Полученные результаты представлены в таблице 2.




 

Таблица 2 Уровень мотивации к обучению

Класс 5 (А) 5(Б)
В 4-ом В 5-ом В 4-ом В 5-ом
1 уровень 9 (34,6 %) 3 (11,5 %) 8 (30,8 %) 2 (7,7 %)
2 уровень 11 (42,3 %) 13 (49,9 %) 10 (38,5 %) 10 (38,5 %)
3 уровень 7 (27 %) 4 (15,4 %) 6 (23 %) 4 (15,4 %)
4 уровень - 3 (11,5 %) 2 (7,7 %) 6 (23 %)
5 уровень - 3 (11,5 %) - 4 (15,4 %)

 

Графически полученные результаты представлены на рис. 2 и 3 (см. с. 47).

 

Рис. 2. Уровень мотивации к обучению у учащихся 5 «А» класса


Рис. 3. Уровень мотивации к обучению у учащихся 5 «Б» класса

По представленным результатам, можно определить, что уровень мотивации к обучению при переходе из начальной школы меняется. Повышение уровня мотивации, при переходе с основную школу, наблюдалось у 10 учащихся – 19,2%, понижение уровня мотивации – 13 учащихся – 25%, у 29 учащихся – 35,8% – уровень мотивации остался на прежнем уровне.

Еще одна сторона диагностики была связана с изучением межличностных отношений коллектива класса. Расположение ребенка в социальном пространстве опосредуется его нахождением в какой-либо социальной группе. Механизмом формирующего влияния группы на ребенка является психологический, а вернее, социально-психологический климат группы.

Социально-психологический климат группы – это система отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а значит, и развития личности.

Для определения социально-психологического климата класса была использована методика «Социально-психологический климат класса» (см. приложение 4). Учащимся необходимо было ответить на следующий вопрос: «Как бы вы оценили свою принадлежность к классу?» Мнения разделились следующим образом. Результаты представлены в таблице 3 на с. 48.


Таблица3 Социально-психологический климат класса

Параметры 5 «А» класс 5 «Б» класс
Чувствую себя членом класса, частью коллектива 17 (65,4 %) 17 (65,4 %)
Участвую в большинстве видов деятельности 9 (34,6 %) 12 (46,1 %)
Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других 7 (26,6 %) 5 (19,2 %)
Не чувствую, что являюсь членом коллектива 9 (34,6 %) 8 (30,8)
Занимаюсь отдельно от других членов 2 (7,7 %) 5 (19,2 %)

Из представленных данных можно определить, что большая часть учащихся чувствуют свою принадлежность к школьному коллективу. В учебной деятельности учащиеся не выделяют каких-либо значительных межличностных отношений. В напряженных ситуациях учащиеся считают проявление межличностных отношений одинаковыми во всех классах. Это лишь подтверждает незаинтересованность учащимися жизни класса. Наиболее дружественными отношениями ребята считают отношения за пределами школы, но при этом часть учащихся считает дружбу с одноклассниками менее значительной.

При анализе уровня адаптации по всем аспектам были получены следующие результаты (см. таблицу 4, с. 49).

 

Таблица 4 Уровень адаптации учащихся 5-х классов

Класс 5 (А) 5(Б)
В 4-ом В 5-ом В 4-ом В 5-ом
Высокий 5 (19,2 %) 5 (19,2 %) 2 (7,7 %) 2 (7,7 %)
Средний 14 (53,8 %) 13 (49,9 %) 15 (57,7 %) 13 (49,9 %)
Низкий 7 (27 %) 8 (30,8 %) 9 (34,6 %) 11 (42,3 %)

 

Графически полученные результаты представлены на рис. 4 и 5.

 


Рис. 4. Уровень адаптации учащихся в 5 «А» классе

Рис. 5. Уровень адаптации учащихся в 5 «Б» классе

 

Из представленных данных видно, что в 5-ом классе наблюдается снижение уровня адаптации. Хочется отметить, что уже не маленькие и еще не взрослые учащиеся таким образом утверждают свою индивидуальность и личностные особенности. Учащиеся, чей уровень адаптации изменился, требуют к себе особого внимания. Понижение уровня адаптации при переходе из начальной школы в основную школу наблюдается у 11 учащихся – 21,2%, повышение уровня адаптации – 13 учащихся – 25%, на прежнем уровне – 28 учащихся – 53,8%.

На основе анализа результатов, полученных в ходе диагностики с использованием комплекса названных методик, можно сделать вывод о том, что уровень социальной адаптации у учащихся 5 «А» класса выше, чем у учащихся 5 «Б» класса.

Как вспомогательные методы нами использовались наблюдение и беседа для уточнения, подтверждения или опровержения данных, полученных в результате диагностики, выяснения причин выявленных отклонений.

Как показали результаты наблюдений и бесед с учащимися, родителями и учителями, причинами низкого уровня социальной адаптации учащихся являются следующие:

– низкий уровень семейной адаптации, а именно, низкий социальный статус семьи;

– низкий уровень школьной мотивации, заинтересованности учащимися обучением в школы, привлекательностью школы;

– недостаточно высокий уровень социально-психологического климата в классе – недостаточно высокий уровень межличностных отношений в классе.

Таким образом, вторым этапом нашей работы стало решение выявленных проблем. А именно, устранение выявленных в ходе диагностики причин дезадаптации и их профилактика.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: