В частности, уделяется особое внимание форме носовой оконечности, ведь именно форштевень встречает первую волновую нагрузку. И если до начала восьмидесятых годов прошлого века нос судна выполнялся преимущественно с наклонным форштевнем, то все последующие суда снабжались бульбовым носом, конфигурация которого продолжает усовершенствоваться и по сегодняшний день с целью определения оптимально обтекаемой формы для каждого конкретного судна.
В достаточной мере на сопротивление воды влияют выступающие части корпуса, поэтому современные суда уходят от технических решений, предполагающих наличие пассивных успокоителей качки, протекторной защиты от коррозии и других элементов подводной части корпуса, увеличивающих его сопротивление.
Кроме того, одним из основных методов преодоления сопротивления является правильный подбор оптимальной мощности главного двигателя судна.
Виды судов и кораблей с динамическими принципами поддержания
Суднo на воздушной подушке (СВП) — тип судна с динамическим принципом поддержания, которое может двигаться с большой скоростью и над водой, и над твёрдой поверхностью (амфибийные СВП) на небольшом расстоянии над ним, на так называемой воздушной подушке, образованной нагнетаемым под днище воздухом.
Мореходные качества судов. Качка корабля.
Качка — регулярные поступательные (вертикальная, поперечная и поступательная) и вращательные (бортовая, килевая и рыскание) колебания корпуса судна под внешним силовым воздействием со стороны морского волнения и зыби.[1] Снижение мореходности судна связано с развитием бортовой и килевой качки, грозящих смещением грузов, разрушением внутрикорпусных связей и срывом тяжелых механизмов с фундаментов вследствие ускорений и ударных нагрузок в штормовом плавании. Суммарное действие килевой и вертикальной качки способно привести в состояние невесомости тяжелые грузы в носовых трюмах, что при удвоении (2•g) ускорения в обратной фазе штормового колебания корпуса будет угрожать опасными деформациями и нарушением герметичности обшивки корпуса.
Мореходные качества судов. Ходкость. Управляемость корабля.
мореходное качество, определяющее способность корабля (судна) выдерживать направление движения или изменять его в соответствии с перекладкой руля во время маневрирования. Характеризуется устойчивостью на курсе и поворотливостью. Корабли (суда) с повышенными требованиями к маневренности могут иметь подруливающее устройство.
Этапы проектирования корабля
Техническое задание.
Первый этап проектирования — составление технического задания. Оно является приложением к договору между заказчиком и исполнителем: верфью или конструкторским бюро. Это — самый важный этап рождения судна, ведь за ошибки, совершенные в это время, приходится дорого расплачиваться, поскольку может оказаться, что готовое судно не отвечает вашим мечтам, и тогда придется выполнять дорогостоящие работы по его переделке и переоборудованию.
Техническое задание составляется заказчиком и исполнителем совместно.В техническом задании на основе изучения предполагаемого характера эксплуатации судна, обобщения и анализа опыта и тенденций отечественного и зарубежного судоходства и судостроения развиваются и уточняются технико-эксплуатационные требования к судну.
В техническом задании обычно указывают:
Тип и назначение судна
Грузоподъемность и пассажировместимость.
Скорость хода
Тип энергетической установки
Район и дальность плавания
Автономность по запасам
Эксплуатационные ограничения
Класс классификационного обществ
Специальные требования: ходовые качества, судовые устройства и системы, навигационное оборудование, экологическая безопасность
Численность и состав экипажа
Требования к общему расположению, обитаемости и технике безопасности
Вышеуказанный перечень разделов технического задания может видоизменяться (сокращаться или дополняться) в зависимости от конкретных условий и типа проектируемого судна. При разработке содержания раздела необходимо особое внимание уделять специфическим особенностям, обусловленным типом и назначением данного судна. Также следует иметь в виду, что неоправданно жесткое фиксирование задаваемых требованиями технического задания судовых параметров ограничивает возможности проектанта в поиске и выборе оптимальных технических и конструктивных решений.
Техническое задание согласовывается с заказчиком судна и после утверждения становится исходным документом на разработку проекта.