Второй этап - Сестринская диагностика или выявление проблем пациента медсестрой.




 

Как только медицинская сестра приступила к анализу полученных в ходе обследования данных, начинается второй этап сестринского процесса — установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза. Необходимо отметить, что цель данного этапа сложна и многообразна. Она заключается, во-первых, в определении проблем, возникающих у пациента как своего рода ответных реакций организма. Проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные. Существующие проблемы — это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент. Например: под наблюдением находится пациент 50-ти лет, получивший травму позвоночника. Пострадавший находится на строгом постельном режиме. Проблемы пациента, беспокоящие его в настоящее время, - боль, стрессовое состояние, ограничение подвижности, дефицит самоухода и общения. Потенциальные проблемы — те, которые еще не существуют, но могут появиться с течением времени. Источниками таких проблем могут быть: окружающая среда, настоящее и имеющееся хронические заболевания пациента, проводимое медицинское лечение и сестринский уход, больничная обстановка, проблемы личного характера и т.п. У нашего пациента потенциальными проблемами являются: появление пролежней, снижение тонуса мышц, нерегулярное опорожнение кишечника(запоры, трещины, геморрой). Во-вторых, в установлении факторов, способствующих или вызывающих развитие этих проблем; и, в-третьих, в выявлении сильных сторон пациента, которые способствовали бы предупреждению или разрешению его проблем. Поскольку у пациента в большинстве случаев несколько проблем, связанных со здоровьем, сестра не может приступить к их решению одновременно. Поэтому для успешного решения проблем пациента медицинская сестра должна их рассматривать с учетом приоритетов. Приоритеты классифицируются как первичные, промежуточные и вторичные. Сестринские диагнозы, которые, если не лечатся, но могут оказать пагубное влияние на пациента, обладают первичным приоритетом. Сестринские диагнозы с промежуточным приоритетом включают не экстремальные и неопасные для жизни потребности пациента. Сестринские диагнозы вторичного приоритета — потребности пациента, которые не имеют прямого отношения к заболеванию или прогнозу

Возвратимся к нашему примеру и рассмотрим его с учетом приоритетов. Из существующих проблем первое, на что должна обратить внимание медсестра, это болевой синдром, стресс — первичные проблемы, расположенные в порядке значимости. Вынужденное положение, ограничение движений дефицит самоухода и общения — промежуточные проблемы.

Из потенциальных проблем первичными являются вероятность появления пролежней и нерегулярное опорожнение кишечника. Промежуточными — пневмония, снижение тонуса мышц. При каждой выявленной проблеме медсестра намечает себе план действий, не оставляя без внимания и потенциальные проблемы, так как они могут превратиться в явные.

 

Третий этап – Планирование сестринской помощи

После обследования, установления диагноза и определения первичных проблем пациента, сестра формулирует цели ухода, ожидаемые результаты и сроки, а также методы, способы, приемы, т.е. сестринские действия, которые необходимы для достижения поставленных целей. Она переходит к третьему этапу сестринского процесса — планированию сестринской помощи.

Планирование сестринского ухода состоит из четырех степеней:

1. Определение типов сестринского вмешательства;

2. Обсуждение плана ухода с пациентом;

3. Определение желаемых результатов ухода;

4. Ознакомление с планом других членов бригады медицинской помощи для обеспечения непрерывности обслуживания.

План ухода координирует работу сестринской бригады, сестринский уход, обеспечивает его преемственность, помогает поддерживать связи с другими специалистами и службами. Письменный план ухода за пациентом уменьшает риск некомпетентного ухода. Это не только юридический документ качества сестринской помощи, но и документ, позволяющий определить экономические затраты, по сколько в нем указываются материалы и оборудование, необходимое для выполнения сестринского ухода. План обязательно предусматривает участие пациента и его семьи в процессе ухода. Он включает критерии оценки ухода и ожидаемых результатов. Постановка целей сестринского ухода необходима по следующим причинам: она дает направление для индивидуального сестринского ухода, сестринских действий и используется для определения степени эффективности этих действий. Постановка целей ухода должна соответствовать определенным требованиям: цели и задачи должны быть реальными и достижимыми, должны иметь конкретные сроки для достижения каждой поставленной задачи. Существуют два вида целей: краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочными целями являются цели, которые должны быть выполнены за короткий период времени, обычно за 1-2 недели, они ставятся, как правило, в острой фазе заболевания. Долгосрочными являются цели, которые достигаются за более длительный период времени, т.е. Более двух недель. Они обычно направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию, приобретение знаний о здоровье. Выполнение этих целей чаще всего приходится на период после выписки пациента. Необходимо помнить, что если долгосрочные цели или задачи не определены, то пациент не имеет и по сути лишен планомерного сестринского ухода при выписке.

Существует семь направлений определения целей и ожидаемых результатов:

1. факторы, сосредоточенные на пациенте, которые отражают реакцию пациента на сестринское вмешательство.

2. Единичные факторы — когда каждая цель или каждый ожидаемый результат должны выводиться для ответной реакции пациента, только тогда медицинская сестра сможет точно определить, был ли достигнут ожидаемый результат.

3. Наблюдаемые факторы, когда посредствам наблюдения медицинская сестра отмечает возникшие изменения в состоянии здоровья пациента.

4. Измерительные факторы (точные измерения физиологических показателей состояния здоровья пациента и их конкретное описание).

5. Факторы ограниченные во времени. Для каждой цели и каждого ожидаемого результата должны быть установлены временные рамки до того момента, когда должна появиться ожидаемая реакция на сестринское вмешательство.

6. Совместные факторы. Совместное с пациентом определение целей и ожидаемых результатов.

7. Реально осуществимые факторы. Краткие реально осуществимые цели и ожидаемые результаты дают пациенту и медицинской сестре ощущение скорого завершения лечения.

Во время написания целей необходимо учитывать: действие (исполнение), критерий (дата, время, расстояние, ожидаемый результат) и условия (с помощью чего/кого). Например: медсестра должна обучить пациента в течение двух дней делать самому себе инъекции инсулина. Действие — делать инъекции; временной критерий — в течение двух дней; условия — с помощью медсестры. Для успешного выполнения целей необходимо мотивировать пациента и создать благоприятную среду для их достижения.

В частности, примерный индивидуальный план ухода за нашим пострадавшим может иметь следующий вид:

1. Решение существующих проблем: ввести обезболивающее средство, снять стрессовое состояние у пациента с помощью беседы, дать седативное средство, научить пациента максимально себя обслуживать.

2. Решение потенциальных проблем: усилить мероприятия по уходу за кожей с целью профилактики пролежней, установить диету с преобладанием продуктов, богатых клетчаткой, блюда с пониженным содержанием соли и специй, проводить регулярное опорожнение кишечника, заниматься с пациентом физкультурой, проводить массаж мышц конечностей, заниматься нов семьи уходу за пострадавшим.

3. Определение возможных последствий: пациент должен быть вовлечен в процесс планирования.

Составление плана ухода предусматривает наличие стандартов сестринской практики, т.е. тот минимальный уровень обслуживания, который обеспечивает качественный уход за пациентом. Следует отметить, что разработка стандартов сестринской практики, как и критериев оценки эффективности сестринской помощи, сестринской истории болезни, сестринских диагнозов, для здравоохранения России дело новое, но крайне важное.

После формулировки целей и задач по уходу медицинская сестра составляет собственно план ухода за пациентом – письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий медицинской сестры, необходимых для достижения сестринского ухода, который записывается в сестринскую историю болезни.

 

Четвертый этап – Выполнение плана сестринских вмешательств.

Спланировав мероприятия по уходу за пациентом, сестра их выполняет. Это будет четвертый этап сестринского процесса — осуществление плана сестринских вмешательств. Его целью является обеспечение соответствующего ухода за пострадавшим, то есть оказание помощи пациенту в выполнении жизненных потребностей; обучение и консультирование, при необходимости, пациента и членов его семьи.

Осуществление плана ухода требует выполнения следующих функций («ЛЕМОН», 1996 г.):

1. Координации и осуществления сестринского ухода в соответствии с согласованным планом оказания помощи;

2. Регистрации планируемого и не планируемого ухода и оказываемой и не оказываемой помощи.

Выбор наиболее эффективного и соответствующего вмешательства зависит от:

1. точного определения потребностей пациента;

2. понимания того, что любой медицинский диагноз и лечение могут повлиять на конечный результат;

3. знание возможных вариантов сестринского вмешательства для решения конкретной проблемы.

Существуют три категории сестринского вмешательства: независимая, зависимая, взаимозависимая. Выбор категории основывается на нуждах пациента.

Независимое сестринское вмешательство предусматривает действия, осуществляемые медицинской сестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача или указаний от других специалистов. Например: обучение пациента навыкам самоухода, расслабляющий массаж, советы пациенту относительно его здоровья, организация досуга пациента, обучение членов семьи приемам ухода за больным и т.д.

Зависимое сестринское вмешательство выполняется на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением. Например: подготовка пациента к диагностическому обследованию, выполнение инъекций, физиотерапевтических процедур и т. Д.

По современным требованиям медсестра не должна автоматически выполнять указания врача. В условиях гарантии качества медицинской помощи, ее безопасности для больного, медсестра должна уметь определить, является ли данное предписание необходимым для пациента, правильно ли подобрана доза лекарственного препарата, учтены ли противопоказания совместимо ли данное лекарственное средство с другими и др. Дело в том, что врач из-за ряда объективных или субъективных причин может совершить ошибку. Поэтому в интересах безопасности медпомощи уточнить необходимость тех или иных назначений. Необходимо помнить, что медицинская сестра, выполняющая неверное или ненужное предписание, профессионально не компетентна и также ответственна за последствия ошибки, как тот, кто его назначил.

Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совместную деятельность медсестры с врачом и другими специалистами – физиотерапевтом, диетологом, инструктором ЛФК, сотрудниками социальной помощи.

Ответственность медсестры одинаково велика для всех типов вмешательства.

Медицинская сестра выполняет намеченный план, применяя несколько методов ухода: это помощь, связанная с жизненными ежедневными потребностями, уход для достижения терапевтических целей, уход для достижения хирургических целей уход для облегчения достижения целей медицинского обслуживания (создание благоприятной окружающей среды, стимулирование и мотивация пациента) и т.п. Каждый из методов включает теоретические и клинические навыки.

Правила ухода за пациентами (познавательные межличностные и психомоторные навыки):

1. познавательные навыки включают знания об уходе за больными. Медицинская сестра должна знать причину каждого вмешательства и разновидности ответных реакций организма на эти вмешательства;

2. межличностные навыки – медицинская сестра должна уметь общаться с пациентом, его семьей и с другими членами медицинской бригады, т. е. обладать коммуникационными навыками и высокой культурой общения;

3. психомоторные навыки или технический включают непосредственные потребности в уходе за пациентами. Например, личная гигиена больного, выполнение инъекций и т. д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: