Конспект урока музыки 5 класс.
«Фольклор в музыке русских композиторов. А. Лядов «Кикимора»
Цель урока: развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности при знакомстве с музыкальным произведением А.К. Лядова «Кикимора».
Задачи:
-формирование художественного вкуса, способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем его разнообразии;
-формирование навыков самостоятельной работы при работе с текстом и выполнении творческих заданий.
-умение понимать музыкальное произведение через разнообразные формы и образы;
-способность аргументировать свою точку зрения;
-умение определять цели и задачи своей деятельности, находить пути их достижения.
-различать особенности музыкального языка, средства музыкальной выразительности;
-умение наблюдать и анализировать смысл художественного образа;
-структурировать и систематизировать изученный материал;
-определять зависимость художественно формы от цели творческого замысла;
-воспитание любви к устному народному творчеству посредством симфонической музыки.
Тип урока. Урок «открытия нового знания»
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование:
-фортепиано;
-компьютер;
-проектор;
-экран.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие. Попевка «Колокольчик»
2. Мотивация к учебной деятельности.
Звучит песня «Сказки гуляют по свету»
Учитель: Добрая песня открыла наш урок, и это совсем неслучайно. А о чем пойдет речь, вы, наверное, уже догадались о сказках.
Расскажу я вам сказку старинную,
Не очень короткую и не очень длинную,
|
А такую, как раз, от меня и до вас!
А было это, дорогие мои,
Когда сказочки по небу летали.
А я их ловила, да в лукошко складывала.
У: А точнее, будем говорить сказочных персонажах. Мы встретимся сегодня на уроке с одним из них. Скажите, как называется жанр, к которому относятся сказки, былины, сказания, предания?
Д: Фольклор.
У: А что такое фольклор?
Д: Устное народное творчество.
У: Многие русские композиторы обращались к фольклору для создания сказочных образов (определяют тему урока «Фольклор в музыке русских композиторов») (слайд 1). Сегодня мы с вами будем говорить о русском композиторе Анатолии Константиновиче Лядове (слайд 2). Анатолий Константинович родился в Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, и в дальнейшем стал сам прекрасным композитором и пианистом. Анатолия Константинович Лядов создал несколько симфонических произведений со сказочными названиями: «Волшебное озеро, Баба-яга». Название ещё одного произведения, с которым мы будем знакомиться сегодня, мы узнаем, если выполним задание. Первая буква музыкального слова является буквой нашей загадки (слайд 4).
К ларнет
И нструмент
К люч
И нтонация
М елодия
О пера
Р ондо
А рия
Д: кикимора.
У: Мы познакомимся со музыкальной сказочной картиной «Кикимора». А вы знаете кто такая Кикимора?
Д: Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора - вредная, относится к отрицательным героям.
У: Сюжетом для сказочной картиной «Кикиморы» послужило народное сказание. Лядов взял рассказ о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной.
|
Выдается текст со сказанием.
Народное сказание о Кикиморе.
Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.
Слушание музыки. «Кикимора»
У: Скажите, вам сразу удалось представить кикимору? Какая она? (Выбор картинки) слайд5.
У: А вот какую кикимору изобразил выдающийся русский художник-сказочник Иван Билибин (слайд 6)
У: Похожа ли кикимора Ивана Билибина с тем, что мы прочитали в сказке? Найдите в тексте слова подтверждающие внешность кикиморы.
Работа с текстом
Д: Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой.
У: Какой оркестр исполняет это произведение?
Д: Симфонический.
У: Назовите инструменты симфонического оркестра.
Вам предстоит разделить музыкальные инструменты на две группы: симфонические и народные (работа на карточках).
Игра “Составь название”.
Учитель дает карточки с заданием каждой группе. Учащиеся, из предложенных букв, составляют названия инструментов и разделяют их на две группы. В одной должны оказаться инструменты симфонического оркестра, в другой - народного.
|
КРИСКАП (С)
НАЯБ (Н)
АБТРУ (С)
ФРАА (С)
ИЛСГУ (Н)
АБЛАЛААЙК (Н)
Вступление.
У: Чтобы создать музыкальный образ композитор использует разные тембры инструментов, тогда образ получится ярким и интересным.
У: какое средство более ярко рисует нам кикимору?
Д: тембры музыкальных инструментов.
У: Еще раз послушаем, какие инструменты начинают вступление.
1 раздел - Его исполняют низкие кларнеты и фаготы (показ инструментов). Они создают сказочную обстановку – “у кудесника в каменных горах”. (слайд 8)
2 раздел - Это звучание английского рожка (показ инструментов), похожее на “колыбельную”.
А дальше мы слышим очень редкий инструмент – челеста (показ инструмента). Какое у нее звучание?
3 раздел - челеста рисует нам «Хрустальную колыбельку».(слайд 9)
У: Вот какие разные использует композитор инструменты для создания образа кикиморы.
У: Много сказок и стихотворений сложено про кикимору в русском фольклоре и с одно из них мы с вами уже знаем. (Слайд 10) Давайте его повторим вместе с хлопками.
Игра «Придумай ритм»
Две кикиморы, на кочке,
Побросав в котел цветочки,
Мухоморов пару,
И костру добавив жару.
Сели отдыхая,
Аромат вдыхая.
В ожидании обеда,
Завели они беседу.
У: Кикиморы у нас вдыхали аромат цветочков, и мы с вами попробуем вдохнуть этот аромат.
Упражнение на дыхание.
7. Хоровое исполнение песни “Там, на неведомых дорожках”
Этапы вокально-хоровой работы:
а) работа над певческой постановкой корпуса
упражнения «цветок», «катание язычка», «крик совы», скороговорка
б) повторение текста всей песни;
в) хоровое исполнение песни.
8. Закрепление материала:
Соедините правильные ответы.
Злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.
КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Русский композитор, автор музыкального произведения «Кикимора»
КИКИМОРА
Народное творчество
ФОЛЬКЛОР
Тихая, плавная, певучая мелодия.
ЛЯДОВ
Музыкальный инструмент
9. Комментирование домашнего задания:
Выполните рисунок понравившегося фрагмента симфонической картинки “Кикимора”.
Подведение итогов.
Совместные выводы учителя и учащихся
Выставление оценок.