Ежегодно страховые организации в промышленно раз–витых странах аккумулируют в виде страховых платежей примерно 7 – 8% национального ВВП. В Российской Фе–дерации страховые взносы достигают только 1,5% ВВП. История России и мировая практика показывают, что страхование является существенной частью финансово‑кре–дитного механизма, способствующего развитию рыночных отношений. Как и в других странах с рыночной экономикой, в Российской Федерации страховое дело представлено мно–жеством различных по масштабам и формам организации страховых обществ. Деятельность этих многочисленных компаний регулируется законодательными актами, за неис–полнение которых страховые компании несут финансовую и уголовную ответственность.
Важная задача страхования – защита экономических интересов предпринимателей, благосостояния, здоровья населения и окружающей природной среды. В этой связи особую актуальность приобретает внедрение различных ви–дов страхования ответственности предпринимателей, стра–хование экологических и коммерческих рисков, профессио–нальной ответственности лиц в сфере интеллектуального труда и др.
Развитие страхового дела немыслимо без сочетания раз–личных систем страхования – смешанного, акционерного, кооперативного, взаимного и др. при четком определении сфер каждой из этих систем, а также порядка их взаимодей–ствия. Главным критерием здесь выступают интересы стра–хователей.
По характеру страховых операций все фирмы, функцио–нирующие на страховом рынке, независимо от их органи–зационно‑правовых форм можно разделить на две группы. Первую группу составляют страховщики, которые ориен–тируются на проведение едва ли не всех видов страхования. В рекламе многих страховых обществ подчеркивается, что они проводят «все виды страхования», стремясь набрать крупный портфель заключенных договоров. Вторую груп–пу составляют страховые общества, специализирующиеся на ограниченном наборе страховых операций. Это, напри–мер, общества медицинского страхования, автострахования и некоторые другие.
|
В основе большинства видов страхования, проводимых страховыми организациями, положены правила, действо–вавшие ранее в системе государственного страхования. Но есть и отличия как в содержании, организации страховых операций, так и в условиях страхования. Наиболее рас–пространенными видами страхования являются: 1) стра–хование имущества; 2) страхование грузов; 3) страхование от несчастных случаев и болезней; 4) страхование жизни; 5) страхование средств наземного транспорта; 6) медицин–ское страхование.
Российский рынок страховых услуг по‑прежнему сильно монополизирован. На долю 100 компаний приходится око–ло 60% поступлений, а на долю двух крупнейших страхов–щиков – СГ «Росгосстрах» и ОСАО «Ингосстрах» – более 25% собранных страховых взносов. Темп роста суммарной страховой премии примерно соответствует уровню инфля–ции.
Характерной особенностью страхового рынка является существенное превышение величины собранной премии над объемом выплат – средний уровень выплат составляет око–ло 70,0%. Хотя за последний год эта цифра выросла, пока она несопоставима с общемировым уровнем, достигающим 90% и выше. По существу, российские страховщики завы–шено оценивают принимаемые риски и вероятность на–ступления страховых случаев. Высокая доля остающейся в распоряжении компаний поступившей страховой премии позволяет не искать варианты доходного и надежного раз–мещения и инвестирования активов. Зачастую страховые фирмы предпочитают через дочерние структуры вкладывать деньги в торгово‑посреднические операции. В деятельности многих страховых обществ выявились такие отрицатель–ные моменты, как чрезмерная коммерциализация, высокие тарифы, отсутствие должного контроля за использованием средств, состоянием балансов и страховых резервов. Некоторые общества берутся за проведение всех видов страхо–вания, не имея возможности обеспечить высокое качество услуг. Особо следует подчеркнуть, что страховщики охва–тывают не более 10% потенциального рынка России.
|
Таким образом, при весьма значительных возможностях российского рынка страховых услуг потребности нацио–нальной экономики и населения в качественных страховых услугах не удовлетворяются. Основное бремя расходов по ликвидации последствий природных и техногенных ката–строф ложится на государственный бюджет. Страхование пока не стало неотъемлемой частью развивающегося рын–ка. Возможности национальных страховых компаний воз–мещать крупные страховые риски (экологические, атомные, индустриальные, транспортные) остаются низкими. Компа–нии не имеют необходимого опыта в проведении этих видов страхования.
Можно отметить ряд общих недостатков в деятель–ности страховых фирм. Так, многие из них оказываются ненадежными партнерами, что связано с несоблюдением страхового законодательства, особенно с деятельностью недобросовестных страховщиков, сознательно не выполня–ющих обязательств по страховым договорам. Отсутствует развитая страховая инфраструктура по размещению стра–ховых рисков среди нескольких страховых организаций. Низка страховая культура.
|
Настоятельной потребностью времени являлось законо–дательное закрепление минимального размера уставного ка–питала страховых компаний. Это было связано с тем, что по состоянию на 1 января 2004 г. из 1350 страховых компаний и их объединений лишь 313 имели уставный капитал свыше 10 млн руб., 868 компаний – от 600 тыс. руб. до 10 млн руб.; в 2005 г. только 4% страховых компаний имели уставный капитал свыше 500 млн руб.; совокупный уставный капитал страховщиков России составлял в 2002 г. – 27,3 млрд руб., в 2005 г. – 118 млрд руб.[15]Для повышения капитализации и конкурентоспособности отечественных страховых компаний было предусмотрено принятие законодательных мер по уве–личению базового минимального размера уставного (скла–дочного) капитала российских страховщиков, формируемо–го в денежной форме: к 1 июля 2006 г. – 20 – 26 млн руб., к 1 июля 2007 г. – 30 – 40 млн руб.
Не оказывает ожидаемого стимулирующего воздействия на внутренний страховой рынок возможность участия иностранного капитала в создании страховых предприни–мательских структур в России. Действующее законодатель–ство разрешает иностранным юридическим лицам и ино–странным гражданам участвовать в учреждении страховых организаций на территории РФ при условии, что доля ино–странных инвесторов в уставном капитале такой организа–ции в совокупности не превышает 49%. Однако трудности развития экономики России, опасения западных партнеров в отношении политической стабильности в стране неблаго–приятно сказываются на росте иностранных инвестиций в страховой бизнес.
На общем фоне достаточно стабильного роста страховых операций развитие национального страхового рынка России характеризуется весьма противоречивыми тен–денциями. Как показывает анализ, сложившиеся в послед–ние годы направления развития страхового рынка России не могут соответствовать ожиданиям предпринимательских кругов и населения относительно эффективной деятель–ности столь важного элемента рыночного механизма, как страхование. Наблюдаются односторонняя направленность развития рынка страховых услуг и перекос в сторону обя–зательных видов страхования. Суммарная доля премии по этим видам страхования в 1993 – 1996 гг. увеличилась бо–лее чем в три раза при сравнительно незначительном росте страховых платежей по другим видам страхования.
Недострахование, или страхование имущества не на полную стоимость, составляет одну из наиболее трудно–преодолимых проблем страхового рынка. А это означает, что наличие страхового полиса не гарантирует реального возмещения понесенного страхователем убытка.
Данные Торгово‑промышленной палаты Российской Федерации за 2005 г. показывают, что большинство ком–мерческих структур тратит на страхование менее 1,5% сво–их доходов. Те же данные свидетельствуют и о том, что не–надежность страховщиков – первая по важности причина негативного отношения к ним населения. В силу этого обе–спечение надежной работы страховых компаний является наиболее актуальной проблемой. Анализ позволяет вы–делить следующие причины проявления ненадежности страховщиков:
1) недостаточность страховых резервов по отношению к принятым обязательствам по договорам страхования, приводящая к убыткам и потере платежеспособности;
2) низкая ликвидность собственных средств (добавоч–ного капитала), размещенных преимущественно в объектах недвижимости, и незначительный уставный капитал, не обеспечивающие соблюдения требований к платежеспособ–ности;
3) неэффективная инвестиционная политика, приводя–щая к выводу из прибыльного оборота или полной потере части страховых резервов и собственных средств и образо–ванию дебиторской задолженности;
4) несбалансированный страховой портфель, сочета–ющий повышенные риски (вплоть до заведомых убытков) с отсутствием современных страховых продуктов и при–водящий к выплатам, превышающим ожидаемые, а также прогрессирующему сужению страхового рынка.
Можно отметить и следующие причины недостаточной популярности страхования как у предпринимателей, так и среди населения: отсутствие страховой культуры, нехватка необходимых средств и применение страховыми компани–ями высоких ставок страховых премий.
Для успешного развития страхового дела в рыночных условиях, повышения его популярности среди населения и предпринимательских структур необходима, с одной сторо–ны, его поддержка государством и деловыми кругами, совер–шенствование нормативной базы, а с другой – активизация деятельности самих страховщиков путем применения но–вых видов страхования по аналогии со страховыми рынка–ми промышленно‑развитых стран, проведения маркетинга, повышения ответственности и культуры обслуживания страхователей. При этом следует иметь в виду, что пока еще ограничивается допуск иностранных страховщиков на рос–сийский рынок. При снятии таких ограничений и вступле–нии Российской Федерации во Всемирную торговую орга–низацию отечественные страховщики окажутся в жестких конкурентных условиях и, если не преодолеют отмеченные выше недостатки, вряд ли смогут удержать свои страховые портфели.
Хотя формально остается в силе запрет на долю уча–стия иностранного капитала в страховых компаниях свыше 49%, обойти это препятствие в целях получения прибыли достаточно просто: механизма, конкретизирующего это положение, нет, чем и пользуются в настоящее время ино–странные компании, проникая в такие наиболее доходные сферы страховых операций, как транспортное страхование, перестрахование, страхование жизни. Дело в том, что ни один закон не запрещает российскому гражданину или ком–пании пользоваться услугами иностранных страховщиков. Подобно тому, как сейчас невозможно запретить открывать счета в западных банках или покупать акции иностранных компаний, также нельзя запретить заключение договоров с иностранными страховыми фирмами. Даже если это найдет отражение в законодательном акте, на практике тотальный контроль будет обречен на провал, поскольку его реализа–ция потребует больших усилий и сложного механизма обе–спечения.
Дальнейшее развитие страховых организаций будет опре–деляться характером принятых законодательных норм. В настоящее время большинство страховых фирм еще не набрало капитал, необходимый для полноценной страховой деятельности, поэтому введение ограничений на минималь–ную величину уставного капитала и допуск иностранных страховых групп на российский рынок приведут к уходу значительного числа фирм со страхового рынка, а также будут способствовать монополизации страхового дела в крупных страховых компаниях.
В качестве неблагоприятной тенденции следует отметить появление многочисленных «карманных» страховых компа–ний в составе финансово‑промышленных групп. У руководи–телей таких групп проявляется стремление создать свою фи–нансовую империю: свой банк, свою страховую компанию. Платежи за страхование они пытаются оставить в рамках этих групп, что противоречит самой идеологии страховой деятельности. Вместе с тем на достижении устойчивости страхового рынка, видимо, благоприятно скажется создание объединений страховщиков (пулов), занятых в одной или близких по характеру деятельности сферах страхования.
Основные показатели деятельности страховых органи–заций в России за период 1995 – 2003 гг. представлены в табл. 1.1.
Показатели развития страхового рынка России. В 2004 г. на развитие рынка страхования существенно повлияли два фактора: во‑первых, значительное сокращение сборов страховой премии по страхованию жизни, связанное с из–менением налогового законодательства, что привело к со–кращению объемов так называемого псевдострахования (т.е. фиктивного страхования, проводимого с целью мини–мизации налоговых выплат); во‑вторых, реализация Закона о страховании ответственности владельцев транспортных средств.
Таблица 1.1