Перечень тем лекционных занятий




Тема 1 Понятия "историография", "история исторической науки", "история исторической мысли", "история исторического знания". Эволюция понимания предмета историографического исследования: основные подходы. Предмет и задачи курса "Историография всеобщей истории". Соотношения исторической науки и исторического сознания. Методы и принципы историографического исследования.

Тема 2 Проблема возникновения ранних форм исторических знаний, основные подходы. Миф как форма общественного сознания. Основные формы фиксации знаний о прошлом. Историческая мысль Древней Греции классического периода. Оценка творчества Геродота в последующей античной традиции. Принципы и методы рациональной критики источников. Историческая мысль эпохи эллинизма. Влияние походов Александра Македонского на развитие исторической мысли Древней Греции. Теория циклизма политических форм. Принципы работы Полибия с источниками и их значение для развития исторической мысли.

Историческая мысль императорского Рима, общие черты. Официальная традиция. Творчество Тита Ливия. Жизненный путь Тацита. Малые произведения Тацита. "История" и "Анналы". Источниковая база. Историческая мысль позднего Рима. Становление традиции теоретической рефлексии. Лукиан. Творчество Аммиана Марцелина.

Тема 3 Предпосылки формирования христианской традиции историописания. Философия истории Августина Аврелия и ее значение для исторической мысли средневековой Европы. Линейная модель времени. Направление и смысл земной истории как универсального процесса. Периодизации истории. Принцип провиденцио-нализма. Истории германских народов — эволюция концепции и жанровых особенностей. Проблема "востребованности" исторических знаний средневековой культурой в современной историографии. Концепция Б. Гене.

Тенденция усиления рационалистических светских элементов.

Тема 4 Причины формирования нового образа истории в европейской культуре. Основные черты раннегуманистической историографии в Италии. "Секуляризация" исторической мысли. Влияние античных историков и идея "классики". Новая периодизация исторического процесса. Основные школы.

Эрудитекая школа. Творчество Ф. Бьондо. Проблема критического отношения к источнику. Работа Л. Баллы "О подложности Константинова дара" и полемика вокруг нее.

Особенности гуманистической историографии во Франции, Англии, Германии.

Тема 5 Влияние политических процессов на трансформацию исторической мысли в Европе. Изменения картины мира. Становление науки как социокультурной традиции. Критический рационализм как базовый принцип научного познания. "Рассуждение о методе" Р. Декарта.

Основные черты европейской историографии XVII в. Концепция Боссюэ. Эрудитекая школа. Основные центры и формы деятельности. Публикация исторических источников. Светские эрудиты XVII в.

Основные черты исторической мысли эпохи Просвещения. Просвещение и историческая мысль Франции. Увеличение общественного интереса к истории. Начало институционального оформления исторической науки. Новое понимание принципов и задач исторического ис­следования. Основные направления исторической мысли Франции XVIII в.

Тема 6 Изменение институционального положения исторической науки в первой половине XIX в. Историческое знание в образовательной политике европейских государств. Общие тенденции развития исторической науки в Европе. Романтизм в исторической мысли.

Новый "образ средневековья". Философия истории Г.В.Ф. Гегеля. Влияние философии Гегеля на развитие исторической науки. Понятие "классического историзма".

Позитивизм в исторической мысли Европы. Предпосылки и причи­ны формирования и распространения позитивизма. Философия науки О. Конта. Понимание целей, принципов и методов исторического познания в рамках позитивистской философии науки. "Факт" и "закон" в теоретико-методологических представлениях позитивистов. Позитивистское понимание общественной эволюции. Теория "факторов". Значение позитивизма для развития исторической науки. Специфика восприятия идей позитивиз­ма различными национальными традициями исторической науки Европы.

 

Тема 7 Понятие кризиса науки в современной историографии, основные подходы. Социокультурные, политические и интеллектуальные предпосылки кризиса. Трансформация принципиальных основ "картины мира". Разработка вопросов теории исторического познания в трудах неокантианцев (Г. Риккер, В. Виндельбанд). Историко-теоретические взгляды М. Вебера. Критическое направление в историографии (А. Допш, ф. Мэтланд).

Первая половина XX в. Теоретико-методологические поиски (Б. Кроче, Р.Д. Коллингвуд). Трансформация проблематики исторических исследований. Основные школы и направления в европейской исторической науке.

Тема 8 Предпосылки формирования "парадигмы" "Анналов". Теория исторического познания первого поколения школы. Новое понимание исторического факта и принципов работы исследователя с источником. Творчество М. Блока и Л. Февра. Второе поколение школы "Анналов" Системный подход и структурализм в историческом познании.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: