Модуль 1.ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 1 глава




Ключевые слова: философия, мировоззрение, современная эпоха, ценности, человек, общество, глобализация, коэволюция, идентичность, устойчивое развитие, безопасность.

Вопрос 1. Философия современной эпохи: предмет, цели, задачи. Статус и дредназначение философии в жизни общества.

Философия изучает универсальные закономерности функционирования и развития природных и социокультурных систем с учетом активного присутствия в них человека. Она имеет дисциплинарную структуру, представленную онтологией, антропологией, гносеологией, эпистемологией, философией науки, методологией науки, социальной философией, философией истории.

Онтология систематизирует научные знания о Вселенной c учетом исследований в математике, физике, астрономии, биологии, геологии, экологии на основе достижений диалектики и синергетики. Научная картина бытия дополняется научной картиной природы, в рамках которой ключевую роль играют понятия биосферы и ноосферы.

Антропология обобщает знания биологических, гуманитарных, социальных наук о человеке. Анализируются ключевые категории жизни, смерти, смысла жизни, существования, сознания, бытия человека, антропосоциогенеза.

Гносеология и эпистемология акцентированы на познании, знании и их роли в различных сферах деятельности современного человечества.

Философия науки изучает феномен науки с точки зрения истории, статуса в современном обществе, функций, структуры, взаимодействия с экономикой, инженерной деятельностью, политикой, искусством, религией.

Методология науки изучает инструментальные аспекты исследовательской деятельности, связанные с научными изысканиями, разработками, методами, формами представления научных результатов, уровнями исследований, этапами.

Социальная философия систематизирует знания гуманитарных и экономических наук об обществе с точки зрения роли в нем материально-производственной, юридической, нравственной, духовной, эстетической основы. В предметное поле социальной философии интегрированы философия техники, философия права, теология, экономическая философия, философия воспитания, философия образования, философия безопасности, философия культуры.

Философия истории изучает общество в динамике, в развитии, с точки зрения исторического времени, исторического сознания, исторической памяти, будущего. С ней тесно связана футурология.

Философия все время соотносит, разрабатываемые его концепции с конкретно-исторической реальностью, хронологически фиксируя её и обозначая. Начало ХХІ века связывается с эпохой модернизации современного общества. Для обозначения этой эпохи используется термин “постмодерн”. Впервые его употребил Р.Панвиц в 1917 году. Современнсть характеризуется особенной социокультурной динамикой связанной с глобализацией, борьбой с терроризмом, антиглобализмом, столкновением цивилизаций, возможным нарушением социоприродного равновесия, устойчивости мировой экономики.

Учитывая перемены, происходящие в постсовременную эпоху, Р. Барт, Ж. Деррида, М.Фуко, Ч. Дженкс, Ж. Бодрийар, Ж. Делёз, Ф. Гваттари, У. Эко, Ж. Лакан, И. Пригожин, Ж.-Ф. Лиотар, Ю. Хабермас, П. Козловски, М. Бахтин, С. Хантингто начали решать задачу модификации философии применительно к условиям современности.

По мнению американского философа Ф. Джеймисона, появление современности можно датировать с конца 1950-х — начала 1960-х гг. В работе "Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма" он указывает на радикальный перелом в культуре и обществе. Ведущий теоретик философии постмодерна Ж.-Ф. Лиотар в работе "Ответ на вопрос: что такое постмодернизм?" предлагал рассматривать приставку "пост" не как возврат, а как пересмотр всего предшествующего периода развития культуры. Подобных взглядов придерживается американский теоретик В. Страда. Он рассматривает постмодернизм как фазу модерного мира конца ХХ века и подчеркивает, что "пост" следует понимать не столько исторически, как нечто, что идет после модерности, сколько качественно, как супермодерность, достигшую нового критического осознания собственного прошлого и своих новых и сложных экономических, экологических, политических, социальных, культурных задач на планетарном уровне.

Особую позицию среди постмодернистских исследователей занимает Ж. Бодрийяр, в работах которого анализируется целый спектр кризисных явлений, происходящих в культуре и затрагивающих все сферы духовной и практической деятельности человека — экономику, политику, производство, религию, психологию, искусство. Многие особенности современной культуры Бодрийяр выводит из концепции симулякров, изложенной им в ряде публикаций, в том числе в книге "Символический обмен и смерть". Под симулякрами он понимает образы, поглощающие, вытесняющие реальность. Симулякры, по мнению автора, возникают лишь на определенном этапе развития культуры.

Симулякры первого порядка отражают глубинную реальность. Симулякры второго порядка маскируют ее. Симулякры третьего порядка – симулякры симулякров - обозначают ее полное отсутствие. Таким образом, замена реальности знаками реальности становится принципом современной культуры.

Динамика современной культуры дает повод говорить философам о переменах, требующих осмысления в широком спектре экономических, политических задач, стоящих перед человечеством. Научные исследования в области естествознания, математики дали повод самим ученым для философских обобщений. Эти обобщения приобрели концептуальный вид. Г.Хакен подобрал для них соответствующий термин из греческого языка. Речь идет о синергетике. В гносеологии интересы специалистов сосредоточились на динамике современных знаний в связи с бурным развитием компьютерных технологий и компьютерного моделирования. Философия истории сконцентрировала свои усилия на реализации задач ближайшего будущего, связанных с сохранением устойчивости мировой экономики, биологического разнообразия планеты, обеспечением продовольственной, энергетической, информационной безопасности. Философия науки видит свою задачу в разработке эффективных институциональных структур инновационной деятельности. Социальная философия основную задачу видит в формировании механизмов устойчивого функционирования стабилизационного сознания на основе идентичности, исторической памяти, исторического сознания, духовных традиций.

Статус философии определяется ее междисциплинарной особенностью, тем, что она формирует научное мировоззрение, основы научных исследований, систематизирует внутренний мир человека, дает ответы на интересующие современного человека вопросы.

Предназначение философии в жизни общества заключено в обосновании эффективных путей развития экономики, государства, личности. В Беларуси задачи философии сконцентрированы на методологии инновационной деятельности, проблемах национальной безопасности.

 

Вопрос 2. Компаративистский анализ философских традиций Востока и Запада.

Беларусь включена в стратегию глобального развития человечества. В рамках этой стратегии взаимодействуют мощнейшие экономические системы Запада и Востока. Многовекторная направленность экспортоориентированной белорусской экономики предполагает знание особенностей, как Востока, так и Запада.

Среди философских наук исключительно важную роль выполняет дисциплина, за которой закрепилось название «философская компаративистика». В рамках этой дисциплины осуществляется сравнительное изучение разнообразных течений мысли Востока и Запада, ищутся пути и способы их сближения в мировом цивилизационном процессе. Предмет компаративистики – не только философские культуры великих цивилизаций, но и проблемы, связанные с выявлением сходства и различий между ними.

В историческом развитии компаративистики принято выделять несколько этапов. Наиболее значительные из них: 1) этап 20-60 гг. прошлого столетия, на который приходится обновление, расширение базы и экспансия философской компаративистики, ее конституализация и глубокая концептуализация; 2) этап 70-80 гг. – время ее дальнейшей концептуализации, прояснения базовых понятий и перехода к целостным тематико-проблемным личностным сравнениям восточной и западной философии; 3) этап с 90 гг. ХХ века и по сей день – время пересмотра устоявшихся схем философской компаративистики, что напрямую связано с постмодернизмом, диалогом культур, проблемами толерантности, глобализмом и т.п., а также с поиском ориентиров в осознании мировой философии.

На первом из этих этапов создаются два мировых центра компаративистских исследований в Гавайском университете (США) и Нью-Дели (Индия). С конца 30-х годов ХХ века в Гонолулу начинают проводиться конференции философов Востока и Запада. В дальнейшем они становятся регулярными и проводятся приблизительно раз в десять лет. Цель этих конференций – выявить возможность развития мировой философии через синтез идей и идеалов Востока и Запада. В их работе принимают участие философы Америки, Европы и Азии, в том числе с 1995г. философы из бывшего СССР.

С начала 90-х годов ХХ века в России осуществляется широкомасштабный проект международных компаративистских исследований. Он предполагает проведение в Санкт-Петербурге и Москве научных конференций, в работе которых, помимо россиян, принимают участие зарубежные ученые, издание сборников и учебных пособий по сравнительной философии.

Прослеживая эволюцию философской компаративистики, нельзя не обратить внимания на то, что в ней за приблизительно семь последних десятилетий сталкивались несколько подходов: западноцентризм, востокоцентризм и, наконец, тенденция к восточно-западному синтезу посредством налаживания диалога культур Востока и Запада.

Появление философской компаративистики привело к повышению интереса к духовным культурам Востока. Началось систематическое их сопоставление и сравнение с интеллектуальными традициями Запада. В этом плане подключение виднейших индийских мыслителей к компаративистским исследованиям было не случайным. Оно во многом определялось теми тесными связями, которые на протяжении нескольких веков существовали между Индией и английской метрополией вплоть до середины ХХ века, когда Индии удалось добиться государственной независимости. Эти связи, конечно, оказались далеко не простыми. Более того, они были полны острых противоречий и конфликтов.

С одной стороны, прогрессивные слои индийского общества сознавали, что благодаря связям с Англией у них появилась возможность приобщиться к передовой культуре Запада и ее достижениям. С другой стороны, они не могли не замечать, что от метрополии исходит тот дух колониального господства, от которого Индии предстоит избавиться ради достижения свободы и процветания страны.

Это противоречие усугублялось еще и тем, что многие деятели индийского национально-освободительного движения (известные писатели, ученые, философы и политические деятели), получив высшее образование в английских колледжах и университетах, приобрели стойкую привязанность к западной культуре. Но питая к последней нежные чувства, они в то же время на дух не переносили вопиющего расизма и культурного шовинизма, пронизывающего отношение английских колониальных властей к Индии.

В философской компаративистике прогрессивные мыслители Индии увидели средство, с помощью которого можно было вывести на новые рубежи отношения их страны с другими государствами, включая и Англию, добиться объединения усилий людей Востока и Запада в деле создания условий для лучшей, более гармоничной жизни всего человечества.

Первым значительным философом Индии, осознавшим важность сравнительных подходов при изучении национального наследия своей страны, оказался С.Радхакришнан. В Индии Радхакришнана многие считают пионером компаративизма в своей стране. Заслуги Радхакришнана в области компаративистских исследований были высоко оценены в 1959г. на третьей конференции философов Востока и Запада в Гонолулу, когда ему, китайскому философу Ху Ши, японскому мыслителю Д. Т. Судзуки, были присвоены звания почетных докторов Гавайского университета.

Индия развивается и стремительно модернизируется, входит во все более тесные контакты с другими странами. Последнее не может не сказаться на проводимых индийскими мыслителями компаративистских исследованиях. В них все чаще и все настойчивее начинают обсуждаться и дискутироваться следующие проблемы: 1) Место Индии и ее философии в нынешнем, стремительно глобализирующемся мире; 2) Поиск путей сближения индийской цивилизации с другими цивилизациями через установление набора духовных и моральных ценностей, единых для всех культур и социальных систем; 3)нахождение способов налаживания плодотворного диалога между Востоком и Западом посредством выработки согласованной платформы поведения людей по отношению к проблемам, имеющим общечеловеческую значимость.

В ряду индийских философов, разрабатывающих на рубеже XX - XXI вв. компаративистскую тематику, важное место принадлежит Деби Прасад Чаттопадхьяя. Он возглавлял Индийский совет по философским исследованиям, а в настоящее время является руководителем амбициозного 25-томного проекта «История науки, философии и культуры индийской цивилизации». Среди его последних работ, в которых затрагиваются проблемы философской компаративистики, следует назвать книги «Среда, эволюция и ценности. Исследования о человеке, обществе и науке» (1982), «Междисциплинарные исследования по науке, технике, философии и культуре» (1996). Д.П. Чаттопадхьяя, кстати, является участником VI конференции философов Востока и Запада в Гонолулу (лето 1989г.).

Как и Чаттопадхьяя, другие видные философы современной Индии озабочены идеей культивирования среди соотечественников тех общечеловеческих ценностей, которые по их мнению, позволят индийцам войти в общую семью народов мира в качестве ее полноправного участника. При этом индийская культура не должна утратить своих формировавшихся веками национальных традиций, хотя ей и придется пересмотреть многие прежние стойкие мифы и предрассудки.

После прихода в 1949 г. к власти в Китае компартии над основными философскими системами страны (конфуцианством, даосизмом и буддизмом) сгустились тучи. Наиболее яростным атакам подверглось конфуцианство, чьи воззрения были признаны реакционными и ненаучными.

В этом плане весьма показательной выглядит судьба Фэн Ю-ланя, крупнейшего представителя “нового конфуцианства” в Китае. В то время, как многие его коллеги в конце 1949 – начале 1950-х годов покинули Китай, Фэн Ю-лань остался в стране и вынужден был на себе испытать все “прелести” казарменного социализма. Его несколько раз вызывал на “доверительные беседы” сам “великий кормчий”, которому в конце концов удалось “уговорить” философа отречься от своих прежних взглядов. Авторитет Фэн Ю-ланя, как знатока китайской философии, во всем мире был столь огромен, что в Японии его покаяние вызвало эффект, “сравнимый со взрывом атомной бомбы”.

Такая же незавидная участь постигла и даосизм с буддизмом. Даосских монахов и философов ссылали на принудительные работы, а даосские монастыри закрывали и разрушали. Из нескольких миллионов последователей даосизма к 1960 г. в Китае осталось всего лишь 50000. В дальнейшем “культурная революция” завершила этот разгром даосской культуры.

Что касается буддизма, то помимо закрытия буддийских монастырей в Китае, на его судьбе тяжело сказалось установление Пекином в 1950 г. контроля над тибетскими землями. После этого далай-лама, глава буддийской (ламаистской) общины и светский правитель Тибета, вынужден был в 1959 г. бежать в Индию, где пребывает и поныне.

Еще в 1958 г. тайваньские газеты публикуют “Манифест китайской культуры”, автором которого стали эмигранты, создавшие на Тайване новый центр постконфуцианства. Ключевой темой последнего становится проблема сближения философского наследия Китая с достижениями западной мысли.

Отвергая мысль о принципиальной несовместимости китайской культуры с принципами демократии, авторы манифеста настаивали на том, что будущее Китая в конечном итоге будет лежать на пути возрождения его гуманистических ценностей. Не соглашаясь считать китайскую культуру “мертвой” (“Она тяжело больна, но еще жива”), они заявляли, что ее возрождение сможет наступить после того, как в китайском обществе восторжествуют принципы свободы и демократии.

Вряд ли авторы манифеста тогда догадывались, насколько сложным и тернистым окажется путь Китая к “возрождению”. И уж тем более вряд ли им приходила в голову мысль, что само это “возрождение” будет происходить не на основе “принципов свободы и демократии”.

Начавшийся после смерти в 1976 г. Мао Цзэдуна и продолжающийся до сих пор процесс отхода Китая от маоизма оказался полным противоречий и острой политической борьбы. Эти три десятилетия многое изменили в Китае. Но одновременно многое в стране продолжает нести на себе отпечаток недавнего прошлого.

Центральной проблемой, вокруг которой в Китае разворачивалось одно из острейших и ожесточеннейших противоборств, стал выбор пути дальнейшего развития страны. Из-за того, что интересы противоборствующих сил во многом оказались противоречивы, не приходится удивляться, насколько важным в этом противоборстве является идеологический подтекст.

Поскольку старые коммунистические методы управления в Китае были изрядно дискредитированы маоизмом и схожей практикой в других социалистических странах, то, вполне понятно, выбор, перед которым к началу 80-х годов встал Китай, оказался в известной мере ограниченным. Этот выбор сводился в основном к следующему: обратиться ли к основанному на демократических принципах опыту западных стран либо обратиться к внутренним китайским традициям, для которых всегда было свойственно неприятие демократических идей.

Многие представители интеллигенции, а также других кругов, ратовали за полное принятие демократии. Эта западная ориентация, однако, не заручилась поддержкой ни нескольких сот человек из пекинского руководства, ни сотен миллионов крестьян, проживающих в сельской местности. Тотальная вестернизация в конце двадцатого века была не более практична, чем в конце девятнадцатого. Вместо этого руководство избрало новую версию: капитализм и интеграция в мировую экономику, с одной стороны, в сочетании с политическим авторитаризмом и возвращением к корням традиционной китайской культуры – с другой.

Столь же противоречивым оказался и курс нового китайского руководства на использование конфуцианства для решения определенного рода задач, встающих перед стремительно меняющейся страной. На самом же деле, превознося конфуцианство и даже создавая вокруг себя ореол последовательных борцов за сохранение национальных устоев, нынешние лидеры Китая проявляют и здесь определенную сдержанность. Конфуцианство рассматривается ими не как замена коммунистической идеологии, а всего лишь как дополнительное средство ее упрочения. Немалое значение играет еще и то обстоятельство, что конфуцианские идеи продолжают владеть умами многих жителей Китая, в первую очередь крестьян и значительной части интеллигенции. Восстанавливая влияние конфуцианства, проводя официальные торжества в честь дня рождения Конфуция, нынешние власти Китая преследуют в основном прагматические, нежели чисто культурные цели.

На рубеже 70 – 80-х годов прошлого века, когда Китай вступил в эпоху грандиозных перемен, в истории его философской мысли наступает период, который исследователи называют то новым, современным конфуцианством, то постконфуцианством. В этом направлении наряду с конфуцианскими идеями присутствуют идеи даосизма и буддизма. При всех сохраняющихся различиях между тремя указанными школами с этих пор на передний план выступает проблема их культурного единства. Постконфуцианству свойственна попытка сблизить возникшие в китайских диаспорах Гонконга, Тайваня, Сингапура конфуцианские теории с набирающей мощь философской мыслью Китая и с новейшими концепциями Запада.

В современном движении “нового конфуцианства” на передний план выходят люди, ищущие способы сближения китайской мысли с западными идеями. Причем, это сближение все чаще рассматривается как равноправное сотрудничество двух сторон, как стремление добиться их органического синтеза.

Насколько оправданны данные ожидания? Возможно ли за столь короткий срок (без малого три десятилетия) преодолеть те фундаментальные различия, которые издавна разделяют эти две традиции? Многие исследователи постконфуцианства в ответе на эти вопросы проявляют значительную дозу пессимизма, считая, что вопреки завышенным самооценкам новые конфуцианцы ставят больше вопросов, чем способны дать на них ответы.

 

Вопрос 3. Философия трансграничного сотрудничества. Неклассическая, постклассическая философия: прагматизм, аналитическая философия, феноменология, экзистенциализм, структурализм, постмодернизм.

Белорусская философия интегрирована в европейское и российское интеллектуальные пространства, которые характеризует под влиянием глобализации общая проблематика школ. Среди них можем выделить экзистенциализм, феноменологию, позитивизм, персонализм, структурализм, герменевтику.

Экзистенциализм - это философская школа близкая к проблемам человека и современной культуры. Она изучает внутренний мир человека с точки зрения пограничных ситуаций. Эти ситуации создают экстремальность для индивида в виде выбора между жизнью и смертью, злом и добром, верой и подлостью. Родоначальниками экзистенциализма были датчанин С.Кьеркегор, россиянин Ф.А.Достоевский. Больше всего представителей экзистенциализма было в России, Франции, Германии. В Беларуси экзистенциализм представлен в форме литературного жанра в произведениях писателей, посвященных Великой Отечественной Войне. В этих произведениях раскрываются нелегкие годы борьбы с фашизмом, трудные ситуации выбора между жизнью, смертью, спасением жизней других людей. Героизм, мужество контрастно присутствуют в произведениях с подлостью, предательством, неопределенностью. Патриотизм доминирует у героев нашего времени - курсантов, студентов, работников организаций и предприятий. Предатели оказываются в меньшинстве. Их победы носят временный характер.

Феноменология - это философская школа, которая предметом изучения делает чувственную реальность, являющуюся в повседневных формах деятельности. При таком подходе к деятельности энергетику не столь важно знать, что происходит с точки зрения физических, химических процессов в промышленном котле, ему достаточно располагать информацией на входе и выходе системы. Основные идеи, связанные с феноменологией, сформулировал Э.Гуссерль. Методологическое использование этих идей прослеживается в феноменологической термодинамике, культурологии, социальной философии, информационных технологиях. Особый интерес у технических специалистов вызывает визуализация изображений, работа с объектом моделирования в режиме виртуальной реальности. Феномены - это образы, с которыми исследователь работает как с естественными объектами, поскольку они демонстрируют первичные интенции общественного сознания на дорефлексивной стадии их функционирования. Точно также технические специалисты в процессе визуальных наблюдений, связанных с их профессиональной деятельностью, распознают эксплуатируемую систему со сторон не находившихся в поле зрения конструктора. Феноменологией занимались философы Германии, Франции, России. В Беларуси феноменология используется в методологической функции в процессе преподавания технических и гуманитарных дисциплин.

Персонализм - это философская школа, близкая к теологии. В ней проблемы жизни и смерти человека, смысла жизни, рассматриваются исходя из веры в Бога. Ценность человека определяется тем, что он есть творение Божие. В этом факте кроется смысл свободы, творчества. Родоначальником персонализма является Н.Бердяев, который сформулировал основные идеи школы. Под влиянием его взглядов сформировалась французская национальная школа персонализма. Идеи персонализма востребованы в Латинской Америке и в США. В Беларуси персонализм наиболее ярко проявился в образах К.Туровского и Е.Полоцкой, нашедших гармонию между верой, свободой, творчеством и ставших великими просветителями белорусского народа. Эти традиции развиваются современной христианской культурой Беларуси.

Позитивизм - это философская школа, делающая акцент на роль науки, языка, логики в современной культуре. Родоначальником является О.Конт. Школа популярна во Франции, Германии, Австрии, Польше, Венгрии, Великобритании, России. После второй мировой войны ее представители обосновались в Великобритании. В США разработана местными философами близкая позитивизму модификация. Она обозначается как прагматизм. Основоположником этой модификации является Ч.Пирс. Работы в области логики, языка способствовали развитию в США информационных технологий и обеспечили лидерство этой страны в разработке программного обеспечения и компьютерных систем. В современном виде позитивизм и прагматизм представляют англоязычную аналитическую философию, популярную в американских и британских университетах. Под влиянием позитивизма возникла такая наука как социология. Позитивизм способствовал развитию философии науки, которая стала популярна в Европе, Северной Америке. На основе синтеза позитивистских и марксистских идей философия науки бурно развивалась в СССР. В Беларуси это направление сформировалось при участии В.С.Степина. Оно связывается с деятельностью минской методологической школы. На основе философии науки тесно интегрированы исследовательские интересы института философии Российской академии Наук и философских кафедр ведущих вузов города Минска, в первую очередь БГУ. Благодаря работам В.С.Степина естествоиспытатели, математики, логики нашли общую проблематику анализа исследовательского процесса.

Марксизм - это философская школа, возникшая в Германии на основе экономических идей шотландской школы, социальных идей французской школы, диалектических и материалистических идей Гегеля и Фейербаха. Школа стала популярной на всех континентах. В некоторых государствах она имеет статус государственной идеологии. К.Маркс, Ф.Энгельс создали диалектический и исторический материализм. Написали фундаментальный труд по экономике под названием «Капитал». Они дали современные определения нации, государства, базиса и надстройки, гендерной политики. В России марксизм приобрел огромную популярность благодаря Г.В.Плеханову, В.И.Ленину. Он модифицировался в широкий спектр политических моделей власти, начиная от авторитарных до тоталитарных. В начале ХХI века марксизм проходит сложный период трансформации в демократические институты. Наибольших успехов в этом деле добились китайские и вьетнамские коммунисты. Они смогли остаться у власти и проводить модернизацию стран социалистического лагеря. Китайская экономика стала второй после американской по основным валовым показателям. В Беларуси марксизм сыграл важную роль в становлении национального государства. Это государство обеспечило преемственность развития Беларуси в условиях полной политической и экономической независимости. Философские идеи марксизма в Беларуси развивают Д.И.Широканов, А.И.Зеленков, П.А.Водопьянов, А.И.Харин.

Психоаналитическая философия возникла в конце ХIХ века на основе психологии. Родоначальником считается З.Фрейд. Психика человека рассматривается им с позиции внутренних механизмов сознания. В этих механизмах ключевая роль отводится половому инстинкту, с которым ассоциируется физиологическая энергия жизни. Эта энергия доминирует в сознании людей. Она должна учитываться, начиная с детского возраста, когда формируются основы полноценной жизни индивида и могут формироваться комплексы, являющиеся предметом специального изучения и терапии. Половая энергия может трансформироваться индивидом в конструктивные и деструктивные формы социальной активности. К. Г.Юнг продолжил анализ внутреннего мира сознания на уровне общественных групп. Он ввел понятие коллективного бессознательного, архетипа. Психоаналитическая философия популярна как в США, Европе, так и в России. Она присутствует в литературе, кино, медицине, эргономике, гендерной политике. В Беларуси психоаналитические идеи используются в медицине, психологии, гендерной политике, при обеспечении безопасности в местах массового скопления населения. Понятие толпы одним из первых обстоятельно изучил З.Фрейд. Вступление в брак, создание семьи являются важнейшим условием внутренней психической гармонии человека, его сконцентрированности на профессиональной деятельности, ответственности и успешности.

Структурализм - это философская школа, связанная с лингвистикой, этнографией, социологией. Она возникла в ХХ веке во Франции и в США. Французские философы больший интерес имеют к культуре. Они активно изучают структуры разговорного и письменного языка, занимаются этнографическими исследованиями. Известность получили исследования Ж.Леви-Стросса в бассейне Амазонки, которые позволили сформулировать проблему защиты устойчивых структур жизнедеятельности человечества, сохранения биологического разнообразия планеты, коренных народов. Работы Ж.Дерриды стали этапными в переходе структурализма в одну из модификаций философии постмодернизма, акцентированной на проблемах современной культуры. В США структурализм, благодаря работам Т.Парсонса, стал методологией разработки социальных технологий стабильного общества, в котором основные стабилизационные функции возложены на гражданские структуры. Это позволило стране, в условиях постоянного притока населения извне, создать основу социального равновесия на уровне мультикультурных структур, представленных городскими общинами. В Беларуси структурализм актуален в социологической версии решения задач, поскольку стране необходимо задействовать конструктивный потенциал гражданского общества в сфере предпринимательства.

Постмодернизм - это новейшая философия культуры, которая, с учетом технологий визуализации, интерактивного диалога, социальных сетей, пытается представить мир культуры как ранее не существовавшее пространство общения, бытия. Трансформации анализируются в широком спектре лингвистических, психологических, экономических проблем. Основной тезис постмодернизма формулируется как деконструкция классического мировоззрения с целью освобождения культурного пространства для ризомного, ветвлящегося мировоззрения, творчества. Одни философы занимаются критической работой. Среди них Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр. Другие философы творят в конструктивном русле. Среди них можем выделить Ж. Лакана, А. Гваттари, М. Бахтина. Постмодернизм сыграл огромную конструктивную роль в развитии белорусской культуры, благодаря эстетике, разработанной представителями витебской художественной школы. Среди известных художников этой школы Л. Пен, К. Малевич, М.Шагал. Благодаря их деятельности, Витебск стал столицей современной культуры Беларуси.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: