Тенденции развития товарооборота региона (г. Мурманск)




 

Город Мурманск расположен среди сопок на берегу незамерзающего Кольского залива в 50 километрах от выхода в Баренцево море. Протяженность города вдоль береговой линии превышает 10 км. Расстояние от Мурманска до Москвы составляет 1967 км, до Санкт-Петербурга - 1448 км.

По состоянию на 1 октября 2007 года на территории города зарегистрировано 15182 субъектов хозяйственной деятельности, учтенных в Едином государственном реестре предприятий и организаций (ЕГРПО), что на 9% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из них 5% - организации муниципальной и государственной формы собственности, 83% - частной собственности. Распределение организаций по видам деятельности представлено на рис.1.3.1

Как видно из рис.1.3.1., из общего числа зарегистрированных организаций 12% заняты в обрабатывающих производствах, 42% в сфере оптовой и розничной торговли, 11% - рынок недвижимости и риэлтерских услуг, 8% - сфера социальных и жилищно-коммунальных услуг.

Число действующих крупных и средних организаций составляет 234 единицы, 160 из них (половина предприятий области) в первом полугодии работали с прибылью.

Количество индивидуальных предпринимателей за 9 месяцев 2007 года увеличилось на 3,5% по сравнению с прошлым годом, их численность составила - 7770 единиц, 45% от областного значения.

 

 
 

Рис.1.3.1 Распределение организаций г. Мурманска по видам деятельности.

 

Источник: собственная разработка.

В городе сохраняется многолетняя тенденция снижения численности населения, но в 2006 году наметилась некоторая позитивная динамика, связанная с увеличением числа зарегистрированных браков и сокращением миграционной убыли.

В 2006 г. численность населения Мурманска составила 320,9 тыс. чел., в том числе работающих - более 120 тыс. чел, в 2007 г. - 322,4 тыс. чел. Уровень безработицы составляет 1,5% к трудоспособному населению.

Экстремальность воздействия климатических условий Крайнего Севера на человека предъявляет особые требования к формированию соответствующей социально-экономической среды, которая сводила бы к минимуму факторы риска проживания. При этом важнейшим требованием, предъявляемым к такой среде, является ее способность обеспечить минимальный уровень потребления продуктов питания и жизненно необходимых товаров всего населения региона. Функцию распределения и снабжения населения жизненно необходимой продукцией выполняет экономическая система потребительского рынка Мурманской области. Необходимо иметь в виду, что, поскольку торговля сферы потребительского рынка обслуживает домашние хозяйства, то данная отрасль является социально заостренной. Любые сколько-нибудь значимые перебои в товарном предложении вызывают стремительную отрицательную реакцию со стороны покупателей. Вместе с тем политические, экономические и социальные изменения немедленно сказываются на деятельности потребительского рынка [52].

Розничная торговля г. Мурманска обладает достаточными положительными характеристиками:

предпочтение сферы торговли финансово-банковским сектором, т.к здесь быстрее всего обращаются "живые" деньги;

возвращение истинной роли платежеспособного спроса в обороте товарно-материальных ценностей;

легальная возможность приобретения частными предприятиями и физическими лицами любого товара, в том числе относящегося к средствам производства. В результате снимаются искусственные "перегородки", разделяющие оборот продукции производственного назначения и потребительских товаров;

торговля стала активным проводником различной зарубежной продукции, тем самым поставив предприятия-изготовители товаров аналогичного назначения перед необходимостью добиваться конкурентоспособности своей продукции;

развивается конкуренция и в самой отрасли, в первую очередь за счет дробления прежних крупных государственных организаций, а также за счет образования большого количества новых торговых частных предприятий;

потребительский рынок обеспечивает занятость и доходы значительной части населения региона.

Особенности экономико-географического положения региона:

уровень производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия в условиях Севера значительно ограничен природно-климатическими и экономическими факторами;

значимость потребительского рынка Мурманской области в выполнении основной функции товародвижения возрастает в связи с тем, что физиологические нормы потребления продуктов питания повышены для населения районов с экстремальными условиями проживания.

В то же время предпринимательская деятельность связана с высокими рисками, заключающимися в повышенных издержках ведения хозяйственной деятельности, ограниченной возможностью маневрирования поставками, низким платежеспособным спросом населения.

Для Мурманской области, как региона Крайнего Севера с производственной специализацией, основанной на добыче и первичной переработке природных ресурсов, межрегиональные отношения являются обязательным условием стабильного развития. По данным Госкомстата РФ под влиянием действия рыночных сил возросла степень зависимости региона от внешних связей.

В частности, с учетом природно-географических условий особое значение для области имеет зависимость от поставок продовольствия. В целом к настоящему времени область имеет стабильное обеспечение, а потребительский рынок высокую насыщенность продовольственными товарами. Доминирующее положение в поставках продовольствия в область занимают регионы Северо-Запада России. Доля импортного продовольствия постоянно снижается, и в настоящее время удельный вес импортной продукции остается значительным только по мясопродуктам, растительным жирам, фруктам. [52].

В экономике города доля занятых в сфере торговли составляет 10%, или более 12 тысяч работающих. Доля городского оборота розничной торговли в областном обороте стабильно составляет более 55%. На одного жителя Мурманска товаров приходится в 1,5 раза больше, чем в среднем по области.

В текущем году значительно увеличился объем потребления товаров и услуг, превысив по оценочным данным 50 млрд. руб., в т. ч. оборот розничной торговли составил более 31 млрд. руб., что на 10,6% выше, чем в 2005 году. Оборот платных услуг увеличился на 8% до 17,7 млрд. руб. Оборот общественного питания в 2006 году увеличился на 6,5% и составил 1,7 млрд. рублей.

На протяжении последних трех лет ежегодные темпы прироста в торговле составляют 6-8%, инвестиционная активность предпринимателей в данную сферу деятельности высока, а рост объемов услуг ограничивается лишь платежеспособностью населения. В текущем году введены в действие: в Октябрьском округе - 48 объектов торговли, 8 общественного питания, 9 бытового обслуживания, в Ленинском - соответственно 56, 4, 7, в Первомайском - 16 торговых, 2 общественного питания, 2 бытового обслуживания.

Наряду с административными функциями город занимает ведущие позиции в экономике региона, оставаясь его финансовым и деловым центром. В городе сосредоточена основная часть субъектов бизнес-инфраструктуры. Среди них институты содействия развития предпринимательства, к которым относятся: Некоммерческая организация "Государственный фонд развития малого предпринимательства Мурманской области" (ФОРМАП), НП "Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Мурманской области", Информационно-консультационный центр для начинающих предпринимателей Северной торгово-промышленной палаты, "Мурманское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса", Общественная организация "Кольский центр развития предпринимательства", Социально-деловое агентство "Женщины Севера" и др.

По данным Мурманскстата в 2006 г. средняя заработная плата составила 15,4 тыс. руб., ее реальный рост составил 7,7% к уровню 2005 г. По прогнозам экспертов за счет развития высокодоходных видов деятельности (цветная металлургия, рыбная промышленность, электроэнергетика) в ближайшие годы ожидается дальнейший рост реальных доходов населения.

По данным Мурманскстата в январе-июне 2007 г. динамично развивался потребительский рынок товаров и услуг. Темпы роста в сопоставимых ценах за первое полугодие составили: оборот розничной торговли - 108,5 процента, оборот общественного питания - 104,5 процента, объем платных услуг населению - 107,4 процента.

Оборот розничной торговли за 9 месяцев 2007 г. составил около 31 млрд. руб., на 9,6% выше, чем за 9 месяцев 2006 года. Оборот платных услуг увеличился на 5,8% до 17,3 млрд. руб. Оборот общественного питания за 9 месяцев 2007 года увеличился на 6,5% и составил 1,8 млрд. рублей. Объем бытовых услуг населению возрос на 13,5% до 2,7 млрд. руб. и составил 76% в общеобластном объеме.

Необходимым условием устойчивого экономического роста является активизация инвестиционной деятельности. Ситуация в инвестиционной деятельности города складывалась с переменным успехом, но с 2003 года наметилась тенденция к ее стабилизации. В 2005 году объем инвестиций в основной капитал по сравнению с 2004 годом возрос на 29%. Основной инвестиционный поток направлялся на строительство моста через Кольский залив и приобретение транспортных судов.

Удельный вес города Мурманска в объеме инвестиций Мурманской области в 2006 году составил 39%. За январь - сентябрь 2007 года объем инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций увеличился на 25,5%. Удельный вес в объеме области - 45,9%.

Основные направления инвестирования - модернизация и расширение существующих мощностей в сфере транспорта, связи, рыбной промышленности и потребительского рынка.

Ситуация на рынке труда остается стабильной. В числе официально зарегистрированных безработных женщины составляют 49,6%, инвалиды - 38% и молодежь 16-29 лет - 28%. По всем категориям, как и в целом по безработным, наблюдается снижение, за исключением инвалидов, число которых незначительно увеличилось (100,5%). К положительным результатам развития рынка труда относятся снижение доли безработных, получающих пособие по безработице в минимальном размере с 70,8% до 63,5% и сокращение числа вакансий с оплатой труда ниже прожиточного минимума (74%). Удельный вес таких вакансий в общем числе заявленных снизился с 32,6% за 9 месяцев 2006 года до 26,8% в текущем периоде.

В результате проведенной социальной работы в соответствии с постановлением администрации города Мурманска от 21.03.2007 № 343 "О дополнительных гарантиях занятости молодежи города Мурманска в 2007 году" за 9 месяцев 2007 года было трудоустроено 12 подростков (133% к уровню прошлого года). Средняя заработная плата трудоустроенной молодежи составила 2974 руб. (103,5% к 2006 году), что в 2 раза меньше по сравнению с величиной прожиточного минимума для детского населения.

Средняя заработная плата за 9 мес. 2007 г. составляет 17 454 рубля.

Распределение работающего населения по отраслям представлено в табл.1.3.1

 

Таблица 1.3.1 Распределение численности работающих г. Мурманска по отраслям экономики

Отрасль Количество занятых, %
Государственное управление, социальное обеспечение и обеспечение военной безопасности 12,3
Образование 12,0
Здравоохранение и социальные услуги 11,0
Пищевая промышленность 24,0
Торговля и услуги 13,
Рыболовство и рыбоводство 5,2
Обрабатывающие производства 5,9
Прочие отрасли 16,6
ВСЕГО 100,0

 

Источник: Данные МурманскСтата.

Всего на крупных и средних предприятиях города трудится более 115,3 тыс. человек, из них более 24% в сфере транспорта и связи, в т. ч.27,8% на сухопутном транспорте, 18,5 на морском, 18,7 в сфере связи, 35% заняты вспомогательной и обслуживающей транспортной деятельностью, 12,3% заняты государственным управлением, соцобеспечением и обеспечением военной безопасности, 12% в образовании, 11 в сфере здравоохранения и социальных услуг, 13% в сфере торговли и услуг, 5,2% в сфере рыболовства, рыбоводства, 5,9% в обрабатывающих производствах, в т. ч. на судоремонтных предприятиях 39%, в пищевой промышленность 24%.

За анализируемый период за счет строительства новых торговых организаций и реконструкции существующих введено 6,03 тыс. кв м торговых площадей - более половины областного объема. Из них 95,5% за счет введённых в действие после реконструкции.

Анализ розничного товарооборота, проведенный информационным агентством "INFOLine" выявил сохранение тенденции снижения доли продовольственных товаров в обороте розничной торговли, которая составляла на конец I квартала 2007 года 45,8%. По прогнозам специалистов эта тенденция будет сохраняться вплоть до 2010 года, несмотря на значительно более низкий уровень потребления продовольственных товаров по сравнению с зарубежными странами. По мнению аналитиков, подобное положение обусловлено снижением уровня инфляции по группе непродовольственных товаров ввиду высокой доли импорта и продолжения укрепления рубля, а также развитием потребительского кредитования. Важно отметить, что удельный вес товаров, приобретенных в кредит в 1 квартале 2007 года, вырос до 14%. [52].

Анализируя изложенное выше, можно выделить следующие тенденции в развитии розничного товарооборота г. Мурманска:

на протяжении последних трех лет ежегодные темпы прироста в торговле составляют 6-8%;

отмечается высокая инвестиционная активность предпринимателей в сферу розничной торговли;

объем товарооборота и услуг ограничивается лишь платежеспособностью населения;

наблюдается снижение доли продовольственных товаров в обороте розничной торговли;

потребительский рынок г. Мурманска характеризуется высокой насыщенностью продовольственными товарами, что обуславливает усиление конкуренции между организациями розничной торговли;

доля импортного продовольствия постоянно снижается, в настоящее время удельный вес импортной продукции остается значительным только по мясопродуктам, растительным жирам, фруктам;

в ближайшие годы ожидается дальнейший рост реальных доходов населения, что, в свою очередь, вызовет рост покупательных фондов населения.

Кроме этого, в последние годы в г. Мурманске отмечается рост числа крупных магазинов розничной торговли (гипер- и суперМаркеты).

В заключение вопроса можно сделать следующие выводы:

региональные особенности Мурманской области предъявляют повышенные требования к потребительскому рынку в части выполнения основной функции - снабжения населения продукцией широкого потребления;

специфические условия Севера создают повышенную рисковую составляющую предпринимательской деятельности сферы потребительского рынка;

город Мурманск можно охарактеризовать как динамично развивающийся регион с возрастающим розничным товарооборотом,

деятельность организаций розничной торговли является востребованной и этот спрос продолжает расти.


2. Анализ розничного товарооборота ооо "маркет" (магазин "восход")

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО "Маркет" (магазин "Восход")

 

ООО "Маркет" - общество с ограниченной ответственностью, действующее на основании устава. Возглавляет общество и является его учредителем общества является директор. Общество образовано 24 ноября 2005 года решением единственного участника. ООО "Маркет" является вновь образованным обществом, является юридическим лицом и строит деятельность на основании устава и законодательства Российской Федерации. Общество учреждено одним лицом в соответствии с положением федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью". Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации. Уставный фонд ООО "Маркет" составляет 100 000 руб. РФ.

Целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли, удовлетворение социально-экономических интересов участников и членов трудового коллектива Общества.

Общество вправе осуществлять следующие виды деятельности:

1. Розничная торговля пивом, алкогольными и другими напитками;

2. Прочая торгово-закупочная деятельность, а именно:

производство готовых к употреблению пищевых продуктов и заготовок для их приготовления;

розничная и оптовая торговля через агентов;

поставка продукции общественного питания;

деятельность ресторанов, кафе, баров и прочих организаций общественного питания;

3. Транспортная обработка грузов, их хранение и складирование;

4. Сдача в наем собственного и арендованного нежилого имущества;

5. Осуществление других видов деятельности, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Предмет деятельности Общества может быть расширен или изменен по решению высшего органа Общества и в соответствии с действующим законодательством.

Имущество организации составляют основные фонды, оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе.

Общество может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном или третейском суде

Общество имеет расчетный, валютный в учреждениях банков, простую круглую печать со своим наименованием и другие печати, штампы, товарный знак и иные реквизиты со своим наименованием.

Общество имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом на праве собственности в соответствии с его назначением и целями Общества.

Имущество Общества учитывается на его балансе. Имущество Общества является собственностью Общества. Участники не пользуются какими-либо обособленными правами на объекты, входящие в состав имущества Общества, в том числе на объекты, переданные ими в качестве вкладов в уставный фонд.

Общество несет ответственность по своим обязательствам любым принадлежащим ему имуществом, на которое согласно законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.

Источниками формирования имущества организации являются доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности.

Деятельность, подлежащая лицензированию, осуществляется только после получения соответствующей лицензии. Так, данной организацией получены лицензии на осуществление следующих работ и услуг:

розничная торговля алкогольными напитками и табачными изделиями;

розничная торговля (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий).

В магазине работают производственные цеха по производству мясных, рыбных полуфабрикатов, салатов и хлебобулочных изделий. Цеха работают на основании действующих технических условий по производству различной продукции.

Учредитель вправе 1 раз в год принимать решение о распределении чистой прибыли.

Руководство текущей деятельностью Общества и исполнение решений осуществляется единоличным исполнительным органом общества - Директором, который назначается на 5 лет.

Финансовый год Общества совпадает с календарным годом.

В организации трудится персонал различной квалификации. Распределение численности работников по квалификационному составу представлено в табл.2.1.1

Таким образом, в данной торговой организации 19,1% работников имеют высшее образование (25 чел), 5,3% - незаконченное высшее образование (7 чел), 63,4% - среднее профессиональное образование (83 чел), среднее образование - 8,4% (11 чел), базовое образование - 3,8% (5 чел).

Большая часть сотрудников ООО "Маркет" имеет значительный опыт работы в сфере розничной торговли.


Таблица 2.1.1 Анализ численности работников ООО "Маркет" по квалификационному составу

Образование 9 месяцев 2006 9 месяцев 2007 Отклонение Изменение в % к предыдущему периоду
Высшее, чел.       250,0
Незаконченное высшее, чел.       175,0
Среднее профессиональное, чел.       202,4
Среднее, чел.       137,5
Базовое, чел.       125,0
Итого:       195,5

 

Источник: собственная разработка на основании данных ООО "Маркет".

Организационная структура управления магазина "Восход" ООО "Маркет" представлена в Приложении А. Как видно из Приложения А, в магазине существует утвержденная схема подчиненности. Данную оргструктуру можно охарактеризовать как линейно-функциональную. Возглавляет магазин директор, которому подчиняется заместитель директора, товаровед, производственные цеха охрана магазина старший кассир.

Заместителю директора подчиняются заведующие отделами, старший оператор, администратор торгового зала, контролер эстакады, административно-хозяйственная служба, контролер кассового узла.

Магазин состоит из следующих отделов: гастрономический, бакалейный, винно-водочный, МРО (мясо, рыба, овощи), отдела сопутствующих товаров, а также производственных цехов.

Такая организационная структура управления позволяет рационально распределить функции управления между руководителями, обеспечивает минимальность звеньев структуры управления, что в свою очередь позволяет ускорить принятие и исполнение принимаемых управленческих решений отделами и производственными цехами магазина..

Витрины производственных цехов расположены в конце магазина. Сами цеха отделены от покупателей стеклами. Заработная плата работникам производственных цехов начисляется в зависимости от товарооборота по продукции собственного производства, что позволяет повысить заинтересованность работников в результатах труда. Форма оплаты труда работников - повременно-премиальная. В зависимости от величины отработанного времени работнику начисляется оклад, а величина премии зависит от выполнения плана.

Основные показатели деятельности магазина "Восход" представлены в табл.2.1.2 Более подробно показатели деятельности рассматриваемой организации будут рассмотрены далее.

 

Таблица 2.1.2 Основные показатели деятельности магазина "Восход"

Показатель За 9 мес. 2006 г. за 9 мес. 2007 г. Отклонение (+,-) В % к прошлому периоду
Товарооборот в действующих ценах 82363,48 197944,02 115 580,54 240,3
В сопоставимых ценах 82363,48 181600,02 99 236,54 220,4
Себестоимость проданных товаров и услуг     93 802 242,9
Валовой доход     5 494 207,1
Уровень валового дохода 4,27 2,06 -2,21 48,3
Затраты на реализацию     1 388 129,5
Уровень затрат на реализацию 5,71 3,08 -2,64 53,9
Прибыль от реализации       116,1
Уровень прибыли от реализации 4,27 2,06 -2,21 180,3
Прочие расходы       223,3
Налоги и отчисления 11665,48 28643,02 16 977,54 245,5
Уровень налогов и отчислений 16,49 16,84 0,35 102,1
Чистая прибыль       108,4
Рентабельность 5,61 2,50 -3,11 44,63
Торговая площадь, м²       216,7
Товарооборот на 1 м2 торговой площади 235,86 261,62 25,76 110,9
Среднесписочная численность, чел.       195,5
Средняя выработка на одного работника, тыс. руб. 1056,1 1298,13 242,03 122,9
Фонд заработной платы     1 337 147,5
Уровень фонда заработной платы 3,42 2,10 -1,32 61,4

 

Источник: собственная разработка.

Проведенный анализ основных показателей хозяйственной деятельности показал, что товарооборот организации за 9 месяцев 2007 г. составил в действующих ценах 197944 тыс. руб. РФ, что на 115580 тыс. руб. РФ больше, чем за аналогичный период 2006 г., что составляет 240,3%. В сопоставимых ценах товарооборот за 9 месяцев 2007 года составил 181600 тыс. руб. РФ, что на 99237 тыс. руб. РФ больше, чем за аналогичный период прошлого года,

Себестоимость проданных товаров за 9 месяцев 2007 года составила 159431 тыс. руб. РФ, что на 93802 тыс. руб. РФ больше, чем за аналогичный период прошлого года (65629 тыс. руб. РФ). Соответственно темп роста себестоимости проданных товаров за 9 месяцев 2007 года составила 242,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Индекс цен составил 1,09.

Себестоимость проданных товаров и услуг увеличилась с 65629 до 159431 тыс. руб. РФ, темп роста по отношению к аналогичному периоду составил 242,9%.

Валовой доход увеличился с 5130 до 10624 тыс. руб. РФ, темп роста составил 207,1%.

Существенно выросли затраты на реализацию (с 4707 до 6095 тыс. руб. РФ за 9 мес. 2006 г. и 9 мес. 2007 г. соответственно). Соответственно уровень затрат на реализацию снизился на 2,64% с 5,71% за 9 мес. 2006 г. до 3,08% за 9 мес. 2007 г.

Отмечается рост среди анализируемых показателей за 9 мес. 2007 г. по прибыли от реализации - 116,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Также за счет увеличения объема товарооборота увеличился рост налоговых отчислений, хотя уровень налоговых отчислений изменился на 2,1%.

Величина чистой прибыли увеличилась - с 3682 тыс. руб. РФ до 3992 тыс. руб. РФ. Темп роста составил 108,4%. Уровень рентабельности снизился на 3,1%.

Следует также отметить увеличение торговых площадей в магазине "Восход" с 300 до 650 кв. м., что в процентном отношении составляет 216,7% и связано с завершением ремонта.

Рост товарооборота привел к увеличению товарооборота, приходящегося на 1 кв. м. торговой площади: за 9 месяцев 2007 г. Этот показатель составил 261,6 тыс. руб. РФ, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (235,9 тыс. руб. РФ) на 110,9%.

Следует также отметить рост среднесписочной численности. За 9 месяцев 2007 г. этот показатель вырос на 64 чел. и составил 131 чел., что составляет 195,5% к уровню прошлого года.

Рост товарооборота на 1 кв. м. торговой площади также увеличился. Темп роста составил 122,9%, увеличившись при этом на 242,03 тыс. руб. РФ с 1056,1 тыс. руб. РФ за 9 мес. 2006 г. до 1298,13 тыс. руб. РФ за 9 мес. 2007 г.

За 9 мес. 2007 г. снизился уровень фонда заработной платы по отношению к объему товарооборота с 3,42% до 2,10%.

Таким образом, ООО "Маркет", имеющий в своем составе магазин "Восход" является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим деятельность в сфере розничной торговли. За анализируемый период наблюдается рост основных показателей деятельности организации, поэтому можно сказать, что магазин "Восход" является динамично развивающейся организацией розничной торговли.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: