Модуль 1.ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 3 глава




Предметом философских размышлений являются вопросы происхождения, бытия, сущности человека. В вопросе происхождения человека философия исходит из данных современных наук. Для медицинских наук, генетики важной является закономерность, связанная с эволюционным происхождением видов, наследственностью. Это позволяет заниматься диагностикой, лечить наследственные заболевания, решать важную проблему генной инженерии, связанную с производством донорских органов. Технологии клонирования вызывают неоднозначное отношение, поскольку они основаны на использовании стволовых клеток, предполагают вмешательство в сферы, которые затрагивают важнейшие аспекты морали и религиозной веры. У истоков теории эволюции стояли Ч.Дарвин, Г.Мендель. Для верующих людей ключевой является истина о человеке как творении Божьем. Христиане с этой истиной знакомятся в Библии. С этой точки зрения вопросы жизни, смерти человека, смысла жизни находятся во власти Бога. Человек не волен принимать решения, которые не входят в его возможности. Осуждению подлежат аборты, самоубийство, лишение жизни другого человека, разрушение брака и семьи, а также греховные дела, связанные со словоблудием, пьянством, наркоманией, гордыней, жестокостью, насилием, чревоугодием. Археологи в процессе раскопок, антропологических исторических реконструкций практически полностью проследили основные этапы эволюции человечества. Генетики эту эволюцию проследили на уровне генома человека и выявили множество схожего в биологических системах человека и животных, что позволило повысить эффективность борьбы с переносчиками инфекций. При этом ученые не стремятся к мировоззренческим обобщениям в вопросе взаимоотношений науки и религии, поскольку в вопросах спасения жизни, санэпидемиологической безопасности верующие демонстрируют полное понимание задач медицины. Кроме генетических, санэпидемиологических, хирургических проблем врачи сталкиваются со сложными вопросами, возникающими на границе жизни и смерти. Один из этих вопросов обозначается как проблема эвтаназии. Речь идет о праве пациента, если он способен в ситуации тяжелого заболевания принимать решения, на основании предоставленного ему вердикта врачей о безнадежности его состояния, принять решение о прекращении жизни с тем, чтобы избежать тяжелейших физических мучений. Подобный механизм принятия решения регламентируется правовыми отношениями, ответственностью сторон, общественным контролем, законодательством страны. Еще один аспект врачебной деятельности связан с понятием смерти на уровне психики, сознания. Это ситуация, когда организм человека является функциональным только на уровне биохимических обменных процессов. Обычно такое состояние обеспечивается питающими организм устройствами. Оно может длиться десятки лет. В данном случае тяжесть ответственности о пациенте врачи разделяют с его близкими родственниками. Временные состояния клинической смерти породили целое направление размышлений людей о мире после смерти, о переходе от жизни к смерти и от смерти к жизни. В основном речь идет о механизмах сознания, сопровождающих эти переходы определенным содержанием впечатлений, образов.

Во взаимоотношении жизни и смерти функциональный и разнообразный смысл для человека несет ценность жизни, поскольку с ней связаны возможности выбора, любви, создания семьи, творческой реализации. На основе этих мотиваций формируется содержание бытия человека. В этом содержании представлена деятельность, общение, духовность. Деятельность формирует социальную значимость индивида как личности, как человеческого капитала. Общение отражает многообразие социальных отношений личности. Духовность выявляет гуманизм, человечность. Львиная доля того, что представляет человека, формируется в общественном и индивидуальном сознании. Это внутренний мир личности, который сочетает общественные нормы морали, права с собственным видением реальности. Посредством сознания индивид отражает информацию, обрабатывает ее, формирует знания и навыки деятельности, общения, поведения. Мозг напрямую влияет на динамику психических, мыслительных процессов индивида. В более широком смысле влияния организма на сознание необходимо учитывать половые особенности людей - мужчин и женщин, а также возрастные - детей и родителей.

Гендерная проблематика стала одной из ключевых в современном обществе, поскольку в ней фиксируется комплекс вопросов, касающихся социального статуса мужчин и женщин. До последнего времени женщины находились в более худшем социальном положении, чем мужчины. Речь идет как о материальных доходах, так и политических, гражданских правах. Философия феминизма многое сделала для восстановления социальной справедливости во взаимоотношениях мужчин и женщин. В Беларуси нет остроты в данном вопросе, поскольку деловые качества людей доминируют над половыми. Государство достаточно обстоятельно регламентировало социальные аспекты жизни женщины как матери.

Человек настолько многогранен, что философы не могут охватить его особенности единым подходом. Поэтому существуют концепции человека. Современная философская антропология представлена социал-дарвинистской, марксистской, психоаналитической, экзистенциональной концепциями человека.

Социал-дарвинистская концепция человека сформировалась на основе эволюционного учения Дарвина о наследственности, борьбе за существование. Наибольший резонанс эти идеи получили через посредство работ О. Шпенглера, Ф. Ницше. В данном случае человек трактуется как биосоциальное существо, характеризующееся или стремлением к воли, или довольствующимся аморфными (нелидерскими) качествами. Идеи социал-дарвинизма используются в форме политической идеологии нацизма и шовинизма.

Марксистская концепция человека разработана К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным. Она созвучна эволюционной теории Ч. Дарвина в части происхождения человека как биологического вида, но при этом решающую роль в переходе от обезьяны к человеку отводит труду. Работа Ф.Энгельса “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” раскрывает этот подход. Человек трактуется как личность, центрирующая на себе совокупность общественных отношений.

Психоаналитическая концепция человека разработана З. Фрейдом, К. Г. Юнгом. Она сфокусированана психике человека, сознании. Утверждается тезис о том, что психоэмоциональная сфера человечества имеет определенную структуру, связанную с наличием нерефлексируемой области в виде инстинктов, архетипов, комплексов, сновидений. Контролируемой сферы в виде Я, индивидуального мышления и Сверх-Я, норм общественного сознания. Между этими сферами существуют сложные взаимоотношения, которые являются предметом изучения психологии.

Экзистенциональная концепция человека изложена в работах С. Кьеркегора, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж. Сартра, А. Камю. Она акцентирована на изучении человека в обычных и экстремальных условиях техногенной действительности. Речь идет о существовании индивида с точки зрения таких категорий как «забота», «страх», «ничто», «пограничная ситуация», «ответственность», «свобода», «брошенность», «гуманизм». Экзистенциализм оказался близок мировой литературе, особенно России, Франции. В Беларуси категориальные структуры экзистенциализма просматриваются в произведениях В. Быкова, А. Адамовича, И. Шамякина.

Проблема человека является одной из самых древних в философии. Ею занимались Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, гуманисты эпохи Возрождения. Современная антропологическая переориентация обусловила новые подходы к изучению человека. Так, в символической концепции философа неокантианца Э. Кассирера было показано значение особой среды существования человека - знаково-символической реальности, из различных частей которой: языка, мифа, искусства, религии и сплетается "запутанная ткань человеческого опыта". В работах М. Мерло-Понти, Э. Мунье, Ж.-П. Сартра, Б. Вальденфельса, Г. Буркхардта разработана концепция о проективном бытии субъекта в мире (бытии-с-другими). Анализируя отношения человека и мира, М. Мерло-Понти отмечает, что человеческий опыт возможен только будучи в мире, на точках пересечения опыта "моего" и опыта "других". Основу бытия человека создает его активная чувственность. Перцептивный опыт является типом первоначального опыта человека, в котором конституируется реальный мир в его специфичности, именно здесь порождаются смыслы, делающие возможным понимание человеком мира, других и себя самого. Феноменологическая традиция лежит в основе методов философской антропологии, в частности методов исследования человеческой телесности, где преодолевается дуалистическое противопоставление телесного и духовного, раскрывается история телесности.

Характерная для экзистенциальной философии тенденция рассматривать человеческое бытие как уникальное, несводимое к каким-либо всеобщим схемам и законам сложилась под влиянием М. Хайдеггера, М. Бубера, К. Ясперса. Человек для экзистенциалистов не является ни теоретическим объектом исследования, ни элементом класса наряду с другими элементами того или иного рода, – он есть то, чем решил быть. Его существование дано как возможность выхождения за пределы себя – к Богу, миру, свободе, самому себе. Сущностью человека является его способность обладать экзистенцией как возможностью самосозидания.

Восходящая к "философии жизни" традиция рассматривать человека как "несостоявшееся животное" нашла свое отражение в теории психоанализа. Соотношение биологического, "природного" и культурного начал в человеке наиболее полно раскрывается в известном афоризме З. Фрейда "Культура есть насилие над природой". Утверждение З. Фрейда о том, что в основании цивилизации лежит постоянное обуздание человеческих инстинктов, и потому свободное удовлетворение инстинктивных потребностей человека несовместимо с цивилизованным обществом, легло в основу его теории человека. Исследуя неврозы, Фрейд пришел к выводу о том, что причины их возникновения лежат не только в индивидуальных патологиях, но и в организации современного общества, которое подавляет влечения и потребности человека. Концепция человека, выдвинутая З. Фрейдом, разворачивается как история превращения человекообразного животного в человека посредством фундаментальной трансформации его природы. Несдерживаемый принцип удовольствия ведет к конфликту с природным и человеческим окружением, в котором происходит травматическое осознание того, что полное и безболезненное удовлетворение всех его потребностей невозможно. С упрочением принципа реальности человеческое существование изменяется: человек приобретает умение "испытывать" реальность, развивает функции разума, такие как внимание, память и способность к суждениям. Фактически человек – это существо, одновременно обитающее в двух мирах: в мире организованного Я, стремящегося к тому, что полезно, и в мире бессознательного, которое управляет принципом удовольствия, охватывает более древние, первичные процессы.

Если марксистская философия исходила от рассмотрения человека через призму общественных отношений, то фрейдизм наоборот переходит от анализа влечений индивида к трактовке общественных тенденций. Современный философ Г.Маркузе осуществил органичный синтез идей марксизма и фрейдизма. Согласно его идеям именно свободная многомерная личность может изменить социальный порядок, созданный господством человека над природой и человека над человеком, радикально пересмотрев самовосприятие и мироотношение. В отличие от З. Фрейда Г. Маркузе считал, что конфликт между цивилизацией и инстинктами не безысходен, а репрессивность принадлежит только специфически исторической организации человеческого существования.

Важную роль в человеке играет личностное начало, которое раскрывается через выбор социальных связей и отношений. Выбор - это свобода, сопряженная с ответственностью. Через выбор индивид самоактуализируется. В самоактуализации отражается феномен личности, индивидуальности, творчества. Выбор индивидом конкретных способов самореализации является демонстрацией, сформировавшегося в его сознании смысла жизни. Ценности конкретизируют жизненные позиции личности и позволяют индивиду соизмерять их с ценностями массовой культуры.

Личностное начало позволяет индивиду противостоять технологиям манипулирования, активно применяемым в современном информационном пространстве, социальных сетях.

 

Вопрос 8. Современные концепции исследования техногенной
реальности. Специфика социальной реальности и структуры общества. Марксистская концепция социума. Модели общества М. Вебера, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса. Природа социальных противоречий, конфликтов, революций и реформ

 

Социальная реальность является продуктом исторической деятельности человечества. Она включает материально-производственную сферу, сферы экономических, социальных, политических, духовных отношений. Специфика социальной реальности заключается в том, что она является пространством жизнедеятельности людей. Это пространство включает компоненты неживой и живой природы в виде биосферы, а также культуру. Человек является основным элементом социального пространства, поскольку он его активно формирует в соответствии с потребностями, ценностями, традициями, идеалами. Понятие человека в пространстве социальной реальности конкретизируется через структуру общества.

В социальной реальности активно присутствует народонаселение, обладающее демографическими, половыми, возрастными, этническими, социальными, расовыми, религиозными признаками. Основную роль в современном обществе играют культурные, национальные признаки, которые формируют разнообразие социальных групп. Одни из них имеют территориальный признак нации, другие территориально не обусловлены. Они являются продуктом ценностных ориентаций, материального уровня жизни. С ХVІ века социальная реальность развивается в форме техногенной цивилизации, основанной на приоритетах научно-технического развития.

Новая модификация социальной реальности стала предметом изучения философии. Результаты философских исследований представлены формационной, веберовской, цивилизационной, технодетерминистской, пассионарной, коммуникативной концепциями.

Формационная концепция разработана К.Марксом, Ф.Энгельсом, В.И.Лениным. Она рассматривает научно-технический прогресс в тесной связи с критериями социальной справедливости. Для этих целей вводится исходное представление о формации как единстве базиса и подстройки. Базис фиксирует специфику экономических отношений между социальными группами. Он первичен по воздействию на надстройку, связанную с социально-политическими, духовными отношениями между социальными группами (классами). В базисе кроется основное противоречие техногенного развития, связанное с несоответствием производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил человечества. Несоответствие выливается в социальный конфликт и приводит к смене общественно-экономических формаций. Эта смена может осуществляться через социальную революцию.

Веберовская концепция представляет научно-технический прогресс в контексте религиозно-культурных традиций экономического прагматизма. Концепцию разработал М. Вебер. Влияние традиций на эффективность экономической деятельности и организации общества он обосновал на примере протестантской этики труда.

Методология цивилизационного подхода к техногенной реальности обоснована в работах А. Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, Н.Бердяева, Ф.Хантингтона. Техногенная динамика ассоциируется с живой системой с присущими её элементам признаками рождения, вызревания, гибели, конкуренции. Аспект конкуренции доминирует в работах конца ХХ - начала ХХІ веков. Техногенные цивилизации характеризуются индустриальным, постиндустриальным, информационным уровнями развития.

Технодетерминистская концепция разрабатывалась Э.Каппом, Т.Вебленом, Ф.Дессауэром, Дж.Гэлбрейтом, А.Ростоу, Д.Беллом. Она акцентирована на технике как самодостаточной сущности, имеющей определяющее влияние на все аспекты жизнедеятельности человечества. Подобное представление обозначается как технократизм. Эта позиция вызывает критику. В связи с этим А.Тоффлер анализирует шок от будущего, М. Мэмфорд – миф машины, Римский клуб – экологическую угрозу, исходящую от технократизма

Пассионарная концепция обогащает техногенную динамику синергетическими процессами демографических взрывов и демографической экспансии, влиянием космических факторов на земной миропорядок. Она разработана Л. Н. Гумилевым.

Коммуникативная концепция системно изложена Ю.Хабермасом. Ф.Апель, М.Хайдеггер,М. Бахтин, Л.Витгенштейн, Н.Кристева внесли в нее лингвистический контекст. Коммуникация существует как область социально обусловленной деятельности человека и является открытой системой, включающей в себя разнородные элементы. Первостепенной функцией форм и средств коммуникации является регуляция сознательной практической деятельности индивидов. Пребывание в социуме заставляет человека общаться с внешним миром посредством знаков-медиаторов, поэтому его отношение к окружающей среде изначально опосредовано знаковыми системами. Знаковые системы возникают в процессе обмена деятельностью, который конституирует и составляет необходимое условие для реализации общественных отношений. В дальнейшем в ходе социального взаимодействия и сопровождающего его информационного обмена складываются и приобретают видимые устойчивые культурные формы социокультурные функции и их структурное воплощение: образцы взаимодействия и поведения, ценности, нормы, институты. Подобные правила и стандарты обеспечивают стабильность общества и его воспроизводство.

Философские изыскания в области коммуникации возникли в эпоху Нового времени, когда теория "общественного договора" Руссо связала проблемы происхождения языка и происхождения морали, права, социальных норм и самого государства. Второе направление исследования коммуникации получили свое развитие в контексте диалога. Изменения коммуникативных технологий в ХХ веке привели к значительному росту исследований в этой области. Лингвистическая концепция Ф. Соссюра, семиотическая теория Ч. Пирса, У. Морриса послужили основой для исследований Б.Рассела и Л. Витгенштейна в рамках аналитической философии.

Начало изучения массовой коммуникации как социального явления связано с именем немецкого социолога М.Вебера. В 20-е гг. ХХ в. он методологически обосновал связь периодической печати с социальными структурами общества. В неомаркстистском подходе Т.Адорно, Г.Маркузе, М. Хоркхаймера также отражена критическая направленность. Ими доказывается влияние массовой культуры на изменение типов личности. Так, специализируясь на теории и социологии музыки, Т.Адорно показывает разрушительное воздейстиве СМИ на человека. Г.Маркузе обозначил масс-медиа как "посредника между хозяевами и теми, кто от них зависит". Скандал в Великобритании, связанный со средствами массовой информации, разразившийся в 2011 году, показал, что в этой области существуют проблемы нравственного характера.

В исследованиях канадского социолога М. Маклюэна разрабатывается типология исторически развивающихся и сменяющих друг друга типов культуры, основанных на устном, письменном и аудиовизуальном средствах общения. Согласно М. Маклюэну, каждая "коммуникативная технология" задает социальный мир – "галактику", которая, несмотря на возможность расширения или изменения конфигураций, наложения галактик друг на друга, имеет свой ареал и обладает четко фиксированными границами. Формирование новой коммуникативной технологии задает новый тип мышления и восприятия, новый образ жизни и новые формы социальной организации. Во-первых, в связи с новыми кодами изменяется содержание многих социальных понятий. Во-вторых, изменение коммуникационных технологий вызывает разрушение устойчивой прежде структуры социального пространства, потому что введенные коды, становясь носителями и одновременно продуктами объективированного сознания, неизбежно ограничивают социальный порядок в пространстве коммуникации.

В основе теорий "информационного общества" лежит утверждение о том, что информация является главным источником, средством и продуктом производства, а изменения в обществе заложены в способах и средствах передачи информации. Информация становится одной из главных ценностей общества. Для коммуникации это связано с качественно новым уровнем переработки и распространения информации, с созданием коммуникативных систем, способных обеспечить обмен информацией.

В современной культуре, по мнению Ж. Бодрийяра, развертывается процесс "имплозии". Физический термин "имплозия", то есть, – взрыв вовнутрь за счет стремительного сжатия пространства, времени и информации, используется им для описания современной ситуации. Имплозия отнюдь не является катастрофой, она существует и в контролируемой, направляемой форме. В отличие от линеарной направленности вовне, структура здесь сконцентрирована на цикле постоянных повторений. Такая позиция приводит к утрате онтологического значения бинаризма. Диспропорциональное увеличение самой информации по отношению к числу воспринимающих ее людей приводит к освобождению информации от ее смысла: имеет значение только само сообщение, как носитель послания, а не его содержание. Высокая коммуникабельность современного человека достигается путем исчезновения смысла информации при огромном количестве средств передачи этого смысла. Это приводит к исчезновению первоисточника информации, так как любой проводник массовой коммуникации выступает только как средство для другого способа связи. Информация не производит никакого смысла, а лишь "разыгрывает" его, поскольку подменяет коммуникацию симуляцией общения. В свою очередь, потеря смысла информации приводит к размыванию и деструкции каналов ее передачи. Поскольку современные информационные сети образуют реальность другого уровня (здесь не существует четко заданной формы, жесткой связи, определяющей ее структуру), то переконструируется и само устройство социального пространства. Различные социальные модели оказываются проекциями внутренних формальных свойств медиа. В связи с этим изменяется содержание многих социальных понятий, в условиях электронного посредничества позиции социальных групп оказываются незамкнутыми и свободно варьирующимися. Все это приводит к тому, что в сознании современных людей постепенно разрушается идея объективного связующего порядка, концепты которого всегда были выкристаллизованы в человеческом бытии как некий status quo. Исчезают традиционные иерархические институты, происходит процесс новой дифференциации социума, появляются и автономизируются специализированные сферы.

Компьютерные виртуальные технологии как новые коммуникационные возможности и способы управления на расстоянии по степени контроля и регулятивной возможности намного превосходят все прежние способы. Особенности компьютера как средства коммуникации в том, что он наиболее полно реализует принципы обратной связи. С помощью средств массовой информации, которые сегодня формируют когнитивные и нормативные определения реальности, происходит интернализация и плюрализация множественности миров. В связи с этим изменяется содержание многих социальных понятий, в условиях электронного посредничества позиции социальных групп оказываются незамкнутыми и свободно варьирующимися. Увеличение возможных видов организаций (транснациональных, международных, национальных, муниципальных, локальных), а также пересечение этих уровней функциональными связями корпораций, международных и неправительственных организаций, профессионалов и компьютерных пользователей приводит к нелинейной структуре построения социума.

Нелинейности создают угрозу стабильности социальной реальности, поэтому актуальной является концепция структурно-функционального анализа общества, разработанная Т.Парсонсом. В ней американский социолог сформулировал идею саморегулирования социальной системы за счет структур гражданского общества, представленных религиозными организациями, этническими общинами, создающими разнообразие мультикультурной среды. Государство опирается на эффективные механизмы саморегулирования общества. В Беларуси этому направлению деятельности придается все большее значение. Надежды государство возлагает на авторитет христианских конфессий - православной и католической. Большая работа по созданию конструктивной атмосферы проводится в информационном пространстве, в первую очередь, в социальных сетях. Эти сети стали основным инструментом для протестных движений, которые используют их не только в организационных целях, но и инструкторских. На сайтах размещается информация с подробным описанием технологий терроризма, создания паники, повышенной агрессивности, идеологической ненависти. В противовес деструктивным действиям аморальных людей, общество предлагает правовые механизмы достижения соглашений, проведения экономических, политических реформ, если они отражают интересы большинства населения, нации. Меньшинство должно считаться с мнением большинства и не навязывать свои представления через атмосферу угроз, террористических актов, поскольку массовая гибель людей является демонстрацией противоправной деятельности. Общество не может стабильно существовать в ситуации, когда конфликты начинают доминировать над конструктивным решением проблем. Поэтому социальные противоречия следует рассматривать не как признак раскола общества, а как стремление общества к непростому диалогу с теми, кто хотел бы найти свое конструктивное место в развертывающейся социальной реальности.

 

Вопрос 9. Глобализация как объект социально-философского
осмысления. Феномен глобализации

 

Глобализация отражает ускоряющиеся процессы интенсификации общения человечества, кооперации техногенных структур, особенности социальной жизни в условиях Интернет - пространства.

На уровне экономических представлений речь идет о формировании системы транснационального производства и торговли. Основным субъектом этого процесса являются транснациональные корпорации.

На уровне развития информационно-компьютерных технологий речь идет о возникновении на планете единого коммуникативного пространства.

На уровне развития науки речь идет о формировании практики функционирования международных исследовательских центров инновационной деятельности, технопарков, кластерных структур.

На уровне образования речь идет о создании образовательных услуг, соответствующих единым международным стандартам.

На уровне охраны окружающей среды (экологии) речь идет о стратегии коэволюции и устойчивого развития, начало которой было положено в рамках ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро.

Глобализация это комплексный процесс. Она является предметом изучения философии, социологии, политологии, экономических, технических, педагогических, биологических наук. Глобализация способна сформировать консолидированную основу человечества для решения глобальных проблем.

В глобализирующемся обществе транснациональные корпорации образуют звездно-сетевые структуры. Гигантские мегаполисы обслуживаются сложными коммунальными инфраструктурными сетями. Средства массовой информации создают "глобальную деревню". Благодаря развертыванию сетевых структур в мировой экономике формируется новое транснациональное пространство, образуемое такими ведущими международными политическими, экономическими и финансовыми организациями как ОЭСР, ВТО, МВФ, Мировой банк, Европейский банк развития и т.д. В подобном пространстве происходит виртуализация экономики, в которой непрерывно происходит сдвиг от производства товаров к производству услуг, "невещественных" отраслей экономики.

Появление термина "глобализация" связывают с именем англо-американского социолога Р.Робертсона, который в 1983 г. использовал понятие globality в одной из своих статей, а в 1992 г. изложил основы своей концепции в системном виде. Социально-философское осмысление термина глобализации тесно связано с работами таких авторов как Д.Белл, П.Бурдье, Э. Гидденс, О.Тоффлер. Теория постиндустриального общества, предложенная Д.Беллом, описывает такие особенности его как создание нового класса интеллектуальной элиты, возникновение новых технологий, ослабление противоположности досуга и труда, отчужденность личности. Д.Белл также разработал концепцию относительности дефицита, согласно которой место устраненных техническим прогрессом дефицитов займут новые, такие как информационный дефицит, дефицит времени и потребления. В работе "Бегство от свободы" Э.Фромм развивает тезис о том, что у современного человека возникает стремление отказаться от своей индивидуальности и беспомощности в пользу свободы. Идеи Г.Маркузе и Э.Фромма помогают установить связь между процессами отчуждения человека, атомизации общества и процессами глобализации.

Глобализация - это не новое явление. В античной форме глобализации Римская империя объединила достаточно обширную территорию Евразии и Африки. В ХIХ веке колониальная цивилизация охватила все континенты. Открывая новые земли и воспринимая Землю как шар (global), европейцы активизировали процессы межнациональной и межрасовой миграции. Исследователями выделяется новый специфический тип глобальной культуры, который не имеет в отличие от других типов культур каких-либо жестких центров локализации. Ограниченность государственно-центристской модели управления в современных условиях подрывают прежнюю устойчивую иерархию социокультурных ценностей. Еще одним следствием воздействия глобальных изменений на культурную сферу явилось существенное возрастание интереса к проблеме культурной идентичности. Многонациональные государства пытаются формулировать свою самоидентификацию в терминах культуры и цивилизационных категориях. Носителем современной глобальной культуры является транснациональная группа индивидов, занятых высокоинтеллектуальной творческой профессиональной деятельностью в сфере информационных технологий, науки, образования. Наука становится приоритетной перед технологией и производством. Подобные идеи были выдвинуты Т. де Шарденом и В.И. Вернадским. Используемое ими понятие ноосферы, как сферы научного знания, позволило объяснить рост сферы научного знания и социальную эволюцию человечества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: