Асчкльдркбюжхрьоауйчбъхзрсярбюжш щ
З е м а в ч ц б р.т и а с к ь л р ю д з р ь т м к л ю э з ь м
квуфрнкртчызэюркимр е'к уырьбдтюхзк
Ртвечкитьбджзщроктьдзрьнкмасблдж
Юркамиьбюджщгнкптраемжэзъртимкв
Сакртьоркмитьблркраклшорыцфркмит ьорн.ек
• проележивание взглядом линии от начала до концаэ когда она переплетается с другими линиями. Например, лабиринты, нарисованные американским художником Айзеком Тэйером, которые приводятся ниже,
Коррекционно-развивадощая техника «Скорая помощь*
Цель:
— элиминация эмоционального напряжения;
— развитие межполушарных связей;
— развитие внимания, самоконтроля;
— улучшение работоспособности. Инструкция,
Верхняя буква каждой строки проговаривается вслух. Нижняя буква обозначает движение руками: Л—левая рука поднимается в левую сторону; П — правая рука поднимается в правую сторону; В — обе руки поднимаются вверх.
Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, а затем от последней буквы к первой. Можно изготовить плакат или индивидуальные карточки с буквами:
А | Б | в | г | д | Е | ж | и | |
Л | П | п | в | л | в | л | п | в |
К | Л | м | н | о | п | р | с | т |
Л | л | п | л | л | п | в | п | л |
У | ф | X | ц | ч | ш | я | ||
п | в | л | в | в | п | л |
ПРОГРАММА
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ
ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ
И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а также родителей), работающих с гиперактивными детьми. Программа состоит из 16 занятий. При соблюдении режима проведения — 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 2 месяца. Время проведения — 50—60 минут. Оптимальное число участников группы — 4—6 человек, возрасг — 6—12 лет. Занятия могут проходить индивидуально. В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной коррекции сдвг.
В программе используются упражнения, разработанные Б. А. Архиповым, Е. А. Воробьевой, И. Г. Выгодской, Т.Г. Горячевой, В.И. Зуевым, П. Деннисоном, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.В. Константиновой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Ремеевой, А. Л. Сиротюк, А. С. Сироткж,А.С. Султановой, Л. П.Успенской, К. Фоп-пелем и др.
Структура занятия:
— растяжка — 4—5 минут;
—- дыхательное упражнение — 3—4 минут;
~- глазодвигательное упражнение — 3—4 минуты;
— упражнения для развития мелкой моторики рук — 10 минут;
i — функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля), коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии — 20— 25 минут;
— релаксация — 4—5 минут.
Занятие 1
Растяжка «Половинка».
Цель: оптимизация тонуса мышц.
И.п. — сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.
Дыхательное упражнение.
Цель:развитие произвольное-ти и самоконтроля, ритмирование организма.
И.п. — сидя на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох, Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
Глазодвигательное упражнение.
И.п. — сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребе-нокдолжен следить за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскпльзывание» взгляда, следует уделить дополнительное имимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.