Рекомендации социальному педагогу и родителям по организации взаимодействия с младшими подростками




 

В соответствии с вышеизложенным, можно сформулировать рекомендации по организации взаимодействия социального педагога с детьми младшего подросткового возраста и их родителями.

Для организации эффективной работы по профилактике дезадаптации у учащихся 5-х классов социальному педагогу важно:

– знать теоретические основы социальной педагогики и принципы построения воспитательной работы с семьей и в детском коллективе;

– уметь применять на практике имеющиеся знания;

– изучить возрастные особенности младших школьников и подростков;

– владеть методами диагностики оценки личности младшего школьника и подростка;

– провести анализ полученных данных и выработать программу дальнейших действий;

– определить приоритетные направления деятельности;

– спланировать систему работы «семья – школа»;

– отслеживать развитие самообслуживания и занятости школьника;

– параллельно использовать разные формы работы для организации педагогического просвещения родителей;

– выстроить взаимодействия с психологической службой через работу постоянно действующего психолого-педагогического консилиума;

– уметь оценить промежуточные результаты;

– проанализировать поведение ребенка, и составить программу его коррекции.

Используя данные рекомендации, общего характера каждый социальный педагог сможет выстроить систему взаимодействия с родителями по профилактике дезадаптации подростка с учетом конкретных условий и индивидуальных особенностей его личности.

Рекомендации учителям-предметникам:

- учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приёмов;

- не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учётом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста;

- следите за темпом урока – высокий темп мешает многим детям усваивать материал;

- налаживайте эмоциональный контакт с классом, с родителями учащихся;

- никогда не используйте оценку как средство наказания ученика; не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть, выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика;

- учитывайте индивидуальные психологические особенности ребёнка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательную активность.

Как известно, процесс адаптации к новым требованиям и новым условиям обучения не всегда проходит гладко. И вот здесь очень значимой фигурой выступает классный руководитель. От него всецело зависит микроклимат в классном коллективе и во многом – результат учебной деятельности.

Если классный руководитель лишь равнодушный исполнитель своих прямых функциональных обязанностей, не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей?

Рекомендации классным руководителям:

- постоянно поддерживайте контакт с психологом школы, совместно с ним участвуйте в различных адаптационных играх для установления эмоционального контакта, сплачивания коллектива;

- познакомьтесь с условиями проживания ребёнка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка;

- осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожелания родителей.

Рекомендации для родителей. Придерживаясь этих рекомендаций с первых дней обучения подростка в средней школе, родители могут максимально обеспечит гармонию между его домашней и школьной жизнью. Ведь именно с переходом в 5-й класс зачастую и начинаются основные проблемы в обучении.

1. Воодушевите подростка на рассказы о своих школьных проблемах.

Выбирайте время для общения с ребенком. Но не проявляйте интерес просто вопросом: «Как прошел школьный день?» Запоминайте детали рассказа ребенка, тогда вы сможете представлять себя картину его школьной жизни в целом.

2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Даже если нет особого повода для беспокойства, консультируйтесь с учителями ребенка хотя бы раз в два месяца. Если между вами и учителем возникли серьезные разногласия, постарайтесь приложить все усилия, чтобы мирно разрешить ситуацию. Иначе вы можете случайно поставить подростка в неловкое положение выбора между вами и уважением к своему учителю.

3. Не связывайте оценки ребенка за успеваемость со своей системой наказаний и поощрений.

Если подросток хорошо справляется с учебой, больше показывайте свою радость. Проявляйте спокойную озабоченность, если у ребенка не все ладится. Помогите ему справиться с учебными проблемами. Наихудшим выходом будет установление правил типа: «Ты не будешь больше играть на компьютере, пока не начнешь получать хорошие оценки». Это приведет к эмоциональным проблемам.

4. Знайте программу и особенности школы, где учится ребенок.

Специфика школы диктует свои требования к знаниям. Зная особенности своего ребенка, вы сможете представить, справится ли он с учебной нагрузкой данного заведения. Однако если его успеваемость начнет падать, это будет поводом задуматься, а правильную ли школу (класс) вы выбрали для подростка.

5. Помогайте подростку выполнять домашние задания, но не делайте их вместо него.

Учите ребенка самостоятельно находить ответы на свои вопросы (но не отмахивайтесь словами «Сам думай!»). Потратьте время, чтобы объяснить подростку не понятое им, или покажите, где ему найти недостающую информацию.

6. Помогите ему почувствовать интерес к тому, что преподается в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка. А затем установите связь между его интересами и предметами, которые он изучает в школе. Например, если ребенок увлечен компьютером и в то же время ему нравится география или история, то пусть научится делать доклады по этим предметам в виде презентаций. Также ищите любые возможности показать применение школьных знаний в домашней деятельности.

7. Особые усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни подростка происходят изменения.

Стрессовыми ситуациями для школьника являются, например, самое начало и окончание каждого учебного года. Так, в сентябре ему надо адаптироваться и привыкнуть к постоянным учебным нагрузкам, а к маю организм физически устает. Таким же сложным периодом для подростка является и переход в среднюю и старшую школу. Спокойствие домашней атмосферы поможет подростку в эти сложные моменты.

8. Поддерживайте подростка в его начинаниях, пусть даже они носят временный характер. Поощряйте интересы ребенка. Постарайтесь увидеть в его самых странных увлечениях позитивное начало.

9. Укрепляйте самооценку ребенка. Обучайте его анализировать свои неудачи. Это поможет подростку в дальнейшем избегать повторных ошибок. Тем самым вы поддержите его интерес к увлечению.

10. Прививайте подростку стремление разобраться в сути явлений действительности, понимать причинно-следственные связи. Это поможет ему видеть и осмысливать закономерности, а также применять свои знания в жизни.

Как показывают данные проведенного исследования, большинство пятиклассников успешно проходят адаптацию при переходе из начальной школы в основную школу. Однако, около 15 % от общего числа учащихся 5-х классов под влиянием ряда причин оказываются дезадаптированы.

Причиной дезадаптации младших подростков-пятиклассников в процессе социализации могут быть нарушенные взаимоотношения с одноклассниками, а также отсутствие мотивации к обучению в школе.

Предотвращению и профилактике дезадаптации младших подростков к условиям обучения в основной школе может способствовать реализация специальных программ организации совместной деятельности социального педагога, педагогов-предметников и родителей в течение полугода после перехода из начальной школы в основную школу. Кроме того, необходимо обеспечить подготовку учащихся 4-х классов к предстоящим трудностям дальнейшего обучения.

Такая программа может включать в себя блоки посвящения, организацию различных видов деятельности детей и родителей, индивидуальную работу с ними, позволяет обеспечивать плавный переход из начальной школы в основную школу. При этом работа социального педагога должна вестись в комплексе с работой таких специалистов, как педагог-психолог, заместитель директора по начальной школе. Только при выполнении этих условий деятельность социального педагога будет успешной и приведет к положительному результату.

 


Заключение

Социально-экономическое развитие вызывает необходимость адаптации как отдельной личности, организации, так и общества в целом. Действительно, на рынке труда успешно конкурировать может тот, кто не просто имеет хорошую профессиональную подготовку и самостоятельно решает возникающие вопросы, но обладает адаптированностью как осознанной способностью активно взаимодействовать с постоянно меняющейся внешней средой.

Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования: сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учета интенсивности, конструктивности, длительности, «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей. Учебная адаптация сопровождается психофизиологической, социальной, которые зачастую проходят в условиях неблагоприятной экологической обстановки. Наблюдается усложнение адаптационных процессов, что оказывает огромное влияние на степень напряжения функциональных систем адаптации школьников. Неадаптированность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности.

Возрастной период 10 – 11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей.

Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется своеобразным мотивационным кризисом, вызванным сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции школьника.

Социальный педагог изучает и степень, и особенности приспособления школьников к изменившимся социально-педагогическим условиям обучения. Хроническая неуспеваемость ученика может быть как следствием нарушений собственно познавательной сферы, так и результатом высокой личностной или школьной тревожности; появление неуверенности в себе, тревожности может быть порождено страхом наказания родителей за оценки или неудовлетворяющим ученика положением в коллективе класса.

Основными условиями успешной социальной адаптации подростков в школе являются: организация положительного эмоционального общения в классе, осуществление индивидуального подхода, создание развивающей среды, отвечающей потребностям подростка, насыщение образовательного процесса различными видами деятельности, моделирующими способы поведения подростка в различных ситуациях.

Таким образом, программа помощи ребенку при его вхождении в основную школу может быть реализована только в совместной работе социальных педагогов, педагогов-предметников школы и родителей.


Список литературы

1. Абрамов Г.С. Возрастная психология. – М., 2001.

2. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск, 1986.

3. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. – Вып. 3. – М., 1970.

4. Антропова М.В., Кольцова М.М. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам. – М., 1983.

5. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. – М.,1984.

6. Аритюнян М., Земнов М. Легко ли быть родителями – М.,1991.

7. Аркин А.А. Родителям о воспитании. – М., 1994.

8. Архангельский Л.М. Социально-эстетические проблемы теории личности. – М.,1974.

9. Баркан А.И. Его величество ребенок: Какой он есть. Тайны и загадки. – М.: Столетие, 1996.

10. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1991.

11. Блонский П.П. Трудные школьники. – М., 1930.

12. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М., 1995.

13. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: Аргус,1997.

14. Брилинг Е.Е. Подросток: бить или любить? Уроки любви и терпения для родителей. – М.: Дрофа-Плюс, 2005.

15. Бурменская Г.В., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М, 1995.

16. Валиева С.Ф. Влияние семейной структуры на эффективность процесса социализации детей // Будущее России и новейшие социологические подходы. Часть 2. – М., 1994.

17. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1994.

18. Василькова Ю.К. Лекции по социальной педагогике. – М.,1997.

19. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999.

20. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. – М.,1983.

21. Волкова Е. Трудные дети или трудные родители? – М.: Профиздат,1992.

22. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

23. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 4-х тт. – М., 1983. – Т. 4.

24. Гаврилычева Г. Ф. В начале было детство. – М., 1993.

25. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб., 1994

26. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

27. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. – Ставрополь, 1993.

28. Дереклаеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2002.

29. Ерасов Б.С. Типы социализации личности // Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1998.

30. Ингемкамп К. Педагогическая диагностика. – М.: Педагогика, 1991.

31. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М.: Просвещение,1992.

32. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: 1991.

33. Климова-Фюгнерова М. Воспитание ребенка // Климова-Фюгнерова М. Наш ребенок. – М., 1993.

34. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М.,1981.

35. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у детей. – М.,1980.

36. Коломинский Я.М. Человек среди людей. – М.,1973.

37. Кон И.С. Социология личности. – М.,1967.

38. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.,1988.

39. Кон И.С. Дружба. – М.,1980.

40. Корель Л.В. Классификация адаптаций. Словарь основных понятий. – Новосибирск, 1996.

41. Корчак Я. Как любить детей. – М.,1968.

42. Кравченко А.И. Введение в социологию. – М.: Просвещение, 2001.

43. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития,1996.

44. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. – Л.,1967.

45. Кузнецова Л.В. Как избежать беды // Воспитание школьников. – 1993. – № 6. – С. 19 – 23.

46. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2002.

47. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. – М., 1983.

48. Леви В.Л. Я и мы. – М.,1973.

49. Леонтьева А.А. Педагогическое общение. – М.,1979.

50. Липьян Л.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. – Минск,1988.

51. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. – М., 1991

52. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. – М.: Издательский центр «Академия»,2002.

53. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2005.

54. Марков В.С. Проблемы социализации молодого поколения. – М.,1978.

55. Мацковский М.С. Как воздействовать на ребенка // Форум общественности «Дети, семья, общество: проблемы духовности». – М., 2002.

56. Михайлова Н.В. Школьная дезадаптация. Неврозы // Школа здоровья. –2002. –№ 4. – С. 56 – 63.

57. Морозова О. В. Педагогика семьи. – Омск, 2000.

58. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М.: Институт практической психологии,1997.

59. Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2003.

60. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1999.

61. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность. – СПб.: КАРО, 2000.

62. Ниренбер Дж, Калеро Г. Как читать человека словно книгу. – Баку,1992.

63. Никитин В.А. Начала социальной педагогики. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.

64. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

65. Никитина Л.Е. Технология социально-педагогической работы: Краткий анализ // Воспитание школьников. – 2000. – № 6. – С. 54.

66. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: Сфера,2001.

67. Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М., 1993.

68. Петрова О.О. Возрастная психология. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005.

69. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.

70. Психология подростка. / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.

71. Рабочая книга социального педагога / Под ред. Н.Ф. Масловой. – В 2-х частях. – Орел, 1994.

72. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.

73. Семейное воспитание. Краткий словарь-справочник / Под ред. И.В. Гребенникова, А.В. Ковинько. – М., 1990.

74. Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000.

75. Спицин Н.П. Хроника семейного общения. – М.: Знание, 1987.

76. Торре Дела. А. Ошибки родителей. – М., 1993.

77. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

78. Формирование личности в онтогенезе: Сборник психологических трудов под ред. Дубровиной. – М.,1991.

79. Харчев А.Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных проблемах воспитания личности. – М., 1990.

80. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

81. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001.

 


Приложения

 

Приложение 1

Социальный паспорт класса

Классный руководитель: Фамилия _____________________________ Имя _______________________ Отчество

Класс ____________ Количество учащихся _________ Кабинет _______________

Квалификация _________________________ Образовательный уровень

 

Фамилия Имя Отчество Дата рожд. Домашний адрес Родители Место работы          
                     
       
                     
       
                     
       
                     
       
                     
       
                     
       
                     
       

Условные обозначения:

Образовательный уровень родителей: А – высшее; Б – средне специальное; В – среднее.

Социальный статус родителей: А – интеллигенция; Б – рабочие; В – служащие; Г – частные предприниматели; Д – безработные.

Учащиеся «группы риска»: А – состоящие на учете в ПДН; Б – состоящие на учете в КДН; В – состоящие на ВШК; Г – употребляющие ПАВ.

Учащиеся, проживающие в неблагополучных семьях: А – ведущих аморальный, асоциальный образ жизни; Б – с нарушенными взаимоотношениями; В – допускающих безнадзорность детей; Г – с жестоким обращением с детьми.

Учащиеся, нуждающиеся в социальной защите: А – с низким материальным обеспечением; Б – попавшим в экстремальную ситуацию; В – семьи-опекуны; Г – многодетные семьи; Д – воспитывающие детей с ограниченными возможностями; Е – неполные семьи: 1) – мать; 2) – отец.

 


Приложение 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: