Структурные компоненты исследовательского процесса
· общее ознакомление с проблемой исследования;
· формулирование целей исследования;
· разработка гипотезы исследования;
· постановка задач исследования;
· организация и проведение эксперимента;
· обобщение и синтез экспериментальных данных.
Организация и проведение эксперимента:
Методика научного исследования – это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения, интерпретации полученных результатов. Зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя.
Объект научного исследования – система, процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, требующую изучения.
Предмет научного исследования – часть, сторона, свойство, отношение объекта, исследуемые с определённой целью в данных условиях, элемент объекта исследования.
Гипотеза – научное предположение представляющее вероятное решение проблемы. Должна быть сформулирована ясно, точно, непротиворечиво, иметь связь с теорией.
Задачами – научного исследования называются вопросы, получение ответов на которые необходимо для достижения цели исследования.
Научный метод – это способ достижения цели исследования. Методы научного познания делятся на общие и специальные. К общим методам относятся: теоретические, эмпирические, математические.
Теоретические методы научных исследований:
· моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно, предполагает мыслительные действия с моделью.
· абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от несущественного и фиксирование одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета;
|
· анализ – метод исследования путем разложения предмета на составные части.
· синтез – соединение полученных при анализе частей в целое.
Математические методы включают:
· статистические методы;
· методы и модели теории графов и сетевого моделирования;
· методы и модели динамического программирования;
· методы и модели массового обслуживания;
· метод визуализации данных (функции, графики и др.)
Эмпирические методы научных исследований
Научное наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Объект изучается в естественных условиях его существования, без воздействия на него и среду.
Научное измерение – это определение отношения измеряемой величины к другой величине, принятой за единицу. Как совокупность действий направлено на нахождение числового значения (длины, объёма, длительности и т.д.). Действуют международные системы единиц измерения и их эталоны. Создание универсальных систем единиц измерения придало научным наблюдениям точность и всеобщность. Например, с появлением механических часов в XIII—XIV вв. в Европе утверждаются единицы времени: секунда, минута, час, год.
Метрология занимается разработкой измерительной техники, изучает методы и принципы получения опытным путем информации о величинах, характеризующих свойства и состояния разных объектов, создает измерительные приборы.
Научный эксперимент – метод познания, основанный на фиксации и контроле заданных исследователем условий. Он предполагает установление физической связи объекта с наблюдателем, контроль средств, воздействующих на объект, а также устранение всех ненужных влияний на объект и исследовательский процесс. Проверка гипотез и теорий – функция эксперимента.
|
Публикация результатов научных исследований:
-- в виде тезисов докладов на конференциях, симпозиумах, совещаниях;
-- научной статьи;
-- монографии как развернутого изложения результатов исследования какой-либо научной проблемы;
-- публикаций на правах рукописей, диссертации, автореферата;
-- отчета о научной работе.
Тезисы научных докладов – это конспективное изложение материалов устного выступления (доклада) участника конференции.
Научный отчет.
Научный отчет – документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Назначение научного отчета – исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени. Научный отчет включает пояснительную записку о решении поставленных задач и приложения к ней. В пояснительной записке излагается последовательность выполнения программы исследования, дается сводка материалов, расчетов, обоснований. В первом разделе отчета акцентируется внимание на постановке проблемы, ее концептуальной разработке и формулировке задач исследования, а также освещается состояние проблемы и существующие к ней подходы. Во втором - методологическом разделе - обосновываются выбор и инструментарий исследования, типология выборки, методы сбора информации. В третьем разделе дается содержательный анализ полученных результатов исследования, и делаются конкретные выводы. В приложениях к записке даются цифровые, графические и прочие показатели и документы, а также все формы анкеты, бланки, тесты и т.п.
Отчет служит исходным документом подготовки директивных решений и разного рода литературных материалов в виде монографий, коллективных публикаций, книг, сборников, статей, диссертаций и т.п.