Учебно-методические материалы к занятиям
Занятие 1. | Строевая стойка. Повороты на месте и в движении. |
Учебные цели:
Изучить:
- выполнение команд «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ», «Головные уборы- СНЯТЬ(НАДЕТЬ)»,
- выполнение поворотов на месте и в движении «Напра-ВО», «Нале-ВО», «Кру-ГОМ».
Приобрести навыки:
- в выполнении команд «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ», «Головные уборы- СНЯТЬ (НАДЕТЬ)»,
- в выполнении команд «Напра-ВО», «Нале-ВО», «Кру-ГОМ»,
- в командовании отделением.
Время: 2 часа.
Место: строевой плац.
Вид занятия: практическое с полувзводом.
Литература:
1. Строевой устав ВС РФ, Воениздат, ст.ст. 1-17, 20, 23, 27-30, 74-76;
2. Учебник «Строевая подготовка», М., Воениздат, 1991 г.,с.с.34-56.
Учебно-материальное обеспечение.
Материальное обеспечение: оборудование строевого плаца.
Структура занятия и расчет времени.
№№ пп | Структура занятия | Время, Мин |
I. II. III. | Вводная часть. Основная часть. Учебные вопросы: 1. Строевая стойка. Повороты на месте. Движение. Изменение скорости и направления движения. 2. Повороты в движении. Заключительная часть. |
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЮ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ
1. Во вводной части взвод строится в две шеренги в установленном месте, используя разметку плаца. Преподаватель показывает командиру взвода порядок построения взвода и встречи преподавателя на строевом плацу перед началом занятия, проводит тренировку, указывает на недостатки. Преподаватель проверяет наличие, внешний вид студентов, объявляет недостатки и добивается их устранения, проверяет готовность студентов к занятию, объявляет тему и цель занятия.
|
2. Занятие по изучению строевых приемов на месте необходимо проводить в развернутом строю. Объяснение строевого приема или действия должно быть кратким, четким и ясным, как и сам прием или действие. Каждая часть объяснения должна сопровождаться практическим показом.
В строевом обучении применять следующие методы:
- устное изложение;
- образцовый показ;
- тренировка;
- самостоятельное изучение.
Обучение строевым приемам надо проводить в следующей последовательности:
- ознакомление;
- разучивание;
- тренировка.
Для ознакомления с приемом преподаватель должен:
- назвать прием и указать, где и для какой цели он применяется;
- подать команду, по которой выполняется прием;
- показать строго по СУ ВС РФ, как выполняется прием в целом, а затем в медленном темпе – по разделением с кратким пояснением порядка его выполнения.
В зависимости от сложности строевого приема разучивание его может проводиться:
- в целом, если прием не сложный;
- по разделениям, если прием сложный;
- с помощью подготовительных упражнений, если прием сложный и отдельные его элементы трудно усваиваются.
В завершении обучения каждого строевого приема проводится тренировка, которая заключается в многократном выполнении изучаемого приема сначала по разделениям, а потом в целом. При этом преподаватель добивается, чтобы все приемы выполнялись правильно, быстро, красиво и четко. Необходимо учитывать состояние и индивидуальные особенности обучаемых.
|
3. В заключительной части преподаватель подводит итог занятия, отмечает лучших, доводит недостатки и пути их устранения, доводит оценки, дает задание на самоподготовку. Преподаватель кратко отвечает на вопросы обучаемых.
.
Вводная часть - 10 мин
Взвод строится в две шеренги в установленном месте, используя разметку плаца. Преподаватель показывает командиру взвода порядок построения взвода и встречи преподавателя на строевом плацу перед началом занятия, проводит тренировку, указывает на недостатки.
Преподаватель проверяет наличие, внешний вид студентов, объявляет недостатки и добивается их устранения, проверяет готовность студентов к занятию.
Преподаватель доводит цели и задачи строевой подготовки:
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ: подготовить офицера, твердо знающего основные положения Строевого устава ВС, имеющего строевую выправку, способного четко и правильно выполнять строевые приемы, уверенно командовать строями подразделений.
В результате изучения темы №1 строевой подготовки и получения практических навыков в выполнении требований Строевого устава ВС в повседневной жизни студенты должны:
ЗНАТЬ:
Ø Основные положения строевого устава ВС в соответствии с их служебным предназначением;
Ø Команды для управления строем на месте и в движении.
УМЕТЬ:
Ø Выполнять обязанности командиров подразделений и военнослужащих перед построением и в строю, строго соблюдать правила ношения военной формы одежды;
Ø Правильно выполнять строевые приемы на месте и в движении без оружия;
|
Ø Выполнять воинское приветствие при нахождении в строю и вне строя, на месте и в движении;
Ø Передвигаться строевым шагом и четко выполнять повороты в движении;
Ø Выходить из строя и возвращаться в строй, подходить к начальнику и отходить от него.
Преподаватель доводит: тему, учебные цели и порядок проведения занятия.
Основная часть.
1. | Строевая стойка. Повороты на месте. Движение. Изменение скорости и направления движения |
Взвод построен на месте построении в двухшереножный строй.
Преподаватель доводит до обучаемых положения ст. ст. 1-17, 20, 23, 27-28 СУ ВС РФ.
Довести до обучаемых определения строя и его элементов:
Строй – установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.
Шеренга – строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.
Фланг – правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.
Фронт – сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины – лобовой частью).
Интервал – расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.
Дистанция – расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.
Ширина строя – расстояние между флангами.
Глубина строя – расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах – расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).
Показать порядок построения взвода (отделения) в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по две, по три.
Разъяснить понятия:
Развёрнутый строй – строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или в двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром. Развёрнутый строй применяется для проведения проверок, расчётов, смотров, парадов, а также в других необходимых случаях.
Походный строй – строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром. Походный строй применяется для передвижения подразделений при совершении марша, прохождения торжественным маршем, с песней, а также в других необходимых случаях.
Сомкнутый строй – строй, в котором военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.
Разомкнутый строй – строй, в котором военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.
Указать направляющих (военнослужащий, движущийся головным в колонне в указанном направлении) и замыкающих (военнослужащий, движущийся последним в колонне).
Преподаватель доводит требования СУ ВС РФ по управлению строем.
Управление строем роты (батареи, взвода, отделения) осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами, с помощью технический и подвижных средств связи.
Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.
По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю и вне строя на месте, принимают положение «СМИРНО», а в движении ногу ставят тверже.
Исполнительная команда подается после паузы громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.
Чтобы привлечь внимание отдельного военнослужащего или подразделения в предварительной команде, при необходимости, называется званиеи фамилия военнослужащего или наименование подразделения, например:
«Взвод — СТОЙ»; «Второе отделение, шагом - МАРШ»; «Рядовой Иванов, кру-ГОМ » и т. д.
Голос при подаче команд должен соразмеряться с протяженностью строя, а рапорт отдаваться четко, без резкого повышения голоса.
Преподаватель в целях тренировки подает команду «Взвод- РАЗОЙДИСЬ», затем подает команду «Взвод в две шеренги- СТАНОВИСЬ». Преподаватель контролирует правильность выполнения команд, указывает на недостатки и пути их устранения.
Преподаватель знакомит обучаемых с элементами строевой стойки, путем образцового ее показа(ст. 27 СУ ВС РФ). При этом обучаемые должны видеть преподавателя при показе спереди и сбоку.
Преподаватель доводит, что построение подразделений производится по команде «СТАНОВИСЬ», перед которой указывается порядок построения. Например: «Отделение, в одну шеренгу СТАНОВИСЬ». По этой команде военнослужащий должен быстро занять свое место в строю, набрать установленный интервал и дистанцию и принять строевую стойку. По команде «СТАНОВИСЬ» или «СМИРНО» стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать, плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедер; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.
Преподаватель объясняет, что строевая стойка на месте принимается и без команды:
· При отдании и получении приказа;
· При докладе;
· Во время исполнения Государственного Гимна РФ;
· При выполнении воинского приветствия;
· При отдаче команд.
Преподаватель доводит положения требования СУ ВС РФ (ст.20).
Чтобы отменить или прекратить выполнение строевого приема, подается команда «ОТСТАВИТЬ». По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.
Преподаватель приступает к тренировке в принятии строевой стойки, указывает на недостатки, добивается их устранения в ходе тренировки. Если большинство обучаемых допускают ошибки, преподаватель приступает к практическому изучению приема с помощью подготовительных упражнений:
1-ое подготовительное упражнение:
- команда «Носки свести, делай- РАЗ, носки развести, делай- ДВА,носки свести, делай- РАЗ, и т.д.», подавая команды преподаватель следит за шириной разведения носков и указывает на допускаемые обучаемыми ошибки;
2- ое подготовительное упражнение:
- команда «Грудь приподнять, живот подобрать, плечи развернуть, корпус тела подать вперед, делай- РАЗ, принять первоначальное положение, делай- ДВА », упражнение выполняется до тех пор, пока каждый обучаемый в отделении не почувствует отличия положения корпуса при правильной строевой стойке от положения в свободном состоянии. Для показа отличия этих необходимо использовать зеркало или расположить одну шеренгу напротив другой. Чтобы проверить правильность положения головы обучаемый должен видеть на плацу близкую точку в двух- трех шагах от себя, любое другое положение головы будет неправильным.
Отработав подготовительные упражнения, приступает к тренировке всех элементов строевой стойки в целом, для чего подает команды «СТАНОВИСЬ» или «СМИРНО». Для проверки правильного выполнения строевой стойки необходимо в ходе тренировки приказать обучаемым подняться на носки. Если строевая стойка была принята правильно, то все обучаемые легко без наклона вперед выполнят команду. Можно проверить правильность строевой стойки поднятием носков. Те, кто принял правильно строевую стойку, носки поднять не смогут.
Преподаватель доводит характерные недостатки и ошибки при принятии строевой стойки:
· носки сапог развернуты не по линии фронта и не на ширину ступни;
· кисти рук находятся не по середине бедер, ладонями назад;
· грудь не приподнята, живот не подобран;
· корпус не подан вперед, положение головы неправильное;
· руки согнуты в локтях.
После того, как обучаемые научатся принимать строевую стойку, преподаватель приступает к изучению выполнения команд «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ»(ст. 28 СУ ВС РФ).
Преподаватель доводит до обучаемых, что по команде «ВОЛЬНО» нужно стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу.
Преподаватель показывает правильное выполнение команды, указывает характерные ошибки и недостатки при их выполнении.
По команде «ВОЛЬНО» не допускается чтобы военнослужащие:
· сходили со своих мест;
· ослабляли внимание;
· изменяли положение рук;
· разговаривали в строю.
Преподаватель доводит до обучаемых, что по команде «ЗАПРАВИТЬСЯ»нужно, не оставляя своего места в строю заправить оружие, обмундирование и снаряжение, при необходимости выйти из строя за разрешением обратиться к непосредственному начальнику.
Преподаватель показывает правильное выполнение команды, указывает характерные ошибки и недостатки при их выполнении.
При выполнении команды «ЗАПРАВИТЬСЯ» могут быть следующие недостатки:
· военнослужащий без разрешения вышел из строя, разговаривает;
· недостатки во внешнем виде не устранены или устранены не полностью.
Преподаватель после доведения до студентов положений Строевого устава ВС РФ и показа выполнения команд, приступает к тренировке всех элементов в целом, в выполнении команд «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ». Во время проведения тренировки в целях привития студентам командирских иметодических навыков целесообразно назначать обучаемых поочередно командирами отделений.
Преподаватель доводит порядок выполнения поворотов на месте(ст. 30 СУ ВС РФ).
Повороты на месте выполняются по командам «Напра- ВО », «Нале- ВО », «Кру- ГОМ ». Обращает внимание, что команды делятся на предварительную и исполнительную:
Преподаватель доводит, что повороты направо производятся по команде «На пра- ВО» и в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке.
Повороты направо выполняются на два счета: по первому счету надо повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ноги в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу, по второму счету кратчайшим путем приставить другую ногу (при повороте направо не допускается размахивание руками вокруг корпуса).
Для обучения поворотам на месте преподаватель выстраивает полувзвод по периметру строевой площадки (в одну шеренгу с интервалом два шага) и, выйдя перед серединой строя, показывает поворот в целом в уставном темпе.
Затем преподаватель показывает выполнение поворота направо в целом и по разделениям на два счета:
· На счет «делай – РАЗ» - резко повернуться в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке, сохраняя положение корпуса и рук, как при строевой стойке, и не сгибая ноги в коленях, перенося тяжесть тела на впереди стоящую ногу, каблук сзади стоящей ноги и носок впереди стоящей должны быть развернуты так, чтобы после окончания поворота носки оказались развернутыми на ширину ступни;
· На счет «делай – ДВА» - кратчайшим путем приставить левую ногу, не сгибая ее в колене.
После показа выполнения строевого приема преподаватель проводит тренировку с обучаемыми по разделениям и в целом. Во время проведения тренировки в целях привития студентам командирских иметодических навыков целесообразно назначать обучаемых поочередно командирами отделений.
Преподаватель указывает на недостатки, отмечает лучших.
По окончании тренировки преподаватель строит взвод в две шеренги и кратко подводит итог вопроса.
Преподаватель доводит, что повороты налево производятся по команде «На ле- ВО» и в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке.
Преподаватель доводит, что повороты налево выполняются на два счета: по первому счету надо повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ноги в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стояющую ногу, по второму счету кратчайшим путем приставить другую ногу. Повороты на лево производится в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке (при повороте налево не допускается размахивание руками вокруг корпуса).
Для обучения поворотам на месте преподаватель выстраивает полувзвод по периметру строевой площадки (в одну шеренгу с интервалом два шага) и, выйдя перед серединой строя, показывает поворот в целом в уставном темпе.
Затем преподаватель показывает выполнение поворота налево по разделениям на два счета:
· На счет «делай – РАЗ» - резко повернуться в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке, сохраняя положение корпуса и рук, как при строевой стойке, и не сгибая ноги в коленях, перенося тяжесть тела на впереди стоящую ногу, каблук сзади стоящей ноги и носок впереди стоящей должны быть развернуты так, чтобы после окончания поворота носки оказались развернутыми на ширину ступни;
· На счет «делай – ДВА» - кратчайшим путем приставить правую ногу, не сгибая ее в колене.
После показа выполнения строевого приема преподаватель проводит тренировку с обучаемыми по разделениям и в целом. Во время проведения тренировки в целях привития студентам командирских иметодических навыков целесообразно назначать обучаемых поочередно командирами отделений.
Преподаватель указывает на недостатки, отмечает лучших.
По окончании тренировки преподаватель строит взвод в две шеренги и кратко подводит итог вопроса.
Преподаватель доводит, что повороты кругом производятся по команде «Кру- ГОМ» и в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке. Для поворота кругом надо резко развернуться на левом каблуке и на правом носке, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на каблук левой ноги, подавая корпус немного вперед, а затем надо кратчайшим путем приставить правую ногу к левой так, чтобы каблуки были вместе, а носки развернуты на ширину ступни (при повороте кругом не допускается размахивание руками вокруг корпуса).
Для обучения поворотам на месте преподаватель выстраивает полувзвод по периметру строевой площадки (в одну шеренгу с интервалом два шага) и, выйдя перед серединой строя, показывает поворот в целом в уставном темпе.
Затем преподаватель показывает выполнение поворотов кругом по разделениям на два счета:
· На счет «делай – РАЗ» - резко повернуться в сторону левой руки, на 180*, на левом каблуке и на правом носке, сохраняя положение корпуса и рук, как при строевой стойке, и не сгибая ноги в коленях, перенося тяжесть тела на впереди стоящую ногу, каблук сзади стоящей ноги и носок впереди стоящей должны быть развернуты так, чтобы после окончания поворота носки оказались развернутыми на ширину ступни;
· На счет «делай – ДВА» - кратчайшим путем приставить правую ногу, не сгибая ее в колене.
После показа выполнения строевого приема преподаватель проводит тренировку с обучаемыми по разделениям и в целом. Во время проведения тренировки в целях привития студентам командирских иметодических навыков целесообразно назначать обучаемых поочередно командирами отделений.
Преподаватель указывает на недостатки, отмечает лучших.
По окончании тренировки преподаватель строит взвод в две шеренги и кратко подводит итог вопроса.
Движение строевым шагом
Студенты находятся в двухшереножном строю. Преподаватель доводит положение ст. 31 Строевого устава ВС РФ.
Занятие по изучению движения строевым шагом необходимо проводить занятие на увеличенных дистанциях.
Движение совершается шагом или бегом. Скорость движения шагом 100-120 шагов в минуту, размер шага 70-80 см, высота поднятия ноги 15-20 см. Шаг бывает строевым и походным. Строевой шаг применяется при прохождении подразделений торжественным маршем, при выполнении воинского приветствия в движении, при подходе к начальнику и отходе от него, при выходе из строя и постановке в строй, а также на занятиях по строевой подготовке. Движение строевым шагом начинается по команде: «Строевым шагом – МАРШ» (« в движении – «Строевым – МАРШ»). Движение походным шагом совершается по команде – «Шагом – МАРШ».
Для обучения движения строевым шагом преподаватель выстраивает полувзвод по периметру строевой площадки (в одну шеренгу с интервалом два шага) и, выйдя перед серединой строя, показывает движение строевым шагом в целом в уставном темпе.
Преподаватель приступает к отработке строевого шага по элементам.