Реферат является основным документом, определяющим право допуска к сдаче кандидатского экзамена по философии и методологии науки. Естественно если он имеет положительную оценку.
Тема реферата определяется на основании темы магистерской работы с учетом, применяемых магистрантом в исследованиях методов. Если, например, исследования предполагают эксперименты, то тема реферата будет звучать следующим образом «Эксперимент, его статус и функции».
Структурно реферат включает оглавление, введение, три вопроса, заключение, список использованной литературы. Общий объем не должен превышать 20 страниц. Реферат сдается на кафедру философских учений, где регистрируется в специальном журнале с присвоением соответствующего порядкового номера и остается на кафедре до экзамена. На проверку реферата отводится 10 дней. Соискатель может ознакомиться с рецензией непосредственно на кафедре. Реферат на руки при этом не выдается. Он остается в распоряжении экзаменационной комиссии, которая проводит дополнительное собеседование по реферату на экзамене в виде уточняющих вопросов. После экзамена реферат хранится на кафедре.
Реферат должен быть сдан на кафедру философских учений до 15 мая. При написании реферата можно пользоваться не только научной литературой на бумажном носителе, но и другими научными материалами, включая электронные ресурсы с соответствующими ссылками.
Информация о подготовительном учебном процессе к кандидатскому экзамену по философии и методологии науки.
Учебно-методическое управление БНТУ выделяет кафедре философских учений по нагрузке магистрантов 52 часа на чтение лекций и 52 часа на проведение семинарских занятий.
|
Кандидатский экзамен по философии и методологии науки проводится в сроки, определяемые приказом ректора и в составе комиссий, утверждаемых специальным приказом. Во время экзамена соискатель вытягивает билет и имеет в распоряжении 45 минут на письменную подготовку ответов, по окончании которой подлинность своих размышлений и информации он удостоверяет подписью. Это необходимо для избежания спорных ситуаций по итогам ответа экзаменационной комиссии. Результаты сдачи экзамена обьявляются комиссией в присутствии соискателя (сдающего). По итогам экзамена оформляется протокол установленного образца, который передается в соответствующее управление.
Вопросы, предлагаемые для подготовки к кандидатскому экзамену по философии и методологии науки:
1. Философия в условиях постмодерна (постсовременной эпохи): предмет, цели, задачи. Статус и предназначение философии в жизни общества.
2. Философские традиции Востока и Запада (компаративистский анализ).
3. Философия трансграничного сотрудничества. Неклассическая и постклассическая философия: прагматизм, аналитическая философия, феноменология, экзистенциализм, структурализм, постмодернизм.
4. Метафизические основания бытия: материализм и идеализм в классических и неклассических философских системах. Понимание бытия в классических и постклассических философских системах.
5. Пространственно-временная структура материального мира в свете современных концепций естествознания и математики. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.
|
6. Природа как предмет философского и научного познания. Биосфера. Ноосфера. Техносфера. Коэволюционизм.
7. Философские концепции человека(социал-дарвинистская, марксистская, психоаналитическая, экзистенциальная). Многомерность феномена человека. Проблема сущности и существования человека. Экзистенционально-феноменологическая, социокультурная, психоаналитическая традиции в исследованиях сознания. Личностный выбор, самоактуализация и проблема смысла жизни. Личность и ценности массовой культуры.
8. Современные концепции исследования техногенной реальности. Специфика социальной реальности и структуры общества. Марксистская концепция социума. Модели общества М.Вебера, Т.Парсонса, Ю.Хабермаса.
9. Глобализация как объект социально-философского осмысления. Феномен глобализации.
10. Коэволюция и проблема устойчивого развития социокультурных систем. Природа социальных противоречий, конфликтов, революций и реформ. Гуманизм как мера духовного и ценностного измерения общественного прогресса.
11. Глобализация и проблема сохранения цивилизационной идентичности. Философия культуры. Методология науки и культуротворчества.
12. Диалектическая и синергетическая методология развития социоприродного бытия. Диалектическая логика как методология научного познания: противоречия и категории философии.
13. Наука как форма общественного сознания и социальный институт. Наука как феномен глобализации.
14. Междисциплинарно-интегративные тенденции в развитии науки.
15. Научная рациональность и ее типы (классический, неклассический, постнеклассический). Революции в науке как смена типов рациональности. Три типа рациональности и смена парадигм в естествознании.
|
16. Эволюция организационных форм науки от академических структур к технопаркам. Генезис научного познания от протонауки к современным технологиям.
17. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Структура научного познания: эмпирический и теоретический уровни, факт, теория, основания науки. Проблема обоснования в науке.
18. Язык науки как предмет семиотики. Язык науки: объектный, метаязык, дефиниции и терминология.
19. Возможности и границы науки: гностицизм, агностицизм, скептицизм. Формы рефлексивного осмысления научного познания: логика, гносеология и методология.
20. Социальные ценности и нормы научного этоса.
21. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности.
22. Творческая свобода и социально-нравственная ответственность ученого.
23. Инструментальная, мировоззренческая, эвристическая и инновационная ценность науки. Наука и инновационное развитие в современном обществе.
24. Наука и социальные технологии в современном обществе: бизнес, политика, менеджмент, образование.
25. НТП и НТР. Понятие научной революции. Природа и типы научных революций.
26. НТР и модернизация деятельности: философско-методологический аспект. Генезис научного познания от протонауки к современным технологиям.
27. Социальная мобильность ученого в современном обществе.
28. Методология науки в Беларуси(Минская школа). Наука в культуре Беларуси.
29. Аргументация, ее структура, виды и роль в научной дискуссии. Формы научной коммуникации.
30. Понятие методологии и метода в естественных и технических науках. Виды методологий. Методология научного исследования: объект, предмет, цели, задачи, средства и методы.
31. Специфика системного подхода.
32. Методы теоретического исследования. Понятие научной теории: абстрактные и идеальные объекты. Метатеоретические основания науки: научная картина мира, идеалы и нормы, стиль научного мышления.
33. Методы эмпирического исследования.
34. Философия техники, ее предмет и задачи. Презумпции техногенной цивилизации. Техника и философия техники.
35. Закономерности функционирования и развития техники. Естествознание и техника.
36. Философия инженерной деятельности. Понятие и особенности конструктивной методологии. Инженерный подход и конструктивная методология.
37. Методология проектирования. Понятие проектной деятельности. Соотношение науки и проектирования.
38. Методология системотехнической инженерной деятельности. Приоритеты и проблемы развития высоких технологий в Республике Беларусь.
39. Техникознание. Методология научно-технических исследований. Квантовая механика и неклассическая методология. Естествознание и гуманитарные науки. Специфика языка естествознания.
40. Эвристика и креативные методы в инженерной деятельности. Обоснование конструктивной методологии через деятельностный подход.
41. Современные концепции естествознания и их применение в инженерии. Развитие естествознания и революции в науке. Становление методологии неклассической науки в теории относительности. Квантовая механика и неклассическая методология.
42. Социотехническая инновационная деятельность человечества и проблемы модернизации техносферы. Естествознание и гуманитарные науки. Наука и инновационное развитие в современном обществе. Конструктивная методология и культуротворчество.
43. Моделирование на ЭВМ функций человеческого мышления. Понятие искусственного интеллекта. Специфика языка естествознания. Приоритеты и проблемы развития высоких технологий в Республике Беларусь.
44. Виртуальное конструирование и дизайн. Понятие виртуальной реальности. Виртуальная реальность и современное информационное общество.
45. Этика программной инженерии. Социальные ценности и нормы научного этоса.
46. Инженерный менеджмент, его структура и функции. Технократическая парадигма и гуманизация.
47. Философия и футурология. Философия и наука ХХ1 века.
48. Методология социального прогнозирования и роль науки в решении глобальных проблем современности. Приоритеты современной философии и методология социального прогнозирования.
49. Фрейд З. Психология бессознательного.
50. Степин В.С. Теоретическое знание.
51. Бройль Л. Революция в физике.
52. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера.
53. Лукашевич В.К. Основы методологии научных исследований.
54. Митчем К. Что такое философия техники.
55. Моделирование сложных систем и виртуальная реальность.
56. Мэмфорд Л. Миф машины.
57. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса.
58. Уваров Л.В. Символизация в познании.
59. Философия естествознания, ретроспективный взгляд.
60. Философия техники в ФРГ.
61. Хакен Г. Синергетика, иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах.
62. Лойко А.И. Курс лекций по философии техники.
63. Старжинский В.П. Гуманизация инженерного образования.
64. Берков В.Ф. Общая методология науки.
65. Бек У. Что такое глобализация.
66. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире.
67. Высокие технологии и современная цивилизация.
68. Грани глобализации.
69. Козловский П. Культура постмодерна.
70. Панарин А.С. Искушение глобализмом.
71. Лойко А.И. Модернизация деятельности.
72. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века.
Начиная с 49 вопроса, подготовка к кандидатскому экзамену магистрантами, аспирантами осуществляется, соискателями в форме самостоятельной работы с первоисточниками. Работа с первоисточниками формирует навык самостоятельной работы с научной литературой. К таким вопросам необходимо готовиться следующим образом. Происходит ознакомление с первоисточником по следующим параметрам. Необходимо кратко рассказать об авторе первоисточника как философе и методологе науки. Затем необходимо остановиться на ключевых тезисах, проводимых автором работы. В конце нужно пояснить, как анализируемая работа повлияла на современную науку, инженерию, управленческую культуру.