Создание экспозиции музея




 

Вся деятельность музея прямо или косвенно опирается на научные исследования. Без них невозможно ни успешное комплектование фондов, ни максимально продолжительное их хранение, ни создание полноценной экспозиции, ни проведение действенной культурно-образовательной работы.

Это основы музейной работы, нашедшие свое место в учебнике по музееведению. Главной отличительной чертой малых музеев является скорейшее отражение в экспозиции результатов научно-исследовательской работы. Центральный музей Октябрьской железной дороги не стал исключением.

Сотрудники практически всех отделов музея проводили научно-исследовательскую работу. Ее результатами стали новые темы, нашедшие свое место в экспозиции музея.

В создание прежней экспозиции был заложен труд двух поколений сотрудников музея.

В 1974 году была создана рабочая группа, задачей которой был сбор материалов по истории дороги. На это ушло четыре года. Была проделана грандиозная работа, и музей был открыт в 1978 году. Надо особенно отметить высокий профессионализм сотрудников создававших музей. Сказался жизненный и профессиональный опыт.

Так, например: работа Ольги Васильевны Ушаковой.

Она два года возглавляла рабочую группу при создании музея и в дальнейшем продолжала работать в фондах музея. Одной из тем, над которыми работала Ольга Васильевна, являлась «Развитие железнодорожной сети Октябрьской железной дороги». Благодаря ее изысканиям стало возможным представить картину формирования Октябрьской железной дороги. Ее работа легла в структуру альбома «От Царскосельской до Октябрьской», подготовленного коллективом музея и изданного в 2003 году. Она же стала фундаментом разработки научных тем, над которыми в дальнейшем работали сотрудники музея.

«История Северо-Западных железных дорог» - эта тема разрабатывалась Еленой Алмазовной Мельниковой. Работая в Российском государственном историческом архиве, Елена Алмазовна собирала и анализировала материал по перевозкам грузов, персональные фонды строителей железнодорожных линий, вошедших в состав Северо-Западных железных дорог. Впоследствии материалы, собранные Еленой Алмазовной не раз использовались при создании юбилейных выставок.

Белым пятном была история железных дорог Финляндии. Так сложилось, что практически все материалы, рассказывающие о строительстве, хранятся в Финляндии. Погодиным Сергеем Леонидовичем для музея были собраны материалы о пассажирском движении финляндского направления. Пассажирские билеты, расписания и др. нашли свое место в экспозиции. Валентина Ивановна Мисаилова, занималась темой «Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги», ею было разработано методическое задание художнику и изготовлена диорама с показом подвижного состава на станции Ржев. Впоследствии, будучи уже директором музея Валентина Ивановна продолжала заниматься этой темой и стала автором статьи, посвященной Обществу Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, сначала в юбилейном сборнике музея, позднее в альбоме «От Царскосельской до Октябрьской».

Реформы, происходящие в России, начиная, с конца 1980х годов позволили, собрать и разместить в экспозиции документы о судьбах людей пострадавших в годы сталинских репрессий. Материалы собирались Аллой Николаевной Новиковой, которая активно работала в общественной организации «Мемориал».

Одной из ключевых тем стала тема о «Государственной железнодорожной политике», очень многогранная и интересная. Она помогла переосмыслить давно известные факты истории транспорта, связать процессы, происходившие в обществе с развитием путей сообщения. Установить связь между экономикой, политикой, и техническим прогрессом - тем, что заставляет развиваться любой вид транспорта, не только железнодорожный.

Сталинская эпоха такая яркая, полная героизма и трагизма и как не парадоксально мало изученная. В этот период проходили очень большие изменения в административно-хозяйственном секторе железных дорог, территориальном делении и т.д. Самым большим недостатком первой экспозиции музея являлась сокращенная до минимума историческая часть. То есть экспозиции рассказывающей о дореволюционном периоде строительства и развитии железнодорожных линий, составивших впоследствии сеть Октябрьской железной дороги. Практически эта часть экспозиции останавливалась на открытии движения на Петербургско - Московской железной дороги и ее дальнейшей реконструкции

Главным обществом российских железных дорог. Все остальное, до 1917 года показывалось отдельными фрагментами. Сотрудниками музея стали вноситься изменения в экспозицию, историческая часть была значительно расширена. Работы велись вплоть до переезда музея в новое здание, на Обводном канале 114. Это эпохальное событие произошло в 2001 году. Экспозиция была перенесена и развернута почти без изменений за исключением новых ансамблевых композиций с дорожными и бытовыми вещами, добавлены были манекены с форменной одеждой. Большие проблемы в работе с экспозицией возникали из-за неудобного музейного оборудования. Но это тоже имело свои причины, заключающиеся в отсутствии профессиональных изготовителей.

Еще одним, очень серьезным недостатком первой экспозиции являлось малое количество объемных экспонатов. Музейное оборудование не было предназначено для размещения в экспозиции вновь поступивших предметов. Вновь поступающие в музей объемные экспонаты размещались на подиумах под витринами, что для музея, где предмет является главным, странно. Экспозиция музея уже перестала отвечать требованию времени, изношенное оборудование требовало замены. Было принято решение начать реэкспозицию музея. музей железный дорога техника

При создании концепции новой экспозиции сотрудники музея ставили перед собой задачу максимально использовать накопленный опыт, в новую тематическую структуру экспозиции включены все темы, разработанные сотрудниками музея, музейные предметы продолжающие поступать в музей. Один из самых интересных, это кресло - кровать пассажирского вагона. Впервые подобными креслами были оборудованы пассажирские вагоны I-го класса Петербургско - Московской железной дороги еще в 1871 году. Этот уникальный музейный предмет попал к нам благодаря усилиям его сотрудника из Москвы Елены Николаевны Козловой. А сейчас благодаря усилиям главного хранителя Людмилы Витальевны Липатовой находится в реставрации. Для того чтобы отправить тот или иной экспонат на реставрацию, надо действительно затрачивать немалые усилия. Особенно в вопросах связанных с финансированием.

Из-за отсутствия финансирования, работы по созданию новой экспозиции были свернуты. Однако, в 2005 году был подготовлен дизайн-проект, проведена фотофиксация экспонатов и составлена тематическая структура экспозиции со списком экспонатов по разделам.

Проведена большая подготовительная работа, отремонтирован экспозиционный зал.

Музей посвящен истории железной дороги охватывающей практически всю Северо-Западную часть Российской Федерации и вобравшей в себя около 30 железных дорог, построенных в различные временные периоды. Таким образом, экспозиция строится в хронологическом порядке и имеет 16 тематических разделов.

Сегодня музей невозможно представить без мультимедийного оборудования. Тем более, что требования к экспозиции возросли, а современное оборудование дорогое. Использование такого оборудования в нашем музее позволяет полнее раскрыть темы, показать предметы (в основном плоскостные) которые просто физически просто невозможно разместить в экспозиции. Также это позволяет наиболее полно показать коллекции музея.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: