Сначала преподаватель обучает обучаемых прикладывать правильно руку к головному убору. Для этого преподаватель показывает и рассказывает, что правая рука прикладывается к головному убору кратчайшим путем после принятия положения «СМИРНО», а при повороте в сторону начальника- одновременно с приставлением сзади стоящей ноги. Преподаватель обращает внимание обучаемых на то, что ладонь должна быть прямая, пальцы вместе, средний палец касается не головы у виска, а нижнего края головного убора (у козырька), локоть при этом должен быть на линии и на высоте плеча.
Обучение приему прикладывания руки к головному убору начинается по команде преподавателя «Прикладывание руки к головному убору и опускание ее по разделениям: делай- РАЗ, делай- ДВА». По счету «делай- РАЗ» обучаемые энергично прикладывают правую руку к головному убору, по счету «делай ДВА» быстро опускают ее вниз.
Тренировка проводить попарно, перед зеркалом, самостоятельно, под счет.
Далее преподаватель начинает разучивать по разделениям на два счета отдание воинского приветствия при надетом головном уборе по команде «Для отдания воинского приветствия на месте, начальник с фронта (справа, слева, сзади) по разделениям делай- РАЗ, делай- ДВА».
При подходе начальника за три (четыре) шага по счету «делай- РАЗ» обучаемые должны принять положение строевой стойки, если необходимо повернуться в сторону начальника, с одновременным приставлением ноги энергично повернуть голову с приподнятым подбородком в сторону начальника, приложить правую руку к головному убору, левую руку опустить вниз к бедру, смотреть в лицо начальника, поворачивая вслед за ним голову.
По счету «делай- ДВА», в момент когда начальник поравнялся с обучаемыми, обучаемые голову ставят прямо и принимают положение «вольно».
|
Характерные ошибки при выполнении воинского приветствия на месте:
- вместе с поворотом головы военнослужащие поворачивают корпус;
- вначале поворачивают голову, а затем прикладывают (опускают) руку;
- не смотрят в лицо начальнику;
- не поворачивают вслед за ним голову.
Отработав прием по- разделениям преподаватель организует тренировку. В ходе тренировки преподаватель делает остановки, указывает на допущенные ошибки при выполнении строевого приема, после чего тренировку продолжает.
Преподаватель дает команду на снятие головных уборов и проводит тренировку в выполнении воинского приветствия без головных уборов.
В ходе тренировки делает остановки, указывает на допущенные ошибки при выполнении строевого приема, после чего тренировку продолжает.
По окончании тренировки преподаватель строит взвод в две шеренги и кратко подводит итог вопроса.
Преподаватель доводит в каких случаях выполняется воинское приветствие и подчеркивает значение этого воинского ритуала.
Преподаватель доводит положения ст.ст. 62-63 СУ ВС РФ. Воинское приветствие выполняется четко и молодцевато, с точным соблюдением правил строевой стойки и движения.
Для выполнения воинского приветствия в движении вне строя без головного убора за три-четыре шага до начальника(старшего) одновременно с постановкой ноги прекратить движение руками, повернуть голову в его сторону и, продолжая движение, смотреть ему в лицо. Пройдя начальника(старшего), голову поставить прямо и продолжить движение руками.
|
При надетом головном уборе одновременно с постановкой ноги на землю повернуть голову и приложить правую руку к головному убору, левую руку держать неподвижно у бедра. Пройдя начальника(старшего), одновременно с постановкой левой ноги на землю голову поставить прямо, а правую руку опустить.
При обгоне начальника(старшего) воинское приветствие выполнять с первым шагом обгона. Со вторым шагом голову поставить прямо и правую руку опустить.
Если у военнослужащего руки заняты ношей, воинское приветствие выполнять поворотом головы в сторону начальника(старшего).
Преподаватель показывает выполнение приема по разделениям и в целом.
По счету «делай- РАЗ» сделать шаг левой ногой и с постановкой ноги на землю голову повернуть в сторону начальника, одновременно приложить правую руку к головному убору, левую руку опустить вниз к бедру.
По счету «делай- ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ» производится движение строевым шагом.
По счету «делай- ПЯТЬ» пройдя начальника, одновременно с постановкой левой ноги на землю, голову поставить прямо, убрать правую руку от головного убора и продолжить движение строевым шагом.
По счету «делай- ШЕСТЬ» остановиться и принять строевую стойку.
Характерные ошибки при выполнении воинского приветствия в движении:
- вместе с поворотом головы военнослужащие поворачивают корпус;
- вначале поворачивают голову, а затем прикладывают (опускают) руку;
- не смотрят в лицо начальнику;
- не поворачивают вслед за ним голову.
Особое внимание обращает на четкий строевой шаг, положение руки у головного убора, а также на то, что выполнение приема начинается за 3-4 шага до начальника(старшего).
|
Отработав прием по- разделениям преподаватель организует тренировку. Преподаватель разводит шеренги на 10 шагов, интервал между обучаемыми три шага, разворачивает первую шеренгу кругом. Организует тренировку в отработке воинского приветствия попарно. Студенты, двигаясь на встречу друг другу за 3-4 шага до встречи выполняют строевой прием. При прохождении 10 шагов самостоятельно останавливаются и поворачиваются кругом.
В ходе тренировки преподаватель делает остановки, указывает на допущенные ошибки при выполнении строевого приема, после чего тренировку продолжает.
Преподаватель дает команду на снятие головных уборов и проводит тренировку в выполнении воинского приветствия без головных уборов.
В ходе тренировки делает остановки, указывает на допущенные ошибки при выполнении строевого приема, после чего тренировку продолжает.
По окончании тренировки преподаватель строит взвод в две шеренги и кратко подводит итог вопроса.
2. | Выход из строя и подход к начальнику. |
Преподаватель доводит положения ст.ст. 69- 70 СУ ВС РФ, объясняет команды и порядок действия по ним.
Для выхода из строя подается команда, например: «Студент Иванов. Выйти из строя на ……… шагов» или «Студент Иванов. Ко мне(бегом ко мне)».
Военнослужащий, услышав свою фамилию, отвечает «Я», а по команде о выходе из строя, отвечает «ЕСТЬ».
По первой команде студент строевым шагом выходит из строя на указанное количество шагов, считая от первой шеренги, останавливается и поворачивается лицом к строю. По второй команде студент, сделав 1-2 шага от первой шеренги прямо, на ходу поворачивается в сторону начальника, кратчайшим путем строевым шагом подходит или подбегает к нему и докладывает о прибытии «Товарищ майор. Студент Иванов по вашему приказу прибыл».
При выходе студента из второй шеренги, он слегка накладывает руку на плечо впереди стоящего студента, который делает шаг вперед и, не приставляя правой ноги, шаг в правую сторону, пропускает выходящего из строя студента, затем становится на свое место..
При выходе студента из впереди стоящей шеренги его место занимает стоящий за ним студент.
При выходе студента из колонны по два, по три(по четыре) он выходит из строя в сторону ближайшего фланга, делая предварительно поворот направо(на лево). Если рядом стоит студент, то он делает шаг правой(левой) ногой в сторону и, не приставляя левой(правой) ноги, шаг назад, пропускает выходящего из строя студента и затем становится обратно на свое место.
Для возвращения студента в строй подается команда, например: «Студент Иванов. Стать в строй» или только «Стать в строй». По команде «Студент Иванов», он услышав свою фамилию, поворачивается лицом к начальнику и отвечает «Я», а по команде «Стать в строй» прикладывает руку к головному убору, отвечает «ЕСТЬ», делает поворот кругом, с первым шагом опускает руку, двигаясь строевым шагом, кратчайшим путем становится на свое место в строю. Если подана команда только «Стать в строй» (без указания фамилии), то студент возвращается без предварительного поворота к начальнику. При этом рука к головному убору прикладывается, следует только ответить «ЕСТЬ», а с первым шагом от начальника в сторону строя убирается правая рука от головного убора.
После личного показа преподаватель приступает к тренировке обучаемых. Студенты находятся в двухшереножном строю. Преподаватель разводит шеренги на 10 шагов друг от друга, интервал между обучаемыми три шага. Поворачивает лицом друг к другу. Поочередно назначает в роли начальников студентов одной и другой шеренг.
Преподаватель указывает характерные ошибки и недостатки допускаемые при выполнении строевого приема:
- выход из строя и возвращение в строй осуществляется походным шагом и не на указанное количество шагов;
- после выхода не выполнен поворот лицом к строю;
- нет ответа «ЕСТЬ» после получения приказа;
- отсутствует поворот лицом к начальнику после названия фамилии;
- по команде «Стать в строй» не приложена рука к головному убору. Или приложена не правильно и убрана раньше;
- нарушается положение строевой стойки.
В ходе тренировки преподаватель делает остановки, указывает на допущенные ошибки при выполнении строевого приема, после чего тренировку продолжает.
По окончании тренировки преподаватель строит взвод в две шеренги и кратко подводит итог вопроса.
Преподаватель доводит положения ст.ст. 71- 73 СУ ВС РФ, объясняет команды и порядок действия по ним.
При подходе к начальнику вне строя студент за 5-6 шагов до него переходит на строевой шаг, за 2-3 шага останавливается и одновременно с приставлением ноги прикладывает правую руку к головному убору, после чего докладывает о прибытии «Товарищ майор. Студент Иванов по вашему приказу прибыл». По окончании доклада руку опускает.
При отходе от начальника студент, получив разрешение идти, прикладывает правую руку к головному убору, отвечает: «ЕСТЬ», поворачивается в сторону движения, с первым шагом опускает руку и сделав 3-4 шага строевым, продолжает движение походным шагом.
Начальник, подавая команду на возвращение студента в строй или давая ему разрешение идти, прикладывает руку к головному убору и опускает ее.
После этого преподаватель показывает выполнение строевого приема в целом.
Подход к начальнику разучивать по разделениям на три счета по команде: «Подход к начальнику по разделениям на три счета – начи – НАЙ». По счету «Делай – РАЗ» левой ногой сделать строевой шаг вперед, произведя движение руками в такт шага, и зафиксировать положение на левой ноге, руки опущены к бедрам. По счету «Делай – ДВА» приставить правую ногу и одновременно приложить правую руку к головному убору. По счету «Делай – ТРИ» руку опустить к бедру. После чего упражнение повторить сначала. Для обучения этим действиям отделение выстраивается в одну шеренгу или в колонну по одному и интервалом и дистанцией между студентами 2-3 шага.
Далее разучивание подхода к начальнику проводить на пять счетов с движением вперед на три шага. По команде «Подход к начальнику, по разделениям на три шага вперед, шагом– МАРШ». По счету «раз, два, три» делают три строевых шага вперед, по счету «четыре» приставляют правую ногу к левой и одновременно прикладывают руку к головному убору, а по счету «пять» - опускают.
Порядок отхода от начальника разучивать по разделениям на пять счетов по команде:: «Отход от начальника по разделениям на пять счетов, шагом- МАРШ». По счету «Делай – РАЗ» обучаемые прикладывают правую руку к головному убору и отвечают «ЕСТЬ». По счету «Делай – ДВА» поворачиваются кругом (направо, налево). По счету «Делай – ТРИ» приставляют правую ногу. По счету «Делай – ЧЕТЫРЕ» с первым шагом (с постановкой левой ноги на землю) опускают руку. По счету «Делай – ПЯТЬ» приставляют правую ногу к левой.
Когда подход и отход будут по разделениям разучены, эти действия отрабатываются в комплексе. Тренировку проводить попарно на десять счетов. Преподаватель разводит шеренги на 10 шагов, интервал между обучаемыми три шага, разворачивает первую шеренгу кругом. Организует тренировку в отработке выхода и возвращения в строй попарно.
По команде преподавателя «Подход к начальнику и отход от него, на десять счетов, с подсчетом в слух, шагом- МАРШ». По счету «раз, два, три» делают три шага вперед. По счету «четыре» одновременно с приставлением правой ноги к левой прикладывают руку к головному убору. По счету «пять» опускают руку. По счету «шесть» вновь прикладывают руку к головному убору. По счету «семь, восемь» поворачиваются кругом. По счету «девять» с первым шагом опускают руку. По счету «десять» приставляют правую ногу к левой.
В ходе тренировки преподаватель делает остановки, указывает на допущенные ошибки при выполнении строевого приема, после чего тренировку продолжает.
Характерные ошибки при подходе к начальнику и отходе от него:
- военнослужащий, услышав свое воинское звание и фамилию, не повернулся лицом к начальнику и не ответил «Я».
- при подходе к начальнику за 5-6 шагов военнослужащий не перешел на строевой шаг.
- получив приказ, военнослужащий не приложил или не неправильно приложил руку к головному убору.
- нет ответа «ЕСТЬ» после получения приказа.
- при отходе не сделал 3-4 шага строевым шагом.
Остальные недостатки те еж, что и при выполнении предыдущих приемов.
Характерные ошибки при подходе к начальнику с выходом из строя и отходе от него:
- при выходе из строя военнослужащий не сделал один – два шага от первой шеренги прямо или не выполнил в движении поворот в сторону начальника.
- подход(отход) осуществлен не кратчайшим путем.
- при подходе военнослужащий не одновременно с приставлением ноги приложи руку к головному убору.
По окончании тренировки преподаватель строит взвод в две шеренги и кратко подводит итог вопроса.
Заключительная часть – 5 мин
Преподаватель подводит итог занятия, доводит оценки, дает задание на самостоятельную подготовку.
Задание на самостоятельную работу:
Изучить:
1.Строевой устав ВС РФ, ст.ст. 60-63;
1.Строевой устав ВС РФ, ст.ст. 69-73;
2.Учебник «Строевая подготовка», М., Воениздат, с.с. 73-82.
2.Учебник «Строевая подготовка», М., Воениздат,1988г., с.с. 82- 89.
Тренироваться:
-в выходе из строя и возвращении в строй;
-в подходе к начальнику и отходе от него.
-в выполнении воинского приветствия на месте и в движении без оружия.
Преподаватель кратко отвечает на вопросы обучаемых.
Разработал | Преподаватель цикла МЧ и ЭАВ ______________________________ И.Ситников |
«___»________________20__г.
Предложения