пустоты и заполняющих её атомов. Атомам характерна тенденция к объектной концентрации и механическому движению в пустоте. Атомы стали своеобразной границей макромира, за которой ничего не предполагалось. Однако в конце ХІХ века физика подошла к необходимости изучения природы на микроуровне. Была разработана квантовая теория атома, появилась физика элементарных частиц. Место чисто механического дуализма пустоты и атомов занял квантово-волновой дуализм. Концепция натурализма разработана античными мыслителями. Представляет природу как объект эстетического восприятия и освоения. В эпоху Возрождения натурализм стал ассоциироваться с антропонатурализмом. В ХІХ веке сформулировалась естественнонаучная модификация натурализма как эмпирического изучения природы. В конце ХІХ века эстетика модерна отошла от принципов натурализма. Этим самым закончился классический период эстетического восприятия природы.

Концепция механицизма имеет амбивалентный характер, поскольку трактует природу как жестко детерминированную систему, в основе динамики которой лежат законы самой простой формы движения – механической. Эти законы были сформулированы Ньютоном. В рамках такого научного раздела физики как механика они объективны и применимы. Это в значительной степени относится и к технической деятельности людей. Однако трудности начинаются сразу же как только механицизм объявляется универсальной теорией способной объяснить любую форму движения в природе.

Механистическая картина природы господствовала в науке до ХІХ века, когда появились новые концепции, в частности, энергетизма.

В ХІХ веке человечество в лице европейцев и американцев остро ощущало потребность в дополнительных источниках энергии и движения. Поэтому это столетие стало веком физики, разнообразившей свою структуру такими разделами как термодинамика, электричество и магнетизм. Энергия стала ключевым понятием. Вскоре учеными был сформулирован закон сохранения и превращения энергии. Из него следовало, что количество энергии в мире неизменно. Одновременно встал вопрос о модификациях энергии и энергоемкой природе в виде полезных ископаемых органического и неорганического происхождения. В результате начался технологический переход человечества на использование электрической и тепловой энергии в промышленных объемах.

Философов привлекает несколько аспектов, связанных с энергией: во-первых, это её материальность; во-вторых, это связанные с ней вопросы социальной безопасности и устойчивости; в-третьих, экология. Философы всегда напоминают человечеству о том, что неисчерпаемость материи одновременно означает неисчерпаемость энергии как таковой, а также её модификаций.

В условиях начала ХХІ века человечество пользуется лишь малой долей энергетического разнообразия природы, делая акцент на наиболее доступные и дешевые ресурсы, представленные нефтью и газом. По мере роста мировых цен на них мотивируется применение других источников энергии. Однако не всякая экономическая система способна адаптироваться безболезненно к подобным тенденциям. Поэтому энергетизм ассоциируется с целым комплексом социально-экономических и технико-технологических проблем.

Синергии концепция трактует природу как объективную реальность, находящуюся в динамике порядка (упорядоченности) и хаоса. Хаос является важнейшим условием эволюции, поскольку позволяет освободившимся от системы элементам самоорганизоваться соответственно изменившимся условиям внешней среды. При этом изменения затрагивают и сами элементы.

Бионика – это концепция трактующая живую природу как образец в процессе конструирования артефактов, с учетом придания им функций живых систем. Бионика стала частью инженерной деятельности. Эта методология позволяет использовать при конструировании природные материалы, их функции, системные преимущества.

Инвайронментализм - это охрана окружающей среды, воздушного, водного пространства, природных комплексов, биологического разнообразия планеты. Нормативная часть включает показатели химического, радиоактивного состояния среды, температурный фон. Стандарты экологической безопасности утверждаются каждой страной. На международном уровне мониторинг состояния окружающей среды связывается с решениями регулирующего характера в форме специальных протоколов, соглашений, конвенций, решений. Киотский протокол является реализацией методологии квот, регулирующей объемы промышленных выбросов, устанавливаемые для каждой страны в отдельности. Если страна не выбирает установленную ей квоту по выбросам, то она может на коммерческой основе предложить ее тем странам, которые не укладываются в устовленные для них объемы промышленных выбросов. Беларусь активно реализует стратегию охраны окружающей среды, сохранения биологического разнообразия планеты, устойчивого развития. Министерство природных ресурсов, МЧС, Министерство внутренних дел активно включены в формирование природоохранной методологии. Этим структурам выделяются необходимые финансовые, материальные ресурсы, новейшие технологии, ведется подготовка специалистов в высших учебных и средних специальных заведениях. Крупные социальные и природоохранные программы реализованы на территориях, загрязненных радиоактивными элементами после техногенной аварии на Чернобыльской АЭС. На территории Беларуси действуют заповедники, национальные парки, реализуются мероприятия по улучшению условий для комплексного использования Беловежской пущи, Припятского Полесья. Природная среда становится дополнительным ресурсом привлекательности Беларуси в сфере туризма.

Коэволюционизм - это методология деятельности на основе воспроизводящихся местных биологических ресурсов. Наибольшие перспективы в данном случае имеют сельскохозяйственное производство и лесное хозяйство. Растущий на мировом рынке дефицит продовольствия просто обязывает белорусских аграриев повышать эффективность производства с тем, чтобы они могли участвовать в международном разделении труда на продовольственном рынке. Спрос на этом рынке существует на все виды растениеводческой и животноводческой продукции. Коэволюция является важнейшим ресурсом экспортной деятельности предприятий, компаний, важным источником валютных поступлений. Термин «коэволюция» введен в науку биологами во второй половине ХХ века для обозначения взаимодополняемого существования, на условиях биологической кооперации, видов, например, птиц и растений. Исследования в микробиологии позволили обнаружить эффективные биотехнологии, которые используются в косметике, фармакологии, пищевой промышленности, городских коммунальных хозяйствах. горнодобывающей промышленности, во время ликвидации крупных утечек нефти и нефтепродуктов.

Вопрос 7. Философские концепции человека: социал-дарвинистская, марксистская, психоаналитическая, экзистенциальная. Многомерность феномена человека. Проблема сущности существования человека. Экзистенциально-феноменологическая, социокультурная и психоаналитическая традиции исследования сознания. Личностный выбор, самоактуализация и проблема смысла жизни. Личность и ценности массовой культуры.

 

Человек является предметом изучения антропологии. Эта наука исследует исторические, культурные, криминалистические, психологические аспеты деятельности, поведения, внутреннего мира людей. Историческая антропология связана с археологией. Культурная антропология изучает сообщества людей в тесной связи с этнографией, социологией, демографией. Криминалистическая антропология акцентирована на поведении людей с точки зрения права. Она располагает мощной исследовательской базой в виде специальных лабораторий, правоохранительных структур. Главная задача этих структур заключается в профилактике правонарушений, а также в оперативных действиях расследования фактов преступлений, формировании объективной картины действий конкретных людей. Психология изучает внутренний мир человека, его психику и сознание. Это способствует лучшему пониманию особенностей эмоциональной, чувственной, рациональной, духовной жизни человека. Социальная психология раскрывает особенности динамики общественного сознания на уровне малых социальных групп, действующих в соответствии с определенной культурной программой, или же формирующиеся стихийно в форме толпы. Безопасность населения в урбанизированном пространстве, в условиях проведения праздников, фестивалей, спортивных мероприятий, с учетом трагических последствий проявления механизма толпы, является одной из ключевых задач правоохранительных органов. Опасность для окружающих может формулироваться отдельными людьми и планироваться как деструктивное действие с тяжелыми последствиями для жизни. Мотивация проистекает из особенностей девиантного поведения, агрессивного отношения к социальной среде. Поэтому борьба с терроризмом является важным условием обеспечения общественной безопасности.

Существует комплекс наук, изучающих человека как биологическое существо. В первую очередь речь идет об анатомии, медицине, эргономике, бионике, физиологии высшей нервной деятельности. Здоровье населения является важнейшим ресурсом государства, нации. В Беларуси этому вопросу уделяется значительное внимание, поскольку нация нуждается в решении вопросов демографической безопасности. Равномерное соотношение поколений людей создает устойчивую основу работы дошкольной системы воспитания, образования, производства. У пенсионеров не возникает тревог по поводу пенсионного обеспечения. В нациях, состоящих из людей преклонного возраста, неизбежно возникают проблемы не столько обеспечения пенсий, сколько самообеспечения пожилыми людьми собственной старости.

Философская антропология изучает человека в комплексе присущих ему понятий, а именно, как биологическое и социальное существо. Она учитывает достижения в изучении человека конкретных наук, а также проблемы и смыслы, являющиеся предметом теологических осмыслений, размышлений людей о смысле жизни, смерти, Боге, вере.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: