Заамвонная молитва и отпуст




 

Далее священнк читает вслух так называемую заамвонную молитву, по содержанию повторяющую некоторые другие молитвы литургии, а также некоторые ектении. В этой молитве проясним два, может быть не совсем понятных выражения: 1) «…Всяк дар совершен свыше есть…» - это есть Сам Дух Святой, исходящий от Бога-Отца и сошедший на святых Апостолов в день Святой Пятидесятницы. Об Его обретении молится Святая Церковь: “Ниспосли Духа Святого на нас и на эти Святые Дары”. Дух Святой – это Дар, посылаемый Богом Отцом через Христа в сердца верующих. Дух Святой совершенствует (освящает) верных для новой жизни во Христе в Царстве Святой Троицы. Вся анафора есть горячая молитва о получении Дара – Святого Духа. Ср. Мф. 5:48:”Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный”, а также: Иак. 3:2; Еф 4:12; Евр.10:14. Также в Полной Симфонии см. библейское значение слово «совершенный»; 2) “…сходяй от Тебе Отца светов”. Церковно- славянское «Отца светов» – Отца светочей, буквально «светил». Древние иудейские и христианские предания предполагали связь светоносных ангелов с планетами по признаку стройности, размеренности, стремительности движения. Архангела Гавриила часто соединяли с

Луной, Рафаила с Меркурием и т.д. Выражение “воинство небесное” в семитской языковой системе означает строй светил. В толкованиях Святых Отцов «небесные светы» – это ангелы. Таким образом, выражение “Отец светов” = “Отец небесных воинств – бесчисленных ангелов”. Бог есть Отец и творец ангелов. В молитве явственно прослеживается антиязыческая тема

против почитания планет (34,83).

После заамвонной молитвы Хор поет: “ Буди Имя Господне благословено отныне и до века”, и Церковь напутствует своих чад словами 33-го псалма «Благословлю Господа на всякое время…».

Адаптированный перевод псалма и жестовую структуру наиболее сложных слов мы привели на с.126 (Приложение 1).

Наконец, священник, в последний раз благословляя верующих, произносит: “ Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием, всегда ныне и присно, и во веки веков”. Хор отвечает: “ Аминь”.

Иерей, обращаясь лицом к престолу возглашает: “ Слава тебе, Христе Боже, упование наше, слава тебе”. Хор продолжает это славословие: “ Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков, Аминь”.

“Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй, благослови”. В ответ на это служащий священник, поворачиваясь в царских вратах лицом к народу, произносит отпуст.

«Отпустом» называется благословение, преподаваемое священником в завершение богослужения. На отпусте литургии священник поминает имена святых, память которых праздновала в этот день Церковь, и творца литургии. Хор поет многолетие Святейшему Патриарху, епархиальному архиерею, братии храма и всем христианам.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На этом мы завершаем рассмотрение Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста. Нами были рассмотрены постоянные части этой литургии. Изменяемые же ее фрагменты, такие, как тропари и кондаки, прокимны и аллилуарии, праздничные антифоны, задостойник, причастные стихи и т.д., а также отличающиеся части литургии святителя Василия Великого,- не вошли в границы нашего обзора.

Произведённое исследование и предложенные варианты адаптации богослужения к пониманию глухими не является исчерпывающим. Материалом для нашего исследования стал опыт работы, приобретенный, преимущественно, в работе с глухими в «Новосибирской православной общине глухих и слабослышащих» храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Напомним, что наша задача была придать, насколько это возможно, точность и осмысленность переводу Божественной литургии на язык жестов, и тем самым способствовать правильному пониманию богослужения глухими людьми. Чтобы эквивалентность рекомендуемых нами жестов и вариантов перевода не вызывала сомнения мы интересующие нас слова и выражения рассматривали c точки зрения:

1. Смысла и этимологии конкретного слова или выражения;

2. Библейского или исторического первоисточника;

3. Богословского обоснования;

3. Возможных ошибок в жестовом переводе.

 

Исходя из проведенного исследования и практического применения полученных результатов в работы, мы пришли к следующим выводы и предложениям:

В результате проведенного исследования выявлена необходимость унификации некоторых богослужебных слов, наиболее распространенных в чинопоследовании литургии, таких, например, как блаженны, Осанна в вышних, наименования святых, а также в разработке для них собственных жестовых обозначений.

В результате проведенной работы были проанализированы некоторые жесты, применяемые в современной практике сурдоперевода богослужений, и выявлены некоторые смысловые и догматические несоответствия с богословским значением первоисточника. Например, предлагается изменить неадекватный перевод слов и выражений: миром Господу помолимся, Единосущный, Милость мира, “без истления” и др.

Предложенные нами варианты перевода богослужебных слов являются абсолютно адекватными к пониманию смысла богослужения и являются максимально приближенными жестовыми эквивалентами к рассматриваемым нами богослужебным словам. Правильность предложенного перевода была испытана при помощи богословского анализа значений интересующих нас слов с использованием исторических, лингвистических и богословских источников.

Предложенное учебное пособие предназначено в первую очередь для переводчиков Жестового языка, призванных работать в церковной сфере, а также для использования в занятиях с глухими по изучению православного богослужения.

Данная работа также может претендовать на включение в программу подготовки будущих священнослужителей и миссионеров в Духовной семинарии и катехизаторских курсах в Новосибирской епархии.

Настоящая работа должна положить начало координированным богословским и церковно-практическим исследованиям по переводу богослужений и Священного Писания на Русский жестовый язык. Это дальнейшая задача переводчиков Жестового языка в Церкви, священников, лингвистов, богословов, которые могут продолжить такую работу по переводу не только литургии, но и Всенощного Бдения и других богослужений, используя, как пример, схему рассмотрения этих вопросов, предложенную нами.

 

Список источников и литературы

 

1. Аверкий (Таушев), архиепископ. Литургика. М.,2000.

2. Арранц М. Евхаристия Востока и Запада. М., 1999.

3. Асмус М.В. «О всех и за вся» в анафоре: уточнение смысла // X Ежегодная Богословская Конференция ПСТБИ: Материалы. М., 2000.

4. Базоев В.З., Паленный В.А. Человек из мира тишины. М., 2002.

5. Бернацкий М.М., Желтов Михаил. Вопросо-ответы митрополита Илии Критского: Свидетельство об особенностях совершения Божественной литургии в нач. XII в. // Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия [Труды кафедры Литургического богословия]. М.,2005. Вып.14.

6. Библейский богословский словарь / Cост. священник В. Михайловский. М., 1995.

7. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М.,2002.

8. Богослужебный язык русской церкви. История. Попытки реформации / Сост. Сретенский монастырь. 1999.

9. Боришпольский Е.С. Глухонемой и его душевный мир. СПб., 1900.

10. Будзилович П.Н. Пояснение Божественной литургии. М., 1993.

11. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев, 1913 (3-е изд.). М., 1993 (репринт).

12. Вениамин (Румовский-Краснопевков), архиепископ. Новая Скрижаль, или Объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. М., 1803; 1999 (19-е изд.).

13. Вениамин (Федченков), митрополит. Молитва Господня. М., 1994

14. Вениамин (Федченков), митрополит. О богослужении Православной Церкви. М., 1999.

15. Виноградов В.С. Перевод: общие и лексические вопросы. М,, 2006.

16. «Вестник Попечительства Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых». СПб., 1898-1916.

17. Виссарион (Нечаев), епископ. Объяснение Божественной литургии. М., 2005.

18. Всенощное бдение и Литургия: Разъяснение церковного богослужения. М., 2008.

19. Гавриил (Голосов), архимандрит. Руководство по литургике или наука о православном богослужении. Тверь, 1886.

20. Гейльман И.Ф. Дактилология. Л., 1981.

21. Гейльман И.Ф. Специфические средства общения глухих. Дактилология и мимика. / /Ленинградский восстановительный центр ВОГ, 1975. Ч. 1- 4.

22. Гоголь Н.В. Размышления о Божественной Литургии. М., 1990.

23. Григорий, иеромонах, насельник монастыря Ставроникиты на Святой Горе / Нелюбов Б.А. (пер.) Литургия Божественной Евхаристии. Божественная Евхаристия по святому Иоанну Златоусту // «Богословские труды». Сб. 21. М., 1980

24. Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Часть I: Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств… Казань, 1884.

25. Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. М., 1993.

26. Дьяченко Г., протоиерей. Литургия верных. К., 2006.

27. Дьяченко Г., протоиерей. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993

28. Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей. Историко-педагогическое исследование. М., 1957.

29. Желтов М.С. Анафора // Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. 2.

30. Заварицкий Д.А. Учебное пособие по сурдопереводу Божественной литургии. СПб.,2002.

31. Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь // Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. М., 1991

32. Иларион (Алфеев), митрополит. Православие. Том II.М., 2010.

33. Иоанн Златоуст. Беседы на Кол. (3,4) // Творения. Т.11. Кн.1. СПб.,1898.

34. Ионафан (Елецких), архиепископ. Толковый путеводитель по Божественной литургии. М.,2008.

35. Карабинов И.А. Евхаристическая молитва (анафора): Опыт историко-литургического анализа. СПб., 1908.

36. Киприан (Керн), архимандрит. Евхаристия (из чтений в Православном Богословском Институте в Париже). М., 2001.

37. Киприан (Керн), архимандрит. «Посмотрите на лилии полевые…» Курс лекций по литургическому богословию. М., 2007.

38. Кириллов А.А. Догматическое учение о таинстве Евхаристии в творениях св. Иоанна Златоуста // Христианское чтение. СПб., 1896 Вып. 1.

39. Красносельцев Н.Ф. Византийские и славянские толкования Божественной литургии: сборник статей. М., Издательский Совет РПЦ, 2009.

40. Краткий греческо-русский словарь Нового Завета. СПб., 1995.

41. Лаговский Н.М. Основы сурдопедагогики. М.,1931.

42. Международная конференция переводчиков Жестового языка (Москва, 11-15 марта 2005г.) // Cборник материалов. М., 2005.

43. Мельник А.А. Язык жестов. М., 2003.

44. Михаил, иеромонах. Литургика. Курс лекций // Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. М., 2001.

45. Молитвы и песнопения православного молитвослова с переводом на русский язык, объяснениями и примечаниями Николая Нахимова. К., 2003.

46. Наср Константин, протоиерей. Путешествие по Божественной литургии. Библия в Литургии. К., 2006.

47. Николай Кавасила, святитель. Изъяснение Божественной литургии // Писание святых отцев и учителей Церкви… СПб., 1957. Ч.3. Переизд. ЖМП 1971, №№ 1,3, 5.

48. Николай (Кожухаров), епископ Макариопольский. Введение в литургику [Пер. с болг. по изд.: София, 1972]. Изд.2, дополн. М.,1997.

49. Николай Сербский, святитель. Во что мы верим. Объяснение Символа Веры. Клин, 2007.

50. Новый Завет на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык / Под ред. А.А. Алексеева. СПб., 2001. // GREEK NEW TESTAMENT. Fourth Revised Edition. Ed. By Barbara Aland, Kurt Aland, Johannes Karavidopulos, Carlo M. Martini and Bruce M. Metzger. 1998 Deutsche Bibelgesellschaft, Stuttgart, Germany.

51. Николай Сербский, святитель. Толкование заповедей блаженства. Клин, 2007.

52. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2002.

53. Осокина Л.М. Профессионально-личностные качества переводчика жестового языка глухих: Цикл лекций. М., 2004.

54. Православная энциклопедия. Т.5.,М.,2007.

55. Рахманов Ф.И. Изложение Божественной Литургии св. Иоанна Златоуста. М., 1882.

56. Регионы высказались по статусу жестового языка // В Едином строю. №12, 2003.

57. Руководство к пониманию православного богослужения / Сост. протоиерей Петр Лебедев. М., 1998.

58. Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык / Сост. протоиерей Владимир Успенский. М., 2003.

59. Серафим (Звездинский), святитель. Хлеб Небесный. Толкование Божественной литургии. Воронеж.,2008.

60. Свешников Владислав, протоиерей. Полет литургии. М., 2011

61. Скабалланович М.Н. Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1910. Вып.1; 1913. Вып.2; 1915. Вып.3.

62. Словарь синонимов русского языка / Сост. Ситникова М.А., М., 2006.

63. Соколов Н.Н. Жестовый язык глухих. Нужно ли унифицировать религиозные жесты? // Научно-практический семинар «Проповедь православия глухим людям»: Материалы. Екатеринбург, 2004.

64. Соколов Н.Н. О некоторых актуальных вопросах православной миссии глухим // Межрегиональная конференция "Православное просвещение глухих на языке жестов": Материалы. Новосибирск, 2005.

65. Соколов Н.Н. Переводчик жестового языка глухих в Церкви // Новосибирский Епархиальный Вестник. 2006. № 4.

66. Софроний Иерусалимский, святитель. О божественном священнодействии // Писания св. отцов и учителей Церкви… СПб., 1855. Ч. 1.

67. Сочинения блаж. Симеона, архиепископа Фессалоникийского // Писания св. отцев и учителей Цервки, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1856-1857. Вып. 2 – 3. Переизд.: М., 1916. Репр. М., 1994. Ч. 2.

68. Тафт Р.Ф. Византийский церковный обряд. Краткий очерк / пер. с англ. А.А. Чекаловой. СПб., 2005.

69. Толковый православный молитвослов с краткими катехизическими сведениями. СПб.,2006.

70. Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха) изъясненная по свято-отеческим толкованиям. М., 2000.

71. Уайбру Х. Православная литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда / пер. с англ. А.А.Чекаловой. М., 2000.

72. Уляхин Валентин, иерей. Священное Писание Нового Завета. Апостол. Курс лекций./ /Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. М., 2007. Ч.1-2.

73. Флери В.И. Глухонемые, рассматриваемые в отношении к способам образования, самым свойственным их природе. СПб., 1835.

74. Фрадкина Р.Н. Говорящие руки: Тематический словарь жестового языка глухих России. М., 2001.

75. Цукерман И.В. Глухота и проблемы общения. Л.,1980.

76. Шаповалова О.А. Этимологический словарь русского языка. Ростов н/Д., 2006.

77. Шмеман Александр, протоиерей. Евхаристия: Таинство Царства. Париж, 1984 (несколько переизданий).

78. Язык жестов // Сост. Мельник А.А., М., 2003.

79. Jacob A., Histoire du formulaire grec de la liturgie de Saint Jean Chrysostome, 2 vol., Louvain, 1968.

80. Mateos J., The Evolution of the Byzantine Liturgy, John XXIII Lectures, New York, 1966. / Пер. С. Голованова. Омск: Издатель С. Голованов, 2010. 352 с.

81. Taft R., The Great Entrance. A History of the Transfer of Gifts and Other Preanaphoral Rites of the Liturgy of St. John Chrysostom (OCA 200, 2nd revised ed. Rome: PIO 1994) / Пер. с англ. С. Голованова. Омск: Издатель С. Голованов, 2010. XLIV + 464 с.

 

 

Приложение 1

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ
СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА

(с параллельным адаптированным переводом)

ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ
Адаптированный перевод   Церковнославянский текст
Диакон: Благослови[A1] [56], владыко[57]! Священник: Благословенно[58] Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне[59] и в присно[60] и во веки веков. Хор: Аминь[61].   Диакон: Благослови, владыко. Иерей: Благословено Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Хор: Аминь  
Ектения великая  
Диакон: В мире[62] Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О свышнем мире[63] и о спасении душ наших Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О мире всего мiра[64], благоденствии[65] святых Божиих Церквей и о соединении всех[66] Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О святом храме сем и о всех, с верою, благоговением[67] и страхом Божиим входящих в него[68], Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе[69] (имя) и о господине нашем (высоко)преосвященнейшем[70] митрополите[71](или: архиепископе[72] или: епископе — имя), честнем[73] пресвитерстве[74], во Христе диаконстве[75], о служащих и всех людях Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О граде сем (или: о селении сем, или: о святой обители сей), всяком граде, стране и с верою живущих в них (людях)[76] Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О благоприятной погоде, об изобилии плодов земных и о временах (жизни) мирных Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О плавающих, путешествующих, болящих, страждущих, пленённых и о спасении их Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Об избавлении нас от всякой скорби, гнева, и нужды Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Пресвятую, пречистую, преблагословенную[77], славную Владычицу нашу Богородицу[78] и Приснодеву[79] Марию со всеми святыми (люди) помянув (молитва), сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи.   Диакон: Миром Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О мире всего мiра, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О Великом Господине и отце нашем, Святейшем Патриархе (имярек), и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или архиепископе, или епископе) (имярек), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве и о всем причте и людех, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О граде сем, (или о веси сей, или о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи.  
Молитва первого антифона  
Священник:[80] Господи Боже наш, Чья власть несравненна и слава непостижима, чья милость безмерна и человеколюбие неизреченно! Сам, Владыка, по благосердию Твоему воззри на нас и на святой храм сей, и яви нам и молящимся с нами богатство милостей и щедрот Твоих. Возглас: Яко подобает[81] Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь.   Иерей: Господи Боже наш, Егоже держава несказанна и слава непостижима, Егоже милость безмерна и человеколюбие неизреченно. Сам, Владыко, по благоутробию Твоему призри на ны и на святый храм сей, и сотвори с нами и молящимися с нами, богатыя милости Твоя и щедроты Твоя. Возглашение: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Хор: Аминь.
Антифоны изобразительные Первый антифон, псалом 102  
1. Благослови[82], душа моя, Господа. Благословен еси (есть), Господи! Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренняя моя — Имя святое Его. 2. Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний[83] Его. 1. Очищающего все беззакония твои, исцеляющего все недуги твои. 2. Избавляющего от истления[84] жизнь твою, венчающаго[85] тебя милостию и щедротами. 11. Исполняющаго во благих желание твое, — обновится, как у орла, юность твоя. 2. Творит милостыни Господь и суд всем обиженным. 1. Он открыл пути Свои Моисею, сынам Израилевым — желания Свои. 2. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. 1. Не навсегда Он гневается и не навеки негодует. 2. Не по беззакониям нашим сотворил есть нам, и не по грехам нашим воздал нам.   1. Ибо, как высоко небо от земли, так велика милость Господа к боящимся Его (людям). 2. Как отстоит восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши. 1. Как щедрит отец сынов (своих), так ущедрил[86] Господь боящихся Его. 2. Ибо Он знает создание наше, помнит, что прах есть мы.   1. Дни человека, как трава, как цвет полевой, так он (человек) отцветёт. 2. Ибо дух прошел[87] в нем — и не будет его, и не узнает он более (теперь) места своего.   1. Милость же Господня — от века и до века на боящихся Его. 2. И правда Его (пребывает, есть) — на сынах сынов,[88] хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их. 1. Господь на небеси уготовал престол Свой, и Царство Его всеми обладает. 2. Благословите Господа, все Ангелы Его, сильные крепостью, (тотчас, сразу) исполняющие слово Его, как только услышат глас словес Его.   1. Благословите Господа, все силы (воинства) Его, служители Его, исполняющие волю Его.   2. Благословите Господа, все дела Его, на всяком месте владычества Его.   1. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. 2. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.   1. Благослови, душа моя, Господа и вся внутренняя моя — Имя святое Его. Благословен еси (есть), Господи!   1. Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его. 2. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его. 1. Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя. 2. Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами. 1. Исполняющаго во благих желание твое: обновится, яко орля, юность твоя.   2. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. 1. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя. 2. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. 1. Не до конца прогневается, ниже в век враждует. 2. Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. 1. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его. 2. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. 1. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. 2. Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. 1. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет. 2. Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего.   1. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его. 2. И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я.   1. Господь на небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. 2. Благословите Господа, вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его.   1. Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его.   2. Благословите Господа, вся дела Его, на всяком месте владычества Его. 1. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. 2. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. 1. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его. Благословен еси, Господи.  
Ектения малая  
Диакон: Паки и паки[89] в мире Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми (люди) помянув (молитва), сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи.   Диакон: Паки и паки, миром Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи.    
Молитва второго антифона  
Священник: Господи, Боже наш, спаси народ Твой и благослови наследие Твое, полноту Церкви Твоей в мире сохрани, освяти любящих благолепие дома Твоего! И прославь их божественной Твоею силою, и не оставь нас, уповающих на Тебя. Возглас: Ибо Твоя держава[90], и Твоё есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь   Иерей: Господи Боже наш, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего. Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою и не остави нас, уповающих на Тя.   Возглашение: Яко Твоя держава и Твое есть Царство и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Хор: Аминь.  
Второый антифон, псалом 145  
1. Хвали, душа моя, Господа. Восхвалю Господа в жизни моей, буду петь Богу моему, пока я жив (есть). 2. Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения (вам). 1. Выйдет дух его, и возвратится в землю свою, в тот день погибнут (исчезнут) все помышления[91] его. 2. Блажен[92] тот, кому Бог Иакова — помощник его, упование[93] его — на Господа Бога своего.   1. Сотворившего небо и землю, море и всё, что (есть) в них. 2. Хранящего истину вовек, творящего суд обиженным, дающего пищу алчущим. 1. Господь разрешает узников, Господь умудряет слепых[94]. 2. Господь возводит низверженных[95], Господь любит праведных[96] (людей). 1. Господь хранит пришельцев[97], сироту и вдову примет, а путь грешных (людей) погубит. 2. Будет царствовать Господь вовек, Бог Твой (ваш), Сион, — в род и род. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.   1.Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем,пою Богу моему, дондеже есмь. 2. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения.   1. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его. 2. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего.   1. Сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них. 2. Хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим.   1. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы. 2. Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники. 1. Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.   2. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.  
Песнь Господу Иисусу Христу  
Хор: Единородный[98] Сыне и Слове Божий! Бессмертный (есть), изволивший[99] спасения нашего ради воплотиться[100] от Святой Богородицы и Приснодевы Марии, неизменно вочеловечившийся[101] и распятый, Христе Боже, смертью смерть поправший[102], Един из Святой Троицы, прославляемый (вместе) со Отцом и Святым Духом, (молим) спаси нас!   Хор: Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый / и изволивый спасения нашего ради / воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.  
Ектения малая  
Диакон: Паки и паки в мире Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми (люди) помянув (молитва), сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи.   Таже Ддиакон: Паки и паки, миром Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи.  
Молитва третьего антифона  
Священник: Ты, даровавший нам эти общие и единодушные молитвы, и обещавший двоим или троим, просящим во имя Твое, исполнить прошения их, Сам и ныне прошения рабов Твоих к полезному исполни, подавая нам в нынешнем веке познание Твоей истины, и в будущем веке — жизнь вечную даруя. Возглас: Ибо благ и человеколюбец Бог (есть), и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь   Иерей: Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы, иже и двема или трем согласующимся о имени Твоем прошения подати обещавый, Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни, подая нам и в настоящем веце познание Твоея истины, и в будущем живот вечный даруя. Возглашение: Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.Хор: Аминь.  
Ттретий изобразительный антифон, Блаженны:  
1. Во Царствии Твоём помяни нас, Господи, когда придешь во Царствии Твоём.   на 12: 1. Блаженны[103] (люди) нищие духом[104], ибо тех есть Царство Небесное. 2. Блаженны плачущие[105], (люди) ибо они утешатся (будут). на 10: 1. Блаженны кроткие, (люди) ибо они наследуют[106] землю[107]. 2. Блаженны алчущие и жаждущие[108] правды, ибо они насытятся (будут). на 8: 1. Блаженны милостивые, (люди) ибо они (Богом) помилованы будут. 2. Блаженны чистые сердцем, (люди) ибо они Бога узрят (будут). на 6: 1. Блаженны миротворцы[109], ибо они сынами Божьими (будут) нарекутся[110]. 2. Блаженны (люди) гонимые[111] за правду, ибо их есть Царство Небесное. на 4: 1. Блаженны вы, когда будут ругать и гнать вас и всячески неправедно злословить за Меня. (Христа) 2. Радуйтесь и веселитесь, ибо награда ваша велика будет на небесах. 1. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. 2. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.   1. Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши, во Царствии Твоем.   на 12: 1. Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. 2. Блажени плачущии, яко тии утешатся.   на 10: 1. Блажени кротции, яко тии наследят землю. 2. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. на 8: 1. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. 2. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. на 6: 1. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. 2. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное. на 4: 1. Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. 2. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех. 1. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. 2. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.  
Малый вход с Евангелием  
Диакон: Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй   Диакон: Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй.  
Молитва входа  
Священник: Господи Боже наш! Ты наполнил небеса чинами воинств Ангелов и Архангелов для служения Твоей Славе! Сотвори, чтобы со входом нашим совершился вход святых Твоих Ангелов, с нами служащих и славословящих Твою благость. Возглас: Ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Диакон: Премудрость[112]! Станем благоговейно[113]! Хор в воскресенье: Придите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси нас, Сыне Божий, Воскресший из мертвых! (Молим) Спаси (нас), поющих Тебе: Аллилуиа. В будни: Спаси нас, Сыне Божий, Дивный во святых (людях)! (Молим) Спаси (нас), поющих Тебе: Аллилуиа.     Иерей: Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства Ангел и Архангел в служение Твоея славы, сотвори со входом нашим входу святых Ангелов быти, сослужащих нам, и сославословящих Твою благость. Возглас: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Диакон: Премудрость, прости. Хор в воскресенье: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Воскресый из мертвых, поющия Ти, Аллилуиа. В будни: Спаси ны, Сыне Божий, Во святых дивен сый, поющия Ти, Аллилуиа.
Тропари и кондаки  
Диакон: Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй   Диакон: Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй.  
Молитва перед пением Трисвятого  
Священник: Боже святой, во святых Своих пребывающий, Трисвятым возглашением Серафимами воспеваемый и Херувимами славословимый, и от всех небесных Сил принимающий поклонение! Ты, из небытия в бытие приведший все, создавший человека по образу Своему и по подобию и всеми Твоими дарами украсивший его. Ты подаешь просящему премудрость и разум, и не отвергаешь грешника, предлагая ему спасение через покаяние. Ты удостоил и нас, немощных и недостойных рабов Твоих, и в этот час стать пред славою святого Твоего Жертвенника и подобающее Тебе поклонение и славословие приносить. Прими же, Сам, Владыка, из уст наших, грешных, Трисвятую песнь и посети нас во благости Твоей. Прости нам всякое согрешение как вольное, так и невольное, освяти наши души и тела, и дай нам с благоговением служить Тебе во все дни жизни нашей, по молитвам святой Богородицы и всех святых, от века Тебе благоугодивших. Возглас: Ибо свят Ты, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно... Диакон: Господи, (молим) спаси благочестивыя. (люди) Хор: Господи, спаси благочестивыя[114] (люди). Диакон: И услыши нас. Хор: И услышь нас. Диакон: И во веки веков. Хор: Аминь.   Иерей: Боже Святый, иже во святых почиваяй, иже трисвятым гласом от Серафимов воспеваемый и от Херувимов славословимый, и от всякия Небесныя Силы покланяемый, иже от небытия во еже быти приведый всяческая, создавый человека по образу Твоему и по подобию, и всяким Твоим дарованием украсивый, даяй просящему премудрость и разум, и не презираяй согрешающаго, но полагаяй на спасение покаяние, сподобивый нас, смиренных и недостойных раб Твоих, и в час сей стати пред славою святаго Твоего жертвенника, и должное Тебе поклонение и славословие приносити. Сам, Владыко, приими и от уст нас, грешных, Трисвятую песнь, и посети ны благостию Твоею, прости нам всякое согрешение вольное же и невольное, освяти наша души и телеса, и даждь нам в преподобии служити Тебе вся дни живота нашего, молитвами святыя Богородицы, и всех святых, от века Тебе благоугодивш


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: