А) Лучше, чем в большинстве других классов (3).
Б) Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).
В) Хуже, чем в большинстве классов (1).
Обработка информации по итогам опроса для интерпретации результатов.
Подсчитывается общая сумма баллов за каждый ответ в целом по классу. Итоговый показатель по всем разделам может составлять от 5 (очень неблагоприятно) до 17 баллов (очень высокая оценка привлекательности); средние показатели – 10 – 12 баллов.
Благоприятный социально-психологический климат в коллективе способствует полному раскрытию возможностей каждого из его членов, формированию позитивного лидерства, соблюдению общепринятых норм взаимоотношений.
Неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе является причиной и результатом появления отрицательных лидеров, отвергнутых коллективом учеников. Такой микроклимат не способствует проявлению, развитию членов коллектива, соблюдению общепринятых норм взаимоотношений.
При средних показателях социально-психологического климата в коллективе возникают проблемы формирования позитивного лидерства; некоторая часть членов коллектива испытывает сложности в адаптации к коллективной жизнедеятельности. Нормы взаимоотношений в коллективе не всегда соотнесены с общепринятыми.
Приложение 5
Программа адаптации учащихся 5-х классов к предметному обучению.
Цели: 1) создание условий для осуществления преемственности;
2) соблюдение единства педагогических требований;
3) профилактика дезадаптации.
Цели и формы работы | Май | Сентябрь | Ноябрь | Январь | Май | |
Работа с учителями | Педсовет по преемственности между начальной школой и средним звеном. Участники: психолог, педагоги начальных классов, учителя-предметники, классные руководители будущих пятиклассников, администрация школы. Цели: знакомство с особенностями классного коллектива; с результатами психологической диагностики; соблюдение единства педагогических требований. | Круглый стол. Цель: знакомство классных руководителей 5-х классов и учителей-предметников с психолого-педагогическими картами. | Психолого-педагогический консилиум. Участники: педагоги начальных классов, классные руководители 5-х классов, учителя-предметники, социальный педагог, администрация. | Консультирование, собеседование с классными руководителями и учителями-предметниками по вопросу групповой и личностной коррекции учащихся 5-х классов. Особенности межличностных взаимоотношений внутри классного коллектива. | Педсовет. Цель: анализ результатов учебно-воспитательной деятельности. | |
Работа с учащимися | Психолого-педагогическая диагностика (первичная). Цель: 1) изучение уровня мотивации учащихся; 2) изучение уровня учебной направленности; 3) социометрический статус. Итоговые контрольные работы с учащимися 4-х классов. | Посещение уроков учителями начальных классов, администрацией, психологом. Цель: 1) наблюдение за учащимися в учебном процессе; 2) дифференцированный подход в обучении. Классные часы. Цель: требования к учащимся среднего звена. | Психолого-педагогическая диагностика (вторичная). Цель: 1) изучение уровня мотивации учащихся; 2) изучение уровня учебной направленности; 3) социометрический статус. | Психолого-педагогическая диагностика. Цель: выявление дезадаптивных учащихся. Индивидуальная и групповая коррекция дезадаптации. (Психолог, социальный педагог) | Итоговые контрольные работы с учащимися 5-х классов. | |
Работа с родителями | Родительские собрания (совместно с учащимися). Цели: 1) знакомство с педагогами среднего звена; 2) знакомство с требованиями к учащимся старшего и среднего звена. | Общешкольное родительское собрание родителей пятиклассников. Цель: координация действий семьи и школы в решении вопросов адаптации. | Анкетирование родителей. Цель: изучение степени вовлечения родителей в учебно-воспитательном процессе. | Работа с родителями дезадаптивных учащихся: консультирование; собеседование; коррекция. (Психолог, социальный педагог, классные руководители, администрация) | Родительские собрания. Цель: итоги учебного года, анализ учебных и воспитательных задач. |
|
|
Приложение 6
Программа занятий
ЗАНЯТИЕ 1
Часть 1
Тема: Введение. Представление об уверенном, неуверенном и грубом поведении.
Ведущий рассказывает школьникам о цели занятий, их особенностях.
Упражнение 1. Уверенные, неуверенные и грубые ответы.
Инструкция для участников: «Сейчас мы выполним упражнение, цель которого научиться различать, когда мы ведем себя уверенно, когда – неуверенно и когда – грубо. Вот эта кукла, – учитель надевает на руку, – будет рассказывать, что произошло, а тот, кто наденет на руку вторую куклу, должен будет показать, как ведет себя в этой ситуации, что говорит уверенный, неуверенный в себе и грубый человек».
|
Учитель от имени куклы предлагает определенную ситуацию. Вторую куклу надевает тот, кто должен дать ответ. После нескольких ситуаций, предложенных ведущим, можно обратиться к школьникам, чтобы они придумали собственные ситуации. Если желающих нет, предлагаются ситуации, заранее заготовленные ведущим. Важно, чтобы в упражнении участвовали все школьники, причем ведущий обращает внимание на то, чтобы школьники сами квалифицировали ответ как уверенный, неуверенный или грубый.
Примеры предлагаемых ситуаций:
поставили незаслуженную двойку;
хочешь посмотреть телевизор, а друзья зовут гулять;
не принимают в игру;
несколько человек играют, хочешь поиграть с ними, просишь, чтобы тебя приняли играть;
взрослые не разрешают тебе...
просишь у взрослых разрешить тебе...
просишь у сверстников помочь тебе выполнить поручение взрослого;
друг рассказывает тебе о чем-то, а тебе нужно идти;
отказываешь кому-нибудь в просьбе;
хочешь познакомиться со сверстником.
На каждую сценку должно уходить в среднем не более 3 – 4 мин.
В конце проводится краткое обсуждение и определяется, что значит уверенное, неуверенное, грубое поведение
Ведущий предлагает правила поведения на занятиях, особо подчеркивая, что эти правила в равной степени относятся и к нему, и к участникам:
Добровольность участия при четком определении своей позиции (не хочешь говорить или выполнять какое-нибудь задание - не делай этого, но сообщи об этом с помощью условного знака).
Не существует правильных или неправильных ответов. Правильный ответ - тот, который на самом деле выражает твое мнение.
Анонимность рассказываемых ситуаций, случаев из жизни и т.п. Нельзя превращать занятия в классный час по разбору поведения кого-либо.
Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто врать.
Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит.
Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнаем друг о друге на занятиях, что, как разные ребята ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.
После того как ведущий изложит правила и ответит на вопросы подростков, он должен развернуть плакат с этими правилами, укрепить их так, чтобы все видели, и сказать о том, что плакат этот на занятиях всегда будет у них перед глазами.
Ритуал принятия правил. Ведущий «торжественно обещает» следовать этим правилам и предлагает школьникам сделать то же самое. Придумывается какой-нибудь общий знак и восклицание, которые будут открывать и завершать каждое занятие, напоминая участникам об их обещании.
Домашнее задание: придумай свой «запрещающий знак», указывающий – «не хочу говорить», «не хочу участвовать».
Часть 2
Тема: Как наша уверенность и неуверенность зависят от других людей. Мы очень разные и этим интересны друг другу. Чувство собственного достоинства.
Ритуал начала занятия.
Ведущий говорит о том, как влияет на нашу уверенность и неуверенность отношение со стороны других людей, точнее, ставит это перед ребятами как проблему, которую предлагает понять через упражнение 2.
Упражнение 2. «Хвалить или ругать?»
Упражнение удобно выполнять, стоя в небольшом кругу. Если участников больше 10 и позволяют условия, хорошо организовать два круга. Участники перебрасываются легким мячом или воздушным шаром. Сначала ведущий просит каждого, кто поймает мяч, сказать, что значит «ругать», «критиковать». Каждый последующий должен повторить то, что было сказано до него, и предложить что-то свое. Затем участникам предлагают без слов, с помощью мимики и жестов выразить, что они испытывали бы, если бы все сказанное относилось к ним. Затем все по кругу называют свои переживания.
Вторая часть упражнения – перебрасываясь мячом, говорить слова похвалы, поощрения. Правила те же – каждый повторяет все, что было сказано до него, и предлагает свое. После чего позой и жестами, а затем словами выражаются и называются переживания, вызываемые похвалой.
В обсуждении подчеркивается влияние других людей на то, чувствуем ли мы себя уверенно или неуверенно. Указывается на то, как трудно принимать критику и похвалу.
Ставится проблема: что требуется, чтобы вести себя в этой ситуации достойно. Задача ведущего – вывести школьников на представление о чувстве собственного достоинства.
Упражнение 3. «Я не такой, как все, и все мы разные». Подросткам предлагается в течение 5 минут с помощью цветных карандашей нарисовать или описать, что такое «радость». Подчеркивается, что рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно. После выполнения задания (которое не подписывается) все рисунки и описания вкладываются в «волшебный ящик», в котором желательно иметь примерно такое же количество рисунков и описаний. Все перемешивается, вытаскивается большая пачка, которую школьники рассматривают, передавая листки друг другу. Ведущий просит ребят обратить внимание на различия в понимании и представлении понятия «радость». Проводится небольшое обсуждение и делается вывод о том, как по-разному люди понимают одни и те же вещи.
Листки вновь складываются в «волшебный ящик», перемешиваются, вытаскиваются и каждому предлагается найти свой листок. Проводится обсуждение, легко или трудно было это сделать, анализируется, почему. Делается вывод о том, что каждый человек – особенный, неповторимый. Поэтому каждый человек незаменим, и это важное основание для того, чтобы он ощущал свою ценность.
Обсуждение:
Что еще важно для того, чтобы иметь чувство собственного достоинства.
Домашнее задание: Упражнение 4. «Мой портрет в лучах солнца».
Ведущий просит ответить на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» — следующим образом: нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой портрет. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей.
Ритуал прощания.
ЗАНЯТИЕ 2
Часть 1
Ритуал начала занятия.
Ведущий просит вспомнить рисунки и описания «радости». Можно ли было говорить о том, что у кого-то радость изображена более правильно, а у кого-то менее - эта проблема обсуждается. Делается вывод о том, чем мы похожи и в чем различны, что дает нам возможность и что мешает понимать друг друга.
Обсуждение:
Что такое – уважение к чувствам другого человека?
Почему нельзя убедить человека, что он не должен испытывать тех чувств, которые он в действительности испытывает?
Обсуждение домашнего задания. Желающие зачитывают список своих достоинств, показывают нарисованное ими солнце. Если в группе уже установилась достаточно откровенная и вместе с тем безопасная атмосфера, ведущий может предложить тому, кто читает свое самоописание, обратиться к другим участникам за «обратной связью». Учащихся знакомят с «Положением об обратной связи». Это Положение представлено на отдельном плакате, который вывешивается всякий раз, когда речь идет об обратных связях.