Игра “Составь название”.




Конспект урока музыки 5 класс.

«Фольклор в музыке русских композиторов. А. Лядов «Кикимора»

Цель урока: развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности при знакомстве с музыкальным произведением А.К. Лядова «Кикимора».

Задачи:

-формирование художественного вкуса, способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем его разнообразии;

-формирование навыков самостоятельной работы при работе с текстом и выполнении творческих заданий.

 

-умение понимать музыкальное произведение через разнообразные формы и образы;

-способность аргументировать свою точку зрения;

-умение определять цели и задачи своей деятельности, находить пути их достижения.

 

-различать особенности музыкального языка, средства музыкальной выразительности;

-умение наблюдать и анализировать смысл художественного образа;

-структурировать и систематизировать изученный материал;

-определять зависимость художественно формы от цели творческого замысла;

-воспитание любви к устному народному творчеству посредством симфонической музыки.

 

Тип урока. Урок «открытия нового знания»

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование:

-фортепиано;

-компьютер;

-проектор;

-экран.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие. Попевка «Колокольчик»

2. Мотивация к учебной деятельности.

Звучит песня «Сказки гуляют по свету»

Учитель: Добрая песня открыла наш урок, и это совсем неслучайно. А о чем пойдет речь, вы, наверное, уже догадались о сказках.

 

Расскажу я вам сказку старинную,

Не очень короткую и не очень длинную,

А такую, как раз, от меня и до вас!

А было это, дорогие мои,

Когда сказочки по небу летали.

А я их ловила, да в лукошко складывала.

 

У: А точнее, будем говорить сказочных персонажах. Мы встретимся сегодня на уроке с одним из них. Скажите, как называется жанр, к которому относятся сказки, былины, сказания, предания?

Д: Фольклор.

У: А что такое фольклор?

Д: Устное народное творчество.

У: Многие русские композиторы обращались к фольклору для создания сказочных образов (определяют тему урока «Фольклор в музыке русских композиторов») (слайд 1). Сегодня мы с вами будем говорить о русском композиторе Анатолии Константиновиче Лядове (слайд 2). Анатолий Константинович родился в Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, и в дальнейшем стал сам прекрасным композитором и пианистом. Анатолия Константинович Лядов создал несколько симфонических произведений со сказочными названиями: «Волшебное озеро, Баба-яга». Название ещё одного произведения, с которым мы будем знакомиться сегодня, мы узнаем, если выполним задание. Первая буква музыкального слова является буквой нашей загадки (слайд 4).

К ларнет

И нструмент

К люч

И нтонация

М елодия

О пера

Р ондо

А рия

Д: кикимора.

У: Мы познакомимся со музыкальной сказочной картиной «Кикимора». А вы знаете кто такая Кикимора?

Д: Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора - вредная, относится к отрицательным героям.

У: Сюжетом для сказочной картиной «Кикиморы» послужило народное сказание. Лядов взял рассказ о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной.

Выдается текст со сказанием.

 

Народное сказание о Кикиморе.

Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.

Слушание музыки. «Кикимора»

 

У: Скажите, вам сразу удалось представить кикимору? Какая она? (Выбор картинки) слайд5.

У: А вот какую кикимору изобразил выдающийся русский художник-сказочник Иван Билибин (слайд 6)

У: Похожа ли кикимора Ивана Билибина с тем, что мы прочитали в сказке? Найдите в тексте слова подтверждающие внешность кикиморы.

Работа с текстом

Д: Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой.

У: Какой оркестр исполняет это произведение?

Д: Симфонический.

У: Назовите инструменты симфонического оркестра.

Вам предстоит разделить музыкальные инструменты на две группы: симфонические и народные (работа на карточках).

 

Игра “Составь название”.

Учитель дает карточки с заданием каждой группе. Учащиеся, из предложенных букв, составляют названия инструментов и разделяют их на две группы. В одной должны оказаться инструменты симфонического оркестра, в другой - народного.

 

КРИСКАП (С)

НАЯБ (Н)

АБТРУ (С)

ФРАА (С)

ИЛСГУ (Н)

АБЛАЛААЙК (Н)

Вступление.

У: Чтобы создать музыкальный образ композитор использует разные тембры инструментов, тогда образ получится ярким и интересным.

У: какое средство более ярко рисует нам кикимору?

Д: тембры музыкальных инструментов.

У: Еще раз послушаем, какие инструменты начинают вступление.

1 раздел - Его исполняют низкие кларнеты и фаготы (показ инструментов). Они создают сказочную обстановку – “у кудесника в каменных горах”. (слайд 8)

2 раздел - Это звучание английского рожка (показ инструментов), похожее на “колыбельную”.

А дальше мы слышим очень редкий инструмент – челеста (показ инструмента). Какое у нее звучание?

3 раздел - челеста рисует нам «Хрустальную колыбельку».(слайд 9)

У: Вот какие разные использует композитор инструменты для создания образа кикиморы.

У: Много сказок и стихотворений сложено про кикимору в русском фольклоре и с одно из них мы с вами уже знаем. (Слайд 10) Давайте его повторим вместе с хлопками.

Игра «Придумай ритм»

Две кикиморы, на кочке,
Побросав в котел цветочки,
Мухоморов пару,
И костру добавив жару.
Сели отдыхая,
Аромат вдыхая.
В ожидании обеда,
Завели они беседу.

 

У: Кикиморы у нас вдыхали аромат цветочков, и мы с вами попробуем вдохнуть этот аромат.

 

Упражнение на дыхание.

7. Хоровое исполнение песни “Там, на неведомых дорожках”

Этапы вокально-хоровой работы:

а) работа над певческой постановкой корпуса

упражнения «цветок», «катание язычка», «крик совы», скороговорка
б) повторение текста всей песни;
в) хоровое исполнение песни.

8. Закрепление материала:

Соедините правильные ответы.

Злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.

 

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Русский композитор, автор музыкального произведения «Кикимора»

 

КИКИМОРА

Народное творчество

 

ФОЛЬКЛОР

Тихая, плавная, певучая мелодия.

 

ЛЯДОВ

Музыкальный инструмент

 

9. Комментирование домашнего задания:

Выполните рисунок понравившегося фрагмента симфонической картинки “Кикимора”.

Подведение итогов.

Совместные выводы учителя и учащихся

Выставление оценок.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: