И. п. — стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Инструктор: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросьте его». Во время выполнения упражнения следует обратить внимание детей на два момента:
— показать разницу между выполнением команды «опустить кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае);
— когда дети лежат на полу, педагог должен обойти каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов.
Занятие 16
1. Растяжка «Звезда». И.п. — сидя на полу. Это упражнение выполняется в позе «звезды». Ребенку предлагается изобразить своим телом «звезду», слегка разведя руки и ноги, а затем — выполнить растяжки. Ребенок должен выполнить сначала линейные, а затем диагональные (реципрокные) растяжки. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, а потом левая рука и правая нога.
Дыхательное упражнение «Очищающее дыхание»
Инструктор: «Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо Положите руки на колени так. чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центp своей груди. Когда вы вдыхаете, представьте себе, что и и иыдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты, А ког-1.1 им вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (солнечный свет и т.д.). Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость. Вдох — пауза, выдох — пауза».
Глазодвигательное упражнение.
То же. И,п. — сидя на полу,
Упражнения для развития мелкой моторики рук.
И.п. — сидя на полу. Усложнение — на каждое движение пальцем или рукой ребенок должен произносить «хве» и «фи», чередуя их.
• «Волна».
• «Лягушка».
• «Лезгинка». •«Змейка».
Усложнение —упражнения выполняются с легко прикушенным языком и закрытыми глазами.
• «Массаж ушных раковин».
• «Паровозик».
• «Рисующий слон».
• «Сова».
Когнитивное упражнение «Пуантизм».
Цель: формирование тактильных ощущений, элиминация агрессии. И.п. — сидя на полу. Детям предлагаются чистые листы бумаги, гуашевые краски, свобода творчества и возможность рисовать пальцами обеих рук без использования кисточек. Для каждого пальца правой и левой руки выбирается свой цвет краски. Рисунок можно начать одной рукой, затем продолжить другой и обеими одновременно.
6. Коммуникативное упражнение «Мост дружбы». Инструктор просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища), например, соприкоснувшись головами или ладошками. Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы построить» мостик втроем, вчетвером и т.д до тех пор, ном будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, поднимают руки вверх, изображая «мост дружбы».
7. Коммуникативное упражнение «Распускающийся бутон».
Цель:развитие навыков совместной деятельности и двигательного контроля, элиминация импульсивности.
Участники paзбиваются на группы по 5 человек, садятся на пол и берутся за руки. Необходимо всем вместе, не отпуская рук,встать. на ноги и превратиться в распускающийся бутон. Для этого дети должны отклониться назад, крепко держа друг друга зa руки. Очень важно, чтобы группа была хорошо сбалансирована. Для усложнения упражнения можно попробовать составлять бутоны большего размера.
Релаксация «Росток».
И.п. —дети сидят на корточках в кругу, голову нагнув к коленям и обхватив их руками. Инструктор: «Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста». В начале освоения этого упражнения на каждый счет детям называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других: «один» — медленно выпрямляются ноги, «два» — ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки, висят, как «тряпочки», «три» — постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам), «четыре» — разводим плечи и выпрямляем шею, поднимаем голову, «пять» — поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся к солнышку. Усложняя в будущем это упражнение, педагог может увеличивать продолжительность «роста» до 10—20 «стадий». После этого упражнения полезно сразу перейти к упражнению «Потянулись — сломались».
СИРОТЮК А,Л, «СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ» М,2003 Г.