Подсудность дел арбитражным судам




Здесь мы остановимся на подсудности дел арбитражным судам. Она бывает двух видов. Это, прежде всего, родовая подсудность, позволяющая разграничить дела между арбитражными судами различных уровней, и территориальная подсудность, позволяющая разграничить дела между арбитражными судами одного уровня.

Родовая подсудность дел арбитражным судам. По общему правилу все дела, подведомственные арбитражным судам по первой инстанции разрешаются арбитражными судами субъекта РФ. Исключением являются лишь дела, подсудные Высшему Арбитражному Суду РФ. Поэтому нужно четко знать подсудность ВАС РФ. Так, к делам, подсудным ВАС РФ относятся:

· дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

· дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

· экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ.

Таким образом все дела, кроме вышеперечисленных, должны рассматриваться по первой инстанции в арбитражном суде субъекта РФ.

Территориальная подсудность. Данный вид подсудности, как уже было сказано, разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена. Территориальная подсудность бывает общая (иск предъявляется по месту нахождения ответчика), альтернативная (выбор арбитражного суда, в котором будет рассматриваться дело, принадлежит истцу), исключительная (суд, который должен рассматривать дело, строго определен законом и не может быть изменен), подсудность по связи дел (встречный иск предъявляется в суд, рассматривающий первоначальные требования и др.).

 

2. Структура арбитражного суда субъекта федерации. Проблемы арбитражного суда субъекта федерации, освещенные в российских средствах массовой информации

 

Обычно в каждом субъекте Российской Федерации имеется арбитражный суд соответственно республики, края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа. Между тем согласно ч. 2 ст. 34 Закона об арбитражных судах один арбитражный суд субъекта Российской Федерации может осуществлять правосудие на территориях нескольких субъектов Российской Федерации и, наоборот, судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять сразу несколько арбитражных судов.[5]

Арбитражные суды в Российской Федерации создаются федеральным законом. Их структура:

§ президиум;

§ судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

§ судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений;

§ аппарат суда.

Между тем, если президиум имеется в каждом арбитражном суде субъекта Российской Федерации, то судебные коллегии могут и отсутствовать.[5]

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации:

· рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ;

· рассматривает в апелляционной инстанции дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции;

· пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

· изучает и обобщает судебную практику;

· подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

· обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

· анализирует судебную статистику.

Арбитражному суду субъекта Российской Федерации подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя.[5]

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом субъекта Российской Федерации, в частности, относятся споры:

§ о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда субъекта Российской Федерации согласована сторонами;[8]

§ об изменении условий или о расторжении договоров;

§ о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

§ о признании права собственности;

§ об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

§ о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;

§ о возмещении убытков;

§ о признании, недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов (за исключением ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Правительства РФ), органов местного самоуправлениями иных органов;

§ о защите чести, достоинства и деловой репутации;

§ о признании не подлежащим исполнению документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

§ об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации юридического лица или гражданина, имеющего статус индивидуального предпринимателя, и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;

§ о взыскании с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;

§ о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением закона или иного нормативного правового акта.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает иные дела, в том числе:

§ об установлении фактов, значимых для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

§ о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает также подведомственные ему дела с участием иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ст. 22АПК).

Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации

В состав президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации входят по должности:

§ председатель этого суда;

§ его заместители;

§ председатели судебных составов;

§ судьи, введенные в состав президиума и утвержденные Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Президиум:

· утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;

· утверждает изменения персонального состава судебных коллегий;

· рассматривает другие вопросы организации работы суда;

· рассматривает вопросы судебной практики.[7]

Его статус аналогичен статусу президиума федерального арбитражного суда округа.

Судебные коллегии и судебные составы арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

Так же, как и в федеральных арбитражных судах округов, в арбитражных судах субъектов Российской Федерации могут создаваться:

§ судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

§ судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

§ Однако, если численность судей не позволяет сформировать судебные коллегии, в них образуются только судебные составы.

Персональный состав судебных коллегий и его изменения утверждаются президиумом арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Судебные коллегии:

· рассматривают в первой и апелляционной инстанциях все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ;

· изучают и обобщают судебную практику;

· разрабатывают рекомендации по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

· анализируют судебную статистику.

В арбитражных судах субъекта Российской Федерации дела по первой инстанции рассматриваются судьей единолично. Однако по ходатайству стороны или по инициативе судьи председатель арбитражного суда, учитывая сложность дела либо его актуальность и иные обстоятельства, вправе принять решение о коллегиальном рассмотрении дела.[5]

Обязательному коллегиальному рассмотрению подлежат дела:

§ о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов;

§ о несостоятельности (банкротстве);

§ все дела, рассматриваемые арбитражными судами в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях (ст. 14 АПК).

При этом в состав суда входит трое или большее нечетное количество судей.

Председатели арбитражных судов субъектов Российской Федерации

Компетенцию председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации составляют следующие полномочия. Он должен (вправе):

· организовывать деятельность арбитражного суда субъекта Российской Федерации;

· распределять обязанности между своими заместителями;

· формировать судебные составы;

· созывать президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации и председательствовать на его заседаниях, а также выносить на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные к ведению президиума;

· осуществлять общее руководство аппаратом арбитражного суда, назначать на должность и освобождать от нее работников аппарата суда;

· готовить для Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ представления об утверждении судей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, входящих в состав президиума данного суда;

· представлять арбитражный суд субъекта Российской Федерации в отношениях с государственными, общественными и иными органами;

· разрешать вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично;

· разрешать вопрос об отводе, заявленном нескольким судьям или всему составу суда, рассматривающего дело;

· осуществлять процессуальные полномочия, установленные АПК, так как он является судьей;

· осуществлять другие полномочия.

Аппарат арбитражного суда субъекта Российской Федерации

Аппарат арбитражного суда субъекта Российской Федерации занимается обеспечением его деятельности. В частности, он:

· организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле;

· принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет арбитражного суда, а также арбитражных штрафов;

· содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;

· ведет учет движения дел и сроков их прохождения в арбитражном суде, осуществляет хранение дел и документов;

· изучает и обобщает судебную практику;

· подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу;

· ведет статистический учет в сфере деятельности арбитражного суда;

· осуществляет материально-техническое обеспечение арбитражного суда, социально-бытовое обслуживание судей и работников, аппарата арбитражного суда.[9]

В средствах массовой информации широко обсуждаются, и рассматривается множество полемик по разным вопросам на тему принятия законов арбитражными судами. (Ввиду удаленности от городских библиотек, материал рассматривается из Интернет газет). В данном случае, хотелось бы рассмотреть на примере арбитражного суда приморского края.

В Арбитражный суд Приморского края поступают вопросы о применении процедуры медиации в Приморье. Действительно, с 01.01.2011 года в силу вступил федеральный закон от 27.07.2010 года №193 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с учетом посредника (процедура медиации)». Историческая справка: Медиация это старинная форма разрешения споров, предполагающая участие в их разрешении нейтральной незаинтересованной стороны, авторитетной для всех участников. Понятие «медиация» происходит от латинского «mediare »- посредничать.[5] В современном понимании медиация это альтернативная форма разрешения конфликта с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны - медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом полностью контролирует процесс принятия. О практике применения этого закона в Приморском крае корреспондентам рассказал председатель Арбитражного суда Приморского края Сергей Чумаков.Дело в том, что Конституцией РФ предусмотрено право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Федеральной целевой программой развития судебной системы России на 2007 - 2011 годы предусмотрено, в целях снижения нагрузки на судей и, естественно, повышения качества правосудия, внедрение внесудебных, досудебных способов урегулирования споров. Одним из таких механизмов реализации программы в этой части является и процедура медиации. Как уже было сказано выше, медиация это посредничество которое предполагает урегулирование конфликтов в сфере гражданских, трудовых и семейных правоотношений. Закон об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредников был принят Госдумой 07.07.2010 года, но ещё до его принятия в крупных городах России уже действовали посреднические центры. В основном, их действия распространялись на сферу семейных, трудовых правоотношений и, в большей части, они осуществляли или учились урегулировать конфликты за счет специально выделяемых для этих целей грантов. А между тем, за рубежом в странах Европы, Америки и Азии такая процедура давно действует и приносит свои плоды. В настоящее время, суды у нас перегружены, и принятие медиативной системы позволит решать часть споров в ходе процедуры медиации. В законе о медиации сказано, деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Осуществлять деятельность на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости, а осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов. Развитие медиативной системы тормозят такие факты как дешевое, в смысле малозатратное, государственное правосудие в России. Это и низкие пошлины и возможность поволокитить дело в суде, а в случае проигрыша, заплатить небольшие судебные издержки. Вот и выходит, что судиться в арбитражном суде недобросовестным предпринимателям сегодня выгодно. Напрашивается вопрос,- как внедрить медиацию в России? На этот счет есть несколько предложений от ученых и практиков, занимающихся этой проблемой. Я соглашаюсь с теми, которые предлагают сначала определить приоритет медиации на уровне всех ветвей власти, то есть сверху донизу. Например, законодательно утвердить обязанность досудебной процедуры урегулирования споров. В процессе такой деятельности у нас действительно появятся специалисты способные урегулировать конфликты, сформируется элита медиаторов. Именно такие специалисты будут способны обеспечить правильное воспитание поклонников медиации, обучить желающих стать посредниками и, только тогда, изменится отношение к медиаторам у бизнесменов. Как результат, эта профессия станет востребованной. Только в этом случае появится реальная возможность создавать авторитетные медиативные центры, где можно будет поддерживать высокие стандарты работы посредников.

 


3. Схема органов, осуществляющих в качестве своей основной задачи правовую помощь населению

 

Схематично органы, осуществляющие в качестве своей основной задачи правовую помощь населению можно представить следующим образом. (Приложение А) С данной классификацией в целом можно согласиться и взять за основу, но необходимы некоторые уточнения - она не охватывает органы местного самоуправления, которые, как известно, не входят в систему органов государственной власти.[1] Кроме того, общественные объединения могут оказывать юридическую помощь как наряду с иной деятельностью, так и осуществлять ее в качестве основной и исключительной своей деятельности.

Широкий подход, безусловно, углубляет представление о юридической помощи как деятельности, свойственной многим органам и организациям. Однако, как уже отмечалось, многие субъекты оказания юридической помощи признаются таковыми априорно, их система строится без необходимой аргументации, которая должна основываться на специфике рассматриваемой деятельности.

Круг субъектов, которые могут оказывать профессиональное, но неорганизованное, неформальное правовое содействие, предельно широк и включает в себя любых юристов, готовых разъяснить содержание той или иной нормы права, проконсультировать, взяться за ведение дела в суде и т.д. [3] Однако любому человеку, нуждающемуся в силу проблемной правовой ситуации в юридической помощи, должна быть обеспечена возможность ее получения независимо от наличия или отсутствия неформальных отношений с юристами, их произвольного желания или нежелания оказать помощь и т.д.

Это означает, что в рамках государства в целом, его региона, муниципального образования должна существовать разветвленная и доступная система (инфраструктура) юридической помощи, без которой немыслима система организационных и юридических средств обеспечения прав личности. В систему (инфраструктуру) юридической помощи могут быть включены лишь государственные и муниципальные структуры, общественные институты, которые оказывают профессиональную юридическую помощь на официальной, формальной, организованной основе.

Юридическая помощь может быть признана организованной лишь тогда, когда ее осуществление прямо возложено на того или иного субъекта законом, иными нормативными правовыми актами, включая локальные (уставы коммерческих и некоммерческих организаций и т.д.), [2] либо когда функции, возложенные на субъекта, по своему характеру подпадают под признаки юридической помощи, хотя и не именуются таковой в нормативных актах. Поэтому основным содержательным критерием включения или невключения тех или иных субъектов в круг субъектов оказания юридической помощи должно выступать соотнесение предписываемых тому или иному субъекту функций с понятием юридической помощи, отражающим наиболее существенные свойства данной деятельности.

Отграничение организованного и неорганизованного правового содействия может быть произведено и по признаку доступности информации о субъекте оказания юридической помощи: в инфраструктуру юридической помощи могут быть включены лишь субъекты, которые действуют в рамках установленных законодательством организационно-правовых форм (адвокатура, коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели и т.д.) и информацию о которых (о том, к кому, в каком порядке и на каких условиях можно обратиться за юридической помощью, по каким основаниям возможен отказ в ее предоставлении и т.д.) нуждающийся может получить из формальных источников (СМИ, различного рода справочники, объявления, вывески и т.д.).[2] Юристы, имеющие соответствующие документы об образовании, но действующие вне рамок предусмотренных законодательством организационно-правовых форм и не информирующие население о своей деятельности, не могут признаваться субъектами оказания юридической помощи. Например, лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, которые в соответствии со ст. 53 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» наделены, наряду с адвокатами, правом быть представителями сторон в конституционном судопроизводстве могут не включаться в инфраструктуру юридической помощи.[3]

С данной классификацией в целом можно согласиться и взять за основу, но необходимы некоторые уточнения - она не охватывает органы местного самоуправления, которые, как известно, не входят в систему органов государственной власти. Кроме того, общественные объединения могут оказывать юридическую помощь как наряду с иной деятельностью, так и осуществлять ее в качестве основной и исключительной своей деятельности.

 


Список использованных источников

 

1. Качалов В.И. Юридическая помощь в Российской Федерации: учебное пособие/ В.И. Качалов., О.В. Качалова, 2002. - с. 22-25.

. Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России: дис. д-ра юрид. наук./ А.Г. Кучерина М., 2002. - с. 40, 51.

. Куричев Ю.А. Доступность юридической помощи - общий принцип правосудия: электронный журнал/ Ю.А. Куричев, 2008.

4. Стремоухов А.В. Человек и его правовая защита. Теоретические проблемы: учебное пособие/ А.В. Стремухов, - СПб, 2006 - с. 55-60

. Об арбитражных судах в Российской Федерации (одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.02.2009) // ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 28.04.2008)

6. О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество // Постановление <https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63410/> Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 54

. О применении части 3.1 статьи 38 // Постановление <https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87871/> Пленума ВАС РФ от 30.04.2009 N 34./ <https://www.consultant.ru/popular/apkrf/9_5.html>

. О применении пункта 4 части второй статьи 39 // Постановление <https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87871/> Пленума ВАС РФ от 30.04.2009 N 34./ <https://www.consultant.ru/popular/apkrf/9_5.html> - в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 138-ФЗ <https://www.consultant.ru/document/cons_s_6CF5903C18E7C93A2A5167B4302C617D3C53C57F0988B665D4E862A36E7AC250/>, от 27.07.2010 N 228-ФЗ <https://www.consultant.ru/document/cons_s_52894EA42391C9DC0810AB909B2881B107D6434A544C3C65E1B22C9A47DF5CD0/>, часть вторая. введена Федеральным законом <https://www.consultant.ru/document/cons_s_C4A42696C59F3DC4FC1F418BD7099D9BF6506EE2E3C729E8788B0F6305D1303C/> от 22.07.2008 N 138-ФЗ

. О конституционно-правовом смысле и применении пункта 2 части 1 статьи 29 // Определения Конституционного Суда РФ от 20.11.2003 N 449-О <https://www.consultant.ru/document/cons_s_21C26DC2453C5E54EFA9A7DE72F411882A17B529C67981AB390BB10736845261/> и от 04.12.2003 N 418-О <https://www.consultant.ru/document/cons_s_BF4EAC577BA61853D2063475CF6D347CFEDBA3E4140B1F3BC6A0BFC07A6CC14F/>.// <https://www.consultant.ru/popular/apkrf/9_5.html>

10. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в редакции от 30 декабря 2008 г.).

 


Приложение

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: