Перечень тем лекционных занятий




Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный педагогический институт

 

Кафедра истории Казахстана и зарубежных стран

 

учебно-методический

комплекс

специальности/ДИСЦИПЛИНЫИсториография

 

Павлодар

Ф.4-63

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный педагогический институт

 

Кафедра истории Казахстана и зарубежных стран

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

дисциплины «Историография»

 

для студентов специальности 5В011400 История

 

 

Павлодар

Ф.4 – 66

Утверждаю

Проректор по УМРиНТ

__________ Ж. Мукатаева

_________________20__г.

 

 

Составитель: доцент _________ А.Сыздыкова

 

Кафедра истории Казахстана и зарубежных стран

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине «Историография»

 

для студентов специальности 5В011400 История

Рабочая программа разработана на основании рабочего учебного плана и каталога элективных дисциплин специальности 5В011400 История,

утверждена на заседании НМС ПГПИ _________20__г., протокол №_____.

 

 

Рекомендована на заседании кафедры__________ 20__ г. Протокол №____.

Заведующий кафедрой ИКиЗС_______________

 

Одобрена УМС факультета__________ ________ 20__ г. Протокол №____.

Председатель УМС_________________________ Л.Т.Токатова

 

 

Согласовано

Декан факультета __________________К.Х.Текжанов______________20_г.

 

 

Одобрено УМУ

Начальник УМУ _____________ А. Жакиенова ______________ 20_г.

 

Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины: формирование научного знания развития исторической мысли и основ исторического исследования, необходимых для дальнейшей жизни и в профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

- показать студентам основные этапы становления исторической науки запада, России и Казахстана;

- познакомить студентов с основными трудами зарубежных и отчественных историков;

- развивать умение анализировать природу исторических и историографических явлений.

 

Изучив дисциплину, студент должен

знать:

- историографию первобытного и древнего,

- особенности историографии средневековья и возрождения,

- историографию нового и новейшего времени,

- современные направления историографии,

- иметь представление о том, как использовать полученные знания в профессиональной деятельности.

 

уметь:

- правильно использовать термины;

- понимать связь историографии с другими науками;

- раскрыть содержание современных методологических проблем историографии в их органической связи с политическими направлениями;

- приобрести навыки и умения анализировать исторические факты

- сконструировать модель историографической работы.

Компетенции:

– иметь стройную систему исторических знаний, обладать навыками передачи знаний обучающимся,

– использовать информационные технологии в образовательном процессе

– развивать аналитические способности и ответственно выполнять свои функциональные обязанности, развивать самообразование;

– анализировать и использовать соответствующие ситуации инновационные методы технологии;

 

Пререквизиты: История первобытного общества, история древнего мира, история средних веков, новая и новейшая история, философия, религиоведение.

Постреквизиты: истониковедение, методика преподавания истории и религиоведения, теория и методика преподавания в малокомплектной школе, педагогическая профессиональная практика, дипломные работы

 

Ф. 4-70

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

 

    лекции практика СРСП СРС
  Введение. Теоретические проблемы историографического исследования        
  Историческая мысль в Древнем мире.        
  Историческая мысль западноевропейского средневековья. Историография средневекового Востока        
  Историческая мысль эпохи Возрождения        
  Историческая мысль Западной Европы в XVII в и Просвещения. Историографическая традиция Казахстана (XVII -XVIII вв)        
  Историческая мысль Западной Европы и России XIX в        
  Проблема кризиса исторической науки конца XIX - начала XX вв.        
  Историческая школа "Анналов        
  Историческая наука Казахстана в период советской тоталитарной системы        
  Историческая наука во второй половине XX в.        
  Историография независимого Казахстана        
  всего     22,5 67,5

 

КОМПОНЕНТЫКУРСА

Перечень тем лекционных занятий

Тема 1 Понятия "историография", "история исторической науки", "история исторической мысли", "история исторического знания". Эволюция понимания предмета историографического исследования: основные подходы. Предмет и задачи курса "Историография всеобщей истории". Соотношения исторической науки и исторического сознания. Методы и принципы историографического исследования.

Тема 2 Проблема возникновения ранних форм исторических знаний, основные подходы. Миф как форма общественного сознания. Основные формы фиксации знаний о прошлом. Историческая мысль Древней Греции классического периода. Оценка творчества Геродота в последующей античной традиции. Принципы и методы рациональной критики источников. Историческая мысль эпохи эллинизма. Влияние походов Александра Македонского на развитие исторической мысли Древней Греции. Теория циклизма политических форм. Принципы работы Полибия с источниками и их значение для развития исторической мысли.

Историческая мысль императорского Рима, общие черты. Официальная традиция. Творчество Тита Ливия. Жизненный путь Тацита. Малые произведения Тацита. "История" и "Анналы". Источниковая база. Историческая мысль позднего Рима. Становление традиции теоретической рефлексии. Лукиан. Творчество Аммиана Марцелина.

Тема 3 Предпосылки формирования христианской традиции историописания. Философия истории Августина Аврелия и ее значение для исторической мысли средневековой Европы. Линейная модель времени. Направление и смысл земной истории как универсального процесса. Периодизации истории. Принцип провиденцио-нализма. Истории германских народов — эволюция концепции и жанровых особенностей. Проблема "востребованности" исторических знаний средневековой культурой в современной историографии. Концепция Б. Гене.

Тенденция усиления рационалистических светских элементов.

Тема 4 Причины формирования нового образа истории в европейской культуре. Основные черты раннегуманистической историографии в Италии. "Секуляризация" исторической мысли. Влияние античных историков и идея "классики". Новая периодизация исторического процесса. Основные школы.

Эрудитекая школа. Творчество Ф. Бьондо. Проблема критического отношения к источнику. Работа Л. Баллы "О подложности Константинова дара" и полемика вокруг нее.

Особенности гуманистической историографии во Франции, Англии, Германии.

Тема 5 Влияние политических процессов на трансформацию исторической мысли в Европе. Изменения картины мира. Становление науки как социокультурной традиции. Критический рационализм как базовый принцип научного познания. "Рассуждение о методе" Р. Декарта.

Основные черты европейской историографии XVII в. Концепция Боссюэ. Эрудитекая школа. Основные центры и формы деятельности. Публикация исторических источников. Светские эрудиты XVII в.

Основные черты исторической мысли эпохи Просвещения. Просвещение и историческая мысль Франции. Увеличение общественного интереса к истории. Начало институционального оформления исторической науки. Новое понимание принципов и задач исторического ис­следования. Основные направления исторической мысли Франции XVIII в.

Тема 6 Изменение институционального положения исторической науки в первой половине XIX в. Историческое знание в образовательной политике европейских государств. Общие тенденции развития исторической науки в Европе. Романтизм в исторической мысли.

Новый "образ средневековья". Философия истории Г.В.Ф. Гегеля. Влияние философии Гегеля на развитие исторической науки. Понятие "классического историзма".

Позитивизм в исторической мысли Европы. Предпосылки и причи­ны формирования и распространения позитивизма. Философия науки О. Конта. Понимание целей, принципов и методов исторического познания в рамках позитивистской философии науки. "Факт" и "закон" в теоретико-методологических представлениях позитивистов. Позитивистское понимание общественной эволюции. Теория "факторов". Значение позитивизма для развития исторической науки. Специфика восприятия идей позитивиз­ма различными национальными традициями исторической науки Европы.

 

Тема 7 Понятие кризиса науки в современной историографии, основные подходы. Социокультурные, политические и интеллектуальные предпосылки кризиса. Трансформация принципиальных основ "картины мира". Разработка вопросов теории исторического познания в трудах неокантианцев (Г. Риккер, В. Виндельбанд). Историко-теоретические взгляды М. Вебера. Критическое направление в историографии (А. Допш, ф. Мэтланд).

Первая половина XX в. Теоретико-методологические поиски (Б. Кроче, Р.Д. Коллингвуд). Трансформация проблематики исторических исследований. Основные школы и направления в европейской исторической науке.

Тема 8 Предпосылки формирования "парадигмы" "Анналов". Теория исторического познания первого поколения школы. Новое понимание исторического факта и принципов работы исследователя с источником. Творчество М. Блока и Л. Февра. Второе поколение школы "Анналов" Системный подход и структурализм в историческом познании.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: