В предыдущей главе проведен анализ товарооборота организации, а также проанализировано влияние отдельных факторов на динамику товарооборота. Однако в условиях рыночной экономики эффективная деятельность организаций розничной торговли зависит от полноты и качества планирования и прогнозирования.
Для повышения обоснованности разрабатываемых прогнозов необходимо знать подходы, принципы, методы научного предвидения. Это помогает понять суть происходящих в обществе событий, принимать вероятностные решения в различных ситуациях.
Прогнозированием показателей работы организации розничной торговли практически не занимаются. Однако некоторые торговые организации предпринимают попытки разработки прогнозирования показателей работы на предстоящие 2-3 года. Целью разработки таких прогнозов, как правило, является определение размера ожидаемой прибыли на предстоящий период. Кроме того, проводимые расчеты позволяют выявить возможные источники финансирования развития материально-технической базы этих торговых организаций.
Прогноз представляет собой вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах возможного состояния анализируемого явления (объекта) в будущем [4, с.61].
Вышесказанным обусловлена необходимость организации и проведения на постоянной основе работ по прогнозированию деятельности в рассматриваемом магазине "Восход" (ООО "Маркет"). Прогнозирование деятельности при этом должно включать в себя разработку следующих видов прогноза:
прогноз реализации в целом по магазину и по товарным группам;
прогноз посещаемости: по времени, по дням;
прогноз среднего чека;
прогноз прибыли от торговой деятельности;
|
прогноз расходов на реализацию товаров;
прогнозный показатель товарооборота и прибыли на 1 кв. м площади
Рассмотрим процесс организации и проведения работ по прогнозированию деятельности ООО "Маркет" (с точки зрения увеличения товарооборота.
Исходными данными для прогнозирования товарооборота должны быть данные о продажах товаров за предыдущие периоды. Для целей прогнозирования эта информация должна использоваться как в целом по организации, так и в разрезе его подразделений, товарных групп и отдельных наименований товаров (товарных позиций).
В связи с этим организации необходимо создание и ведение базы данных о фактических показателях товарооборота с использованием систем управления базами данных на ЭВМ.
Прогнозирование товарооборота магазина "Восход" должно осуществляться с использованием передовых научных достижений и практических разработок в следующей последовательности:
1. Проведение глубокого экономического анализа товарооборота по торговой деятельности за ряд предыдущих периодов (месяцев, кварталов, лет) в увязке с конечными финансовыми результатами организаций;
2. Оценка тенденций развития товарооборота в целом и по отдельным товарным группам (товарам);
3. Расчет и изучение динамики товарооборота в целом, в разрезе подразделений, товарных групп и отдельных наименований товаров за ряд лет, выявление причин изменения и прогнозирование этих показателей;
4. Количественная оценка влияния факторов на общий уровень товарооборота, а также прогнозная оценка факторного влияния на текущий товарооборот магазина "Восход". При этом значительное внимание должно уделяться не только внутренним, но и внешним факторам.
|
Аналитическая практика показывает, что методические подходы к прогнозированию и планированию деятельности торговых организаций, практически не различаются. [54, с.439].
Прогнозирование товарооборота магазина "Восход" должно включать в себя как субъективный (мнение специалистов), так и объективный (экономико-математические расчеты) элементы.
В деятельности по прогнозированию должны сочетаться долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный прогнозы.
Долгосрочный и среднесрочный прогнозы должны касаться стратегических решений, краткосрочный прогноз - тактика фирмы.
При разработке прогнозов необходимо использовать комплекс простых и сложных методов прогнозирования, чтобы решать задачи различного уровня сложности и повысить точность расчетов, поскольку никакой из методов не может в полной мере учесть все параметры и аспекты развития рынка.
Прогнозирование и планирование розничного товарооборота необходимо проводить с использованием следующих методов:
метод технико-экономических расчетов,
опытно-статистический, метод;
экономико-математическое моделирование;
методы построения оптимизационных моделей.
При прогнозировании необходимо учитывать влияние как можно большего количества факторов, оказывающих влияние на уровень товарооборота.
Составление прогнозных данных о развитии товарооборота магазина "Восход" должно производится с учетом максимальной и минимальной границ показателей.
|
Под минимальной границей понимают нижний предел, за которым дальнейший уровень товарооборота не может быть признан целесообразным и повлечет за собой ухудшение финансового состояния организации, сложности с доставкой товаров, снижение культуры обслуживания, текучесть кадров и т.д.
Максимальная граница уровня товарооборота предусматривает такую его величину, которая обеспечивала бы торговой организации достижение максимальной эффективности имеющихся материальных, трудовых, финансовых, информационных и других видов ресурсов. Переход за границу оптимального уровня товарооборота приведет к снижению эффективности хозяйственной деятельности организации.
Технология расчета прогнозного размера розничного товарооборота (объема продаж) по магазину "Восход" должна включать в себя три этапа.
На первом этапе определяется необходимая величина прибыли, остающаяся в распоряжении организации и направляемая для реализации программы производственного и социального развития организации и удовлетворения интересов собственника. В соответствии с ныне действующим порядком важнейшими направлениями распределения чистой прибыли являются (прогнозный расчет производится экспертным путем с учетом реальной потребности предприятия в этих расходах):
финансирование прироста основного капитала (развитие материально-технической базы);
финансирование прироста собственного оборотного капитала (при собственных оборотных средствах, в том числе вложенных в товарные запасы);
создание финансовых резервов;
погашение долгосрочных и среднесрочных кредитов банков и других ссудодателей и уплата процентов по ним;
приобретение ценных бумаг;
уплата налогов и других отчислений, производимых из чистой прибыли:
осуществление социального развития и поощрения трудового коллектива и. др.
На втором этапе необходимо произвести увязку рассчитанной потребности в прибыли с возможностями ее получения при планируемом объеме деятельности. В этих целях определяется необходимый размер валового дохода и допустимый уровень расходов на реализацию с использованием для расчетов данных о сложившихся размерах за предыдущий базовый, период с учетом экспертной оценки их достоверности и оптимальности. Эти расчеты целесообразно дополнить проверкой полученных результатов путем сопоставления их с прогнозной величиной объема продаж, определенной другими методами (на основе покупательных фондов населения, размера спроса на реализуемые товары, товарных ресурсов и др.).
При получении нереально высокого для организации результата, требующего резкого роста товарооборота, сбалансированность между объемом продаж и валовыми доходами, между необходимой и возможной прибылью может быть обеспечена управлением структурой товарооборота, размерами торговых надбавок, расходов на реализацию, достижением оптимальных отношений с владельцами кредитных ресурсов, выпуском и приобретением ценных бумаг и т.п.
Если же рассчитанный объем товарооборота, исходя из потребности в прибыли, окажется ниже возможностей организации, то необходимо предпринять шаги по увеличению объемов реализации, по диверсификации его деятельности. В противном случае, может сложиться ситуация, ведущая к банкротству, поскольку заинтересованность в развитии организации, сотрудничестве с ней падает и у её контрагентов (банки, поставщики, работники) и у собственников.
На третьем этапе, после необходимых корректировок объема товарооборота, приведения его структуры в соответствие с покупательными фондами и спросом населения рассчитываются все другие показатели хозяйственно-финансовой деятельности организации (объем и структура товарного обеспечения, валовые доходы, расходов на реализацию, финансовый план, необходимая численность работников, потребность в кредитах и т.д.).
Далее проведем прогнозные расчеты товарооборота за период январь-сентябрь 2007 г. с помощью формул (20) - (23). Полученные результаты поместим в табл.3.1.1
В результате получим:
.
Тогда:
= 21,944 + 0,709t.
Таким образом, линейная зависимость товарооборота от прогнозируемого периода выражается полученной формулой. Далее с помощью полученных значений рассчитаем выровненный товарооборот и полученные данные занесем в графу 6 табл.3.1.1
Таблица.3.1.1 Расчет параметров уравнения кривой
Годы | Товаро-оборот, млн. руб. РФ | t | t2 | yt | Выравненный товарооборот по прямой, | Отклонение фактического значения от выравненного, (у- ) | (у- ) 2 |
t1 | 17,759 | -4 | 16,0 | -71,036 | 19,158 | -1,399 | 1,957 |
t2 | 18,912 | -3 | 9,0 | -56,736 | 19,867 | -0,955 | 0,912 |
t3 | 21,813 | -2 | 4,0 | -43,626 | 20,576 | 1,237 | 1,530 |
t4 | 21,078 | -1 | 1,0 | -21,078 | 21,285 | -0, 207 | 0,043 |
t5 | 24,142 | 0,0 | 21,994 | 2,148 | 4,614 | ||
t6 | 23,151 | 1,0 | 23,151 | 22,703 | 0,448 | 0, 201 | |
t7 | 24,845 | 4,0 | 49,69 | 23,412 | 1,433 | 2,053 | |
t8 | 22,830 | 9,0 | 68,49 | 24,121 | -1,291 | 1,667 | |
t9 | 23,414 | 16,0 | 93,656 | 24,830 | -1,416 | 2,005 | |
ИТОГО | 197,944 | 60,0 | 42,511 | 197,946 | 14,982 |
Параметр а1 показывает, что в период с t1 по tn товарооборот повышался с постоянной скоростью, равной 0,709 млн. руб. Если предположить, что товарооборот будет и впредь расти таким образом, то можно прогнозировать его примерное увеличение на ближайшие месяцы. Так, товарооборот будет равен:
в октябре 2007 г.:
ty10 = 21,994 + 0,709 * 10 = 25,539 млн. руб. РФ;
в ноябре 2007 г.:
ty11 = 21,994 + 0,709 * 11 = 26,248 млн. руб. РФ;
в декабре 2007 г.:
ty12 = 21,994 + 0,709 * 12 = 26,957 млн. руб. РФ.
Правильность полученной теоретической закономерности изменения объема товарооборота и его экстраполяции по тому или иному уравнению определяется суммой квадратов отклонений фактического товарооборота от выровненного:
;
.
Таким образом, данный прогноз является достаточной точным, так как сумма квадратов отклонений фактического товарооборота от выровненного составляет 1,29, а среднеквадратическое отклонение - 5,87%.
Кроме этого, при нелинейном развитии процесса товарооборота экстраполяцию можно произвести по параболе 2 порядка (формулы (24) - (30)). полученные данные сведем в таблицу 3.1.2.:
Таблица.3.1.2 Расчет параметров уравнения параболы
Годы | Товаро-оборот, млн. руб. РФ | t | t2 | yt | t4 | yt2 | Выравненный товарооборот по прямой, | Отклонение фактического значения от выравненного, (у- ) | (у- ) 2 |
t1 | 17,759 | -4 | 16,0 | -71,036 | 798,2 | -780,5 | 609 137,53 | ||
t2 | 18,912 | -3 | 9,0 | -56,736 | 214,6 | -195,7 | 38 307,97 | ||
t3 | 21,813 | -2 | 4,0 | -43,626 | -202,0 | 223,8 | 50 099,08 | ||
t4 | 21,078 | -1 | 1,0 | -21,078 | -451,7 | 472,8 | 223 540,49 | ||
t5 | 24,142 | 0,0 | -534,5 | 558,6 | 312 065,43 | ||||
t6 | 23,151 | 1,0 | 23,151 | -450,3 | 473,5 | 224 161,21 | |||
t7 | 24,845 | 4,0 | 49,690 | -199,2 | 224,0 | 50 187,72 | |||
t8 | 22,830 | 9,0 | 68,490 | 218,9 | -196,1 | 38 438,47 | |||
t9 | 23,414 | 16,0 | 93,656 | 803,9 | -780,5 | 609 158,03 | |||
Всего | 197,944 | 60,0 | 42,511 | 27 079 | 197,944 | 2 155 095,91 |
В результате получим:
9а0 + 60а2 = 197,944;
60а1 = 42,511;
60а0+708а2 = 27079.
Отсюда
а0 = - 534,486;
а1 = 0,709;
а2 = 83,472.
Тогда:
= - 254,560 + 0,709t + 41,483t2 (31).
Таким образом, линейная зависимость товарооборота от прогнозируемого периода выражается полученной формулой. Далее с помощью полученных значений рассчитаем выровненный товарооборот и полученные данные занесем в графу 8 табл.3.1.2
Как видно из данных табл.3.1 2 в рассматриваемом случае данный метод не подходит для прогнозирования товарооборота магазина, т.к величина товарооборота не может быть отрицательной величиной.
Третий способ прогнозирования осуществим с помощью электронных таблиц Microsoft Excel, используя при этом функцию ЛГРФПРИБЛ.
Для этого занесем исходные данные о величине товарооборота за весь анализируемый период - 9 мес. 2006 и 9 мес. 2007 г., кроме этого для создания непрерывного ряда значений добавим данные товарооборота за 4 кв. 2006 г. (табл.3.1 3).
Таблица 3.1.3 Прогнозирование товарооборота с помощью функции ЛГРФПРИБЛ
№№ пп | Месяц, год | Фактический товарооборот, тыс. руб. | Выровненный товарооборот, тыс. руб |
Январь 2006 | 8 621 | ||
Феваль 2006 | 8 945 | ||
Март 2006 | 9 144 | ||
Апрель 2006 | 8 956 | ||
Май 2006 | 9 304 | ||
Июнь 2006 | 9 078 | ||
Июль 2006 | 9 521 | ||
Август 2006 | 9 192 | ||
Сентябрь 2006 | 9 602 | ||
Октябрь 2006 | 10 362 | ||
Ноябрь 2006 | 10 582 | ||
Декабрь 2006 | 14 835 | ||
Январь 2007 | 17 759 | ||
Феваль 2007 | 18 912 | ||
Март 2007 | 21 813 | ||
Апрель 2007 | 21 078 | ||
Май 2007 | 24 142 | ||
Июнь 2007 | 23 151 | ||
Июль 2007 | 24 845 | ||
Август 2007 | 22 830 | ||
Сентябрь 2007 | 23 414 |
Примечание. Источник: собственная разработка.
Функция ЛГРФПРБЛ определяет параметры математической модели товарооборота с помощью экспоненциальной кривой.
Далее построим график с помощью данных о товарообороте и с помощью электронных таблиц Microsoft Excel (рис.3.1 1). При построении также зададим условие на вывод линии тренда, среднеквадратического отклонения и уравнения кривой.
Рис.3.1.1 Динамика товарооборота магазина "Восход".
Примечание. Источник: собственная разработка.
Как видно из рис.3.1 1, динамика товарооборота выражена уравнением:
У = 6737,5 * е0,065х.
При этом величина достоверности аппроксимации (сглаживания) составляет 0,8801, что является относительно высоким показателем.
Если предположить, что товарооборот будет и впредь расти таким образом, то можно прогнозировать его примерное увеличение на ближайшие месяцы. Так, товарооборот будет равен:
в октябре 2007 г.:
ty22 = 6737,5 * е0,065 * 22 = 28154 тыс. руб. РФ;
в ноябре 2007 г.:
ty23 = 6737,5 * е0,065 * 23 = 30045 тыс. руб. РФ;
в декабре 2007 г.:
ty24 = 6737,5 * е0,065 * 24 = 32063 тыс. руб. РФ.
Далее проведем прогнозирование товарооборота с помощью полиномиальной линии тренда. При этом, используя данные о динамике товарооборота по месяцам (табл.3.1 4) построим график, ее отражающий (рис.3.1 2)).
Таблица 3.1.4 Прогнозирование товарооборота с помощью полиномиальной линии тренда
№№ пп | Месяц, год | Фактический товарооборот, тыс. руб. | Выровненный товарооборот, тыс. руб |
Январь 2006 | 8 621 | ||
Феваль 2006 | 8 945 | ||
Март 2006 | 9 144 | ||
Апрель 2006 | 8 956 | ||
Май 2006 | 9 304 | ||
Июнь 2006 | 9 078 | ||
Июль 2006 | 9 521 | ||
Август 2006 | 9 192 | ||
Сентябрь 2006 | 9 602 | ||
Октябрь 2006 | 10 362 | ||
Ноябрь 2006 | 10 582 | ||
Декабрь 2006 | 14 835 | ||
Январь 2007 | 17 759 | ||
Феваль 2007 | 18 912 | ||
Март 2007 | 21 813 | ||
Апрель 2007 | 21 078 | ||
Май 2007 | 24 142 | ||
Июнь 2007 | 23 151 | ||
Июль 2007 | 24 845 | ||
Август 2007 | 22 830 | ||
Сентябрь 2007 | 23 414 |
Примечание. Источник: собственная разработка.
Рис.3.1.2 Динамика товарооборота магазина "Восход".
Примечание. Источник: собственная разработка.
Далее построим график с помощью данных о товарообороте и с помощью электронных таблиц Microsoft Excel (рис.3.1 2). При построении также зададим условие на вывод линии тренда, среднеквадратического отклонения и уравнения кривой.
Как видно из рис.3.1 2, динамика товарооборота выражена уравнением:
У = 0,0178x6-1,0779x5+23,311x4-215,59x3+856,39x2-1164,3x+9128,1 (32).
При этом величина достоверности аппроксимации (сглаживания) составляет 0,9871, что является достаточно высоким показателем.
Если предположить, что товарооборот будет и впредь расти таким образом, то можно прогнозировать его примерное увеличение на ближайшие месяцы. Так, товарооборот будет равен:
в октябре 2007 г.: 26208 тыс. руб. РФ;
в ноябре 2007 г.: 32974 тыс. руб. РФ;
в декабре 2007 г.: 46900 тыс. руб. РФ.
В заключение вопроса следует отметить, что организация прогнозирования деятельности ООО "Маркет" позволит получать информацию о вероятностных результатах деятельности магазина "Восход", что позволит своевременно принимать обоснованные решения. В этих условиях развитие розничного товарооборота будет опираться на обоснованную оценку влияния внешних и внутренних факторов, что позволит добиться существенного роста розничного товарооборота.