Произведем анализ товарооборота магазина "Восход" с целью определения эго эффективности. Прежде всего проведем анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота рассматриваемой организации. Для этого следует сказать, что каждому подразделению магазина "Восход" ежемесячно доводится план товарооборота в тыс. руб. РФ.
Ритмичность выполнения плана товарооборота представлена в Приложении Б. Из Приложения Б видно, что в целом за 9 мес. 2007 г. выполнение плана по товарообороту составило 111,7%, что составляет 20 744 тыс. руб. РФ. Анализируя выполнение плана товарооборота магазина "Восход" видно, что имеет место как перевыполнение плана по товарообороту так и невыполнение плана. Наибольший показатель перевыполнения плана отмечается в марте (158,1%), наименьший - в августе 2007 г. (93,2%). Если проводить анализ выполнения плана товарооборота в разрезе кварталов, то наибольший показатель выполнения плана наблюдается в 1 кв. (150,2%), наименьший - во 2 кв. 2007 г. (103,6%). Невыполнение плана можно объяснить прежде всего темпом роста товарооборота в целом и стремлением руководства магазина спланировать объем товарооборота следующего месяца в зависимости от его уровня за предыдущий месяц.
Тем не менее, из-за невыполнения плана по товарообороту организацией было недополучено 699+1670+786 = 3155 тыс. руб. РФ. выручки.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост товарооборота составил в действующих ценах 115581 тыс. руб. РФ. или 240,3%.
Наибольший прирост товарооборота наблюдается в июле 2007 г. по сравнению с июлем 2006 г. на 15 324 тыс. руб. РФ или на 260,9%., наименьший - в январе 2007 г. (9138 тыс. руб. РФ или на 206,0% соответственно).
Наибольший прирост товарооборота в квартальном разрезе наблюдается во 2 кв. 2007 г. по сравнению с 2 кв. 2006 г. (250,1%), наименьший - в 1 кв. (219,0%).
|
Как видно из данных Приложения Б, в 2007 г. наблюдается резкое увеличение товарооборота по сравнению с 2006 г., что вызвано увеличением торговых площадей, численности персонала а также тем, что магазин является сравнительно новым и в течение 2006 г. происходил процесс формирования постоянного круга покупателей, совершающих покупки именно в магазине "Восход".
Равномерность развития товарооборота торговой организации можно более углубленно проанализировать, используя данные табл.2.2.1
Таблица 2.2.1 Информация о доле каждого квартала в розничном товарообороте магазина "Восход",%
Квартал | Фактически за 9 мес. 2006 г. | Фактически за 9 мес. 2007 г. | Отклонение | ||
план | фактически | от плана | от прошлого года | ||
32,4 | 22,0 | 29,6 | 7,6 | -2,9 | |
33,2 | 37,2 | 34,5 | -2,7 | 1,3 | |
34,4 | 40,8 | 35,9 | -4,9 | 1,5 | |
Всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 0,0 | 0,0 |
Источник: собственная разработка.
Товарооборот магазина "Восход" распределялся по кварталам неравномерно. Наиболее напряженным был третий квартал, наименее напряженными - первый и второй. Вместе с тем из данных табл.2.2.1 видно, что по удельному весу невыполнение плана составило во 2 кв. 2007 г. - 2,7%, в 3. кв. 2007 г. - 4,9.
Для определения равномерности развития розничного товарооборота составим график выполнения плана по месяцам (рис.2.2.1).
Источник: собственная разработка
Рис.2.2.1 Равномерность выполнения плана товарооборота по месяцам.
Как видно из динамики выполнения плана на рис.2.2.1, за анализируемый период в течение 3 месяцев не был выполнен план товарооборота (июнь - 97,1%, август - 93,2% и сентябрь - 96,8%). Вместе с тем, принимая во внимание то обстоятельство, что магазин сравнительно недавно работает, подобные отклонения от плана вполне объяснимы. В подтверждение этого можно заметить, что начиная с 4 месяца года колебания фактического значения товарооборота значительно снижаются по сравнению с 1 кварталом.
|
Далее исчислим и проанализируем коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана реализации товаров по формулам (1), (2), (3):
+ +
24,52.
Коэффициент вариации (неравномерности) выполнения плана розничного товарооборота по месяцам отчетного года по торговой организации равен:
Кравн = 100 - 21,96 = 78,04.
Таким образом, выполнение плана товарооборота за отчетный год было равномерным на 78,04%, что является достаточно низким показателем.
После изучения общего объема розничного товарооборота проанализируем его состав (Приложение В). Как видно из Приложения В, магазин "Восход" перевыполнил план продажи товаров населению за наличный и безналичный расчет на 20744 млн. р. (на 11,7%), в том числе продовольственных товаров - на 20168 тыс. руб. РФ, непродовольственных - на 576 тыс. руб. РФ. Так как продажа товаров магазином в кредит не производится, 100% продаж было осуществлено за наличный и безналичный расчет (посредством банковских пластиковых карт).
Вместе с тем, реализация непродовольственных товаров по отношению к плану составила 103,8%, а продовольственных - 112,4%. Удельный вес продовольственных товаров в структуре товарооборота составил 92,1%, непродовольственных - 7,9%. Темп роста товарооборота продовольственных товаров за 9 мес. 2007 г. по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил в действующих ценах - 242,2%, в сопоставимых ценах - 222,2%. Темп роста товарооборота непродовольственных товаров за 9 мес. 2007 г. по отношению к аналогичному периоду 2006 г. составил в действующих ценах - 220,8%, в сопоставимых ценах - 202,5%. Как видно, темп тоста товарооборота продовольственных товаров выше, чем темп роста товарооборота непродовольственных товаров на 19,7%. Кроме этого, отклонение фактического товарооборота от планового привело к изменению его структуры: в 2007 г. удельный вес непродовольственных товаров увеличился на 0,6% по отношению к плану, а в 2006 г. наоборот уменьшился на 0,7%. Удельный вес товарооборота непродовольственных товаров очень мал и в целом незначительно влияет на развитие товарооборота магазина "Восход".
|
Информация о динамике ассортимента и структуры розничного товарооборота магазина "Восход приведена в Приложении Г. Как видно из Приложения Г, наибольший удельный вес в структуре товарооборота магазина "Восход" занимают 3 товарные группы: мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты и винно-водочные изделия. Общий удельный вес данных товарных групп составляет около половины всего товарооборота.
Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике привела к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом (долей) отдельных товарных групп и товаров в общем объеме товарооборота. Так, по сравнению с прошлым годом возросла доля в товарообороте рыбы и рыбопродуктов, хлебобулочных изделий, муки, крупы и макаронных изделий, а также продовольственных товаров, не вошедших в основные группы (прочие продовольственные товары) и соответственно уменьшился удельный вес других товарных групп и товаров.
Кроме этого, из Приложения Г можно получить информацию о темпах роста или уменьшения товарооборота отдельных товарных групп, что является исключительно важным при планировании и прогнозировании структуры и объема товарного ассортимента на будущие периоды. Так, за 9 мес. 2007 г. наиболее быстрыми темпами рос товарооборот продовольственных товаров, не вошедших в основные группы (прочие продовольственные товары) - темп роста составил 546% в сопоставимых ценах по отношению к предыдущему году, хлебобулочных изделий - 428,9%, что объясняется увеличением производства собственной продукции пекарным цехом, а также муки, крупы и макаронных изделий (рост 336,9%), что в значительной степени обусловлено ростом цен на данную группу товаров в целом по Российской Федерации.
Наименьший темп роста (снижения) товарооборота отмечается по следующим товарам и товарным группам:
чай - 98,7%;
винно-водочные изделия - 140,3%;
сахар - 144,8%.
Для более полного понимания динамики товарооборота магазина "Восход" проведем анализ товарооборота отдельными структурными подразделениями (Приложение Д). Как видно из Приложения Д, наибольший рост товарооборота наблюдается в отделе сопутствующих товаров (398,4% или 4733 тыс. руб. по отношению к прошлому году), в пекарском цехе (392,4% или 6366 тыс. руб. по отношению к прошлому году) и в бакалейном отделе (293,2% или 13820 тыс. руб. по отношению к прошлому году). Наименьший рост отмечается в вино-водочном отделе (152,9% или 7334 тыс. руб. по отношению к прошлому году в действующих ценах).
Приложение Д также показывает процент выполнения плана по товарообороту подразделениями магазина "Восход". По всем отделам и цехам отмечается рост товарооборота по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Наиболее успешной в части роста товарооборота за 9 мес. 2007 г. была работа следующих отделов:
отдел сопутствующих товаров - план 9 мес. выполнен на 197,5%, что составляет 45708 тыс. руб. РФ, перевыполнение составило 3119 тыс. руб. РФ;
пекарский цех - план 9 мес. выполнен на 194,2%, что составляет 8543 тыс. руб. РФ, перевыполнение составило 4143 тыс. руб. РФ;
салатный цех - план 9 мес. выполнен на 127,1%, что составляет 6278 тыс. руб. РФ, перевыполнение составило 1338 тыс. руб. РФ.
Не выполнили план следующие отделы:
гастрономический отдел - выполнение плана составило 94,7%, недополучено выручки 1907 тыс. руб. РФ;
бакалейный отдел - выполнение плана составило 97,3%, недополучено выручки 588 тыс. руб. РФ.
По данным табл. проведем группировку подразделений по степени выполнения плана товарооборота. По данным такой группировки произведем подсчет потери в товарообороте в связи с недовыполнением плана отдельными структурными подразделениями (табл.2.2.2).
Таблица 2.2.2 Группировка структурных подразделений магазина "Восход", по степени выполнения плана розничного товарооборота в действующих ценах за отчетный год
Степень выполнения структурными подразделениями плана товарооборота | Коли-чество подраз-делений | Розничный товарооборот, тыс. руб. РФ | Удельный вес,% | ||||
план | факти-чески | % выполне-ния плана | отклоне-ние от плана | в количестве подразде-лений | в факти-ческом товаро-обороте | ||
До 95% | 94,7 | -1907 | 11,1 | 17,1 | |||
От 95% до 100% | 97,3 | -588 | 11,1 | 10,6 | |||
От 100% до 110% | 103,6 | 11,1 | 10,7 | ||||
Свыше 110% | 122,6 | 66,7 | 61,6 | ||||
Всего | 111,7 | 100,0 | 100,0 |
Источник: собственная разработка
Из данных табл.2.2.2 видно, что семь подразделений выполнили план розничного товарооборота. Ими сверх плана реализовано товаров на 23239 тыс. руб. РФ, что составляет 11,7% к плановому общему объему товарооборота (23239: 177200 х 100). Два структурных подразделения не справились с плановым заданием. В связи с этим потери товарооборота составили 2495 тыс. руб. РФ, или 1,4% к плану (2495: 177200 х 100).
Для изучения и оценки динамики розничного товарооборота в действующих и сопоставимых ценах в разрезе отдельных структурных подразделений составим табл.2.2.3
За период 9 мес. 2007 г. во всех структурных подразделениях магазина "Восход" розничный товарооборот в как в действующих, так и в сопоставимых ценах растет высокими темпами. Наибольший рост отмечается в отделе сопутствующих товаров (365,5% или 4211 тыс. руб. РФ), пекарском цехе (360% или 5661 тыс. руб. РФ), в бакалейном отделе (269% или 12088 тыс. руб. РФ) и в салатном цехе (241,4% или 3374 тыс. руб. РФ).
Значительное влияние на выполнение плана по росту товарооборота оказывают товарные запасы. По магазину "Восход" имеются следующие данные о движении товаров (табл.2.2.4).
Таблица 2.2.3 Информация о динамике розничного товарооборота в сопоставимых ценах отдельных структурных подразделений магазина "Восход", тыс. руб. РФ
Структурное подразделение | Фактически | Отклонение отчетного года от прошлого года | Отчетный год в% к прошлому году | |
за 9 мес. 2006 г. | за 9 мес. 2007 г. | |||
гастрономический отдел | 200,9 | |||
бакалейный отдел | 269,0 | |||
вино-водочный отдел | 140,3 | |||
отдел МРО | 231,1 | |||
отдел сопутствующих товаров | 365,5 | |||
мясной цех | 237,4 | |||
рыбный цех | 223,0 | |||
салатный цех | 241,4 | |||
пекарский цех | 360,0 | |||
Всего | 220,5 |
Источник: собственная разработка
Анализируя товарный баланс магазина "Восход" видно, что произошло резкое снижение запасов на начало 2007 г. (1827 тыс. руб. РФ) по отношению к началу 2006 г. (14125 тыс. руб. РФ). Это вызвано тем обстоятельством, что магазин начал работу в конце 2005 г. и значительную часть товарного запаса в тот момент составляли товары первого завоза в магазин вообще. В тот период было неизвестно, как и в каком объеме будет продаваться та или иная товарная позиция. Товарный запас, имевшийся на начало 2007 г. сформирован с учетом информации о динамике реализации товаров в разрезе товарного ассортимента за 2006 г. Фактический уровень товарных запасов на начало 2007 г. ниже планового на 23 тыс. руб. РФ и ниже уровня января 2006 г. на 12298 тыс. руб. РФ по описанным выше причинам.
За отчетный период увеличилось поступление товаров. Рост составил: по отношению к прошлому году - 129193 тыс. руб. РФ, по отношению к плану - 22327 тыс. руб. РФ, что вызвано ростом товарооборота. Анализируя товарные запасы на начало периода можно отметить их постепенный рост, что также вызвано ростом товарооборота.
Также снизился удельный вес выбытия товаров по отношению к объему их поступления: за 9 мес. 2006 г. выбытие составило 1,9%, за 9 мес. 2007 г. - 1,7%, что составило 0,2% по отношению к товарообороту. Тем не менее уровень выбытия товаров можно охарактеризовать как низкий, следовательно товарные ресурсы используются эффективно.
Таблица 2.2.4 Товарный баланс по магазину "Восход" в действующих ценах, тыс. руб. РФ
Показатель | За 9 мес. 2006 г | За 9 мес. 2006 г | Отклонение | Повлияли | |||
план | факти-чески | от плана | от прошло-го года | на выполне-ние плана товаро-оборота | на дина-мику товаро-оборота | ||
Товарные запасы на начало года | -23 | -12298 | -23 | ||||
Поступление товаров | |||||||
Прочее выбытие товаров | -712 | -1962 | |||||
Товарные запасы на конец года | -198 | -1911 | |||||
Розничная реализация товаров | |||||||
Прочее выбытие товаров в% к объему их поступления | 1,9 | 1,5 | 1,7 | 0,2 | -0,2 |
Источник: собственная разработка
Важным вопросом анализа является изучение эффективности использования товарных ресурсов, правильности их распределения между торговыми подразделениями. Основным показателем оценки эффективности использования товарных ресурсов является объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов (табл.2.2.5).
По данным табл.2.2.5 видно, эффективность использования товарных ресурсов выросла как по сравнению с планом, так и в динамике. Фактический объем товарных ресурсов за 9 мес. 2007 г. увеличился на 117543 тыс. руб. РФ по отношению к уровню 2006 г. (что составило 240,4%) и на 21456 тыс. руб. РФ по отношению к плану (111,9%).
Динамика прочего выбытия товаров составила 240,4% по отношению к прошлому году (1962 тыс. руб. РФ), по отношению к плану - 127% или на 712 тыс. руб. РФ, что вызвано нарушением условий хранения скоропортящихся товаров. Это также повлекло за собой снижение объема товарооборота, приходящегося на 1 рубль товарных ресурсов: за 9 мес. 2006 г. - 0,984 руб., за 9 мес. 2007 г. - 0,983 руб. (по плану - 0,985).
Объем товарных ресурсов на один рубль товарооборота имеет обратную динамику, так механизм расчета данного показателя прямо противоположен механизму расчета объема товарооборота, приходящегося на 1 рубль товарных ресурсов. Также в 2007 г. на 1,4% увеличилось прочее выбытие товаров к объему товарных ресурсов.
Таблица 2.2.5 Информация об эффективности использования товарных ресурсов по магазину "Восход", тыс. руб. РФ
Показатель | Факти-чески за 9 мес. 2006 г. | за 9 мес. 2007 г. | Отклонение | В% к прошлому году | |||
план | факти-чески | % выпол-нения плана | от плана | от прош-лого года | |||
1. Розничный товарооборот | 111,7 | 240,3 | |||||
2. Объем товарных ресурсов | 111,9 | 240,4 | |||||
3. Прочее выбытие товаров | 127,2 | 243,8 | |||||
4. Объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов (стр.1: стр.2) | 0,984 | 0,985 | 0,983 | 0,998 | 0,967 | 0,983 | 99,98 |
5. Объем товарных ресурсов на один рубль товарооборота (стр.2: стр.1) | 1,017 | 1,015 | 1,017 | 1,002 | 1,034 | 1,017 | 100,0 |
6. Прочее выбытие товаров к объему товарооборота (стр.3: стр.1 х 100),% | 1,7 | 1,5 | 1,7 | 113,9 | 3,4 | 1,7 | 101,5 |
7. Прочее выбытие товаров к объему товарных ресурсов (стр.3: стр.2 х 100),% | 1,6 | 1,5 | 1,7 | 113,7 | 3,3 | 1,7 | 101,4 |
Источник: собственная разработка
Динамика поступления товаров по магазину "Восход" в разрезе товарных групп представлена в Приложении Ж. Как видно из Приложения Ж, темпы поступления различных групп за анализируемый период существенно отличаются. Наибольший рост в поступлении товаров отмечается по следующим товарным группам (данные рассчитаны в сопоставимых ценах):
рыба и рыбопродукты - 484,3% (14893 тыс. руб. РФ);
хлеб и хлебобулочные изделия - 441,4% (25633 тыс. руб. РФ);
мука, крупа и макаронные изделия - 436,5% (8883 тыс. руб. РФ);
другие (прочие) продовольственные товары - 433,5% (2832 тыс. руб. РФ).
Уменьшение в поступлении товаров отмечается по следующим товарным группам (данные рассчитаны в сопоставимых ценах):
сахар - 78,7% (-216 тыс. руб. РФ);
чай - 80,8% (-232 тыс. руб. РФ).
В целом рост поступления товаров за период 9 мес. 2007 г. по отношению к аналогичному периоду 2006 г. составил в действующих ценах 129193 тыс. руб. РФ (280,9%), в сопоставимых ценах - 112628 тыс. руб. РФ (257,7%).
Далее рассмотрим динамику товарных запасов по магазину "Восход" и проведем анализ товарных запасов (табл.2.2.6).
Таблица 2.2.6 Динамика товарных запасов в действующей оценке по магазину "Восход" за отчетный год
Квар-тал отчет-ного года | Ед. изм. | Фактический товарный запас | Изменение товарных запасов по сравнению с данными на начало квартала | |||||
на начало квартала | на первое число 2-го месяца квартала | на первое число 3-го месяца квартала | на конец квар-тала | на первое число 2-го месяца квартала (гр.4 - гр.3) | на первое число 3-го месяца квартала (гр.5 - гр.3) | на конец квартала (гр.6 - гр.3) | ||
тыс. руб. РФ | ||||||||
дни | 2,8 | 2,9 | 3,0 | 3,2 | 0,1 | 0,2 | 0,4 | |
тыс. руб. РФ | ||||||||
дни | 2,7 | 2,9 | 3,2 | 3,4 | 0,2 | 0,5 | 0,7 | |
тыс. руб. РФ | ||||||||
дни | 3,3 | 3,8 | 4,2 | 4,2 | 0,5 | 0,9 | 0,9 |
Источник: собственная разработка
Как видно из данных табл.2.2.6., за анализируемый период наблюдается постепенное и поэтапное увеличение товарных запасов, вызванное значительным увеличением товарооборота. Фактический товарный запас в целом по организации в днях очень небольшой, что может привести к нехватке товаров и как следствие этого, к недополучению выручки. Однако стремительный рост товарооборота требует значительного прироста оборотных средств на организации, поэтому их нехватка в настоящее время не позволяет создавать текущие запасы товаров в необходимом объеме и продажа многих товарных позиций осуществляется "с колес".
На основании данных об остатках товарных запасов рассчитаем величину средних товарных запасов и товарооборачиваемость по магазину "Восход" (табл.2.2.7).
Таблица 2.2.7 Информация о средних товарных запасах и товарооборачиваемости по магазину "Восход"
Показатель | Факти-чески за 9 мес. 2006 г. | Фактически за 9 мес. 2007 г. | Отклонение | В% к прошло-му году | |||
план | факти-чески | % выпол-нения плана | от плана | от прош-лого года | |||
1. Розничный товарооборот в действующих ценах, тыс. руб. РФ | 111,7 | 240,3 | |||||
2. Среднегодовые товарные запасы в действующих ценах, тыс. руб. РФ | 96,2 | -94,2 | -3971 | 37,2 | |||
3. Время обращения товаров, в днях (стр.2: стр.1 х 360) | 27,7 | 5,0 | 4,3 | 86,1 | -0,7 | -23,4 | 15,5 |
4. Скорость обращения товаров, в оборотах (стр.1: стр.2) | 13,0 | 72,3 | 84,0 | 116,2 | 11,7 | 71,0 | 645,5 |
Источник: собственная разработка
Как видно из табл.2.2.7, среднегодовые запасы за анализируемый период существенно снизились и составили 37,2% по отношению к уровню предыдущего периода. За счет этого существенно сократился срок одного оборота товаров в днях (с 27,7 до 4,3). Кроме этого, на скорость товарооборота определенное влияние также оказало изменение структуры товарооборота и увеличения в нем доли скоропортящихся продуктов (рыбные, молочные и хлебобулочные изделия).
Снижение скорости обращения товаров в днях привело к увеличению скорости обращения товаров. Так, темп роста скорости обращения товаров в оборотах за период 9 мес. 2007 г. составил 645,5%. Однако такой бурный рост скорости оборота не является положительным, потому что ввиду стремительного роста объемов товарооборота организации в настоящее время не удается создать текущие товарные запасы в достаточном объеме.
Информация о фактических средних товарных запасах и товарооборачиваемости по магазину "Восход" представлена в Приложении И.
Анализируя данные Приложения И видно, что за рассматриваемый период отмечается значительное снижение величины товарных запасов по всем товарным группам за исключением яиц. Наибольшее снижение отмечается по группе "прочие продовольственные товары" - 18,8% к уровню прошлого года. В целом уровень товарных запасов за период 9 мес. 2007 г. составил 37,2%.
Также можно наблюдать существенное ускорение товарооборачиваемости по всем товарным группам. При этом наиболее существенное ускорение товарооборачиваемости наблюдается по группе "прочие продовольственные товары" - 184,1 дня. Это обусловлено тем обстоятельством, что значительную часть товарного запаса на начало 2006 г. составляли товары первого завоза в магазин.
Фактическая товарооборачиваемость в целом снизилась на 23,4 дня, что в значительной степени повлекло за собой изменение товарооборачиваемости (изменение в динамике средних товарных запасов составило за 9 мес. 2007 г.12850 тыс. руб. РФ.
Важное значение на экономические результаты деятельности организаций розничной торговли оказывает рациональное использование трудовых ресурсов. Анализ показателей использования трудовых ресурсов магазина "Восход" приведен в Приложении К. Из приложения К видно, что за период 9 мес. 2007 г. произошло значительное увеличение среднесписочной численности работников. Темп роста по отношению к аналогичному периоду составил 195,5% с 67 до 131 чел. Также наблюдается рост среднесписочной численности торгово-оперативных работников (219,6%), который превышает темп роста среднесписочной численности по организации в целом. Следует отметить рост удельного веса торгово-оперативных работников в общей численности торговых работников с 68,7% в 2006 г. до 77,1% в 2007 г. Темп роста составил 112,3%.
Фактически среднесписочная численность за 9 мес. 2007 г. составила 98,5% по отношению к плановому значению в целом по предприятию, в том числе торгово-оперативных работников - 98,1%.
Выработка на одного торгового работника составила: за 9 мес. 2006 г. - 1229,3 тыс. руб. РФ, за 9 мес. 2007 г. - 1511,0 тыс. руб. РФ (в действующих ценах) и 1386,3 тыс. руб. РФ, (в сопоставимых ценах). Темпы роста составили соответственно 122,9% (в действующих ценах) и 112,8% (в сопоставимых ценах).
Выработка на одного торгово-оперативного работника составила: за 9 мес. 2006 г. - 1720,4 тыс. руб. РФ, за 9 мес. 2007 г. - 1959,8 тыс. руб. РФ (в действующих ценах) и 1798,0 тыс. руб. РФ, (в сопоставимых ценах). Темпы роста составили соответственно 109,5% (в действующих ценах) и 100,4% (в сопоставимых ценах). Соответственно прирост товарооборота в действующих ценах за счет повышения производительности труда торгово-оперативных работников составил: за 9 мес. 2006 г. - 95,6%, за 9 мес. 2007 г. - 106,9%, темп роста составил 111,8%.
Влияние изменения численности работников и основных средств на развитие товарооборота рассмотрено в п.2.3 данной работы. Важное значение на экономические результаты деятельности организаций розничной торговли оказывают расходов на реализацию.
Таким образом, деятельность магазина "Восход" характеризуется быстрорастущими объемами товарооборота, ускорением оборачиваемости оборотных средств, ростом прибыли и увеличением рентабельности.
2.3 Оценка внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие товарооборота ООО "Маркет" (магазин "Восход")
В предыдущем разделе был проведен экономический анализ товарооборота магазина "Восход", а также изучены конечные показатели его деятельности за 9 месяцев 2007 г. Теперь необходимо дать оценку факторам повлиявшим на изменение товарооборота рассматриваемого магазина.
Прежде всего на товарооборот оказывает влияние такие факторы, как товарооборачиваемость. размер средних товарных запасов. Для изучения влияния этих факторов на динамику времени обращения отдельных товарных групп и товаров составим Приложение Л. Как видно из анализ данных Приложения Л Рост розничного товарооборота обеспечил ускорение оборачиваемости по всем товарным группам и товарам. В целом по магазину ускорение оборота товаров составило 23,4 дня. Наибольший рост скорости обращения товаров был отмечен по следующим товарным группам:
прочие продовольственные товары - 184,1 дня;
сахар - 70,1 дня;
винно-водочные изделия - 48,3 дня;
чай - 39,7 дня.
Как видно из Приложения Л, наибольшее ускорение оборачиваемости за анализируемый период произошло по товарам с длительными сроками хранения.
Наименьший рост скорости обращения товаров был отмечен по следующим товарным группам:
яйца - 6,0 дней;
кондитерские изделия - 6,7 дня;
мясо и мясопродукты - 8,8 дня.
Данные, товарные группы, по которым произошло наименьшее ускорение оборачиваемости за анализируемый период можно охарактеризовать как скоропортящиеся товары с короткими сроками хранения.
Как видно из Приложения Л, изменение сроков товарооборачиваемости произошло за счет изменения средних товарных запасов в целом по организации - на 17, 4 дня, за счет изменения объема товарооборота - на 6 дней. В разрезе товарных групп наибольшее влияние на время обращения товаров изменение средних товарных запасов оказало на следующие группы товаров:
прочие продовольственные товары - 154,3 дня;
сахар - 60,5 дней;
винно-водочные изделия - 44,3 дня;
чай - 38,4 дня.
Наименьшее влияние на время обращения товаров изменение средних товарных запасов оказало на следующие группы товаров:
яйца - без скорость товарооборота осталась без изменений;
кондитерские изделия - 0,1 дня;
мука, крупа и макаронные изделия - 1,1 дня.
В разрезе товарных групп наибольшее влияние на время обращения товаров изменение объема товарооборота оказало на следующие группы товаров:
прочие продовольственные товары - 29,7 дня;
мука, крупа и макаронные изделия - 17,2 дня;
непродовольственные товары - 16,8 дня.
Наименьшее влияние на время обращения товаров изменение средних товарных запасов оказало на следующие группы товаров:
молоко и молочные продукты; чай - 1,3 дня;
мясо и мясопродукты - 3,0 дня;
винно-водочные изделия, овощи и фрукты - 4,0 дня.
В целом ускорение оборачиваемости оборотных средств способствовало высвобождению оборотных средств, вложенных в товарные запасы.
Далее оценим влияние трудовых ресурсов на динамику товарооборота, используя данные Приложения К.
Расчет влияния численности персонала магазина "Восход" приведен в табл.2.3.1
Таблица 2.3.1 Расчет влияния изменения численности торгово-оперативных работников и их выработки на развитие розничного товарооборота по магазину "Восход", тыс. руб. РФ
Факторы | Влияние на выполнение плана товарооборота | Влияние на динамику товарооборота | ||
расчет | сумма | расчет | сумма | |
Изменение численности торгово-оперативных работников | (-2 х 1720,4) / 1000 | -3,4 | (55 х 1790,5) / 1000 | 98,5 |
Изменение производительности труда торгово-оперативных работников | (239 x 101) / 1000 | 24,1 | (169 х 101) / 1000 | 17,1 |
В том числе изменение производительности труда торгово-оперативных работников за счет повышения розничных цен на товары | х | х | (1959,8 - 1798) / 1000 | 1,2 |
Всего | х | 20,7 | х | 115,5 |
Источник: собственная разработка.
Как видно из табл.2.3.1., на развитие розничного товарооборота оказали следующие факторы:
изменение численности торгово-оперативных работников;
изменение производительности труда торгово-оперативных работников;
изменение производительности труда торгово-оперативных работников за счет повышения розничных цен на товары.
Рассмотрим влияние вышеуказанных факторов на выполнение плана розничного товарооборота и на динамику товарооборота.
В целом влияние вышеуказанных факторов обеспечило прирост товарооборота по отношению к плану, при этом:
изменение численности торгово-оперативных работников (привела к снижению товарооборота на 3,4 тыс. руб. РФ.;
изменение производительности труда торгово-оперативных работников привело к увеличению товарооборота на 24,1 тыс. руб. РФ.;
В совокупности влияние изменения производительности труда и изменения численности торгово-оперативных работников составило 24,1-3,7=20,7 тыс. руб. РФ.
Следующие факторы обеспечили прирост товарооборота за 9 мес. 2007 г. по отношению к аналогичному периоду прошлого года, при этом:
изменение численности торгово-оперативных работников (фактическая величина среднесписочной численности оказалась ниже планового значения на 2 чел) способствовало увеличению товарооборота на 98,5 тыс. руб. РФ.;
изменение производительности труда торгово-оперативных работников способствовало росту товарооборота на 17,1 тыс. руб. РФ.;
изменение производительности труда торгово-оперативных работников за счет повышения розничных цен на товары способствовало росту товарооборота на 1,2 тыс. руб. РФ.
В совокупности влияние изменения производительности труда и изменения численности торгово-оперативных работников, повышения производительности с учетом роста розничных цен на товары составило:
98,5 + 17,1 + 1,2 = 115,5 тыс. руб. РФ.
Рассмотрим влияние основных фондов магазина "Восход" на динамику товарооборота. Для этого произведем расчет фондоотдачи за 9 мес. 2006 г. (ФОб) и 9 мес. 2007 г. (ФОо) по формуле (14):
ФО б = 82363/1348 = 61,10 тыс. руб. РФ.
ФО о =197944/1352 = 146,41 тыс. руб. РФ.
Как видно из расчета, фондоотдача в 2007 г. увеличилась по сравнению с 2006 г. на 85,31 тыс. руб. РФ и составила 146,41 тыс. руб. РФ.
Далее рассчитаем влияние фондоотдачи основных фондов и среднегодовая стоимость основных фондов на розничный товарооборот используя формулы (15) и (16):
dТФО= (146,41-61,10) *1348 = 114997,88 тыс. руб. РФ,
dТОФ= (1352-1348) *146,41 = 585,64 тыс. руб. РФ.
Оценивая влияние внешних факторов на динамику товарооборота можно сказать, что на уровень товарооборота значительное влияние оказал рост цен. За счет ценового фактора товарооборот магазина "Восход" увеличился за 9 мес. 2007 г. на 19,8% по отношению к аналогичному периоду 2006 г.:
(197 944 - 181 600) / 82363 * 100 = 19,8%.
Проведем комплексный анализ влияния факторов внешней среды на динамику товарооборота магазина "Восход" за рассматриваемый период. В качестве основных факторов выберем среднемесячную зарплату работающих города, численность населения города и индекс цен. Исходные данный сведем в табл.2.3.2 и обозначим каждый фактор соответствующим индексом.
Таблица 2.3.2 Исходные данные для расчета влияния внешних факторов на развитие розничного товарооборота по магазину "Восход", тыс. руб. РФ
Показатель | 9 мес. 2006 г. | 9 мес. 2007 г. | Темп роста | Увеличение,% | Индекс |
Среднемесячная зарплата работающих города | 15,4 | 17,4 | 112,99 | 13,0 | а1 |
Численность населения города | 320,9 | 322,4 | 100,47 | 0,0047 | а2 |
Индекс цен | 100,0 | 109,0 | 109,00 | 0,09 | а4 |
Примечание. Источник: данные Мурманскстата.
Используя данные таблицы 2.3.2 составим систему линейных уравнений, отражающих динамику товарооборота, для того, чтобы найти удельный вес каждого из вышеперечисленных факторов на развитие розничного товарооборота по магазину "Восход".
Так как за предыдущий (базовый) период отсутствует динамика указанных факторов, то товарооборот составит (тыс. руб. РФ):
а1 + а2 + а3 = 82363 (31).
Тогда за 9 мес. 2007 г. величину товарооборота в сопоставимых ценах под влиянием динамики факторов табл.2.3.3 можно выразить следующей зависимостью:
1,13а1 + 1,005а2 = 181600 (32).
Соответственно величина товарооборота в фактических ценах под влиянием динамики факторов табл.2.3.3 можно составит:
1,13а1 + 1,005а2 + 1,09а3 = 197944 (33).
Решим данную систему уравнений. Тогда получим:
а1 + а2 + а3 = 82363;
а1 = 181600/1,005а2/1,13;
1,13а1 + 1,005а2 + 1,09а3 = 197944.
Далее из формул (32) и (33) найдем а3:
1,09а3 = 197944 - 181600 = 14994,495.
Соответственно а2 будет равно:
181600/1,136а2 + а2 = 82363 - 14994,495;
а2 = 2,696.
Тогда:
а1 = 82363 - 14994,495 - 2,696 = 67365,809.
Далее исходя из того, что в сумме степень влияния всех трех факторов должна быть равна 100% найдем удельный вес каждого из вышеуказанных факторов: