Вопрос 44. Виртуальное конструирование и дизайн. Понятие виртуальной реальности. Виртуальная реальность и современное информационное общество.




Термин «виртуальная реальность» был впервые употреблен в Массачусетском технологическом институте в конце 70-х гг. ХХ века. В сер. 80-х гг. этого же века Дж. Леньер наладил производство интерактивных компьютеров с головными шлемами, позволяющими пользователю погружаться в виртуальные миры с максимальным спектром ощущений. Эти компьютеры были интегрированы в комплексные мультимедиа-операционные среды и создали основу для человеко-машинного континиума.

В.С. Бабенко, Н.А. Носов и др. определяют виртуальную реальность как явление, связанное с деятельностью сознания человека.

Виртуальная реальность существует пока действует порождающая реальность. Субъект, находящийся в виртуальной реальности, непосредственно не ощущает промежуточных звеньев. При этом он видит все виртуально происходящее со своей точки зрения. Главным участником событий всегда является он сам.

Виртуальная реальность обладает свойствами:

1. порожденности (продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней);

2. актуальности (существует актуально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность);

3. автономности (имеет свое время, пространство и существование);

4. интерактивности (может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и порождающей).

Электронная виртуальная реальность:

1. онтологически обоснована стремлением человека создавать альтернативный мир;

2. проявляется преимущественно знаково;

3. широка по силе воздействия;

4. может менять сознание субъекта (обратная связь).

Виртуальная реальность – это благодатная основа для реализации компьютерного моделирования в динамике, что позволяет проследить технические характеристики артефакта в максимально приближенных к реальным условиям динамической среды, 1) например, условия боя, бездорожья для транспортной техники, 2) решение ландшафтных задач строительства гидрообъектов, микрорайонов и т.д. Благодаря достигнутому уровню имитационного моделирования актуализировалась бионика.

Виртуальная реальность создала в информационном обществе феномен визуализации, основанный на потребности людей в коммуникации, удовлетворении желаемых образов, сюжетов, интриг, игровых потребностей. В результате возникла огромная индустрия визуализации различных развлекательных проектов. Мобильная связь, совмещенная с компьютерными технологиями, дала мощный толчок развитию коммуникативных технологий. Особенности новой информационной реальности изучает философия диалога. Она анализирует категории Я, Другой, нарратив, дискурс, означивание, действие, текст, язык, информация, сообщение, слоган, интенция, бренд, симулякр.

В Беларуси информационный сектор активно развивается. У пользователей Интернета виртуальная реальность вызывает повышенный интерес. Активно используются для общения мобильные средства связи. С виртуальной реальностью белорусы начинают работать практически со школьного возраста. Это возможно благодаря созданию новейших компьютерных классов в школах и гимназиях. В высших учебных заведениях студенты осваивают виртуальные технологии проектирования, конструирования, моделирования, проведения научных исследований, осуществления разработок.

Компьютерные технологии позволили создать сетевые пространства, в границах которых осуществляется передача информации, возможна координация деятельности. Важно, чтобы эти возможности коммуникации не выходили за рамки правового поля, гуманных ценностей. За последние годы законодатели и правоохранительные органы многое сделали для регламентации деятельности граждан в социальных сетях. Речь, в первую очередь, идет о пресечении призывов к насилию, угроз, торговли наркотиками и людьми, педофилии. Особо контролируется деятельность граждан, которая направлена на организацию массовых акций насилия, грабежей, беспорядков. Те, кто занимаются подобными организационными делами, в первую очередь несут ответственность за результаты насилия. Кроме правовых аспектов виртуальная реальность предполагает моральные аспекты деятельности.

Вопрос 45. Этика программной инженерии .Социальные ценности и нормы научного этоса.

Теоретиками компьютерной этики (80-е гг. ХХ века) являются философы Дж. Мур, Д. Джонсон, Дж. Снэппер, Л. Ллойд, У. Бетчел, Дж. Ван Дюн и др. Они показали, что компьютерная этика – это динамичное и сложное поле исследования, 1) включающее анализ отношений между фактами, концепциями, ценностями с учетом постоянно изменяющейся компьютерной технологии, 2) находящихся на границе между новыми технологиями и нормативной этикой.

Этика компьютерных технологий близка этике бизнеса и социальной этике. Традиционные этические категории не всегда помогают решать проблемы, возникающие в сфере компьютерных технологий.

В компьютеризированном обществе постепенно пересматривались ценности, связанные с прежней концепцией работы: общаясь, не выходя из дому, с компьютерным терминалом, служащий терял постоянный контакт с коллегами; управляя роботом путем нажатия кнопок.

Исходя из того, что операции компьютера большую часть времени остаются "невидимыми", Дж.Мур выделил три рода компьютерных "невидимостей", имеющих этическое значение. Первым типом "невидимого фактора" он назвал "невидимый обман", т.е. намеренное использование невидимых операций компьютера с целью осуществить неэтичное либо преступное действие.

Дж.Мур в связи с этим приводит гипотетический пример. Программист, работающий в банке, мог бы похитить так называемый "избыточный процент". В ходе банковских операций при подсчете процента с вкладов после округления сумм постоянно остаются доли цента. Программист мог бы составить и ввести в компьютер соответствующую программу с заданием переводить эти остаточные доли цента со всех банковских операций на свой счет, осуществив тем самым похищение "избыточного процента".

Вторым типом "невидимого фактора" в компьютерной технологии Дж.Мур назвал присутствие "невидимых ценностей программы", т.е. ценностей, ненамеренно вводимых в программу, и до поры до времени не известных ни тем, кто программой пользуется, ни даже тем, кто ее составляет.

В качестве примера Дж.Мур приводит конкретный случай. При создании
программы для предварительной продажи авиабилетов в США в 80-е гг. программисты использовали алфавитный принцип. Эта "невидимая ценность программы" оставалась
незамеченной, пока не выяснилось, что при продаже авиабилетов компания "Америкен эйрлайнз" получала преимущество перед компанией "Брэнифф эйрлайнз", что привело к
банкротству последней и кончилось судебным разбирательством.

Третий тип "невидимого фактора" компьютерной технологии - "невидимый комплекс вычислений". Компьютер способен выполнять столь сложные расчеты, которые просто не охватываются человеческим сознанием, непостижимы для человеческого понимания и неподвластны контролю (даже если сама программа вполне доступна нашему интеллекту). Отсюда и возникает вопрос, пишет Дж.Мур, насколько можно доверять "невидимому расчету".

В связи с тем, что логика компьютера способна варьировать бесконечно, отсюда безгранична и потенциальная сфера применения компьютерной техники. От компьютерной технологии, с одной стороны, зависит разрешение таких насущных задач, как ликвидация сбоев и диспропорций в экономике, изменение концепции отчуждения и дегуманизации индивида и пр. С другой стороны, компьютерная технология ведет к созданию "чуждого интеллекта", обладающего отличающимися от человеческих ценностями.

Компьютерная революция породила, помимо проблем общего характера, такие насущные проблемы, как вторжение при помощи компьютера в личную жизнь индивида и компьютерная преступность. Группа проблем компьютеризированного общества касается профессиональной этики и юриспруденции, прав собственности на компьютерные программы, ответственности за допускаемые компьютером ошибки, изменений структуры и ценностных характеристик профессиональных этических кодексов (этика врача, этика учителя, этика бизнесмена и т.д.).

Компьютерная этика представляет собой анализ природы и социального воздействия компьютерной технологии в сочетании с соответствующими формулировками этического оправдания технологии. По мнению Дж.Мура, глобальные проблемы компьютерной этики возникают в связи с отсутствием ясности в вопросах о том, каковы же этические ограничения при применении компьютерной технологии и как следует поступать в связи с тем, что компьютеры предоставляют обществу новые возможности в выборе действий. Компьютерная этика призвана сформулировать правила этих новых действий, она должна ответить на вопросы этического использования компьютерных технологий как социального, так и личностного характера, ибо механическое применение нормативных этических максим в условиях компьютеризированного общества становится недостаточным.

Основная характеристика эпохи компьютеризации состоит в так называемой "логической податливости компьютера", т.е. компьютер может быть запрограммирован для выполнения любой логической операции, независимо от её этической ценности. Дж.Снэппер в статье "Ответственность за совершаемые компьютером ошибки" выделяет в среде ученых тех, кто рассматривает компьютер как "агента действия", принимающего решения и несущего ответственность за появляющиеся в этих решениях ошибки. Другая группа ученых, пишет Дж.Снэппер, склонна полагать, что компьютеры пока не способны "отвечать" за ошибки. Дж.Снэппер предсказал возможность создания суперкомпьютеров, которым бы вменялось в обязанность "отвечать" за свои решения.

Вопрос о "компьютерных ошибках" также представляет особую проблему. Если речь идет о медицинских компьютерных программах, ставящих диагноз, предписывающих лекарства, определяющих их дозировку, то в данном случае решение касается здоровья пациента.

Д.Джонсон считает, что одного только знания и умения для компьютерного профессионала недостаточно, он непременно должен руководствоваться законами и требованиями профессиональной этики.

В 80-е гг. ХХ века американскими этиками был введен термин «компьютерный профессионал» (программисты, системные аналитики, системотехники, продавцы компьютерного оборудования, служащие банковской и конструкторской сфер, работники народного образования, диагносты, врачи, планировщики и разработчики бюджета).

«Компьютерный профессионал» вступает во взаимоотношения с работодателем, клиентом (или потребителем), с коллегами по профессии и со всем обществом. Вот почему такой человек должен испытывать на себе действие категорического императива, включающего:

1. Конфиденциальность. Инженеры должны уважать конфиденциальность своих работодателей или заказчиков независимо от того, подписывалось ли ими соответствующее соглашение.

2. Компетентность. Инженер не должен завышать свой уровень знаний и не должен сознательно браться за работу, которая находится за пределами его компетенции.

3. Права на интеллектуальную собственность. Необходимо защищать интеллектуальную собственность клиента патентами.

4. Злоупотребление компьютером. Системные программисты не должны злоупотреблять компьютерными ресурсами работодателя или заказчика; под злоупотреблениями мы здесь понимаем широкий спектр – от игр в компьютерные игрушки на рабочем месте до распространения вирусов и т.п.

Кодекс этики и профессиональной деятельности в области программной инженерии
рекомендован АСМ/ЕЕЕ-СS Jоint Таsk Fогсе оп Sоftwаге Епgiпееring Еthics апd
Ргоfessionаl Ргасtiсеs и совместно одобрен АСМ и IЕЕЕ-СS в качестве стандарта
обучения и работы в области программной инженерии. _______

Программные инженеры должны твердо придерживаться следующих восьми принципов:

действовать неукоснительно в интересах общества;

согласно интересам клиента и работодателя, если они не противоречат интересам общества;

обеспечивать соответствие качества своих продуктов и их модификаций наивысшим возможным профессиональным стандартам;

поддерживать целостность и независимость своих профессиональных оценок;

придерживаться этических подходов к управлению разработкой и поддержкой программного обеспечения и продвигать эти подходы;

поднимать престиж и репутацию своей профессии в интересах общества;

быть справедливыми по отношению к своим коллегам, помогать им и поддерживать;

непрерывно учиться навыкам своей профессии и способствовать продвижению этического подхода к своей деятельности.

 

Вопрос 46. Инженерный менеджмент, его структура и функции. Технократическая парадигма и гуманизация.

Термин «менеджмент» произошел от английского слова management – управление. Менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленный на обеспечение хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

В функции менеджмента входит:

- изучение рынка с целью организации производства, или его модернизации (маркетинг и прогнозирование);

- производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;

- управление персоналом.

Инженерный менеджмент практически всегда связан с инновационной деятельностью в форме инновационного цикла (полного и неполного).

Полный цикл инновации связан с созданием принципиально новых видов научно-технической продукции, неполный – ее новых поколений и модельных рядов, являясь своего рода производной полного. С точки зрения качественной характеристики новизны, полный цикл можно ассоциировать с получением радикальных инноваций, а неполный – трансформационных и модификационных. На последних стадиях производственной и эксплуатационной фаз инновация становится частью артефактной и технологической среды.

Ярко выраженный подход к инженеру как менеджеру демонстрирует англо-американская философия технологии (техники). Родоначальником этой традиции является Т.Веблен, написавший о том, что вопросами управления в условиях технизированной социокультурной реальности должны заниматься инженеры. Речь идет о специалистах, способных совмещать конструктивистский замысел с организаторскими способностями. Один из важных показателей этой способности демонстрируется на уровне разработки бизнес-плана инновационного предприятия, включающего часть, связанную с формированием потенциала инновационного предприятия (характеристика предприятия и стратегия его развития, описание продукции, производственные мощности и площади, организационный план, план себестоимости продукции, технико-экономические показатели формирования потенциала инновационного предприятия), часть, связанную с реализацией потенциала инновационного предприятия (анализ рынков сбыта, оценка технического уровня изделий и технологии на предприятии, прогнозирование финансовых показателей предприятия, финансовая эффективность текущей деятельности предприятия, план привлечения и погашения кредита, финансовая эффективность инвестиций, бюджетная эффективность проекта, оценка чувствительности и устойчивости инвестиционного проекта, технико-экономические показатели проекта).

Менеджмент проявляет активность в свете технократической парадигмы деятельности. Это значит, что коммерческие интересы компаний часто доминируют над человеческими. В результате подобной деятельности жертвами транснациональных компаний становятся политические элиты развивающихся стран, экология крупных регионов. Так, авария на нефтяной буровой в Мексиканском заливе, принадлежавшей британской корпорации, привела к огромным потерям экосистемы. Вторым Чернобылем называют ситуацию на японской атомной электростанции Фукусима, где не были продуманы меры безопасной эксплуатации ядерных реакторов с учетом сейсмичности района и возможных цунами. Все это требует гуманизации управленческой деятельности, осуществляемой в коммерческих условиях.

В Беларуси инженерный менеджмент возник на основе директорского корпуса отечественных предприятий и организаций. Большинство из этих людей являются выпускниками технических вузов. За короткое время эти люди научились руководить предприятиями в коммерческих условиях деятельности. Их задачи связаны с увеличением экспортного потенциала предприятий, модернизацией, привлечением инвестиций. Инженера-менеджера нельзя путать с офисным работником. Это специалист который управляет персоналом, трудовым коллективом в производственных, рыночных условиях деятельности. Это инженер-системотехник, который контролирует все этапы инновационного процесса. Особое место в его деятельности занимает трудовой коллектив, который представляет национальный человеческий капитал.

 

Вопрос 47. Философия и футурология. Философия и наука на рубеже ХХ и ХХ1 столетий.

Задачи философии нами определены в разделе 1 (вопрос 1). Поэтому можем сосредоточиться на части вопроса, касающейся футурологии (от слова футурум – будущее).

Футурология как наука выходит за границы философии, поскольку, лежащие в её основе прогнозирование, моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки будущего относятся к различным областям человеческой деятельности и соответствующим наукам.

Собственно научные основы футурологии были выработаны в конце ХІХ века на основе теории вероятности, статистических методов обработки информации. В ХХ веке сформировались международная практика, заполненная Римским Клубом, издания тематических докладов по глобальным проблемам человечества, в которых на основе комплексной оценки экономических, геополитических, экологических, научно-технических тенденций, уровня деятельности прогнозируется динамика процессов в будущее. В основном до 2025 года.

Философия периодически прибегает к тактике футурологического анализа социокультурной динамики, но эти сценарии носят неоднозначный характер. Так, с конца ХІХ века оказались несостоятельными футурологические концепции научного коммунизма, конца истории, гибели цивилизаций. Поэтому философия стремится отмежеваться от описания будущего в идеологическом контексте и сосредотачивает свои усилия на анализе научных методов прогнозирования.

Философия на рубеже столетий представляет человечеству научную картину мира Вселенной, биосферы, ноосферы, социальной реальности. Предлагаются две основные методологии отображения объективной реальности - диалектическая и синергетическая. В социальной сфере философия акцентирована на модернизации общества, инновационных задачах развития человечества. Философия констатирует также наличие в социальной динамике геополитических интересов различных региональных центров силы. Беларусь учитывает эту особенность и действует как представитель евразийского регионального сообщества, имеющего собственные военно-политические, экономические, информационные, культурные интересы и особенности.

Философия постоянно изучает человека с точки зрения его личностных, духовных, душевных, психологических, индивидуальных качеств, внутренних переживаний. В данном случае наука и теология дополняют друг друга, поскольку важно знать реального, живого человека, находящегося в постоянном процессе поиска внутреннего равновесия.

 

Вопрос 48. Методология социального прогнозирования и роль науки в решении глобальных проблем современности. Приоритеты современной философии и методология социального прогнозирования.

Прогноз – это вероятностное, основанное на научных данных, предположение.

Нормативное прогнозирование – это достижение желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей.

Поисковое прогнозирование строится на определенной шкале (поле, спектре) возможностей, на которой затем устанавливается степень вероятности прогнозируемого явления.

Целевое прогнозирование предполагает построение на определенной шкале (поле, спектре) возможностей сугубо оценочной функции, т.е. функции распределения предпочтительности: нежелательно, менее желательно, более желательно, наиболее желательно, оптимально (при компромиссе по нескольким критериям).

Плановое прогнозирование представляет обработку поисковой и нормативной прогнозной информации для отбора наиболее целесообразных плановых нормативов, заданий, директив с выявлением нежелательных, подлежащих устранению альтернатив и с тщательным выяснением прямых и отдаленных, косвенных последствий принимаемых плановых решений.

Программное прогнозирование формулирует гипотезу о возможных взаимовлияниях различных факторов, указывает гипотетические сроки и очередность достижения промежуточных целей на пути к главной.

Проектное прогнозирование призвано содействовать отбору оптимальных вариантов перспективного проектирования, на основе которых должно развертываться затем реальное, текущее проектирование.

Организационное прогнозирование текущих решений (применительно к сфере управления) для достижения предусмотренного желаемого состояния явления, поставленных целей.

По периоду упреждения — промежутку времени, на который рассчитан прогноз, — раз­личаются оперативные (текущие), кратко-, средне-, долго- и дальнесрочные (сверхдолгосрочные) прогнозы. Оперативный, как правило, рассчитан на перспективу, на протяжении которой не ожи­дается существенных изменений объекта исследования — ни количественных, ни качественных. Краткосрочный — на перспективу только количественных изменений, долгосрочный — не толь­ко количественных, но преимущественно качественных. Среднесрочный охватывает перспективу между кратко- и долгосрочным с преобладанием количественных изменений над качественными, дальнесрочный (сверхдолгосрочный) — перспективу, когда ожидаются столь значительные ка­чественные изменения, что по существу можно говорить лишь о самых общих перспективах раз­вития природы и общества.

Оперативные прогнозы содержат, как правило, детально-количественные оценки, кратко­срочные — общие количественные, среднесрочные — количественно-качественные, долгосроч­ные — качественно-количественные и дальнесрочные — общие качественные оценки.

Временная градация прогнозов является относительной и зависит от характера и цели данного прогноза. В некоторых научно-технических прогнозах период упреждения даже в долго­срочных прогнозах может измеряться сутками, а в геологии или космологии — миллионами лет. В социально-экономических прогнозах сообразно с народнохозяйственными планами и в соот­ветствии с характером и темпами развития прогнозируемых явлений эмпирически установлен следующий временной масштаб: оперативные прогнозы — до одного года, краткосрочные — от одного до пяти лет, среднесрочные — на пять-десять лет, долгосрочные — на период до пятна­дцати — двадцати лет, дальнесрочные — за пределами долгосрочных.

Однако и здесь имеются различия, связанные с особенностями отдельных отраслей соци­ально-экономического прогнозирования. Так, в сфере политики диапазон между кратко- и долго-срочностью сужается до пределов ближайшего десятилетия, в градостроительстве — растягива­ется на целое столетие (так как на ближайшие десятилетия большая часть объектов уже запроек­тирована и возможно только оперативное прогнозирование), в экономике — приспосабливается к диапазонам народнохозяйственных планов и т.д.

По объекту исследования различают соответственно научные, научно-технические и социальные в прогнозы.

Естественнонаучные прогнозы разделяются на:

- метеорологические (погода, воздушные потоки и другие атмосферные явления);

- гидрологические (морские волнения, режим стока воды, паводков, цунами, штормов, замерзания и вскрытия акватории, другие гидросферные явления);

- геологические (залежи полезных ископаемых, землетрясения, срыв лавин и другие литосферные явления);

- биологические, включая фенологические и сельскохозяйственные (урожайность, забо­леваемость и другие явления в растительном и животном мире, вообще в биосфере);

- медико-биологические (ныне преимущественно болезни человека);

- космологические (состояние и движение небесных тел, газов, излучений, всех явлений космосферы);

- физико-химические прогнозы явлений микромира.

Научно-технические прогнозы охватывают перспективы состояния материалов и режима работы механизмов, машин, приборов, электронной аппаратуры, всех явлений техносферы. В смысле перспектив развития научно-технического прогресса — они охватывают проблемы развития науки, ее структуры, сравнительной эффективности различных направлений исследования, развитие научных кадров и учреждений, техники (системы «человек — машина»), управляемых аспектов научно-технического прогресса в промышленности, строительстве, городском и сельском хозяйстве, на транспорте и связи, вклю­чая систему информации.

Социальные прогнозы делятся на:

- социально-медицинские (здравоохранение, включая физическую культуру и спорт);

- социально-географические (перспективы дальнейшего освоения земной поверхности, включая Мировой океан);

- социально-экологические (перспектива сохранения равновесия между состоянием при­родной среды и жизнедеятельностью общества);

- социально-космические (перспектива освоения космоса);

- экономические (перспектива развития народного хозяйства, вообще экономических от­ношений);

- социологические, или социальные в узком смысле (перспектива развития социальных отношений);

- психологические (личность, ее поведение, деятельность);

- демографические (рост, половозрастная структура, миграция населения);

- филолого-этнографические, или лингво-этнологические (развитие языка, письменности, личных имен, национальных традиций, нравов, обычаев);

- архитектурно-градостроительные (социальные аспекты расселения, развития города и деревни, жилища, вообще обитаемой среды);

- образовательно-педагогические (воспитание и обучение, развитие кадров и учрежде­ний в области народного образования — от детских яслей и садов до университетов и аспиранту­ры, включая подсистемы повышения квалификации и переподготовки кадров (самообразование взрослых, образование родителей, дополнительное образование и др.);

- культурно-эстетические (материально-техническая база искусства, литературы, всей культуры; художественная информация, развитие кадров и учреждений культуры — книжного, журнального, газетного дела, радио и телевидения, кино и театра, музеев и парков культуры, клу­бов и библиотек, памятников культуры и т.д.);

- государственно-правовые, или юридические (развитие государства и законодательст­ва, права и криминологии, вообще правовых отношений);

- внутриполитические (внутренняя политика своей и другой страны);

- внешнеполитические (внешняя политика своей и другой страны, международные от­ношения в целом);

- военные (военно-технические, военно-экономические, военно-политические, военно-стратегические, военно-тактические, военно-организационные прогнозы).

При прогнозировании используются методы:

- анкетирования (интервьюирование, опрос) – опрос населения, экспертов с целью упорядочить, объективизировать субъектные оценки прогнозного характера. Большое значение имеют экспертные оценки.

- экстраполирования и интерполирования (выявление промежуточного значения между двумя известными моментами процесса) – построение динамических рядов развития показателей прогнозируемого явления на протяжении периодов основания прогноза в прошлом и упреждения прогноза в будущем (ретроспекции и проспекции прогнозных разработок);

- моделирования – построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного или желательного изменения прогнозируемого явления на период упреждения прогноза по имеющимся прямым или косвенным данным о масштабах и направлении изменений. Наиболее эффективная прогнозная модель – система уравнений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: