Для выпускников 11 класса
Общеобразовательных учреждений
(с использованием ситуативных задач)
Настоящие экзаменационные билеты по основам безопасности жизнедеятельности разработаны на базовом уровне как примерные с целью оказания помощи общеобразовательным учреждениям для подготовки материалов итоговой аттестации выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений.
Составленные таким образом экзаменационные билеты в целом позволяют определить уровень подготовки выпускников в части, касающейся использования в практической деятельности и повседневной жизни приобретённых ими знаний и умений для ведения здорового образа жизни, оказания первой медицинской помощи, формирования навыков, духовных и физических качеств, необходимых для военной службы и гражданской обороны.
Одной из особенностей экзаменационных билетов является включение в третий вопрос каждого билета ситуативных задач из всех трёх модулей курса.
Каждое общеобразовательное учреждение вправе использовать данные экзаменационные билеты, а также заменить (или дополнить) третьи вопросы билетов любыми ситуативными задачами из данного сборника.
Теоретические вопросы могут быть дополнены заданиями на демонстрацию (показ) выпускниками навыков пользования средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки, первичными средствами пожаротушения. Кроме приборов и оборудования, которые должны быть подготовлены заранее, целесообразно также подобрать для проведения экзамена комплекты учебно-наглядных пособий (плакаты), справочные материалы.
При подготовке материалов итоговой аттестации необходимо учитывать то, что изучение раздела «Основы военной службы» (Модуль III. Обеспечение военной безопасности государства) согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» является необязательным для граждан женского пола. Поэтому вопросы из этого раздела по желанию девушек 11 класса должны быть заменены на другие, изучаемые в курсе ОБЖ.
|
Время, отводимое на подготовку для ответа по билетам, должно составлять не менее 45 мин.
Оценивание результатов экзамена:
• оценка «удовлетворительно» — полный ответ хотя бы на один вопрос;
• оценка «хорошо» — при ответе на два вопроса;
• оценка «отлично» — при ответе на три вопроса.
При ответе на дополнительные вопросы конкретное решение о выставлении отметки принимается экзаменационной комиссией.
Билет 1
1. Брак и семья, основные понятия. Условия и порядок заключения брака.
2. История создания Вооружённых Сил Российской Федерации, её связь с историей и становлением Российского государства.
3. Ситуативная задача. Вашему знакомому или родственнику инородное тело попало в ухо. Кроме вас, в данной ситуации рядом никого не оказалось. Ваши действия по оказанию первой медицинской помощи?
Билет 2
1. Семейное законодательство Российской Федерации. Личные права и обязанности супругов.
2. Организационная структура Вооружённых Сил Российской Федерации. Виды Вооружённых Сил, рода войск.
3. Ситуативная задача. Вагон поезда, в котором вы совершаете поездку, начал опрокидываться. Ваши действия по сохранению личной безопасности в подобной ситуации?
|
Билет 3
1. Инфекции, передаваемые половым путём (ИППП). Причины, способствующие заражению. Меры профилактики.
2. Роль и место Вооружённых Сил Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности страны.
3. Ситуативная задача. Вас похитили. Ваши действия по сохранению личной безопасности в подобной ситуации?
Билет 4
1. ВИЧ-инфекция и СПИД, основные понятия, способы распространения, меры профилактики ВИЧ-инфекции.
2. Качества российского гражданина, характеризующие его как защитника Отечества.
3. Ситуативная задача. Вы обнаружили оружие или взрывоопасные предметы, принадлежащие террористам. Ваши действия по сохранению личной безопасности в подобной ситуации?
2. Статус военнослужащего, его права и свободы.
3. Ситуативная задача. Пострадавшего укусила пчела или оса. Кроме вас, в этой ситуации никого рядом не оказалось. Ваши действия по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему?
Билет 5
1. Семья в современном обществе. Функции семьи. Влияние семейных отношений на здоровье человека.
2. Дни воинской славы (победные дни) России — память поколений о ратных подвигах защитников Отечества.
3. Ситуативная задача. Получен сигнал оповещения о радиационной аварии. Ваши действия в этой ситуации, если вы находитесь на улице или в доме?
Билет 9
1. Знания, умения и навыки, необходимые для автономного существования человека в природных условиях.
2. Конституция Российской Федерации и другие законы, определяющие правовые основы военной службы.
3. Ситуативная задача. Вы решили воспользоваться услугами такси или попутной машины. Ваши действия по сохранению личной безопасности в подобной ситуации?
|
Билет 6
1. Нравственность и формирование правильного взаимоотношения полов как составляющие здорового образа жизни.
2. Значение дружбы и войскового товарищества для боевой готовности и боеспособности подразделений Вооружённых Сил Российской Федерации.
3. Ситуативная задача. В районе вашего проживания произошла авария на химически опасном объекте с выбросом в атмосферу аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Ваши действия после выхода из зоны заражения?
Билет 7
1. Наркомания и токсикомания, общие понятия. Последствия употребления наркотиков для здоровья человека. Меры профилактики наркозависимости.
2. История государственных наград за военные отличия в России. Ордена Российской Федерации.
3. Ситуативная задача. Ваш родственник или знакомый жалуется на острую боль в области сердца. Кроме вас, в данной ситуации рядом никого не оказалось. Ваши действия по оказанию первой медицинской помощи?
Билет 8
1. Курение и его влияние на здоровье человека. Табачный дым, его составные части, влияние табачного дыма на окружающих (пассивное курение).
Билет 10
1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Меры, принимаемые по защите населения от их последствий.
2. Военная служба по призыву и её особенности.
3. Ситуативная задача. Вы увидели, как неизвестный подозрительного вида влезает в окно или на балкон соседнего дома, открывает чужую машину, взламывает дверь, пристаёт к женщине или ребёнку, совершает противоправные действия. Ваши действия по сохранению личной безопасности в подобной ситуации?
Билет 11
1. Основные правила поведения человека в повседневной жизни, помогающие ему избежать криминальных ситуаций.
2. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке их на воинский учёт.
3. Ситуативная задача. Вы заметили, как посторонний выносит вещи из подъезда или квартиры. Ваши действия в подобной ситуации?
Билет 12
1. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
2. Обязательная подготовка граждан к военной службе, основное её содержание и предназначение.
3. Ситуативная задача. В районе вашего проживания произошла авария на химически опасном объекте с выбросом в атмосферу аварийно химически опасных веществ (АХОВ). У вас есть возможность самостоятельно эвакуироваться. Ваши действия при движении по заражённой местности?
Билет 13
1. Организация оповещения и информации населения о чрезвычайных ситуациях.
2. Первоначальная постановка граждан на воинский учёт. Обязанности граждан по воинскому учёту.
3. Ситуативная задача. В районе вашего проживания произошла авария на химически опасном объекте с выбросом в атмосферу аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Ваши действия по сохранению личной безопасности в подобной ситуации?
Билет 14
1. История создания гражданской обороны, её предназначение и основные задачи по защите населения.
2. Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учёта.
3. Ситуативная задача. Ваш младший брат или сестра дошкольного возраста по неосторожности отравились средствами бытовой химии. Кроме вас, в данной ситуации рядом никого не оказалось. Ваши действия по оказанию первой медицинской помощи?
Билет 15
1. Современные средства поражения, их краткая характеристика, поражающие факторы.
2. Воинские звания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации. Военная форма одежды.
3. Ситуативная задача. У пострадавшего наблюдается нарушение или остановка дыхания. Кроме вас, в данной ситуации никого рядом не оказалось. Ваши действия по оказанию первой медицинской помощи?
Билет 16,
1. Защитные сооружения гражданской обороны, их npefr-назначение. Правила поведения в защитных сооружениях.1-
2. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.
3. Ситуативная задача. Вы зажгли плиту и на некоторое время вышли из кухни. Когда вы вернулись, то увидели, что потухло пламя в газовой горелке. Ваши действия по сохранению личной безопасности в подобной ситуации?
Билет 17
1. Средства индивидуальной защиты населения, их предназначение.
2. Организация призыва на военную службу.
3. Ситуативная задача. Вы почувствовали, находясь в подъезде, сильный запах газа. Ваши действия по сохранению личной безопасности в подобной ситуации?
Билет 18
1. Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зоне чрезвычайной ситуации.
2. Военная присяга — торжественная клятва воина на верность своему Отечеству. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге.
3. Ситуативная задача. В районе вашего проживания произошла авария на химически опасном объекте с выбросом в атмосферу аварийно химически опасных веществ. Ваши действия, если есть возможность выйти из района аварии?
Билет 19
1. Наиболее распространённые инфекционные болезни, причины их возникновения, меры профилактики инфекций.
2. Основные положения международного гуманитарного права.
3. Ситуативная задача. Вам некоторое время приходится проживать на радиационно загрязнённой местности, степень радиационного загрязнения которой превышает фоновые нормы, но не выше опасных пределов установленных доз. Ваши действия для снижения риска дополнительного облучения?
Билет 20
1. Понятие личной и общественной гигиены. Значение соблюдения правил личной и общественной гигиены для здоровья человека.
2. Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации — основной закон воинской жизни.
3. Ситуативная задача. Вы вернулись к своему дому после того, как произошла гидродинамическая авария. Ваши действия при входе в помещение и по его осмотру перед вселением?
Билет 21
1. Основные понятия здоровья человека. Здоровье и благополучие человека.
2. Особенности военной службы по призыву.
3. Ситуативная задача. Самолёт, где удерживаются заложники, захватывает спецподразделение. Вы попали в число заложников. Ваши действия по сохранению личной безопасности в подобной ситуации?
Билет 22
1. Здоровый образ жизни как система индивидуального поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья.
2. Основные виды воинской деятельности.
3. Ситуативная задача. При сильном порыве ветра на высоковольтной мачте оборвался электропровод, находящийся под напряжением более 1000 В, который, упав на землю, поразил проходящего человека. Оказавшись в зоне безопасного воздействия высокого напряжения, вы стали очевидцем происшедшего. Кроме вас, в данной ситуации рядом никого не оказалось. Ваши действия по оказанию первой медицинской помощи?
Билет 23
1. Основные элементы жизнедеятельности человека. Значение режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его духовных и физических качеств.
2. Общие требования воинской деятельности к уровню подготовки призывников.
3. Ситуативная задача. У пострадавшего наблюдается нарушение или остановка дыхания. Кроме вас, в данной ситуации никого рядом не оказалось. Ваши действия по оказанию первой медицинской помощи?
Билет 24
1. Двигательная активность и её значение для здоровья человека.
2. Воинская дисциплина и её значение в современных условиях.
3. Ситуативная задача. Вы решили на поезде поехать в другой город. Вам сообщают, что начался пожар, или вы сами понимаете это по сильному дыму в вагоне. Ваши действия по сохранению личной безопасности в подобной ситуации?
Билет 25
1. Закаливание организма, его значение для укрепления здоровья человека. Использование факторов окружающей природной среды для закаливания.
2. Основные положения по приёму гражданской молодёжи в военные образовательные учреждения профессионального образования.
3. Ситуативная задача. На вашем балконе (или лоджии) начался пожар. Ваши действия по сохранению личной безопасности в подобной ситуации?
Представленные ниже контрольные вопросы преподаватель-организатор курса ОБЖ может использовать при составлении экзаменационных билетов для девушек, обучавшихся в 10—11 классах по программе «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Данные вопросы (по выбору преподавателя) можно включить в билет вместо первого или второго вопроса.
1. Что следует понимать под здоровьем?
2. Какое место отводится здоровью среди жизненных ценностей человека?
3. Индивидуальное и общественное здоровье, их взаимосвязь.
4. Духовное и физическое здоровье, их взаимосвязь.
5. Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека.
6. Общие понятия о репродуктивном здоровье человека.
7. Основные критерии, характеризующие уровень репродуктивного здоровья.
8. Взаимосвязь репродуктивного здоровья и демографической обстановки в стране.
9. Какая существует взаимосвязь между социально-демографическими процессами в стране и национальной безопасностью государства?
10. Социальная роль женщины в современном обществе, основные функции жизнедеятельности современной женщины.
11. Что следует понимать под здоровым образом жизни?
12. Значение здорового образа жизни для здоровья современного человека.
13. Репродуктивная система человека.
14. Как происходит подготовка репродуктивной системы женщины к беременности?
15. Какие признаки дискомфорта появляются у женщины во время менструации?
16. Что такое оплодотворение и где оно происходит у женщины?
17. Что такое наследственные болезни? Их причины и возможные меры профилактики.
18. Как может повлиять здоровье матери на здоровье будущего ребёнка?
19. Окружающая среда и её влияние на здоровье человека.
20. Какое влияние может оказать неблагоприятная окружающая среда на здоровье плода и новорождённого? Возможные меры профилактики.
21. Что мы понимаем под вредными привычками и какое влияние они оказывают на здоровье человека?
22. Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье человека, возможные последствия употребления алкоголя на репродуктивное здоровье женщины.
23. Курение, последствия курения на здоровье матери и ребёнка.
24. Наркомания, её распространение, последствия употребления наркотиков для здоровья беременной женщины и плода.
25. Ранние половые связи, их причины и возможные последствия для здоровья.
26. Какой образ жизни и стиль поведения девушки могут привести к ранним половым связям?
27. Инфекции, передаваемые половым путём, их последствия и меры профилактики.
28. Что такое стресс? Причины, его вызывающие; меры профилактики высокого уровня стресса.
29. Режим дня, труда и отдыха и его влияние на здоровье и работоспособность человека.
30. Рациональное питание и его значение в системе здорового образа жизни человека.
31. Двигательная активность и её значение для здорового человека.
32. Что такое закаливание и каково его влияние на здоровье человека?
33. Основные принципы закаливания, использование факторов окружающей среды для закаливания.
34. Значение соблюдения правил личной гигиены для здоровья человека.
35. Особенности личной гигиены девочки в период полового созревания и женщины в период беременности.
36. Правовые аспекты взаимоотношения полов. Основы семейного права в Российской Федерации.
37. Основные функции семьи.
38. Личные права и обязанности супругов.
39. Законный режим имущества супругов.
40. Договорный режим имущества супругов.
41. Права и обязанности родителей.
42. Алиментные обязанности родителей и детей.
43. Права несовершеннолетних родителей.
44. В каких случаях родители могут быть лишены родительских прав?
45. Основные положения Конвенции ООН «О правах ребёнка».
Литература
Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Г. С. Абрамова. — 4-е изд. — М.: Академия, 1999.
Акимов В. А. Основы анализа и управления рисков в природной и техногенной сферах: учеб. пособие в системе образования МЧС России и РСЧС / В. А. Акимов и др. — М.: Деловой экспресс, 2004.
Альтшулер В. М. Наркомания: дорога в бездну: кн. для учителей и родителей / В. М. Альтшулер, А. В. Надеждин. — М.: Просвещение, 2000.
Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг / пер. с англ. — М.: Мир, 1997.
Баль Л. В. Педагогу о здоровом образе жизни / Л. В. Баль. — М.: Просвещение, 2005.
Военная психология и педагогика: учеб. пособие / под общ. ред. В. Ф. Кулакова. — М.: Совершенство, 1998.
Военный энциклопедический словарь. — 2-е изд. — М.: Военное издательство, 1986.
Гражданская защита: энциклопедический словарь / [Ю. Л. Воробьев и др.; под общ. ред. С. К. Шойгу]. — М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005.
Дуров В. А. Русские награды XVIII — начала XX в. / В. А. Дуров. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2003.
Дуров В. А. Отечественные награды. 1918—1991 гг. / В. А. Дуров. — М.: Просвещение, 2005.
Закон «О безопасности» (последняя редакция). Закон «Об образовании» (последняя редакция).
Здоровая семья / пер. с англ. М. Г. Лунко, Д. А. Иванова. — М.: Крон-Пресс, 1994.
Игнатенко А. А. Кто покушается на твои права и свободы...: пособ. для учащихся / А. А. Игнатенко; под ред. Смирнова А. Т., Хренникова Б. О. — М.: Просвещение, 2010.
Когда не один противостоишь злу...: пособ. для учащихся / под ред. Смирнова А. Т., Хренникова Б. О. — М.: Просвещение, 2010.
Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (последняя редакция).
Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В. И. Лях. — М.: ACT, 1998.
Лях В. И. Физическая культура: 8—9 кл.: учеб. для обще-образоват. учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под ред. В. И. Ляха. — М.: Просвещение, 2006—2010.
Лях В. И. Физическая культура: 10—11 кл.: учеб. для об-щеобразоват. учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под ред. В. И. Ляха. — М.: Просвещение, 2006—2010.
Макеева А. Г. Все цвета, кроме чёрного: семейная профилактика наркотизма школьников: кн. для родителей / А. Г. Макеева. — М.: Просвещение, 2005.
Макеева А. Г. Все цвета, кроме чёрного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: метод, пособие для учителя: 7—9 кл. /А. Г. Макеева. — М.: Просвещение, 2005.
Мардерфельд В. Л. 500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: пособие для учителя / В. Л. Мардерфельд. — СПб.: Просвещение, 2004.
Мардерфельд В. Л. Раздаточные материалы по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: пособие для учителя / В. Л. Мардерфельд. — М.: Просвещение, 2004.
Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: кн. для учителя / сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2004.
Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзаменов в 9 кл. / [А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; науч. руководитель Г. С. Ковалева; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2006—2009.
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник / [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2007.
Основы безопасности жизнедеятельности: тестовый контроль: 10—11 кл. / [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2010.
Основы безопасности жизнедеятельности: метод, рекомендации: 10—11 кл./[Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2010.
Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / [Ю. Л. Воробьёв, В. А. Тучков, Р. А. Дурнев; под общей ред. Ю. Л. Воробьёва]. — М.: Деловой экспресс, 2006.
Петров С. В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С. В. Петров, В. Г. Бубнов. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2000.
Противодействие терроризму: учеб.-метод, пособие/ под общ. ред. Ю. С. Паткевича. — Ижевск: Удмуртия, 2004.
Рыбин А. Л. Дорожная азбука велосипедиста: кн. для учащихся 5—7 кл. /А. Л. Рыбин; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2003.
Рыбин А. Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5—9 кл. / А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А. Л. Безопасность дорожного движения: учеб.-наглядное пособие для учащихся. 5—9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А. Л. Рыбин, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А. Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5—9 кл. /А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А. Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 10—11 кл. / А. Л. Рыбин, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.
Сальникова И. В. «Свой?» — «Чужой?» А стоит ли делить?: пособ. для учащихся / И. В. Сальникова; под ред. Смирнова А. Т., Хренникова Б. О. — М.: Просвещение, 2010.
Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:
5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:
6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:
7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2009.
СмирновА. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:
8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2009.
СмирновА. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:
9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2009.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности.
10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 10-е изд. — М.: Просвещение, 2009.
СмирновА. Т. Основы безопасности жизнедеятельности.
10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, П. В. Ижевский; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2009.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:
11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 9-е изд. — М.: Просвещение, 2009.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:
10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:
11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: метод, рекомендации: 5—11 кл. /А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под. ред. Смирнова А. Т. — М.: Просвещение, 2010.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: тестовый контроль: 10—11 кл./А. Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М. В. Маслов; под. ред. Смирнова А. Т. — М.: Просвещение, 2010.
Смирнов А. Т. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: метод, пособие / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — М.: Вентана-Граф, 2002.
100 вопросов — 100 ответов о прохождении военной службы по призыву и контракту: сб. — М.: Красная звезда, 2006.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российское военное обозрение. — 2009. — № 6.
Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. / В. А. Сухомлинский. — М.: Педагогика, 1979.
Терроризм. Это должен знать каждый: рекомендации, разработанные Службой по борьбе с терроризмом Управления ФСБ России / под ред. А. А. Кокорева. — М.: Изограф, 2000.
Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2000.
Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности: 5—6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2008.
Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности: 7—8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2010.
Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2008.
Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности: 10—11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2008.
Тупикин Е. И. Основы безопасности жизнедеятельности: тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10—11 кл. / Е. И. Тупикин, А. Т. Смирнов. — М.: Просвещение, 2002.
Федеральный закон «О гражданской обороне» (последняя редакция).
Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (последняя редакция).
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (последняя редакция).
Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (последняя редакция).
Федеральный закон «О пожарной безопасности» (последняя редакция).
Федеральный закон «О противодействии терроризму» (последняя редакция).
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (последняя редакция).
Физическая культура: 5—7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. М. Я. Виленского. — М.: Просвещение, 2009.
Чрезвычайные ситуации: энциклопедия школьника / под общ. ред. С. К. Шойгу. — М., 2004.