Таблица 5 Уровень мотивации к обучению
Класс | 5 (А) - контрольная группа | 5(Б) – экспериментальная группа | ||
До | После | До | После | |
1 уровень | 3 (11,5 %) | 2 (7,7 %) | 2 (7,7 %) | 9 (34,6 %) |
2 уровень | 13 (49,9 %) | 10 (38,5 %) | 10 (38,5 %) | 13 (49,9 %) |
3 уровень | 4 (15,4 %) | 4 (15,4 %) | 4 (15,4 %) | 4 (15,4 %) |
4 уровень | 3 (11,5 %) | 6 (23 %) | 6 (23 %) | - |
5 уровень | 3 (11,5 %) | 4 (15,4 %) | 4 (15,4 %) | - |
Графически полученные результаты представлены на рис. 6 и 7 на с. 54.
Рис. 6. Уровень мотивации к обучению у учащихся контрольной группы 5 «А» класса
Рис. 7. Уровень мотивации к обучению у учащихся экспериментальной группы 5 «Б» класса
По представленным результатам, можно определить, что уровень мотивации к обучению в экспериментальной группе 5 «Б» класса изменился в сторону повышения. Положительным стало то, что неуспевающих учащихся появился стимул и желание к обучению в школе. Из бесед с учащимися было выявлено, что у них появился интерес к отдельным учебным предметам. Этого они смогли достичь благодаря отдельным занятиям профилактической программы.
С помощью методики «Социально-психологический климат класса» было повторно определены межличностные отношения коллектива класса. Результаты в контрольной группе учащихся 5 «А» класса остались неизменными. Результаты диагностики экспериментальной группы 5 «Б» класса представлены в таблице 7.
Таблица 7 Социально-психологический климат 5 «Б» класса после проведения экспериментальной работы
Параметры | До | После |
Чувствую себя членом класса, частью коллектива | 17 (65,4 %) | 19 (73,1 %) |
Участвую в большинстве видов деятельности | 12 (46,1 %) | 12 (46,1 %) |
Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других | 5 (19,2 %) | 5 (19,2 %) |
Не чувствую, что являюсь членом коллектива | 8 (30,8) | 2 (7,7 %) |
Занимаюсь отдельно от других членов | 5 (19,2 %) | 1 (3,8 %) |
Из представленных данных можно определить, что в экспериментальной группе 5 «Б» класса произошли положительные изменения. Учащиеся стали более дружными, что говорит о повышении уровня межличностных отношений в данном классе. Учащиеся 5 «А» класса не считают, что их межличностные отношения между членами класса изменились. Данным учащимся за период проведения эксперимента не предлагалось участие в каких-либо соревнованиях как школьных, так и городских. В связи с этим у учащихся не было дополнительного стимула изменить свои взаимоотношения в классе.
|
При анализе уровня адаптации по всем аспектам были получены следующие результаты (см. таблицу 8).
Таблица 8 Уровень адаптации учащихся 5-х классов
Класс | 5 (А) | 5(Б) | ||
До | После | До | После | |
Высокий | 5 (19,2 %) | 5 (19,2 %) | 2 (7,7 %) | 4 (15,4 %) |
Средний | 13 (49,9 %) | 13 (49,9 %) | 13 (49,9 %) | 18 (79,2 %) |
Низкий | 8 (30,8 %) | 8 (30,8 %) | 11 (42,3 %) | 4 (15,4 %) |
Графически полученные результаты представлены на рис. 8 и 9 (см. с. 57).
Рис. 8. Уровень адаптации учащихся в 5 «А» классе
Рис. 9. Уровень адаптации учащихся в 5 «Б» классе
Из представленных данных видно, что в 5 «Б» классе наблюдается повышение общего уровня адаптации. У учащихся 5 «А» класса уровень адаптации к обучению в школе остался на прежнем уровне.
Наблюдение и беседа, по-прежнему, использовались как вспомогательные методики для уточнения, подтверждения или опровержения данных, полученных в результате диагностики.
Таким образом, из представленных данных, по результатам методики «Диагностика уровня мотивации к обучению» и методики «социально-психологический климат класса» можно увидеть положительные изменения в 5 «Б» классе, которые произошли после реализации программы социально-педагогической профилактики дезадаптации. Необходимо отметить, что почти у 30 % учащихся произошли позитивные изменения во взаимоотношениях с коллективом одноклассников. Повышение мотивации почти у 50 % учащихся доказывает изменение протекания процесса адаптации в положительную сторону. Отсюда следует, что разработанная программа имеет положительное значение в протекании процесса адаптации к обучению в школе у учащихся.
|