В.В. Чубаров сыграл главную роль в принятии решения о создании музея дороги; он занимался вопросами освобождения 3-го этажа ДЦНТИ (Литейный, 62) для размещения будущего музея (ранее там находилась школа машинистов), а также вопросами капитального ремонта помещения под будущий музей. Уже вступив в должность директора музея, он лично занимался окультуриванием входа в ДЦНТИ, создания фотолаборатории и реставрационных мастерских.
Владимир Васильевич Чубаров возглавил ЦМОЖД в апреле 1977 года, завершив работу в качестве начальника Октябрьской ж.д.
В качестве совершенно новом для себя - музейного руководителя - он проработал 10 лет и благодаря своему неуемному темпераменту, энтузиазму, умению и желанию учиться новому делу, он сумел за эти годы очень много для становления и развития музейного дела на дороге. Одним из достоинств Владимира Васильевича было то, что он умел слушать и слышать идеи, и если он ими проникался - воплощал их в жизнь.
Вот некоторые его идеи и идеи других людей, воплощенные в жизнь на октябрьской ж.д. и в дальнейшем частично реализованные на сети дорог СССР и России.
Можно остановиться на 4-х главных направлениях музейной деятельности Центрального музея Окт.ж.д. - начатые в "чубаровский" период, продолженные в дальнейшем и получившие развитие на сети железных дорог.направление.
Создание Центрального музея Октябрьской ж.д. - методического и координационного центра по работе с производственными музеями.
июля 1978 года открыт ЦМОЖД как музей IV группы со штатом 4 человека. Благодаря объединению музеев - вначале их было 8, а в дальнейшем стало 30 - удалось увеличить суммарный фонд музея и посещаемость, что позволило повысить статус музея. Через три года в 1982 году музею был присвоен статус музея II группы, что позволило увеличить штат музея и оклады сотрудников; а также ввести штатные единицы смотрителей в производственных музеях дороги.
|
Этот опыт по объединению музеев дороги под эгидой Центрального был обобщен в статье "Музеям нужен хозяин", опубликованной в газете "Гудок"1 за подписью Владимира Васильевича Чубарова.
В музей - "за опытом" приехали после этой публикации, представители 17 железных дорог Советского Союза. И каждый уехал с пакетом документов, позволивших на части этих дорог создать дорожные музеи, создать дорожные музейные объединения по типу ЦМОЖД. Если сегодня посмотреть каталог музеев сети российских железных дорог, составленный Центральным музеем ж. д. транспорта России, то мы увидим, что подобные объединения созданы на многих ж.д. России
* Восточно-сибирская ж.д. 1998 г.
* Западно-сибирская ж.д.
* Красноярская ж.д. (Карпенко Светлана Петровна)
* Свердловская ж.д.
* Дальневосточная ж.д.
* Приволжская ж.д. (Музей истории)
* и др. информация со слов Закревской Г.П.
На базе ЦМОЖД в 1987 году была проведена научно-практическая конференция музеев сети железных дорог СССР.направление.
Работа по учету и хранению недвижимых памятников науки и техники и создание новых. Работа начата в "чубаровский период" с учета, фотофиксации памятников Великой Отечественной войны (исполнитель О.В. Ушакова). Итоги работы собраны в 2 фотоальбома. Ею же составлены охранные обязательства на памятники - локомотивы. По инициативе Совета ветеранов созданы новые памятники ВОВ:
|
К 150-летию отечественных ж.д. (1987 г.) по инициативе музея на Витебском вокзале создан репликар Царскосельского поезда с павильоном для его хранения. Чубаров предлагал создать действующий поезд Царскосельской ж.д., но из-за недостатка средств и времени ограничились копией.
В последующие годы, уже после В.В. Чубарова, изданы два приказа начальника дороги по сохранению недвижимых памятников дороги, общей численностью около 600 единиц.
Работу по фотофиксации и учетной документации возглавили:
в Москве - Козлова Е.Н., на финляндском направлении - Алексеева О.Б. Была составлена методическая рекомендация, обобщающая этот опыт.
Председатель Общества любителей железных дорог Пашинин С.А., с которым музей активно сотрудничал, рекомендовал дорожным музеям на сетевой конференции музейных работников, проводимой Центральным музеем ж. д. транспорта России, изучить и использовать аналогичный опыт работы.
В настоящее время музей Свердловской ж. д. ведет работу по сохранению недвижимых памятников железнодорожной истории, в т.ч. водонапорных башен. Музей Восточно-сибирской ж.д. совместно с кафедрой транспортного Университета занимается сохранением недвижимых памятников, в т.ч. Кругобайкальских тоннелей.направление работы
Создание первого на сети ж.д. СССР вагона-музея в 1984 году.
Экспозиционер - В.И. Мисаилова. Автор художественного проекта - Л.В. Карлов.
Первоначально размещенный в списанном вагоне-клубе № 129 - вагон-музей (прил. 2.1) был вновь смонтирован в вагоне постройки ГДР, который после аварии - Владимиру Васильевичу удалось получить для музея. Вагон побывал на всех станциях Окт.ж. д.; в составе агитпоезда работал на ж. д. Сибири; в период празднования 125-летия русско-финской ж. д. принимал посетителей в Финляндии на станциях Лахти и Риихимяки.
|
Опыт работы вагона-музея был обобщен Председателем Всероссийского общества любителей ж. д. - бывшим зам. министра путей сообщения Пашининым С.А., с которым музей активно сотрудничал. Пашинин С.А. предложил создать региональные вагоны-музеи, обслуживающие группу географически связанных железных дорог. На эту инициативу откликнулась Северная ж. д.
Неоднократно специалисты дороге во главе с начальником ДЦНТИ приезжали в ЦМОЖД на консультацию. Была разработана концепция вагона-музея Северной ж.д., техническую консультацию осуществляли: начальник вагона-музея
А.В. Ковалевский, художник-реставратор Э.М. Примак.
Сегодня Центральный музей Октябрьской железной дороги играет огромную роль в развитии сети музеев Окт. Ж. д. и сотрудники музея часто консультируют своих коллег по дизайнерским, экспозиционным и финансовым вопросам.
Заключение
Центральный музей Октябрьской Железной дороги чтит и бережно хранит боевые и трудовые традиции железнодорожников.
Центральный музей Октябрьской железной дороги видит свою миссию в том, чтобы собирать, сохранять, интерпретировать и пропагандировать историческое наследие, связанное с национальной идеей движения по железной дороге, являющееся неотъемлемой частью истории России.
А так же в том, чтобы стать центральным пунктом туристических маршрутов, на высоком профессиональном и техническом уровне демонстрирующем гордость отечественной промышленности - Российские железные дороги.
После его открытия в мае 2002 г. количество посетителей оставалось на очень низком уровне. Это связано со многими причинами. Прежде всего, в последнее время практически вся реклама организации сосредоточена на музее железнодорожной техники. Это обусловлено большей привлекательностью музея, его сравнительной оригинальностью и эффектностью экспонатов, поэтому такой перевес является обоснованным.
Но тем не мене этот музей развивается, сегодня он снова закрыт на реконструкцию на два года. За эти два года сотрудники музея планируют обновить экспозицию музея и заинтересовать не только работников железных дорог, но и школьников, студентов и туристов.
Список используемой литературы
1. Железнодорожная транспортная энциклопедия. М.1994
2. «История ж\д транспорта России и СССР» -МПС РФ и ПГУПС. И.Федоров. М.1997
. Магистраль имени октября-Изд. Транспорт. М. 1990
. «От Царскосельской до Октябрьской»- М. 2003г.
. Рымша, Л.В. «Путешествие по железной дороге во времени и пространстве»/Л.В.Рымша-М.,2001г.
6. Архивы СпбЦМОЖД