Проходные секции отличаются от разгрузочных сплошным днищем и отсутствием задвижки. Для наблюдения за работой конвейера в боковых стенках секций сделаны круглые смотровые окна.Загрузочные отверстия пробивают в крышках короба не бли-же 500...700 мм от места присоединения секций к приводной или натяжной станциям.
Особенностью натяжных станций конвейеров типа Т1-ТСЦ является шарнирное соединение оси звездочки с подвижными гайками натяжных винтов, что исключает перекосы и облегчает регулирование натяжения цепи. Для очистки цепи от остатков груза натяжная станция снабжена щетками.
Длину конвейера (в пределах максимальной паспортной), число разгрузочных и проходных секций, исполнение привода указывают при заказе согласно графической спецификации. Длина проходных секций 1,5; 1,0 и 0,5 м, разгрузочных - 1,5 м. Конвейеры можно устанавливать под углом до 10°. Техническая характеристика конвейеров типа Т1-ТСЦ приведена в табл. 5.36.
Цепные конвейеры типа КЦМ. Предназначены для горизонтального перемещения муки и мучнистых продуктов (рис. 5.20, табл. 5.37).
Секции конвейера представляют собой сборные короба прямоугольного сечения, на дно которых уложен деревянный настил с боковой направляющей для тяговой цепи.
Секции имеют загрузочные и разгрузочные устройства. Привод заслонок ручной и автоматический. Приводная станция снабжена устройством контроля обрыва цепи. Максимальная длина конвейера типа КЦМ 60 м.
Цепной конвейер ТСЦ. Предназначен для транспортирования отходов после очистки зерна в зерноочистительных машинах. Привод конвейера, смонтированный на горизонтальной раме, состоит из электродвигателя и червячного редуктора. Цепь со скребками перемещает отходы по днищу коробов. В месте перегиба цепи установлен ролик. Конвейер загружают через отверстие в крышке горизонтального короба (выполняют по месту), а разгружают - через патрубок в верхней части наклонного короба.
Длина конвейера может быть уменьшена на величину, кратную 1000 и 2000 мм. Угол подъема устанавливают при заказе.
Элементы конвейеров
Желоба. Желоба конвейеров с высокими скребками изготавливают открытыми по форме скребков - прямоугольного, трапецеидального или полукруглого сечения. В конвейерах сплошного волочения желоба выполняют закрытыми, герметичными. Желоба изготавливают в основном из листовой стали толщиной 4...6 мм отдельными штампованными или сварными секциями длиной 3...6 м. В крышке желоба предусматривают смотровые люки; днище желоба делают съемным для замены новым при износе или для повышения долговечности наплавляют износостойким материалом.
Секции между собой соединяют болтами или с помощью специальных безболтовых соединительных элементов, обеспечивающих быструю разборку и сборку желоба.
Ширину желоба выбирают с учетом размеров кусков транспортируемого груза: в одноцепных конвейерах она должна в З...3,6 раза превышать размер наибольших кусков, а в двухцепных - в 2,0... 2,5 раза.
Тяговый элемент. В качестве тяговых элементов в конвейерах с высокими сплошными скребками применяют пластинчатые втулочно-катковые цепи (ГОСТ 588} с гладкими и разборными катками. Могут быть использованы также тяговые разборные (ГОСТ 589), круглозвенные (ГОСТ 2319), пластинчатые роликовые (ГОСТ 588); в этих случаях скребки снабжают катками.
В конвейерах со сплошными низкими и контурными скребками тяговым элементом служат пластинчатые втулочные или втулочно-роликовые цепи (ГОСТ 588), вильчатые {ГОСТ 12996) или круглозвенные цепи (ГОСТ 2319).
Скребки. Скребки изготавливают из листовой стали толщиной 3... 8 мм или из полимерных материалов.
Высокие скребки имеют прямоугольную, трапецеидальную или полукруглую форму. Крепление скребков к цепям осуществляется с помощью сварки или крепежных деталей. Зазор между скребками и стенками желоба принимают равным 3...8 мм.
Контурные скребки изготавливают вместе со звеньями цепи или отдельно и прикрепляют их к пластинчатым или вильчатым цепям.
Натяжные устройства. Натяжные устройства скребковых конвейеров — винтовые или пружинно-винтовые. Ход натяжного устройства не менее 2,0 шага цепи.
В скребковых конвейерах применяют электрический привод с передаточными механизмами редукторного типа. В передаточный механизм привода целесообразно устанавливать предохранительное устройство (срезной штифт или муфту предельного момента) для предохранения конвейера от поломок при случайных перегрузках (образовании заторов, заклинивании кусков груза).
Загрузка желоба может осуществляться в любом месте по всей его длине; разгрузка - через отверстия, расположенные в дне желоба и перекрываемые задвижками.
Перемещение груза может осуществляться по нижней, верхней или одновременно по нижней и верхней ветвям в разные стороны. Нижнюю ветвь загружают сверху через холостую ветвь или подают груз сбоку по крутонаклонному лотку.
Верхнюю рабочую ветвь загружают, засыпая груз сверху, а разгружают через нижнюю холостую ветвь или через отводные боковые лотки.
Расчет конвейеров
Исходные данные. Для проектирования скребковых конвейеров необходимы те же данные, что и для проектирования пластинчатых конвейеров - производительность, груз и его физико-механические свойства, схема и размеры трассы, а также режим работы.
Как и при расчете других транспортирующих машин, уточняются данные для расчета - размеры кусков груза, плотность груза, угол естественного откоса, коэффициенты трения и т. д. Выбирается число тяговых цепей, что обусловливается производительностью, шириной скребка, длиной транспортирования, а главное - устойчивостью положения скребка. Исходя из последнего, для скребков шириной до 400 мм применяют одну тяговую цепь, при большей ширине - две цепи. По рекомендациям, приведенным выше, выбирают тип цепи.
Определение размеров желоба. Площадь поперечного сечения желоба А и его размеры определяют по заданной производительности.
Для конвейеров с высокими скребками
угол наклона конвейера, град 0 10 20 30 35 40 коэффициент Ки для груза:
легкосыпучего 1,0 0,85 0,65 0,5 -
плохосыпучего кускового 1,0 1,0 1,0 0,75 0,60 0,50
Для конвейеров с высокими скребками принимают:
(5.62)
где кж - коэффициент соотношения ширины и высоты желоба; кж - 2,4...4,0 (меньшие значения для одноцепных конвейеров, большие - для двухцепных).
Значение Вж, подученное из формулы (5.61), округляют до ближайшего большего, соответствующего нормальному ряду 200, 250, 320, 400 500, 650, 800, 1000 и 1200 мм. Полученную ширину желоба необходимо проверить по гранулометрическому составу транспортируемого груза; для сортированных грузов и для рядовых грузов
Скорость перемещения тягового элемента принимают с учетом свойств груза (абразивности) и производительности конвейера в пределах 0,1..1,0 м/с. При принятых по расчету значениях Вж и hж, необходимо уточнить величину скорости тягового элемента по формуле
Тяговый расчет. Тяговый расчет ведут общеизвестным методом обхода по контуру трассы, начиная расчет с точки наименьшего натяжения: у горизонтальных конвейеров Fmin в точке 1 сбегания цепи с приводной звездочки (рис. 5.21), у наклонных и комбинированных конвейеров точка с Fmin в зависимости от соотношения L и Н может быть в точке сбегания цепи с приводной звездочки (точка 1) или в точке пересечения наклонных и горизонтальных участков (точка 2)-
Ориентировочно если LГ w > H, то Fmin находится в точке 1, если LГ w <H,то в точке 2; для комбинированных конвейеров если LГ w > H, то Fmin - в точке 1, если
LГ w <H, то Fmin - в точке 2,
где w - коэффициент сопротивления движению элементов тяговой цепи; для цепей с ходовыми катками wх.к = 0,10,..0,13; для цепей без катков w = 0.25...0.4
Минимальное натяжение цепи из условий устойчивости скребка принимаем равным Fmin = (1,0...3,0) кН.
При обходе трассы от точки с Fmin по направлению движения цепи согласно формулам (5.21) и (5.21а) определяем натяжения в характерных точках трассы.
Линейную силу тяжести (Н/м) ходовой части конвейера (тяговой цепи со скребками) определяем по каталогам или ориентировочно:
Рис 5,21. Расчетная схема конвейера с контурными скребками (а) и диаграмма растягивающих усилий в тяговом элементе (б)
При расчете сопротивлений на участках перемещения груза по желобу коэффициент сопротивления перемещению груза wг, учитывающий сопротивление от трения груза о дно и стенки стального желоба, приближенно можно принять
wг = (1,1...1,03)f, где f - коэффициент трения груза по желобу.
В остальном тяговый расчет, выбор двигателя и других элементов конвейера проводятся так же, как и для пластинчатых конвейеров.
Для скребковых конвейеров со сплошными низкими скребками ширина желоба
(5.64)
где hг - высота слоя груза, м; для конвейеров с крутонаклонными участками
(а = 35...60') высота слоя груза равна высоте скребка; для горизонтальных и пологонаклонных конвейеров обусловливается свойствами транспортируемого груза и принимается по экспериментальным данным или приближенно по формуле
hг = (0,3.,.В,6)Вс, но не менее высоты hс (меньшая величина для пылевидных грузов, большая - для зернистых); ширина скребка Вс ≈ Вж - (5...15) мм; v - скорость транспортирования; v = 0,1...0,8 м/с,, ф – коэффициент, учитывающий объем, занимаемый цепью со скребками; ф = 0,8„.0,85; кn – коэффициент снижения производительности, для пологонаклонных конвейеров — в зависимости от угла наклона.
Тяговый расчет конвейеров с низкими скребками выполняется так же, как и для конвейеров с высокими скребками, Производительность конвейеров с контурными скребками (5.65)
где kг— геометрический коэффициент, учитывающий объем, занимаемый цепью со скрепками;
kг = 0,85...0,90; kv — скоростной коэффициент, учитывающий отставание груза от цепи, для горизонтальных и попогонаклонных конвейеров с углом наклона до 20° kv = 0,9...0,8; для конвейеров вертикальных, крутонаклонных и с комбинированной трассой kv = 0,8...0,45 {большие значения принимают при транспортировании зернистых, меньшие — пылевидных насыпных грузов); ky —коэффициент уплотнения груза в желобе; ky = 1,05,…, 1,1; Вж - ширина желоба, м; hж - высота рабочей части желоба, м; v - cкорость цепи со скребками; v - 0,2...0,4 м/с.
Шаг скребков
где kс — конструктивный коэффициент, для конвейеров с прямолинейной трассой kс = 2…6, для конвейеров с комбинированной трассой, имеющей вертикальные участки, kс = 2…4; tс - шаг цепи.
Ширину желоба определяют, исходя из заданной производительности конвейера, причем коэффициент соотношения ширины и высоты рабочей части желоба kж = ВЖ/hЖ = 1,4…1,б. В соответствии с типоразмером выбирают ширину желоба, ближайшую большую по отношению к полученной расчетом, и высоту желоба. Выбранный размер Вж проверяют по гранулометрическому составу: для рядовых грузов Вж ≥{3,3.„3,6) a max, для сортированных грузов Вж ≥{6,0.„7,4) a max.
В зависимости от ширины желоба выбирают геометрические размеры скребка; толщину скребка {3,0...8,0) мм.
Тяговый расчет выполняют методом обхода по контуру. Минимальное натяжение цепи для конвейеров с прямолинейной трассой принимают Fmin = 0,5...1,0 кН, для конвейеров с поворотами Fmin = 1,5...2,0 кН.
Нагрузка конвейера на 1 м длины, как сумма массы самой цепи и массы скребков, может быть приближенно определена по формуле
(5.66)
где kк - коэффициент, учитывающий размеры желоба, для ширины желоба Вж ≤ 400 мм kк = 46…48; для Вж ≥ 400 мм kк = 60...62; cс - коэффициент формы скребков; для горизонтальных конвейеров cс = 1, для крутонаклонных и вертикальных конвейеров cс = 1,35.
Сила сопротивления движению холостой (порожней) ветви скребковой цепи на горизонтальных и наклонных участках прямолинейного
пути
(5.67)
где L - длина расчетного участка конвейера, м; fц - коэффициент трения цепи о желоб (для стальных желобов fц = 0.3…0.4, для деревянных fц = 0.5...0.7); а - угол наклона расчетного участка конвейера, асопротивление перемещению груза и цепи на горизонтальных и пологонаклонных участках рабочей (груженой) ветви
(5.68)
Где f - коэффициент трения перемещаемого груза о стенки желоба; nб - коэффициент
бокового давления;
, здесь k - эмпирический коэффициент; k1 = 1,1,..1,2; ф ~ угол естественного откоса.
Сопротивление движению на крутонаклонных участках груженой ветви
где р = А р kу/(l фв - bцfв) - давление на стенки желоба при перемещении грузa, здесь А = bцfв -площадь сечения слоя груза в пределах контурного скребка (рис. 5.19, а); bц- внутренняя ширина контурного скребка (ширина в свету), мм; hц- внутренняя высота контурного скребка, мм; l = bц + 2hц - часть периметра сечения грузового слоя, ограниченная внутренним контуром скребка и не соприкасающаяся со стенками желоба.
Сила сопротивления на криволинейных участках желоба
где w - коэффициент сопротивления, принимают равным w1= fц;
β - угол наклона трассы к горизонту, рад.
Сила сопротивления перемещению скребкового полотна по вертикальному участку в пределах холостой (порожней) ветви
а перемещение груза и скребкового полотна в пределах рабочей (груженой) цепи
, (5.71)