КРИЗИС ПЕРВОБЫТНОГО СТРОЯ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА




ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Предмет истории политических и правовых учений - особенности развития представлений о государстве, его структуре, правовых нормах и т. д. Эти представления определяли трансформацию как политических и правовых институтов, так и общества в целом, а также они оказывались теоретическим фундаментом для социальной практики.

История политических и правовых учений несет в себе ряд важных функций: образовательную, мировоззренческую, гуманитарную и т. д.

Данная дисциплина затрагивает проблемы политики и права, а также широкий ряд других вопросов. Это определено междисциплинарным характером проблем истории политических и правовых учений.

Предмет истории политических и правовых учений составляет исторический генезис оформленных в виде целостных учений представлений о политике, праве и государстве.

Любое политико-правовое учение содержит в себе следующие три составные части: 1! теоретическая (это может быть также философская, как, например, у Платона, или религиозная, как у Конфуция) - теоретическое основание сильно зависит от форм общественного сознания, наличествующих в обществе. Так, в средневековой Европе политико-правовые учения носили ярко выраженный теологический характер. Ведь само мировоззрение людей той эпохи было освящено религией; 2)категориальный аппарат - категории и понятия: а)общепринятые;

б) новые, введенные данным политико-правовым учением, и, собственно, способы и методы решения проблем на теоретическом уровне;

3) политико-правовая программа, касающаяся желательного устройства анализируемых сфер общества, - отражаются видение целей и задач государства и права и интересы социальных групп общества. Теоретическая часть политических и правовых учений наиболее обширна. Это обусловлено потребностью тщательного обоснования значимости определенных проблем и их теоретического анализа. Существенная черта любого политико-правового учения - зависимость от структуры конкретного государства, от специфики его правовой системы. Трансформация последних порождает и концептуальные изменения в учениях о политике и праве.

Политико-правовые доктрины являются продуктом сознательной интеллектуальной деятельности. Они — результат определенных мировоззренческих установок того или иного мыслителя, живущего в конкретных исторических условиях.

Политико-правовые учения выполняют очень важные социальные функции. Они способствуют идеологической самоидентификации социальных групп, осознанию ими своих интересов и механизмов их реализации, реально влияют на трансформацию политических и правовых институтов в обществе.

Политико-правовые учения представляют историю человеческой мысли, попытки людей преобразовать существующие социальные институты. История политических и правовых учений не просто череда определенных идей, концептов или ученых трудов. Это преемственное и последовательное развитие теоретических представлений.

КРИЗИС ПЕРВОБЫТНОГО СТРОЯ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Первобытнообщинная форма устройства общества характеризовалась отсутствием классовой структуры, государства и четких правовых норм. Экономическая жизнь первобытной общины основывалась на коллективной собственности на средства производства при низком уровне развития производительных сил. Добываемое членами общины поровну делилось между ними, Слабая техническая оснащенность заставляла людей объединяться. Отсюда коллективная собственность на средства и результат труда.

Коллективная собственность на землю, орудия труда и предметы быта ставили во главу угла интересы коллектива, а не индивида. Между членами рода существовала кровнородственная связь. На ранних этапах первобытнообщинного строя господствовал матриархат. Родство велось исключительно по линии матери. В этот период женщина занимала господствующее положение в общине. Ее труд являлся экономическим фундаментом жизни общины.

Неолитическая революция (рубеж VII—Vтысячелетий дон. э.) и переход от кочевого образа жизни к оседлому привели к тому, что в регионах с благоприятными условиями появляются первые земледельческие общества. Они переходят от охоты и собирательства к производящему хозяйству.

Рост земледельческих общин приводит к их расширению и делению по семейно-родственному (клановому) принципу. На территории одной земледельческой общины могли находиться сразу нескольких кланов.

Организация общественной власти соответствовав |ла принципам хозяйствования в примитивных обществах. Носителем власти было все общество в целом: все вопросы разрешались собранием взрослых членов общины. Оно выбирало старейшин, военачальников. Последние не имели материальной заинтересованности в своих должностях и могли быть смещены собранием.

Авторитет власти собрания был непререкаем. С укрупнением родов на собрания выдвигаются уполномоченные лица, пользующиеся уважением. Постепенно у них появляются привилегии и расширяется круг обязанностей. Оки принимают участие в организации труда и распределении результатов производства.

В первобытном обществе существовала развитая система запретов - табу. Одним из первых был запрет на убийство соплеменника. Нарушение табу строго каралось. Большинство запретов базировалось На религиозной нравственности.

Усложнение социальных связей внутри родов породило разделение труда. Культурные и производственные навыки открыли дорогу новым отраслям хозяйства (скотоводству, ремеслу и т. д.).

Постоянный рост производства привел к накоплению излишков. Последний поначалу распределялся по принципу равенства между членами рода. Затем он стал переходить в сферу межобщинных связей, превратился в товар.

Обмен скота со временем концентрировал большое количество прибавочного продукта в руках отдельных семей родоплеменной знати - жрецов, военачальников, старейшин. Скот стал предметом обмена - деньгами первобытнообщинных обществ. Все это вытесняло коллективные формы собственности. Возникали: 1)частное хозяйство; 2)частная собственность на средства производства.

 

 

3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ

Рост общественного продукта закрепил складывавшиеся имущественные различия и социальные привилегии. В результате власть и привилегии «управленцев» закреплялись за всем кланом или семьей и передавались по наследству.

Мифилогически-религиозные представления стали выполнять определенные политические функции, Они обеспечивали легитимность существующего имущественного и социально-политического неравенства в общине.

Войны и усиливавшиеся масштабы рабства все более дифференцировали общину. Поначалу усилившаяся власть военачальника превращалась в абсолютную. Последняя долгое время ограничивалась рамками военной демократии. Военная демократия предусматривала участие в управлении обществом, занятым военным ремеслом. Эта форма народной власти включала в себя военного вождя, совет старейшин и народное собрание. Роль народного собрания и других общественных институтов была еще весьма значительна. Но органы родового строя уже начали постепенно утрачивать свои характерные черты.

Процесс дифференциации общества не был однобоким. Он не представлялся исключительно имущественным неравенством. С переходом от первобытного строя к рабовладельческому меняется и сама специфика организации власти. Власть переходит от рода к новым социальным субъектам- государству. Власть последнего предусматривает наличие карательного аппарата, т. е. армии, чиновничества и др. Государственный аппарат.осуществляет функции насилия и принуждения и отчуждает излишки продукта в виде налогов. С возникновением государства родовое устройство уступает место территориально-административному.

От родовой организации государство отличается:

1) созданием особой публичной власти, которая не совпадает с населением. Публичная, т. е. общественная, власть существовала и в первобытном обществе. Но там она совпадала непосредственно с населением, Особенность публичной власти государства в ее принадлежности не всем членам общества. Эта власть осуществляется через репрессивно-административные органы (армию, карательные органы, чиновничество);

2)разделением подданных государства по территориальным делениям. (Родовые объединения держались на кровных узах. С появлением частной собственности и классов они начинают слабеть. Происходит смешение родов и племен. Родовая организация преобразуется в административно-территориальную.)

Образование частной собственности и раскол общества на различные социальные группы сделали первобытные обычаи в их прежнем виде непригодными. В новых исторических условиях понадобились новые нормы. Они должны были выражать волю господствующих социальных групп.

Правила и обычаи постепенно приобретают характер правовых норм. Активно развивается правотворческая деятельность государственных органов. Источником правообразования служили многие судебные решения. Им придавалось значение общих правил. По мере укрепления центральной власти эти акты становились все более авторитетным источником права. Создававшиеся государством юридические законы были направлены на урегулирование отношений частной собственности и других групп общественных отношений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: