Предмет и задачи информатики




Информатика и предмет её исследования

Истоки и предпосылки информатики

Слово информатика происходит от французского слова Informatique, образованного в результате объединения терминов Informacion (информация) и Automatique (автоматика), что выражает ее суть как науки об автоматической обработке информации. Кроме Франции термин информатика используется в ряде стран Восточной Европы. В то же время, в большинстве стран Западной Европы и США используется другой термин – Computer Science (наука о средствах вычислительной техники).

В качестве источников информатики обычно называют две науки – документалистику и кибернетику. Документалистика сформировалась в конце XIX века в связи с бурным развитием производственных отношений. Ее расцвет пришелся на 20–30–е годы XX века, а основным предметом стало изучение рациональных средств и методов повышения эффективности документооборота.

Основы близкой к информатике технической науки кибернетики были заложены трудами по математической логике американского математика Норберта Винера, опубликованными в 1948 году, а само название происходит от греческого слова (kybemeticos – искусный в управлении). [1]

Предмет и задачи информатики

В настоящее время в литературе существует множество определений информатики.

Информатика – это наука о законах и методах измерения (оценки) информации, хранения, переработки и передачи информации с применением математических и технических средств.

Информатика – техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.

Основной задачей информатики является систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники.

Цель систематизации состоит в выделении, внедрении и развитии передовых, наиболее эффективных технологий, в автоматизации этапов работы с данными, а также в методическом обеспечении новых технологических исследований.

Предмет информатики составляет:

· аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;

· программное обеспечение средств вычислительной техники;

· средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;

· средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.

В состав основной задачи информатики входят следующие направления для практических приложений:

· архитектура вычислительных систем (приемы и методы построения систем, предназначенных для автоматической обработки данных);

· интерфейсы вычислительных систем (приемы и методы управления аппаратным и программным обеспечением);

· программирование (приемы, методы и средства разработки компьютерных программ);

· преобразование данных (приемы и методы преобразования структур данных);

· защита информации (обобщение приемов, разработка методов и средств защиты данных);

· автоматизация (функционирование программно–аппаратных средств без участия человека);

· стандартизация (обеспечение совместимости между аппаратными и программными средствами, а также между форматами представления данных, относящихся к различным типам вычислительных систем). [1]

Научные исследования в области информатики ведутся в следующих направлениях:

· изучение основных научно–информационных процессов сбора, анализа, переработки, хранения, поиска и распространения научной информации;

· изучение истории и организации научно–информационной деятельности в различных отраслях и странах;

· определение оптимальных форм представления (записи) научной информации, изучение свойств и закономерностей документальных потоков;

· создание систем информационного поиска и информационного обслуживания;

· применение машинной техники для реализации информационных систем и разработка некоторых специальных технических средств.

1.3 Структура информатики и её основные понятия

Оставляя в стороне прикладные информационные технологии, опишем составные части «ядра» современной информатики. Каждая из этих частей может рассматриваться как относительно самостоятельная научная дисциплина; взаимоотношения между ними примерно такие же, как между алгеброй, геометрией и математическим анализом в классической математике – все они хоть и самостоятельные дисциплины, но, несомненно, части одной науки. [2]

1. Теоретическая информатика – часть информатики, включающая ряд математических разделов. Она опирается на математическую логику. Использует математические методы для общего изучения процессов обработки информации.

Включает разделы:

· теория алгоритмов и автоматов;

· теория информации и теория кодирования;

· теория формальных языков и грамматик;

· исследование операций и другие.

2. Вычислительная техника – раздел, в котором разрабатываются общие принципы построения вычислительных систем. Речь идет не о технических деталях и электронных схемах (это лежит за пределами информатики как таковой), а о принципиальных решениях на уровне, так называемой, архитектуры вычислительных (компьютерных) систем, определяющей состав, назначение, функциональные возможности и принципы взаимодействия устройств. Примеры принципиальных, ставших классическими решений в этой области – неймановская архитектура компьютеров первых поколений, шинная архитектура электронно-вычислительных машин (ЭВМ) старших поколений, архитектура параллельной (многопроцессорной) обработки информации.

3. Программирование – деятельность, связанная с разработкой систем программного обеспечения. Здесь отметим лишь основные разделы современного программирования: создание системного программного обеспечения и создание прикладного программного обеспечения. Среди системного – разработка новых языков программирования и компиляторов к ним, разработка интерфейсных систем (пример – общеизвестная операционная оболочка и система Windows). Среди прикладного программного обеспечения общего назначения самые популярные – система обработки текстов, электронные таблицы (табличные процессоры), системы управления базами данных. В каждой области предметных приложений информатики существует множество специализированных прикладных программ более узкого назначения.

4. Информационные системы – раздел информатики, связанный с решением вопросов по анализу потоков информации в различных сложных системах, их оптимизации, структурировании, принципах хранения и поиска информации. Информационно–справочные системы, информационно–поисковые системы, гигантские современные глобальные системы хранения и поиска информации (включая широко известный Internet) в последнее десятилетие XX века привлекают внимание все большего круга пользователей. Без теоретического обоснования принципиальных решений в океане информации можно просто захлебнуться. Известным примером решения проблемы на глобальном уровне может служить гипертекстовая поисковая система WWW, а на значительно более низком уровне – справочная система, к услугам которой мы прибегаем, набрав телефонный номер «09».

5. Искусственный интеллект - область информатики, в которой решаются сложнейшие проблемы, находящиеся на пересечении с психологией, физиологией, лингвистикой и другими науками. Как научить компьютер мыслить подобно человеку? – Поскольку мы далеко не все знаем о том, как мыслит человек, исследования по искусственному интеллекту, несмотря на полувековую историю, все еще не привели к решению ряда принципиальных проблем. Основные направления разработок, относящихся к этой области – моделирование рассуждений, компьютерная лингвистика, машинный перевод, создание экспертных систем, распознавание образов и другие. От успехов работ в области искусственного интеллекта зависит, в частности, решение такой важнейшей прикладной проблемы как создание интеллектуальных интерфейсных систем взаимодействия человека с компьютером, благодаря которым это взаимодействие будет походить на межчеловеческое и станет более эффективным.

6. Разработка вычислительных систем и программного обеспечения.

7. Математическое моделирование.

8. Биоинформатика – изучает информационные процессы в биологических системах.

9. Социальная информатика – изучает процессы автоматизации общества.

10. Методы машинной графики, анимации, средства мультимедиа.

11. Телекоммуникационные системы и сети.

К основным понятиям информатики относят:

· информацию;

· данные;

· сообщения;

· сигналы.

Термин «информация»

Одним из ключевых понятий информатики является информация. Теория информации, как раздел математики, сформировался во второй половине XX века. Толчок к зарождению дали попытки нахождения оптимальных решений практических технических задач в области кодирования и передачи информации. Пионерами теории информации по праву считают Клода Шеннона (США), А.Н. Колмогорова (СССР), Р. Хартли (США).

Клод Шеннон, автор теории информации, предложил информацией считать снятую неопределенность наших знаний о чем–то.

Шеннон впервые ввёл такую трактовку в теории связи. Позднее она нашла применение во всех областях науки, где играет роль передача информации в самом широком смысле этого слова, в частности в математической теории информации, большую роль в становлении которой сыграл А.Н. Колмогоров.

Существует несколько подходов к определению понятия «информация». [3]

Антропоцентрический подход.

Информацию отождествляют со сведениями или фактами, которые теоретически могут быть получены и усвоены, то есть, преобразованы в знания.

В рамках такого подхода под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Такое определение закреплено Федеральным Законом № 24–ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 25.01.95 г.

К недостаткам подхода можно отнести следующее: в его рамках невозможно найти адекватного объяснения генетической информации живой природы и абстрактной информации, не имеющей адекватного отображения в природе и обществе. С такой информацией, например, имеют дело теология, идеалистическая философия и некоторые разделы математики.

1. Техноцентрический подход.

Данный подход состоит в том, что информацию отождествляют с данными. Он нашел очень широкое распространение в технических дисциплинах.

Часто встречаются упоминания о том, что «информация передается по компьютерным сетям», «информация обрабатывается компьютерами», «информация хранится в базах данных».

Во всех этих случаях происходит подмена понятий. Дело в том, что по компьютерным сетям передаются только данные, компьютеры обрабатывают только данные, а в базах данных хранятся тоже только данные. Станут ли эти данные информацией и если да, то какой, зависит не только от данных, а и от многочисленных аппаратных, программных и естественных методов.

2. Недетерминированный подход.

Состоит в отказе от определения информации на том основании, что оно является фундаментальным, как, например, материя и энергия.

В теории информации различными авторами представляются различные определения информации.

Под информацией понимают сведения об окружающем мире (объекте, процессе, явлении, событии), которые являются объектом преобразования (включая хранение, передачу и т.д.) и используются для выработки поведения, для принятия решения, для управления или для обучения.

Информация – это любой вид сведений о предметах, фактах, понятиях предметной области, или сведения, неизвестные до их получения, являющиеся объектом хранения, передачи и обработки.

Информация – это продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия.

Термин «информация» является философским понятием и во многом остается интуитивным. Оно получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности.

В обиходе под информацией называют любые данные или сведения, которые кого–либо интересуют. Например, сообщение о каких–либо событиях, о чьей–либо деятельности и т.п. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше»

В технике информация – это сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов.

В кибернетике – та часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы (Н. Винер).

Автор кибернетики, Норберт Винер, предложил следующее определение информации: «Информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств».

Выделяются следующие характерные черты информации:

· информация является наиболее важным ресурсом современного производства. Он снижает потребность в земле, труде, капитале, уменьшает расход сырья и энергии. Так, например, обладая умением архивировать свои файлы (т.е. имея такую информацию), можно не тратиться на покупку новых дискет;

· информация вызывает к жизни новые производства. Например, изобретение лазерного луча явилось причиной возникновения и развития производства лазерных (оптических) дисков;

· информация является товаром, причем продавец информации ее не теряет после продажи. Так, если студент сообщит своему товарищу сведения о расписании занятий в течение семестра, он эти данные не потеряет для себя;

· информация придает дополнительную ценность другим ресурсам, в частности, трудовым. Действительно, работник с высшим образованием ценится больше, чем со средним.

Свойства информации

Как и всякий объект, она обладает свойствами (объекты различимы по своим свойствам). Характерной особенностью информации, отличающей ее от других объектов природы и общества, является отмеченный выше дуализм: на свойства информации влияют как свойства данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, взаимодействующих с данными в ходе информационного процесса.

1. Адекватность.

Степень соответствия информации, полученной потребителем, тому, что автор вложил в ее содержание (то есть в данные).

Адекватность информации иногда ошибочно путают с ее достоверностью. Это совершенно разные свойства. Можно привести пример адекватной, но недостоверной информации. Так, например, если 1 апреля в газете появится заведомо ложное сообщение, то его можно считать адекватным. Адекватно толковать его не как информационное, а как развлекательное. То же сообщение, опубликованное 2 апреля, будет и недостоверным, и неадекватным.

2. Актуальность.

Степень соответствия информации текущему моменту времени. [3]

3. Воспроизводимость и передаваемость.

Воспроизводимость информации тесно связана с ее передаваемостью и не является ее независимым базовым свойством. Если передаваемость означает, что не следует считать существенными пространственные отношения между частями системы, между которыми передается информация, то воспроизводимость характеризует неиссякаемость и неистощимость информации, т.е. что при копировании информация остается тождественной самой себе. [2]

4. Дискретность.

Информация состоит из отдельных фактических данных, передающихся в виде отдельных сообщений.

5. Достаточность.

Содержательная полнота сообщаемого набора показателей для принятия решения. [4]

6. Достоверность.

Соответствие информации объективной реальности (как текущей, так и прошедшей) окружающего мира.

На достоверность информации влияет как достоверность данных, так и адекватность методов, использованных при ее получении.

7. Доступность.

Мера возможности получить ту или иную информацию. [3]

8. Запоминаемость.

Запоминаемую информацию будем называть макроскопической (имея ввиду пространственные масштабы запоминающей ячейки и время запоминания). Именно с макроскопической информацией мы имеем дело в реальной практике. [1]

9. Избыточность.

Нередко избыточность информации человек чисто психологически воспринимает как ее качество, потому что она позволяет ему меньше напрягать свое внимание и меньше утомляться.

Обычный текст, напечатанный на русском языке, имеет избыточность порядка 20–25%.

Избыточность информации, заключенной в тексте, позволяет догадываться о значении неразборчивых символов.

Визуальная информация имеет очень большую избыточность – более 90%.

Избыточность видеоинформации – до 98–99%

Эта избыточность позволяет нам рассеивать внимание, что часто воспринимается как отдых при просмотре кинофильма.

Всякое сокращение избыточности данных непременно влечет за собой сокращение диапазона возможных методов для их использования. В информационных технологиях вопрос избыточности данных и достаточности методов – это всегда вопрос тонкого и непростого баланса. [3]

10. Краткость.

Степень сжатости изложения сообщаемых сведений.

11. Непрерывность.

Информация накапливается и развивается поступательно. [4]

12. Объективность и субъективность.

Более объективной принято считать ту информацию, в которую методы вносят меньший субъективный элемент.

13. Полнота.

Достаточность информации для принятия решения. [3]

14. Понятность.

Соответствие содержания информации уровню знаний потребителя. [4]

15. Преобразуемость.

Фундаментальное свойство информации. Оно означает, что информация может менять способ и форму своего существования. Копируемость есть разновидность преобразования информации, при котором ее количество не меняется. В общем случае количество информации в процессах преобразования меняется, но возрастать не может. [2]

16. Репрезентативность.

Правильность отбора и формирования информации для адекватного отражения передаваемого явления.

17. Своевременность.

Степень соответствия момента поступления информации назначенному моменту времени.

18. Содержательность.

Семантическая ёмкость информации, равная отношению количества семантической информации в сообщении к объёму обрабатываемых данных.

19. Ценность.

Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких–либо видах деятельности человека. [4]

Аспекты информации

В теории информации рассматриваются 3 аспекта. [5]

1. Прагматический аспект.

Отражает соответствие информации цели, для достижения которой её предполагает использовать информационный субъект. Определение информации как полезного содержания данных отражает в первую очередь именно прагматический аспект. С этой точки зрения анализируются потребительские свойства информации. Однако если ограничиться лишь этим аспектом, то будет утеряна связь между информацией и данными, а также сужены возможности эффективного использования данных.

2. Семантический аспект.

Определяет степень соответствия информационного объекта и его образа, содержащегося в информации (данных), т.е. характеризует смысловое содержание информации. В семантическом аспекте в информации выделяются различные информационные единицы, имеющие смысловые связи как между собой, так, и, возможно, с входящими в них более мелкими информационными единицами. Информационные единицы могут отражать различные стороны информационного объекта или его составных частей.

3. Синтаксический аспект.

Связан с формой её представления и не затрагивает её смыслового содержания. Таким образом, данные представляют собой информацию в синтаксическом аспекте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: