Прогнозирование товарооборота как один из путей увеличения его объема




 

В предыдущей главе проведен анализ товарооборота организации, а также проанализировано влияние отдельных факторов на динамику товарооборота. Однако в условиях рыночной экономики эффективная деятельность организаций розничной торговли зависит от полноты и качества планирования и прогнозирования.

Для повышения обоснованности разрабатываемых прогнозов необходимо знать подходы, принципы, методы научного предвидения. Это помогает понять суть происходящих в обществе событий, принимать вероятностные решения в различных ситуациях.

Прогнозированием показателей работы организации розничной торговли практически не занимаются. Однако некоторые торговые организации предпринимают попытки разработки прогнозирования показателей работы на предстоящие 2-3 года. Целью разработки таких прогнозов, как правило, является определение размера ожидаемой прибыли на предстоящий период. Кроме того, проводимые расчеты позволяют выявить возможные источники финансирования развития материально-технической базы этих торговых организаций.

Прогноз представляет собой вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах возможного состояния анализируемого явления (объекта) в будущем [4, с.61].

Вышесказанным обусловлена необходимость организации и проведения на постоянной основе работ по прогнозированию деятельности в рассматриваемом магазине "Восход" (ООО "Маркет"). Прогнозирование деятельности при этом должно включать в себя разработку следующих видов прогноза:

прогноз реализации в целом по магазину и по товарным группам;

прогноз посещаемости: по времени, по дням;

прогноз среднего чека;

прогноз прибыли от торговой деятельности;

прогноз расходов на реализацию товаров;

прогнозный показатель товарооборота и прибыли на 1 кв. м площади

Рассмотрим процесс организации и проведения работ по прогнозированию деятельности ООО "Маркет" (с точки зрения увеличения товарооборота.

Исходными данными для прогнозирования товарооборота должны быть данные о продажах товаров за предыдущие периоды. Для целей прогнозирования эта информация должна использоваться как в целом по организации, так и в разрезе его подразделений, товарных групп и отдельных наименований товаров (товарных позиций).

В связи с этим организации необходимо создание и ведение базы данных о фактических показателях товарооборота с использованием систем управления базами данных на ЭВМ.

Прогнозирование товарооборота магазина "Восход" должно осуществляться с использованием передовых научных достижений и практических разработок в следующей последовательности:

1. Проведение глубокого экономического анализа товарооборота по торговой деятельности за ряд предыдущих периодов (месяцев, кварталов, лет) в увязке с конечными финансовыми результатами организаций;

2. Оценка тенденций развития товарооборота в целом и по отдельным товарным группам (товарам);

3. Расчет и изучение динамики товарооборота в целом, в разрезе подразделений, товарных групп и отдельных наименований товаров за ряд лет, выявление причин изменения и прогнозирование этих показателей;

4. Количественная оценка влияния факторов на общий уровень товарооборота, а также прогнозная оценка факторного влияния на текущий товарооборот магазина "Восход". При этом значительное внимание должно уделяться не только внутренним, но и внешним факторам.

Аналитическая практика показывает, что методические подходы к прогнозированию и планированию деятельности торговых организаций, практически не различаются. [54, с.439].

Прогнозирование товарооборота магазина "Восход" должно включать в себя как субъективный (мнение специалистов), так и объективный (экономико-математические расчеты) элементы.

В деятельности по прогнозированию должны сочетаться долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный прогнозы.

Долгосрочный и среднесрочный прогнозы должны касаться стратегических решений, краткосрочный прогноз - тактика фирмы.

При разработке прогнозов необходимо использовать комплекс простых и сложных методов прогнозирования, чтобы решать задачи различного уровня сложности и повысить точность расчетов, поскольку никакой из методов не может в полной мере учесть все параметры и аспекты развития рынка.

Прогнозирование и планирование розничного товарооборота необходимо проводить с использованием следующих методов:

метод технико-экономических расчетов,

опытно-статистический, метод;

экономико-математическое моделирование;

методы построения оптимизационных моделей.

При прогнозировании необходимо учитывать влияние как можно большего количества факторов, оказывающих влияние на уровень товарооборота.

Составление прогнозных данных о развитии товарооборота магазина "Восход" должно производится с учетом максимальной и минимальной границ показателей.

Под минимальной границей понимают нижний предел, за которым дальнейший уровень товарооборота не может быть признан целесообразным и повлечет за собой ухудшение финансового состояния организации, сложности с доставкой товаров, снижение культуры обслуживания, текучесть кадров и т.д.

Максимальная граница уровня товарооборота предусматривает такую его величину, которая обеспечивала бы торговой организации достижение максимальной эффективности имеющихся материальных, трудовых, финансовых, информационных и других видов ресурсов. Переход за границу оптимального уровня товарооборота приведет к снижению эффективности хозяйственной деятельности организации.

Технология расчета прогнозного размера розничного товарооборота (объема продаж) по магазину "Восход" должна включать в себя три этапа.

На первом этапе определяется необходимая величина прибыли, остающаяся в распоряжении организации и направляемая для реализации программы производственного и социального развития организации и удовлетворения интересов собственника. В соответствии с ныне действующим порядком важнейшими направлениями распределения чистой прибыли являются (прогнозный расчет производится экспертным путем с учетом реальной потребности предприятия в этих расходах):

финансирование прироста основного капитала (развитие материально-технической базы);

финансирование прироста собственного оборотного капитала (при собственных оборотных средствах, в том числе вложенных в товарные запасы);

создание финансовых резервов;

погашение долгосрочных и среднесрочных кредитов банков и других ссудодателей и уплата процентов по ним;

приобретение ценных бумаг;

уплата налогов и других отчислений, производимых из чистой прибыли:

осуществление социального развития и поощрения трудового коллектива и. др.

На втором этапе необходимо произвести увязку рассчитанной потребности в прибыли с возможностями ее получения при планируемом объеме деятельности. В этих целях определяется необходимый размер валового дохода и допустимый уровень расходов на реализацию с использованием для расчетов данных о сложившихся размерах за предыдущий базовый, период с учетом экспертной оценки их достоверности и оптимальности. Эти расчеты целесообразно дополнить проверкой полученных результатов путем сопоставления их с прогнозной величиной объема продаж, определенной другими методами (на основе покупательных фондов населения, размера спроса на реализуемые товары, товарных ресурсов и др.).

При получении нереально высокого для организации результата, требующего резкого роста товарооборота, сбалансированность между объемом продаж и валовыми доходами, между необходимой и возможной прибылью может быть обеспечена управлением структурой товарооборота, размерами торговых надбавок, расходов на реализацию, достижением оптимальных отношений с владельцами кредитных ресурсов, выпуском и приобретением ценных бумаг и т.п.

Если же рассчитанный объем товарооборота, исходя из потребности в прибыли, окажется ниже возможностей организации, то необходимо предпринять шаги по увеличению объемов реализации, по диверсификации его деятельности. В противном случае, может сложиться ситуация, ведущая к банкротству, поскольку заинтересованность в развитии организации, сотрудничестве с ней падает и у её контрагентов (банки, поставщики, работники) и у собственников.

На третьем этапе, после необходимых корректировок объема товарооборота, приведения его структуры в соответствие с покупательными фондами и спросом населения рассчитываются все другие показатели хозяйственно-финансовой деятельности организации (объем и структура товарного обеспечения, валовые доходы, расходов на реализацию, финансовый план, необходимая численность работников, потребность в кредитах и т.д.).

Далее проведем прогнозные расчеты товарооборота за период январь-сентябрь 2007 г. с помощью формул (20) - (23). Полученные результаты поместим в табл.3.1.1

В результате получим:

 

.

 

Тогда:

 

= 21,944 + 0,709t.

 

Таким образом, линейная зависимость товарооборота от прогнозируемого периода выражается полученной формулой. Далее с помощью полученных значений рассчитаем выровненный товарооборот и полученные данные занесем в графу 6 табл.3.1.1

 


Таблица.3.1.1 Расчет параметров уравнения кривой

Годы Товаро-оборот, млн. руб. РФ t t2 yt Выравненный товарооборот по прямой, Отклонение фактического значения от выравненного, (у- ) (у- ) 2
               
t1 17,759 -4 16,0 -71,036 19,158 -1,399 1,957
t2 18,912 -3 9,0 -56,736 19,867 -0,955 0,912
t3 21,813 -2 4,0 -43,626 20,576 1,237 1,530
t4 21,078 -1 1,0 -21,078 21,285 -0, 207 0,043
t5 24,142   0,0   21,994 2,148 4,614
t6 23,151   1,0 23,151 22,703 0,448 0, 201
t7 24,845   4,0 49,69 23,412 1,433 2,053
t8 22,830   9,0 68,49 24,121 -1,291 1,667
t9 23,414   16,0 93,656 24,830 -1,416 2,005
ИТОГО 197,944   60,0 42,511 197,946   14,982

 

Параметр а1 показывает, что в период с t1 по tn товарооборот повышался с постоянной скоростью, равной 0,709 млн. руб. Если предположить, что товарооборот будет и впредь расти таким образом, то можно прогнозировать его примерное увеличение на ближайшие месяцы. Так, товарооборот будет равен:

 

в октябре 2007 г.:

ty10 = 21,994 + 0,709 * 10 = 25,539 млн. руб. РФ;

в ноябре 2007 г.:

ty11 = 21,994 + 0,709 * 11 = 26,248 млн. руб. РФ;

в декабре 2007 г.:

ty12 = 21,994 + 0,709 * 12 = 26,957 млн. руб. РФ.

 

Правильность полученной теоретической закономерности изменения объема товарооборота и его экстраполяции по тому или иному уравнению определяется суммой квадратов отклонений фактического товарооборота от выровненного:

 

;

.

 

Таким образом, данный прогноз является достаточной точным, так как сумма квадратов отклонений фактического товарооборота от выровненного составляет 1,29, а среднеквадратическое отклонение - 5,87%.

Кроме этого, при нелинейном развитии процесса товарооборота экстраполяцию можно произвести по параболе 2 порядка (формулы (24) - (30)). полученные данные сведем в таблицу 3.1.2.:

 

Таблица.3.1.2 Расчет параметров уравнения параболы

Годы Товаро-оборот, млн. руб. РФ t t2 yt t4 yt2 Выравненный товарооборот по прямой, Отклонение фактического значения от выравненного, (у- ) (у- ) 2
                   
t1 17,759 -4 16,0 -71,036     798,2 -780,5 609 137,53
t2 18,912 -3 9,0 -56,736     214,6 -195,7 38 307,97
t3 21,813 -2 4,0 -43,626     -202,0 223,8 50 099,08
t4 21,078 -1 1,0 -21,078     -451,7 472,8 223 540,49
t5 24,142   0,0       -534,5 558,6 312 065,43
t6 23,151   1,0 23,151     -450,3 473,5 224 161,21
t7 24,845   4,0 49,690     -199,2 224,0 50 187,72
t8 22,830   9,0 68,490     218,9 -196,1 38 438,47
t9 23,414   16,0 93,656     803,9 -780,5 609 158,03
Всего 197,944   60,0 42,511   27 079 197,944   2 155 095,91

 

В результате получим:

 

0 + 60а2 = 197,944;

60а1 = 42,511;

60а0+708а2 = 27079.

Отсюда

а0 = - 534,486;

а1 = 0,709;

а2 = 83,472.

 

Тогда:

 

= - 254,560 + 0,709t + 41,483t2 (31).

 

Таким образом, линейная зависимость товарооборота от прогнозируемого периода выражается полученной формулой. Далее с помощью полученных значений рассчитаем выровненный товарооборот и полученные данные занесем в графу 8 табл.3.1.2

Как видно из данных табл.3.1 2 в рассматриваемом случае данный метод не подходит для прогнозирования товарооборота магазина, т.к величина товарооборота не может быть отрицательной величиной.

Третий способ прогнозирования осуществим с помощью электронных таблиц Microsoft Excel, используя при этом функцию ЛГРФПРИБЛ.

Для этого занесем исходные данные о величине товарооборота за весь анализируемый период - 9 мес. 2006 и 9 мес. 2007 г., кроме этого для создания непрерывного ряда значений добавим данные товарооборота за 4 кв. 2006 г. (табл.3.1 3).


Таблица 3.1.3 Прогнозирование товарооборота с помощью функции ЛГРФПРИБЛ

№№ пп Месяц, год Фактический товарооборот, тыс. руб. Выровненный товарооборот, тыс. руб
       
  Январь 2006 8 621  
  Феваль 2006 8 945  
  Март 2006 9 144  
  Апрель 2006 8 956  
  Май 2006 9 304  
  Июнь 2006 9 078  
  Июль 2006 9 521  
  Август 2006 9 192  
  Сентябрь 2006 9 602  
  Октябрь 2006 10 362  
  Ноябрь 2006 10 582  
  Декабрь 2006 14 835  
  Январь 2007 17 759  
  Феваль 2007 18 912  
  Март 2007 21 813  
  Апрель 2007 21 078  
  Май 2007 24 142  
  Июнь 2007 23 151  
  Июль 2007 24 845  
  Август 2007 22 830  
  Сентябрь 2007 23 414  

 

Примечание. Источник: собственная разработка.

Функция ЛГРФПРБЛ определяет параметры математической модели товарооборота с помощью экспоненциальной кривой.

Далее построим график с помощью данных о товарообороте и с помощью электронных таблиц Microsoft Excel (рис.3.1 1). При построении также зададим условие на вывод линии тренда, среднеквадратического отклонения и уравнения кривой.


 
 

Рис.3.1.1 Динамика товарооборота магазина "Восход".

 

Примечание. Источник: собственная разработка.

Как видно из рис.3.1 1, динамика товарооборота выражена уравнением:

 

У = 6737,5 * е0,065х.

 

При этом величина достоверности аппроксимации (сглаживания) составляет 0,8801, что является относительно высоким показателем.

Если предположить, что товарооборот будет и впредь расти таким образом, то можно прогнозировать его примерное увеличение на ближайшие месяцы. Так, товарооборот будет равен:

 

в октябре 2007 г.:

ty22 = 6737,5 * е0,065 * 22 = 28154 тыс. руб. РФ;

в ноябре 2007 г.:

ty23 = 6737,5 * е0,065 * 23 = 30045 тыс. руб. РФ;

в декабре 2007 г.:

ty24 = 6737,5 * е0,065 * 24 = 32063 тыс. руб. РФ.

 

Далее проведем прогнозирование товарооборота с помощью полиномиальной линии тренда. При этом, используя данные о динамике товарооборота по месяцам (табл.3.1 4) построим график, ее отражающий (рис.3.1 2)).

 

Таблица 3.1.4 Прогнозирование товарооборота с помощью полиномиальной линии тренда

№№ пп Месяц, год Фактический товарооборот, тыс. руб. Выровненный товарооборот, тыс. руб
       
  Январь 2006 8 621  
  Феваль 2006 8 945  
  Март 2006 9 144  
  Апрель 2006 8 956  
  Май 2006 9 304  
  Июнь 2006 9 078  
  Июль 2006 9 521  
  Август 2006 9 192  
  Сентябрь 2006 9 602  
  Октябрь 2006 10 362  
  Ноябрь 2006 10 582  
  Декабрь 2006 14 835  
  Январь 2007 17 759  
  Феваль 2007 18 912  
  Март 2007 21 813  
  Апрель 2007 21 078  
  Май 2007 24 142  
  Июнь 2007 23 151  
  Июль 2007 24 845  
  Август 2007 22 830  
  Сентябрь 2007 23 414  

 

Примечание. Источник: собственная разработка.


 
 

Рис.3.1.2 Динамика товарооборота магазина "Восход".

 

Примечание. Источник: собственная разработка.

Далее построим график с помощью данных о товарообороте и с помощью электронных таблиц Microsoft Excel (рис.3.1 2). При построении также зададим условие на вывод линии тренда, среднеквадратического отклонения и уравнения кривой.

Как видно из рис.3.1 2, динамика товарооборота выражена уравнением:

 

У = 0,0178x6-1,0779x5+23,311x4-215,59x3+856,39x2-1164,3x+9128,1 (32).

 

При этом величина достоверности аппроксимации (сглаживания) составляет 0,9871, что является достаточно высоким показателем.

Если предположить, что товарооборот будет и впредь расти таким образом, то можно прогнозировать его примерное увеличение на ближайшие месяцы. Так, товарооборот будет равен:

 

в октябре 2007 г.: 26208 тыс. руб. РФ;

в ноябре 2007 г.: 32974 тыс. руб. РФ;

в декабре 2007 г.: 46900 тыс. руб. РФ.

 

В заключение вопроса следует отметить, что организация прогнозирования деятельности ООО "Маркет" позволит получать информацию о вероятностных результатах деятельности магазина "Восход", что позволит своевременно принимать обоснованные решения. В этих условиях развитие розничного товарооборота будет опираться на обоснованную оценку влияния внешних и внутренних факторов, что позволит добиться существенного роста розничного товарооборота.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: