Внешнеэкономической предпринимательской деятельности




ТЕМА 4. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные направления развития

внешнеэкономической предпринимательской деятельности

Все возрастающую роль в экономике страны занимает внешнеэкономическая деятельность российских предпринима­тельских структур. Эффективное развитие отношений связей с зарубежными партнерами способствует процессу интеграции в общую систему мирохозяйственных связей

В постиндустриальном обществе в эпоху быстрого разви­тия современных информационных технологий усиливается конкуренция российских и зарубежных коммерческих фирм за покупателей. Сегодня коммерческие компании и предприятия должны обеспечивать разнообразие производимой продукции, диверсификацию своего производственного потенциала и хозяй­ственной структуры, расширение ассортиментного состава, рост товарооборота, повышение сервисности в интересах обслужи­ваемых ими потребителей, совершенствование организационных структур управления.

Внешнеэкономические связи (ВЭС) представляют собой гибкую многоцелевую систему торгово-экономических, валютно-финансовых, производственных и научно-технических взаимоотношений российских предприятий и организаций с за­рубежными контрагентами. Их усилия направлены на создание развитой структуры международных каналов товародвижения с достаточно интенсивным уровнем товаропотоков и развитие новых прогрессивных форм международного сотрудничества.

Объективной основой формирования внешнеэкономических связей является международное разделение труда, углубление специализации и кооперирования на мировом рынке, как базы для расширения международного обмена товарами, услугами, знаниями в целях получения наибольших экономических выгод с учетом разницы между интернациональной и национальной стоимости экспортируемых и импортируемых видов продукции, работ и услуг.

В настоящее время ВЭС России включают следующие фор­мы: внешняя торговля, совместные предприятия на территории России и за рубежом, иностранные предприятия на территории России, международные объединения и организации, лизин­говые фирмы, сотрудничество на компенсационной основе, переработка давальческого сырья, привлечение иностранной рабочей силы, научно-техническое сотрудничество, торговля лицензиями и технологиями, иностранный туризм и прочие формы международного экономического сотрудничества (биржи, ярмарки, торговые дома, ассоциации и др.).

Формирование и развитие внешнеэкономических связей России осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

• внешнеэкономические связи осуществляются в рамках обеспечения экономической безопасности и защиты экономиче­ских интересов России и всех участников внешней торговли — российских юридических и физических лиц;

• внешнеэкономические связи являются составной частью внешней политики РФ;

• внешнеэкономические связи могут быть реализованы в рамках единой системы государственного регулирования и контроля, осуществляемого в целях решения государственных задач;

• внешнеэкономическая деятельность проводится в рамках единства таможенной территории РФ с учетом приоритетов государственного регулирования внешнеэкономических связей,

равенства интересов участников товарооборота и защиты их законных прав со стороны государства;

• отношения отечественных предприятий, фирм, компаний с иностранными партнерами в процессе международного обмена строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств.

В России последовательно развивается и функционирует внешнеэкономический комплекс, представляющий совокупность объединений, предприятий, фирм, компаний, совместных пред­приятий, внешнеторговых и других организаций различных от­раслей, производящих и реализующих экспортную продукцию, а также закупающих и перерабатывающих импортные товары. Правовую основу государственного регулирования и управления в сфере внешнеэкономической деятельности составляют: Кон­ституция РФ, Таможенный кодекс РФ, федеральные законы и правовые акты РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России.

Функционирование внешнеэкономического комплекса осуществляется в рамках Федерального закона РФ № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Основные положения этого за­кона устанавливают правила международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллекту­альной деятельности, в том числе исключительными правами на них. Формирование внешнеэкономических связей предполагает открытость национальной экономики и ее интеграцию в мировое хозяйство.

Специфика современного международного сотрудничества заключена в активизации мирового рынка услуг, прежде всего, торгово-посреднических по реализации и закупке товаров на этом рынке, организации доставке грузов от изготовителей ко­нечным потребителям, их страхованию и финансово-кредитному обеспечению. Бурное развитие торгово-посреднических услуг на мировом рынке проявляется через создание и успешное функционирование транснациональных корпораций в виде международных торговых домов с интернациональным характером их деятельности.

Среди основных предпосылок развития внешнеэкономиче­ского взаимодействия стран следует выделить: неравномерность экономического развития различных стран мира, его межотрас­левую структуру; различную специализацию промышленного и сельскохозяйственного производства; специфику в наличии внутренних трудовых, сырьевых и финансовых ресурсов в каж­дой стране; различный уровень научно-технического прогресса; особенности географического положения, а также характер политических отношений.

Обосновывая целесообразность формирования внешне­экономических связей, основоположник экономической теории Адам Смит отмечал: "Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее в обмен на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом".

Повышение роли России в мировом товарообороте возмож­но при активном ее участии в работе международных органи­заций, где она является полноправным членом или собирается стать им.

Большую роль в регулировании международной коммерческо-торговой деятельности и в устранении препятствий для ее развития играют международные экономические организации. Самой крупной организацией на международной арене, диктую­щей правила, регулирующей мировую торговлю, является Гене­ральное Соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразо­ванное в 1994 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО).

В уставе ВТО помимо старых правил ГАТТ, запрещающих демпинг, введение импортных квот и ценовую дискриминацию, появились новые правила, регулирующие ранее не затронутые области торговли, такие как банковские, страховые и транс­портные услуги. Новые ограничения затронули также сельское хозяйство и торговую политику, связанную с ним. Широко известные своим протекционизмом в области производства сельхозпродукции Европейский союз и Япония под влиянием ВТО согласились на постепенное снижение своих таможенных тарифов, прежде всего в отношении импорта сельхозпродукции из развивающихся стран мира.

ВТО уделяет большое внимание защите патентных, ли­цензионных и авторских прав, а также прав на торговую марку. Пиратское копирование продуктов, получившее широкое рас­пространение в странах Юго-Восточной Азии, Китае, нанесло многомиллиардный ущерб США, Европейскому союзу и Японии. Для разрешения конфликтов в рамках ВТО был создан Суд ВТО в области решения спорных вопросов в международной торговле.

Успешному решению международных вопросов торговли способствует созданная в 1964 г. в рамках ООН Конференция Объединенных Наций по торговле и ее развитию — ЮНКТАД, исполнительным органом которой является Совет по торговле и развитию. Основная цель ЮНКТАД — поощрять междуна­родную торговлю между странами разных уровней развития, странами, имеющими различные социальные и экономические системы.

Кроме ВТО и ЮНКТАД существенную роль в поступатель­ном развитии международной торговли выполняют Междуна­родный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития в части выделения инвестиций и льготных кредитов для финансирования проектов, направленных на экономический рост и развитие национальной экономики развивающихся стран мира.

Все большее влияние на мировую экономику в последнее время оказывают межгосударственные торговые коалиции, соз­дание которых осуществляется в целях защиты региональных рынков от внешнего импорта, а также эффективного исполь­зования более выгодных условий того или иного региона или страны.

Межгосударственные торговые коалиции характеризуются более глубоким внутренним экономическим сотрудничеством за счет проведения единой торговой политики стран-участниц, общих торговых барьеров против внешнего мира, политики экономического благоприятствования между странами внутри коалиции.

В настоящее время на международной арене успешно функционируют пять межгосударственных торговых коалиций, а именно:

1. European Union Европейский союз (ЕС). В его состав входят Франция, Германия, Италия, Голландия, Бельгия, Люк­сембург, Великобритания, Ирландия, Дания, Греция, Португа­лия, Испания, Швеция, Финляндия, Австрия и др. Характерные черты сотрудничества Союза:

• отсутствие торговых и таможенных барьеров между стра­нами внутри Союза;

• свободное продвижение капитала, продуктов, услуг и ра­бочей силы внутри Союза;

• общая внешняя торговая политика по отношению к стра­нам вне Союза, с элементами жесткого протекционизма;

• общая экономическая политика, направленная на снижение инфляции, стабилизацию прироста валового национального про­дукта, уменьшение внешней государственной задолженности;

• образование центральных регулирующих органов Союза: Комиссия ЕС, Парламент ЕС, Суд ЕС, Фонд и Центральный банк (ЕС).

Летом 1998 г. плавающий курс европейских валют был за­менен твердым, а с начала 1999 г. в оборот была введена новая общеевропейская валюта — EURO.

Большую роль в развитии внешнеэкономической дея­тельности коммерческих структур на европейском континенте выполняет Международный торговый центр (МТЦ) при Евро­пейском Экономическом Сообществе. В своей деятельности он решает задачи по оказанию методологической помощи разви­вающимся странам при организации торговли за рубежом через выделение необходимых субсидий и оказание безвозмездных консультаций.

2. EFT A Европейская Ассоциация Свободной торговли. Она включает в себя четыре страны — Норвегию, Исландию, Швейцарию, Лихтенштейн. Общий рынок этих стран насчиты­вает около 15 миллионов потребителей и тесно связан с рынком Европейского Союза за счет оформленных совместных договоров. Но в отличие от Европейского союза EFTA стремится не к глубо­кой экономической интеграции, а лишь к развитию и улучшению торговли на общеевропейском рынке.

3. ASEAN Ассоциация Юго-Восточных Азиатских госу­дарств, включающая в себя десять стран мира: Китай, Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Малайзию, Индонезию, Бру­ней, Папуа Новую Гвинею. Коалиция была создана под давле­нием Китая, США и Вьетнама в целях стабилизации экономиче­ского развития данного региона. Экономическое развитие стран ASEAN осуществлялось благодаря финансовой поддержке США и Японии, а также торговле полезными ископаемыми и нефтью этого региона. Сингапур и Малайзия, как страны с более высо­ким уровнем развития, с созданием коалиции получили доступ к рынкам сбыта других стран региона. В 1993 г. страны ASEAN подписали соглашение о постепенном снятии всех оставшихся торговых барьеров, чтобы в 2008 г. образовать AFTA — Азиат­скую зону свободной торговли.

4. NAFTA Соглашение о Свободной Торговле стран Север­ной Америки. Оно включает в себя три страны — США, Канаду, Мексику. Коалиция была создана в 1993 г. в ответ на создание ЕС. Общий рынок коалиции насчитывает порядка 380 миллионов потребителей. Постепенное снижение торговых барьеров отно­сительно продуктов индустрии и сельского хозяйства внутри коалиции началось с 1994 г. и будет продолжаться вплоть до 2009 г., когда практически все барьеры будут отменены. NAFTA имеет большие планы на расширение, и в ближайшее время в коалицию предполагают войти Аргентина и Чили

5. АРЕС Азиатско- Тихоокеанское экономическое сотруд­ничество, включающее в свой состав 18 стран: Австралию, Бру­ней, Канаду, Чили, Филиппины, Гонконг, Индонезию, Японию, Китай, Малайзию, Мексику, Новую Зеландию, Папуа Новую Гвинею, Сингапур, Южную Корею, Тайвань, Таиланд и США. После Второй мировой войны страны Юго-Восточной Азии во главе с Японией имели очень высокие темпы экономического развития, что заставило Канаду и США усилить свое экономи­ческое влияние в Тихоокеанском регионе. Перспектива развития Тихоокеанского региона предполагает его превращение в самый важный экономический центр на планете, что обосновано на­личием большого количества свободного капитала, природных ресурсов, высоких технологий и широкого рынка сбыта произ­водимой продукции. Странами АРЕС разработана программа широкого со­трудничества с Россией, которая включает в себя разработку месторождений полезных ископаемых на Дальнем Востоке и Сибири.

Исследуя аспекты и тенденции развития внешнеэкономиче­ских связей нельзя не отметить и важность функционирования Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ), насчитывающей более 4000 членов, в том числе и кол­лективных — Союз малых предприятий России, Ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, ассоциацию российских банков, биржевые ас­социации, фонды и союзы предпринимателей. ТПП выражает интересы своих членов-участников в организации и реализации внешнеэкономических связей. Ее деятельность организуется и регламентируется в соответствии с существующим законо­дательством и принятым Уставом Палаты. Общие положения Устава, ее функции, права, обязанности, членство, руководящие органы и их деятельность приведены в соответствие с новой моделью внешнеэкономической деятельности России.

ТПП полностью содействует развитию экспорта отечест­венных товаров, совершенствованию его структуры; оказывает практическую помощь всем субъектам рыночного оборота в ос­воении новых форм и методов международного сотрудничества; оказывает консультационные услуги по вопросам исследования рынков, нахождению необходимых партнеров на внешних рын­ках, инжиниринговые и лизинговые услуги в области подготовки технико-экономических обоснований, коммерческих, научно-технических и других проектов, контрактов и сделок по внеш­неторговым операциям.

Для более детального изучения системы рыночных отно­шений в 1990 г. в РФ была создана Российская ассоциация маркетинга, объединяющая специалистов и предпринимателей, занимающихся рыночными исследованиями, консультиро­ванием, предоставлением коммерческих услуг и подготовкой специалистов в области маркетинга. Главной ее целью являются содействие в освоении и развитии принципов в методологии, обобщение и распространение положительного отечественного и зарубежного опыта маркетинговой деятельности, позволяющего добиться более высоких результатов в организации внешнеэко­номических связей.

Сегодня в условиях постепенного улучшения экономическо­го положения страны усиливается роль коммерческих структур в организации полноценного внешнеэкономического взаимодей­ствия на мировых рынках сбыта.

В настоящее время в мировой практике более половины общего объема товарного обмена на внешнем рынке осущест­вляется с помощью оптово-коммерческих фирм и компаний, что во многом позволяет повысить эффективность результатов коммерческой деятельности, ускорить оборот капитала за счет завоевания более надежной ниши на внешнем рынке и повыше­ния качества торговли.

В практике деятельности коммерческих структур на внеш­нем рынке в последние годы происходят определенные качест­венные сдвиги и, прежде всего, в области усиления специали­зации торгово-посреднического обслуживания клиентов. Эта специализация осуществляется как по товарной номенклатуре, так и по видам деятельности (оптовые, розничные, посылоч­ные); совершаемым операциям — экспортным или импортным; предоставляемым услугам — инжиниринговым, консалтинго­вым, информационно-рекламным и др., а также по характеру коммерческих соглашений — дистрибьюторских, дилерских, франчайзинговых и т. д.

На международной арене наиболее распространенными видами оптово-коммерческих структур являются: экспортные и импортные торговые фирмы; агентские фирмы со своим штатом экспортных и импортных агентов; международные дистрибьюторские фирмы; комиссионные экспортные и импортные фирмы; международные торговые дома в виде крупнейших трансна­циональных корпораций. Эти новые торгово-посреднические образования в большинстве своем представляют собой торгово-финансово-промышленные объединения на основе добровольно создаваемого консолидированного капитала.

Как показывает мировой опыт, эти ассоциативные объе­динения торговых, промышленных и финансовых учреждений смогут создать прочные связи между производителями и потре­бителями товаров, независимо от границ регионов и государств, и тем самым повысить качество торговли на мировом рынке.

Среди основных направлений совершенствования внешне­экономической деятельности российских коммерческих струк­тур на первый план выступают следующие:

• формирование прогрессивной структуры экспорта и им­портного тарифа, продвижение российских товаров и услуг на зарубежные рынки при информационной и финансовой под­держке государства;

• интернационализация производительных сил за счет всеобщей интеграции капиталов, производства и ресурсов труда через формирование материальной, информационной, организационно-экономической и социальной инфраструкту­ры, обеспечивающей деятельность механизма международного обмена;

• возрастание влияния развития внешнеэкономических связей на качественное изменение национальной экономики государства с появлением необходимости проведения и учета маркетинговых исследований внутреннего и внешнего рынков, а также повышение роли потребителей;

• непосредственное участие в создании и обслуживании транснациональных комплексов, самых эффективных новообразований в механизме внешней торговли, не знающих нацио­нальных границ;

• увеличение доли международного перемещения финан­совых и производственных ресурсов в форме международного кредита или зарубежных инвестиций;

• увеличение темпов развития сферы услуг и междуна­родного механизма научно-технических знаний во всех сферах материального воспроизводства;

• повышение масштабов международной миграции рабочей силы, как неотъемлемой части процесса интернационализации международной экономической жизни;

• необходимость совместного международного решения гло­бальных проблем по охране окружающей среды, поиску новых источников энергии, освоению Мирового океана, космоса и пр.

Многолетний опыт международного сотрудничества под­твердил, что расширение внешнеэкономических связей явля­ется существенным фактором эффективности национального производства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: