По каким критериям оцениваются результаты выполнения различных типов заданий для самостоятельной работы?
Таблица 5. Критерии оценки результатов выполнения задания для самостоятельной работы
№ | Тип задания | Возможная форма выполнения | Максимальное кол-во баллов |
Подготовка презентации | индивидуальная или групповая | ||
Разработка виртуальной экскурсии | индивидуальная или групповая | ||
Аналитическая работа с информацией | индивидуальная | ||
Сравнительная таблица | индивидуальная | ||
Разработка проекта школы[1] | индивидуальная или групповая | ||
Хронологическая таблица | Индивидуальная | ||
Участие в проекте «Имя в истории» | Индивидуальная / групповая |
Критерии оценки результатов выполнения задания для инвариантной самостоятельной работы
№ | Тип задания | Возможная форма выполнения | Макси-мальное кол-во баллов | Критерии оценки |
Подготовка презентации | индивидуальная или групповая | - Содержательность (полнота раскрытия темы презентации); - Наглядность (качество оформления); - Отсутствие содержательных, орфографических, пунктуационных ошибок; - Оптимальное соотношение текстового и внетекстового компонентов; - Указаны печатные и интернет-источники, которые использованы при подготовке презентации; - оригинальность | ||
Аналитическая работа с информацией | индивидуальная или групповая | 2-4 | - Подобранная информация отвечает теме задания; - Полнота и достаточность представленной информации; - Содержательность сделанных выводов | |
Сравнительная таблица | индивидуальная или групповая | - Содержательность (полнота раскрытия темы); - Наличие собственных выводов на основании представленной информации; - Четко и логично выстроены критерии для сравнения |
|
Задание считается выполненным, если оно больше, чем на 60 % соответствует критериям его оценки, исходя из заявленного максимально возможного количества баллов.
Что такое тематический «веб-квест» (краткая характеристика задания)?
Кафедрой педагогики РГПУ им. А.И. Герцена реализуется проект «Имя в истории Петербургской школы и Герценовского университета». Этот проект каждый год посвящен жизни и деятельности одного из педагогов, оставивших серьезный след в истории Петербургской школы и нашего университета.
Таблица 6. Содержательная технологическая карта по учебному курсу «История образования и педагогической мысли»
Тема | Тема лекции | Тема семинара | Задание | Тип задания | Баллы | |
1. | Образовательные системы Древнего Востока и античного общества. | Философско-педагогические идеи в образовательных системах Древнего мира. | Вводный семинар – комментирование Технологической карты | Инвариантная часть | ||
С использованием дополнительных материалов подготовить презентацию, раскрывающую особенности культуры и образования одной из стран Древности | Презентация | |||||
Вариативная часть | ||||||
Социокультурная обусловленность образовательных систем Древнего мира (Шумеры, Древний Египет, Китай, Индия, Афины, Спарта, Древний Рим) | Подготовка виртуальной экскурсии «Путешествие в Древность – воспитание и образование» (на материале одной из стран Древности, Античности) | Виртуальная экскурсия | 7 | |||
Прокомментируйте актуальность идей одного из философов-педагогов Древности (эссе). | Аналитическая работа с информацией | 3 | ||||
Сделать сравнительную таблицу трех систем образования Древности: Афины – Спарта – Рим; Спарта – Рим; Египет - Китай - Индия и т.д.) | Сравнительная таблица | 5 | ||||
2. | Светское и религиозное образование и воспитание. | Светское и религиозное образование и воспитание в истории педагогической мысли (Отцы церкви, Фотий, Фома Аквинский…) | Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельности в эпоху Средневековья | Инвариантная часть | ||
«Средневековый портрет» - подготовка презентации, раскрывающей особенности жизни одного из социальных классов средневекового общества (рыцаря-феодала, дочери феодала, младшего сына феодала, сына священнослужителя, сына купца, ремесленника и пр.) с представлением особенностей жизни и образования выбранного типажа. | Подготовка презентации | |||||
Вариативная часть | ||||||
По технологии РКМ «Дерево мышления» представить видологию образовательных учреждений Средневековой Европы | Аналитическая работа с информацией | 3 | ||||
«Истоки университетского образования» - с использованием дополнительной литературы сделать сравнительный анализ средневековых университетов с современными университетами | Сравнительная таблица | 5 | ||||
Сделать сравнительную таблицу воспитания средневековых европейских и средневековых японских рыцарей (выявить общее, различное, культурологическую обусловленность) | Сравнительная таблица | 5 | ||||
3. | Исторические основы поликультурного взаимодействия в образовании. | Вариативная часть | ||||
С использованием дополнительных материалов подготовить презентацию, раскрывающую систему педагогических взглядов трех (на выбор) мыслителей Средневекового Востока. | Подготовка презентации | 5 | ||||
С использованием дополнительных материалов подготовить презентацию, раскрывающую особенности культуры и образования одной из стран Средневекового Востока (Арабских Халифат и Османская Империя; Китай; Япония) | Подготовка презентации | 5 | ||||
Проанализировать одну из русских национальных сказок с точки зрения традиций культуры и воспитания Древней Руси | Аналитическая работа с информацией | |||||
«Цитатник» - привести 10 пословиц (поговорок), существовавших в Древней Руси и соотнести их с особенностями воспитания | Аналитическая работа с информацией | |||||
«Преданья старины красивой» - сделать сравнительную таблицу – 5 языческих, 5 православных традиций (обычаев) в области воспитания– их отражение в современной русской культуре и образовании. | Сравнительная таблица | 5 | ||||
Проанализировать «Домострой» с позиции воспитательных традиций Древней Руси и соотнести их с особенностями и традициями культуры того времени. | Сравнительная таблица | 5 | ||||
Разработать виртуальную экскурсию- «Путешествие в Древнюю Русь: воспитательные и образовательные традиции» | Виртуальная экскурсия | 7 | ||||
4. | Становление и развитие гуманистических педагогических идей. | Развитие философско-педагогических идей гуманизма в образовании | Идеи гуманизма в авторских педагогических системах в Европе 16-18 века (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци) | Инвариантная часть | ||
Аналитическая оценка актуальности идей одного из педагогов: Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци для современного образования | Аналитическая работа с информацией | |||||
Вариативная часть | ||||||
Аналитическая оценка идей одного из писателей-гуманистов эпохи возрождения: «Город Солнца» Т.Кампанеллы, «Опыты» М.Монтеня, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле (на выбор студента) | Реклама-аннотация источника | 3 | ||||
Сравнительная таблица отдельных компонентов педагогических систем Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци | Сравнительная таблица | 5 | ||||
Виртуальная экскурсия в Европу эпохи Возрождения (образование) | Виртуальная экскурсия | 7 | ||||
Идеи гуманизма в авторских педагогических системах в России 18-20 веков (М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, К.Д. Ушинского, А.Н. Толстого) | Инвариантная часть | |||||
Сравнительная таблица «Представление о гуманизме» в педагогических системах в России 18-20 веков (М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, К.Д. Ушинского, А.Н. Толстого) | Сравнительная таблица | |||||
Вариативная часть | ||||||
Аналитическая оценка актуальности идей одного из педагогов: М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, К.Д. Ушинского, А.Н. Толстого. | Аналитическая работа с информацией | 3 | ||||
5. | Развивающее обучение. | Идеи развивающего обучения в опыте европейских и отечественных педагогов 18 – 20 веков (И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин) | Идеи развивающего обучения в трудах и педагогической деятельности И.Г. Песталоцци и К.Д. Ушинский. | Инвариантная часть | ||
Хронологическая таблица, раскрывающая особенности биографии и ведущих педагогических идей И.Г.Песталоцци или К.Д.Ушинского | Хронологическая таблица | |||||
Вариативная часть | ||||||
Аналитическая оценка актуальности идей развивающего обучения одного И.Г. Песталоцци (или К.Д. Ушинского) для современного образования. | Аналитическая работа с информацией | 3 | ||||
Концепция развивающего обучения В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина | Инвариантная часть | |||||
Презентация одной из отечественных теорий 20-го века, составляющих концепцию развивающего обучения | Презентация | |||||
Вариативная часть | ||||||
«Развивающее обучение сегодня» - оценка перспектив развития концепции развивающего обучения для современной школы | Аналитическая работа с информацией | 3 | ||||
Виртуальная экскурсия «Жизнь и деятельность…» одного из представителей системы развивающего обучения 20 века (на выбор студента) | Виртуальная экскурсия | 7 | ||||
6. | Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России | Свободное развитие личности ребенка в истории педагогической теории и практике (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий, Я Корчак) | Развитие идей свободного воспитания в практике советской школы 20-х гг. ХХ века | Инвариантная часть | ||
«История одной школы» - презентация истории становления и развития одной из школ свободного воспитания в России или Собственный проект школы в концепции свободного воспитания (возможна подготовка в творческой группе) | Презентация | |||||
Вариативная часть | ||||||
Таблица (схема), раскрывающая сущность и основные особенности одной из школ, работающих в концепции свободного воспитания (Йена-план школа, Эрмитаж, Дальтон-план школа, д/с и школа М.Монтессори и др.) | Аналитическая работа с информацией | 4 | ||||
Аналитическая оценка акутальности гуманистических идей В.А.Сухомлинского и Ш.А.Амонашвили для современной школы | Аналитическая работа с информацией | 3 | ||||
Презентация, раскрывающая особенности педагогических систем В.А. Сухомлинского или Ш.А. Амонашвили | Презентация | 5 | ||||
7. | Элитарное и специальное образование. | Социокультурная обусловленность элитарного образования в исторической ретроспективе | Элитарное образование в Европейских странах и дореволюционной России 18 – начала 20 веков | Инвариантная часть | ||
Система образования одной элитарной школы прошлого (Первый кадетский корпус, Царскосельский лицей, Смольный институт и др.) (кластер) | Аналитическая работа с информацией | |||||
Вариативная часть | ||||||
Судьба одного элитарного образовательного учреждения (презентация) (Первый кадетский корпус, Царскосельский лицей, Смольный институт и др.) | Презентация | 5 | ||||
«Элитарное образование сегодня: за и против» | Аналитическая работа с информацией | 3 | ||||
Проект элитарной школы (возможна подготовка в творческой группе) | Разработка проекта школы | 7 | ||||
8. | Реформаторская педагогика конца XIX - начала XX вв. | Идеи реформаторской педагогики в практике школьного образования конца XIX - начала XX вв. | Реализация идей реформаторской педагогике в авторских педагогических системах (М. Монтессори, С. Френе, Дально-план-школ, Йена-план-школа, школы лаборатории, сельские общины, вальдорфские школы, современные школы) | Инвариантная часть | ||
Сравнительный анализ особенностей классической современной массовой школы и одной из альтернативных школ | Сравнительная таблица | |||||
Вариативная часть | ||||||
Собственный проект школы в концепции свободного воспитания (возможна подготовка в творческой группе) | Разработка проекта школы | 7 | ||||
Судьба одной из авторских реформаторских школ в России (на примере одной из школ) | Презентация | 5 | ||||
Судьба одной из авторских реформаторских школ Запада (, школа Дж. Дьюи, Йена-план школа, Эрмитаж, Дальтон-план школа, д/с и школа М.Монтессори и др.) | Презентация | 5 | ||||
Свободное воспитание: за и против | Аналитическая работа с информацией | 3 | ||||
9. | Реформы образования и развитий государственной школы в России XIX-XX веков. | Реформы образования и развития государственной школы в России 18 – 20 веков | Инвариантная часть | |||
«Вехи в образовании России» (презентация, раскрывающая эволюцию государственной школы в России на основе реформ образования (по выбору студента одна из эпох царствования - Петра I, Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I) | Презентация | |||||
Вариативная часть | ||||||
«Судьба одной школы» (история одного из образовательных учреждений, основанных в период 18-19 вв. в России), | Презентация | 5 | ||||
Реализация идеи французских просветителей в российском образовании 19 века | Аналитическая работа с информацией | 3 | ||||
Реформы Петра I (или: Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II, Александра III): за и против | Аналитическая работа с информацией | 3 |
|