Примерные экзаменационные билеты





Для выпускников 11 класса

Общеобразовательных учреждений

(с использованием ситуативных задач)

Настоящие экзаменационные билеты по основам без­опасности жизнедеятельности разработаны на базовом уровне как примерные с целью оказания помощи общеобра­зовательным учреждениям для подготовки материалов ито­говой аттестации выпускников 11 классов общеобразова­тельных учреждений.

Составленные таким образом экзаменационные билеты в целом позволяют определить уровень подготовки выпуск­ников в части, касающейся использования в практической деятельности и повседневной жизни приобретённых ими знаний и умений для ведения здорового образа жизни, ока­зания первой медицинской помощи, формирования навыков, духовных и физических качеств, необходимых для военной службы и гражданской обороны.

Одной из особенностей экзаменационных билетов является включение в третий вопрос каждого билета ситуативных задач из всех трёх модулей курса.

Каждое общеобразовательное учреждение вправе ис­пользовать данные экзаменационные билеты, а также заме­нить (или дополнить) третьи вопросы билетов любыми си­туативными задачами из данного сборника.

Теоретические вопросы могут быть дополнены заданиями на демонстрацию (показ) выпускниками навыков пользования средствами индивидуальной защиты, приборами радиацион­ной и химической разведки, первичными средствами пожаро­тушения. Кроме приборов и оборудования, которые должны быть подготовлены заранее, целесообразно также подобрать для проведения экзамена комплекты учебно-наглядных посо­бий (плакаты), справочные материалы.

При подготовке материалов итоговой аттестации необхо­димо учитывать то, что изучение раздела «Основы военной службы» (Модуль III. Обеспечение военной безопасности го­сударства) согласно Федеральному закону «О воинской обя­занности и военной службе» является необязательным для граждан женского пола. Поэтому вопросы из этого раздела по желанию девушек 11 класса должны быть заменены на другие, изучаемые в курсе ОБЖ.

Время, отводимое на подготовку для ответа по билетам, должно составлять не менее 45 мин.

Оценивание результатов экзамена:

• оценка «удовлетворительно» — полный ответ хотя бы на один вопрос;

• оценка «хорошо» — при ответе на два вопроса;

• оценка «отлично» — при ответе на три вопроса.

При ответе на дополнительные вопросы конкретное ре­шение о выставлении отметки принимается экзаменацион­ной комиссией.

Билет 1

1. Брак и семья, основные понятия. Условия и порядок заключения брака.

2. История создания Вооружённых Сил Российской Фе­дерации, её связь с историей и становлением Российского государства.

3. Ситуативная задача. Вашему знакомому или родствен­нику инородное тело попало в ухо. Кроме вас, в данной си­туации рядом никого не оказалось. Ваши действия по оказа­нию первой медицинской помощи?

Билет 2

1. Семейное законодательство Российской Федерации. Личные права и обязанности супругов.

2. Организационная структура Вооружённых Сил Россий­ской Федерации. Виды Вооружённых Сил, рода войск.

3. Ситуативная задача. Вагон поезда, в котором вы со­вершаете поездку, начал опрокидываться. Ваши действия по сохранению личной безопасности в подобной ситуации?

Билет 3

1. Инфекции, передаваемые половым путём (ИППП). Причины, способствующие заражению. Меры профилактики.

2. Роль и место Вооружённых Сил Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности страны.

3. Ситуативная задача. Вас похитили. Ваши действия по сохранению личной безопасности в подобной ситуации?

Билет 4

1. ВИЧ-инфекция и СПИД, основные понятия, способы распространения, меры профилактики ВИЧ-инфекции.

2. Качества российского гражданина, характеризующие его как защитника Отечества.

3. Ситуативная задача. Вы обнаружили оружие или взрыво­опасные предметы, принадлежащие террористам. Ваши дейст­вия по сохранению личной безопасности в подобной ситуации?

2. Статус военнослужащего, его права и свободы.

3. Ситуативная задача. Пострадавшего укусила пчела или оса. Кроме вас, в этой ситуации никого рядом не оказа­лось. Ваши действия по оказанию первой медицинской по­мощи пострадавшему?

Билет 5

1. Семья в современном обществе. Функции семьи. Влияние семейных отношений на здоровье человека.

2. Дни воинской славы (победные дни) России — память поколений о ратных подвигах защитников Отечества.

3. Ситуативная задача. Получен сигнал оповещения о ра­диационной аварии. Ваши действия в этой ситуации, если вы находитесь на улице или в доме?

Билет 9

1. Знания, умения и навыки, необходимые для автоном­ного существования человека в природных условиях.

2. Конституция Российской Федерации и другие законы, определяющие правовые основы военной службы.

3. Ситуативная задача. Вы решили воспользоваться ус­лугами такси или попутной машины. Ваши действия по со­хранению личной безопасности в подобной ситуации?

Билет 6

1. Нравственность и формирование правильного взаимо­отношения полов как составляющие здорового образа жизни.

2. Значение дружбы и войскового товарищества для бое­вой готовности и боеспособности подразделений Вооружён­ных Сил Российской Федерации.

3. Ситуативная задача. В районе вашего проживания произошла авария на химически опасном объекте с выбро­сом в атмосферу аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Ваши действия после выхода из зоны заражения?

Билет 7

1. Наркомания и токсикомания, общие понятия. Послед­ствия употребления наркотиков для здоровья человека. Ме­ры профилактики наркозависимости.

2. История государственных наград за военные отличия в России. Ордена Российской Федерации.

3. Ситуативная задача. Ваш родственник или знакомый жалуется на острую боль в области сердца. Кроме вас, в дан­ной ситуации рядом никого не оказалось. Ваши действия по оказанию первой медицинской помощи?

Билет 8

1. Курение и его влияние на здоровье человека. Табач­ный дым, его составные части, влияние табачного дыма на окружающих (пассивное курение).

Билет 10

1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного ха­рактера. Меры, принимаемые по защите населения от их по­следствий.

2. Военная служба по призыву и её особенности.

3. Ситуативная задача. Вы увидели, как неизвестный по­дозрительного вида влезает в окно или на балкон соседнего дома, открывает чужую машину, взламывает дверь, пристаёт к женщине или ребёнку, совершает противоправные дейст­вия. Ваши действия по сохранению личной безопасности в подобной ситуации?

Билет 11

1. Основные правила поведения человека в повседневной жизни, помогающие ему избежать криминальных ситуаций.

2. Организация медицинского освидетельствования граж­дан при первоначальной постановке их на воинский учёт.

3. Ситуативная задача. Вы заметили, как посторонний выносит вещи из подъезда или квартиры. Ваши действия в подобной ситуации?

Билет 12

1. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Ви­ды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

2. Обязательная подготовка граждан к военной службе, основное её содержание и предназначение.

3. Ситуативная задача. В районе вашего проживания произошла авария на химически опасном объекте с выбро­сом в атмосферу аварийно химически опасных веществ (АХОВ). У вас есть возможность самостоятельно эвакуиро­ваться. Ваши действия при движении по заражённой мест­ности?

Билет 13

1. Организация оповещения и информации населения о чрезвычайных ситуациях.

2. Первоначальная постановка граждан на воинский учёт. Обязанности граждан по воинскому учёту.

3. Ситуативная задача. В районе вашего проживания про­изошла авария на химически опасном объекте с выбросом в атмосферу аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Ваши действия по сохранению личной безопасности в подоб­ной ситуации?

Билет 14

1. История создания гражданской обороны, её предна­значение и основные задачи по защите населения.

2. Основные понятия о воинской обязанности. Организа­ция воинского учёта.

3. Ситуативная задача. Ваш младший брат или сестра до­школьного возраста по неосторожности отравились средст­вами бытовой химии. Кроме вас, в данной ситуации рядом ни­кого не оказалось. Ваши действия по оказанию первой медицинской помощи?

Билет 15

1. Современные средства поражения, их краткая харак­теристика, поражающие факторы.

2. Воинские звания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации. Военная форма одежды.

3. Ситуативная задача. У пострадавшего наблюдается нарушение или остановка дыхания. Кроме вас, в данной си­туации никого рядом не оказалось. Ваши действия по оказа­нию первой медицинской помощи?

Билет16 ,

1. Защитные сооружения гражданской обороны, их npefr-назначение. Правила поведения в защитных сооружениях.1-

2. Общие, должностные и специальные обязанности во­еннослужащих.

3. Ситуативная задача. Вы зажгли плиту и на некоторое время вышли из кухни. Когда вы вернулись, то увидели, что потухло пламя в газовой горелке. Ваши действия по сохра­нению личной безопасности в подобной ситуации?

Билет 17

1. Средства индивидуальной защиты населения, их пред­назначение.

2. Организация призыва на военную службу.

3. Ситуативная задача. Вы почувствовали, находясь в подъезде, сильный запах газа. Ваши действия по сохране­нию личной безопасности в подобной ситуации?

Билет 18

1. Предназначение аварийно-спасательных и других не­отложных работ, проводимых в зоне чрезвычайной ситуации.

2. Военная присяга — торжественная клятва воина на верность своему Отечеству. Порядок приведения военнослу­жащих к военной присяге.

3. Ситуативная задача. В районе вашего проживания про­изошла авария на химически опасном объекте с выбросом в атмосферу аварийно химически опасных веществ. Ваши действия, если есть возможность выйти из района аварии?

Билет 19

1. Наиболее распространённые инфекционные болезни, причины их возникновения, меры профилактики инфекций.

2. Основные положения международного гуманитарного права.

3. Ситуативная задача. Вам некоторое время приходится проживать на радиационно загрязнённой местности, степень радиационного загрязнения которой превышает фоновые нор­мы, но не выше опасных пределов установленных доз. Ваши действия для снижения риска дополнительного облучения?

Билет20

1. Понятие личной и общественной гигиены. Значение соблюдения правил личной и общественной гигиены для здоровья человека.

2. Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации — основной закон воинской жизни.

3. Ситуативная задача. Вы вернулись к своему дому по­сле того, как произошла гидродинамическая авария. Ваши действия при входе в помещение и по его осмотру перед вселением?

Билет 21

1. Основные понятия здоровья человека. Здоровье и бла­гополучие человека.

2. Особенности военной службы по призыву.

3. Ситуативная задача. Самолёт, где удерживаются заложники, захватывает спецподразделение. Вы попали в число заложников. Ваши действия по сохранению личной без­опасности в подобной ситуации?

Билет 22

1. Здоровый образ жизни как система индивидуального поведения человека, направленная на сохранение и укрепле­ние здоровья.

2. Основные виды воинской деятельности.

3. Ситуативная задача. При сильном порыве ветра на вы­соковольтной мачте оборвался электропровод, находящийся под напряжением более 1000 В, который, упав на землю, по­разил проходящего человека. Оказавшись в зоне безопасно­го воздействия высокого напряжения, вы стали очевидцем происшедшего. Кроме вас, в данной ситуации рядом никого не оказалось. Ваши действия по оказанию первой медицин­ской помощи?

Билет 23

1. Основные элементы жизнедеятельности человека. Значение режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его духовных и физических качеств.

2. Общие требования воинской деятельности к уровню подготовки призывников.

3. Ситуативная задача. У пострадавшего наблюдается нарушение или остановка дыхания. Кроме вас, в данной си­туации никого рядом не оказалось. Ваши действия по оказа­нию первой медицинской помощи?

Билет 24

1. Двигательная активность и её значение для здоровья человека.

2. Воинская дисциплина и её значение в современных условиях.

3. Ситуативная задача. Вы решили на поезде поехать в другой город. Вам сообщают, что начался пожар, или вы са­ми понимаете это по сильному дыму в вагоне. Ваши действия по сохранению личной безопасности в подобной ситуации?

Билет 25

1. Закаливание организма, его значение для укрепления здоровья человека. Использование факторов окружающей природной среды для закаливания.

2. Основные положения по приёму гражданской мо­лодёжи в военные образовательные учреждения профессио­нального образования.

3. Ситуативная задача. На вашем балконе (или лоджии) начался пожар. Ваши действия по сохранению личной без­опасности в подобной ситуации?

Представленные ниже контрольные вопросы преподава­тель-организатор курса ОБЖ может использовать при со­ставлении экзаменационных билетов для девушек, обу­чавшихся в 10—11 классах по программе «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».Данные вопросы (по выбору преподавателя) можно включить в билет вместо первого или второго вопроса.

1. Что следует понимать под здоровьем?

2. Какое место отводится здоровью среди жизненных ценностей человека?

3. Индивидуальное и общественное здоровье, их взаи­мосвязь.

4. Духовное и физическое здоровье, их взаимосвязь.

5. Основные факторы, оказывающие влияние на здо­ровье человека.

6. Общие понятия о репродуктивном здоровье человека.

7. Основные критерии, характеризующие уровень репро­дуктивного здоровья.

8. Взаимосвязь репродуктивного здоровья и демографи­ческой обстановки в стране.

9. Какая существует взаимосвязь между социально-де­мографическими процессами в стране и национальной без­опасностью государства?

10. Социальная роль женщины в современном общес­тве, основные функции жизнедеятельности современной женщины.

11. Что следует понимать под здоровым образом жизни?

12. Значение здорового образа жизни для здоровья со­временного человека.

13. Репродуктивная система человека.

14. Как происходит подготовка репродуктивной системы женщины к беременности?

15. Какие признаки дискомфорта появляются у женщины во время менструации?

16. Что такое оплодотворение и где оно происходит у женщины?

17. Что такое наследственные болезни? Их причины и возможные меры профилактики.

18. Как может повлиять здоровье матери на здоровье бу­дущего ребёнка?

19. Окружающая среда и её влияние на здоровье чело­века.

20. Какое влияние может оказать неблагоприятная окру­жающая среда на здоровье плода и новорождённого? Воз­можные меры профилактики.

21. Что мы понимаем под вредными привычками и какое влияние они оказывают на здоровье человека?

22. Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье человека, возможные последствия употребления алкоголя на репро­дуктивное здоровье женщины.

23. Курение, последствия курения на здоровье матери и ребёнка.

24. Наркомания, её распространение, последствия упот­ребления наркотиков для здоровья беременной женщины и плода.

25. Ранние половые связи, их причины и возможные по­следствия для здоровья.

26. Какой образ жизни и стиль поведения девушки могут привести к ранним половым связям?

27. Инфекции, передаваемые половым путём, их послед­ствия и меры профилактики.

28. Что такое стресс? Причины, его вызывающие; меры профилактики высокого уровня стресса.

29. Режим дня, труда и отдыха и его влияние на здо­ровье и работоспособность человека.

30. Рациональное питание и его значение в системе здо­рового образа жизни человека.

31. Двигательная активность и её значение для здорово­го человека.

32. Что такое закаливание и каково его влияние на здо­ровье человека?

33. Основные принципы закаливания, использование факторов окружающей среды для закаливания.

34. Значение соблюдения правил личной гигиены для здоровья человека.

35. Особенности личной гигиены девочки в период поло­вого созревания и женщины в период беременности.

36. Правовые аспекты взаимоотношения полов. Основы семейного права в Российской Федерации.

37. Основные функции семьи.

38. Личные права и обязанности супругов.

39. Законный режим имущества супругов.

40. Договорный режим имущества супругов.

41. Права и обязанности родителей.

42. Алиментные обязанности родителей и детей.

43. Права несовершеннолетних родителей.

44. В каких случаях родители могут быть лишены роди­тельских прав?

45. Основные положения Конвенции ООН «О правах ребёнка».

Литература

Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Г. С. Абрамова. — 4-е изд. — М.: Академия, 1999.

Акимов В. А. Основы анализа и управления рисков в при­родной и техногенной сферах: учеб. пособие в системе об­разования МЧС России и РСЧС / В. А. Акимов и др. — М.: Деловой экспресс, 2004.

Альтшулер В. М. Наркомания: дорога в бездну: кн. для учителей и родителей / В. М. Альтшулер, А. В. Надеждин. — М.: Просвещение, 2000.

Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг / пер. с англ. — М.: Мир, 1997.

Баль Л. В. Педагогу о здоровом образе жизни / Л. В. Баль. — М.: Просвещение, 2005.

Военная психология и педагогика: учеб. пособие / под общ. ред. В. Ф. Кулакова. — М.: Совершенство, 1998.

Военный энциклопедический словарь. — 2-е изд. — М.: Военное издательство, 1986.

Гражданская защита: энциклопедический словарь / [Ю. Л. Воробьев и др.; под общ. ред. С. К. Шойгу]. — М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005.

Дуров В. А. Русские награды XVIII — начала XX в. / В. А. Ду­ров. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2003.

Дуров В. А. Отечественные награды. 1918—1991 гг. / В. А. Дуров. — М.: Просвещение, 2005.

Закон «О безопасности» (последняя редакция). Закон «Об образовании» (последняя редакция).

Здоровая семья / пер. с англ. М. Г. Лунко, Д. А. Ивано­ва. — М.: Крон-Пресс, 1994.

Игнатенко А. А. Кто покушается на твои права и свободы...: пособ. для учащихся / А. А. Игнатенко; под ред. Смирнова А. Т., Хренникова Б. О. — М.: Просвещение, 2010.

Когда не один противостоишь злу...: пособ. для учащихся / под ред. Смирнова А. Т., Хренникова Б. О. — М.: Просвещение, 2010.

Конституция Российской Федерации (последняя редакция).

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (последняя редакция).

Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В. И. Лях. — М.: ACT, 1998.

Лях В. И. Физическая культура: 8—9 кл.: учеб. для обще-образоват. учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под ред. В. И. Ляха. — М.: Просвещение, 2006—2010.

Лях В. И. Физическая культура: 10—11 кл.: учеб. для об-щеобразоват. учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под ред. В. И. Ляха. — М.: Просвещение, 2006—2010.

Макеева А. Г. Все цвета, кроме чёрного: семейная про­филактика наркотизма школьников: кн. для родителей / А. Г. Макеева. — М.: Просвещение, 2005.

Макеева А. Г. Все цвета, кроме чёрного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: метод, пособие для учителя: 7—9 кл. /А. Г. Макеева. — М.: Просвещение, 2005.

Мардерфельд В. Л. 500 тестов по учебному курсу «Осно­вы безопасности жизнедеятельности»: пособие для учите­ля / В. Л. Мардерфельд. — СПб.: Просвещение, 2004.

Мардерфельд В. Л. Раздаточные материалы по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: пособие для учителя / В. Л. Мардерфельд. — М.: Просвещение, 2004.

Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: кн. для учителя / сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2004.

Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзаменов в 9 кл. / [А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; науч. руководитель Г. С. Ковале­ва; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2006—2009.

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник / [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2007.

Основы безопасности жизнедеятельности: тестовый конт­роль: 10—11 кл. / [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Мас­лов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2010.

Основы безопасности жизнедеятельности: метод, рекомен­дации: 10—11 кл./[Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, М. В. Мас­лов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2010.

Основы формирования культуры безопасности жизне­деятельности населения / [Ю. Л. Воробьёв, В. А. Тучков, Р. А. Дурнев; под общей ред. Ю. Л. Воробьёва]. — М.: Деловой экспресс, 2006.

Петров С. В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С. В. Петров, В. Г. Бубнов. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2000.

Противодействие терроризму: учеб.-метод, пособие/ под общ. ред. Ю. С. Паткевича. — Ижевск: Удмуртия, 2004.

Рыбин А. Л. Дорожная азбука велосипедиста: кн. для уча­щихся 5—7 кл. /А. Л. Рыбин; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2003.

Рыбин А. Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5—9 кл. / А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирно­ва. — М.: Просвещение, 2008.

Рыбин А. Л. Безопасность дорожного движения: учеб.-на­глядное пособие для учащихся. 5—9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А. Л. Рыбин, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.

Рыбин А. Л. Обучение правилам дорожного движения: по­собие для учителя: 5—9 кл. /А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.

Рыбин А. Л. Обучение правилам дорожного движения: по­собие для учителя: 10—11 кл. / А. Л. Рыбин, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просве­щение, 2008.

Сальникова И. В. «Свой?» — «Чужой?» А стоит ли делить?: пособ. для учащихся / И. В. Сальникова; под ред. Смирно­ва А. Т., Хренникова Б. О. — М.: Просвещение, 2010.

Семейный кодекс Российской Федерации (последняя ре­дакция).

Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:

5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2010.

Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:

6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2010.

Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:

7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2009.

СмирновА. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:

8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2009.

СмирновА. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:

9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2009.

Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности.

10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 10-е изд. — М.: Просвещение, 2009.

СмирновА. Т. Основы безопасности жизнедеятельности.

10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, П. В. Ижевский; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2009.

Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:

11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смир­нов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев; под общ. ред. А. Т. Смирно­ва. — 9-е изд. — М.: Просвещение, 2009.

Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:

10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смир­нов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.

Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:

11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смир­нов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.

Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: метод, рекомендации: 5—11 кл. /А. Т. Смирнов, Б. О. Хрен­ников, М. В. Маслов; под. ред. Смирнова А. Т. — М.: Просвещение, 2010.

Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: тестовый контроль: 10—11 кл./А. Т. Смирнов, Б.О.Хрен­ников, М. В. Маслов; под. ред. Смирнова А. Т. — М.: Просвещение, 2010.

Смирнов А. Т. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: метод, пособие / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — М.: Вентана-Граф, 2002.

100 вопросов — 100 ответов о прохождении военной службы по призыву и контракту: сб. — М.: Красная звезда, 2006.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российское военное обозрение. — 2009. — № 6.

Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочине­ния. В 2 т. / В. А. Сухомлинский. — М.: Педагогика, 1979.

Терроризм. Это должен знать каждый: рекомендации, разработанные Службой по борьбе с терроризмом Управле­ния ФСБ России / под ред. А. А. Кокорева. — М.: Изограф, 2000.

Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы бе­зопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных уч­реждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвеще­ние, 2000.

Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности: 5—6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. К. Топо­ров. — М.: Просвещение, 2008.

Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности: 7—8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. К. Топо­ров. — М.: Просвещение, 2010.

Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. К. Топо­ров. — М.: Просвещение, 2008.

Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности: 10—11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. К. То­поров. — М.: Просвещение, 2008.

Тупикин Е. И. Основы безопасности жизнедеятельности: тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10—11 кл. / Е. И. Тупикин, А. Т. Смирнов. — М.: Просвеще­ние, 2002.

Федеральный закон «О гражданской обороне» (последняя редакция).

Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (последняя редакция).

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак­тера» (последняя редакция).

Федеральный закон «О наркотических средствах и пси­хотропных веществах» (последняя редакция).

Федеральный закон «О пожарной безопасности» (послед­няя редакция).

Федеральный закон «О противодействии терроризму» (последняя редакция).

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (последняя редакция).

Физическая культура: 5—7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. М. Я. Виленского. — М.: Просвеще­ние, 2009.

Чрезвычайные ситуации: энциклопедия школьника / под общ. ред. С. К. Шойгу. — М., 2004.

 

 





Читайте также:
Виды функций и их графики: Зависимость одной переменной у от другой х, при которой каждому значению...
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание...
Продление сроков использования СИЗ: Согласно пункта 22 приказа Минздравсоцразвития России от...
Расчет длины развертки детали: Рассмотрим ситуацию, которая нередко возникает на...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.052 с.