Методологической основой познания истории экономики выступает диалектико-материалистический метод, рассматривающий общественно-экономическое развитие как естественно-исторический процесс, который определяется объективными закономерностями. К субъективным факторам относят деятельность масс, классов, политических партий, вождей, лидеров, вероисповедания, национальные особенности.
Совокупность методов исследования истории экономики включает:
1) исторический метод. Предусматривает последовательный анализ фактов и процессов генезиса и эволюции объектов (способов производства, отдельных стран и регионов, отраслей народного хозяйства, экономических процессов и явлений и т. д.);
2) системно-структурный метод. Экономические системы рассматриваются как совокупность элементов, имеющая определенную структуру и функции;
3) сравнительно-аналитический метод основан на сравнении объектов анализа во времени и пространстве. В результате возможны построение классификации и типология историко-экономических процессов;
4) статистические методы применяются для обеспечения объективности результатов исследования;
5) количественные (математические) методы используются для обработки экономической информации математическими методами (группировка, выравнивание динамических рядов, дисперсионный, корреляционный, регрессивный, факторный анализ и пр.);
6) методы социологических исследований и социальной психологии учитывают влияние субъективных факторов на ход исторических и экономических процессов.
Функциями, выполняемыми историей экономики являются:
Ø Мировоззренческая, заключающаяся в формировании научной картины мирового процесса хозяйственной эволюции человечества. На ее основе строится экономическое мышление, отличающееся историзмом, масштабностью, пониманием многовариантности развития.
|
Ø Познавательная, включающая сбор, изучение и обобщение хозяйственного опыта человечества. Конкретных факты и примеры из истории мировой экономики используются при изучении основных экономических категорий.
Ø Прогностическая функция строится на использовании положительного опыта и ошибок хозяйственного развития национальных экономик в прогнозировании мировых экономических тенденций.
Ø Методологическая функция выполняется при выявлении законов экономического развития и для подтверждения или опровержения их научной обоснованности.
Вопросы для самопроверки:
1. Определите предмет истории экономики.
2. В чем заключаются задачи курса «история экономики»?
3. Охарактеризуйте методы исследования истории экономики.
4. Почему именно формационный подход лежит в основе периодизации истории экономики?
5. Какие существенные факторы оказывают влияние на эволюцию экономических отношений?
Тесты к теме:
1. В каком веке история экономики выделилась в самостоятельную науку?
а) в VI веке
б) в XIII в.
в) во второй половине Х1Х вв.
2. Становление и развитие мирового хозяйства и эволюция экономических отношении – это:
а) цель дисциплины
б) предмет изучения
в) задача истории экономики
3. Для экономического развития характерна:
а) стагнация
б) стабильность
в) неравномерность
4. Статистические данные наблюдений характеризуют:
|
а) положение стран в определенный период
б) степень развития общества в целом;
в) динамику экономического развития отдельных отраслей и стран мира
5. Понятие «цивилизационный» в истории экономики – это:
а) подход
б) метод
в) источник
6. Что включает в себя познавательная функция?
а) сбор, изучение и обобщение хозяйственного опыта человечества
б) выявляет законы экономического развития
в) заключается в формировании научной картины мирового процесса хозяйственной эволюции человечества.
7. В результате данного метода возможны построение классификации и типология историко-экономических процессов:
а) системно-структурный метод
б) аналитический
в) статистический.
8. Методологической основой познания истории экономики выступают:
а) подходы
б) методы
в) источники информации.
9. Кто стоял у истоков истории экономики:
а) В.И. Ленин
б) Дж. Милль
в) А. Тойнби и Дж. Эшли.
10. К субъективным факторам истории экономики можно отнести:
а) деятельность масс, классов
б) инфляцию
в) экономический кризис.
Экономика первобытного общества и Древнего мира