РАСЧЕТ ПЛАСТИНЧАТОГО И СКРЕБКОВОГО КОНВЕЙЕРА
Методические указания к курсовому проекту по дисциплине «Подъемно-транспортные установки»
Набережные Челны
2006 год.
Печатается по решению научно-методического совета Камской государственной инженерно-экономической академии.
Расчет пластинчатого и скребкового конвейера: Методическое указание к курсовому проекту/ Составитель Галиакбаров А.Т.. – Набережные Челны: ИНЭКА, 2006. - 11 с.
Методические указания предназначены в помощь студентам при подготовке и выполнении курсового проекта по курсу «Подъемно-транспортные установки»
Ил.: 2.
Рецензент к.т.н., доцент
Камская государственная
инженерно-экономическая академия
2006 г.
ПЛАСТИНЧАТЫЕ КОНВЕЙЕРЫ
Пластинчатыми называют конвейеры, перемещающие грузы на настиле, образованном из отдельных пластин, прикрепленных к гибкому тяговому элементу или составляющих одно целое с ним. Во избежание падения груза с настила в ряде случаев конвейеры снабжают неподвижными или подвижными (перемещающимися вместе с настилом) бортами.
Типы и область применения
Пластинчатые конвейеры (рис. 5.15, а) применяют для транспортирования насыпных (крупнокусковых, абразивных), волокнистых и штучных грузов.
Рис. 1. Пластинчатый конвейер: а — внешний вид: 1 — приводная звездочка; 2 — цепь; 3 — пластина; 4 — каток; 5 — направляющая тина; 6 —станина; 7—загрузочная воронка; и1—натяжная звездочка; 9— натяжное устройство; 10 — разгрузочная воронка; 11 — редуктор; 12 — электродвигатель; б— ходовая часть конвейера с плоским настилом и тяговым элементом
При перемещении пластинчатым конвейером грузы-изделия иногда подвергаются технологическим операциям - мойке, окраске, охлаждению и т. п.
|
По конструкции настила и расположению трассы различают вертикально замкнутые конвейеры общего назначения (горизонтальные, наклонные и комбинированные) и изгибающиеся конвейеры с пространственной трассой. К специальным пластинчатым конвейерам условно относят планочные и прутковые конвейеры, эскалаторы и т. п.
Пластинчатые конвейеры бывают стационарными и передвижными.
Примерная область применения пластинчатых конвейеров приведена в табл. 5.31.
Основные параметры и размеры пластинчатых конвейеров выбирают из следующих предусмотренных ГОСТ 22281 рядов:
Ширина настила, мм 400; 500; 650; 800; 1000; 1200; 1400; 1600
Высота борта (внутренний размер) 80; 100; 125; 160; 200; 250; 315; 365; 400; 450; 500
Hб,мм
Шаг тяговой цепи, мм 80, 100; 125; 160; 200,250; 315; 400; 500; 630; 800
Число зубьев звездочек 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13
Скорость ходовой части, м/с 0,10; 0,016; 0,025; 0,040; 0,050; 0,063; 0,080; 0,100;
0,125; 0,160; 0,200; 0,250; 0,315; 0,400; 0,500; 0,630, 0,800, 1,0
Номинальная производительность 10; 16; 25; 32; 40; 63; 80; 100; 125; 160; 200; 250; 320; 400;
по насыпному грузу, м3/ч 500; 630; 800; 1000; 1250; 1600; 2000
Пластинчатые стационарные конвейеры общего назначения(ГОСТ 22281)
Конструктивная схема настила | Тип конвейера и обозначение | Область применения |
Плоский разомкнутый ПР Для транспортирования штучных грузов
Плоский сомкнутый ПС Для транспортирования тарно- штучных и насыпных (кусковых) грузов
Безбортовой волнистый Для транспортирования средних и тяжелых тарно-штучных и насыпных грузов температурой до 300 °С, требующих повышенной защищенности ходовой части от просыпи. Возможность работы при угле наклона до 30°
|
Бортовой волнистый БВ Для транспортирования насыпных грузов. Возможность работы при угле наклона до 30°
Коробчатый КМ Для транспортирования насыпных Грузов
Коробчатый глубокий КГ То же
Ширину настила при транспортировании штучных грузов выбирают в зависимости от габаритных размеров груза, так же как и для ленточных конвейеров.
Элементы конвейеров
Грузонесущий элемент. Согласно ГОСТ 22281 грузонесущим элементом является настил; его изготавливают из стальных пластин, пластмассовых или деревянных планок. Определяющим в конструктивном исполнении настила является вид груза, подлежащий транспортированию.
В зависимости от конструкции настила ГОСТ 22281 устанавливает шесть типов конвейеров (см. табл. 5.31); конвейеры каждого типа изготавливают двух исполнений - с катками и без катков. У конвейеров первого типа ходовые катки служат опорными элементами; в конвейерах без катков опорными элементами служат ролики, укрепленные на станине, по которым движутся втулочные или роликовые цепи конвейера.
Тяговый элемент. Согласно ГОСТ 588 тяговым элементом пластинчатых конвейеров служат, как правило, две пластинчатые катковые цепи (для конвейеров первого исполнения) или две втулочные, роликовые или круглозвенные цепи (для конвейеров второго исполнения),
В пищевой промышленности широко используют конвейеры легкого типа с плоским петлевым настилом для транспортирования мелких штучных грузов (бутылки, банки, мелкие детали). В этих случаях конвейерные цепи объединяют с настилом (см. рис. 5.15, б); такой настил скользит по металлическим или пластмассовым направляющим путям.
|
Видом тягового элемента определяется и конструкция звездочек и блоков.
Натяжное устройство. Пластинчатые конвейеры снабжены винтовым или пружинно-винтовым натяжным устройством. Они обычно устанавливаются на концевых звездочках, причем в двухцепных конвейерах одну из концевых звездочек насаживают на вал без шпонки, что обеспечивает ее самоустановку по положению шарниров цепи. Ход натяжного устройства зависит от шага тяговой цепи (не менее 1,6...2шага).
Привод конвейеров общего назначения (обычно один) располагается в головной части. Состоит из приводных звездочек, передаточного механизма и электродвигателя: приводные звездочки (ГОСТ 592) имеют 6...12 зубьев; передаточный механизм - редуктор или редуктор с дополнительной зубчатой или цепной передачей. При необходимости плавного бесступенчатого изменения скорости между электродвигателем и редуктором устанавливают вариатор скорости.
Опорные конструкции. Направляющие пути изготавливают из уголков, швеллеров, а для тяжелых конвейеров - из узкоколейных рельсов. Станину конвейера выполняют в виде отдельных секций длиной 4...6 м, сваренных из прокатных профилей.
Расчет конвейеров
Исходные данные. Для проектного расчета исходными данными являются производительность, вид груза и его физико-механические свойства (масса, размеры, насыпная плотность и др.), схема трассы и режим работы.
Задачей проектного расчета, как указано в - 5.4, является определение геометрических параметров конвейера, выбор типа, размера тягового элемента, расчет мощности привода, выбор электродвигателя и передаточного механизма.
Выбор типа настила и определение его ширины. Тип настила выбирают в зависимости от вида груза согласно ГОСТ 22281. Для штучных грузов используют настилы всех типов, но предпочтительными являются плоские безбортовые; для насыпных грузов - безбортовые плоские сомкнутые и волнистые настилы с неподвижными бортами; при транспортировании насыпных и штучных грузов, преимущественно горячих - бортовые плоские и волнистые настилы, для исключительно насыпных грузов при больших углах наклона (до 45...60°) -бортовые коробчатые.
Угол наклона а конвейера определяется характеристикой транспортируемого груза. Для насыпных грузов
при гладком настиле а = фд - (6...90);
при волнистом настиле а = фд - (3...50),где фд — угол трения груза о настил в движении.
Меньшие значения в скобках - для настилов с бортами, большие - без бортов.
В любом случае а≤ ф1 - 50, здесь - угол естественного откоса груза в движении.
Ширину настила Вn(м) конвейера при транспортировании сыпучих
грузов определяют, исходя из заданной производительности:
Q = 3600 *A υ p, (5.51)
где А = A1 - площадь сечения насыпного груза на настиле без Сортов (рис. 5. 16, а):
где А = A2 + A3 - площадь сечения насыпного груза на настиле с бортами(рис.5.16, б, в):
Исходя из этого, ширина настила без бортов (м) при транспортировании насыпных грузов
(5.52)
Ширина настила с бортами (подвижными или неподвижными)
(5.53)
где Кн — коэффициент, учитывающий уменьшение площади поперечного сечения груза на наклонном участке конвейера (табл. 5.32); ф1 - угол естественного откоса груза в движении, ф1 =(0,32...0,45°) ф, здесь ф - угол естественного откоса груза в покое;
- коэффициент наполнения сечения настила по высоте бортов h6; ф = 0,65...0,8.
Рис.5.16. Поперечное сечениенасыпного груза на настиле пластинчатого конвейера; - без бортов; б - с подвижными бортами; с - с неподвижными бортами
5.32. Значения коэффициента Kн для пластинчатых конвейеров
Угол наклона, град | Настил |
без бортов | с бортами |
До 10 1,00 1,00
10...20 0,90 0,95
Свыше 20 0,85 0,90
Скорость конвейера выбирают обычно в пределах 0,05... 0,63 м/с (пределы скоростей по нормальному ряду по ГОСТ 22281). При использовании в качестве тягового элемента сварных круглозвенных цепей скорость можно увеличить до 1,25 м/с.
При определении ширины настила по формуле (5.53) предварительно выбирают высоту борта:
Наибольший размер куска груза, мм 160 200 250 350 450
Наименьшая высота борта, мм 100 125 160 200 250
Ширину настила при транспортировании штучных грузов выбирают с учетом их габаритных размеров и способа укладки:
(5.54)
где Br - наибольший поперечный размер груза, м.
Полученную по формулам (5.53) и (5.54) ширину настила необходимо округлить до ближайших (из нормального ряда) размеров по ГОСТ 22281.
Выбор типоразмера цепи. Максимальное статическое натяжение цепей Fcr.max (цепи) пластинчатого конвейера с подвижным бортовым или безбортовым настилом можно ориентировочно для проектного расчета и предварительного выбора типоразмера цепи определить по приближенной формуле
(5.55)
где Fmin - наименьшее натяжение цепей; для пластинчатых конвейеров Fmin =2,0... 3,0 кН; w — коэффициент сопротивления движению ходовой чести конвейера; для втулочно-катковых цепей
qг—линейная нагрузка на 1 м длины от груза, Н/м; qк - линейная нагрузка на 1 м длины от движущихся частей конвейера, Н/м: при ориентировочных расчетах значения коэффициента сопротивления можно приникать по табл. 5.33.
5.33Ориентировочные значения коэффициента w для пластинчатых цепей
здесь Вн — ширина настила, м; А н — коэффициент, зависящий от типа настила, Н/м; для стального бортового настила ориентировочные значения А н я принимают по табл. 5.34;
Ориентировочные значения коэффициента Ан для стального настила
Легкий 350 500 700 400 500 700
Средний 500 600 900 600 700 1000
Тяжелый 700 1000 1300 800 1100 1500
LГ, LХ — длина горизонтальной проекции груженой и холостой (незагруженной) ветвей конвейера, м; H — высота подъема груза, м; Wб — сопротивление трения груза о неподвижные борта, Н:
(5.57)
здесь f - коэффициент трения насыпного груза о стенки борта (см. приложение 16); h6 - рабочая высота борта; l6 - длина бортов; nб — безразмерный коэффициент бокового давления:
для приближенных расчетов принимаютnб = 1.
При скорости полотна выше 0,10 м/с тяговые цепи следом рассчитыватьс учетом динамических нагрузок:
(5.58)
где Fр - расчетная нагрузка, Н; Fд- динамическая нагрузка, действующая на цепь, Н;
Кд - коэффициент динамических нагрузок; при скорости полотна от 0,1 до 0,3 м/с Кд= 1,15; выше 0,3 м/с - Кд = 1,25.
Далее определяют разрушающую нагрузку Fразр ≥ nFр и выбирают типоразмер цепи.
Если тяговый элемент двухцепной, то расчетная нагрузка на одну цепь
(5.59)
где Fр2 - расчетная нагрузка, определенная по формуле (5.58); Кн - коэффициент неравномерности распределения нагрузки между тяговыми цепями, Кн ≈ 1,6...1,8.
Выбор двигателя. Тяговое усилие (в Н) на приводных звездочках
(5.60)
где Fmin - минимальное натяжение цепи, Н; Fmin - (2,0...3,0:)Н; Wзе - сила сопротивления вращению приводных звездочек, Н [см. формулу (5.35)]:
где ξ - обобщенный коэффициент сопротивления вращению звездочек; ξ = 0,04…0,07.
Потребная мощность двигателя (кВт)
При проектировочном расчете можно ограничиться этими результатами. При подробном расчете необходимо провести тяговый расчет по отдельным участкам (см. § 5.4). По уточненному максимальному натяжению тягового элемента следует провести проверочный расчет выбранной ранее цепи на прочность, определить мощность двигателя и выбрать двигатель. Определить необходимое передаточное отношение между валом двигателя и приводным валом конвейера и составить кинематическую схему привода конвейера.
СКРЕБКОВЫЕ КОНВЕЙЕРЫ
Скребковые конвейеры - это транспортирующие машины, в которых груз перемещается волочением по желобу или трубе прямоугольного или круглого сечения.