Progressive Фактор vs Jutonish. Крах рынка дисков.




 

Как я упоминал ранее, наше знакомство с Jutonish уже было связанно с конфликтом по поводу нарушения ими наших авторских прав. Проблему удалось решить, но вряд ли кто из нас тогда знал, что настоящая конфронтация еще впереди.

Всерьез все началось когда мы, под своим брендом, сперва начали проводить мероприятия в Феруме.

- Ты с ними аккуратней будь – советовал директор Jutonish, Sonic mine’у – сейчас они вечеринки делать начали, а потом и диски глядишь, будут выпускать!

Как в воду глядел! Спустя несколько месяцев после «окупирования» Ферума, вышел наш первый релиз «Progressive Фактор vol.1». А дальше, пошло-поехало. PF vol.2,3…., Колбасный бум, Фабрика колбасы, Битва титанов, альбомы XS Project, Barabass’а и др. артистов, которых мы, как и Jutonish подписывали на эксклюзив. Термин этот, означает практически полное подчинение DJ-я продюсерской компании (лейблу). При этом артист обязуется не участвовать в акциях организованных иными компаниями без согласия продюсера. На практике, это простое деление ди-джеев на «ваших» и «наших», обусловленное, прежде всего конкуренцией. Естественно и PF и Jutonish старались подписать самых популярных и/или перспективных дарований. Порой это походило на настоящие рыночные войны, а временами, когда ди-джеи начинали бегать, туда-сюда виляя хвостом, скорее на детский сад.

Недовольных DJ-ев хватало по обе стороны. Еще бы, покажите мне артиста довольного своим продюсером. Если вы смыслите, кое-что в шоу-бизе, то знаете, что таких нет. Условия у нас были более человеческими (мое субъективное мнение). Например, мы почти сразу отказались от продюсерских процентов, если артист договорился о своем выступлении без участия компании. Но желающих перейти работать к конкуренту хватало. Как впрочем, и наоборот.

Оба лейбла выпускали два вида релизов: авторские и миксовки. Первый вариант это CD с трек-листом. В принципе полностью легальный, если у лейбла порядок с договорами. Второй случай спорный. Миксовки, или CD без трек-листа с надписью mixed by DJ «х.з. кто такой», являлись по-сути пиратскими, т.к. не указывали имена истинных авторов композиций. В среде выпускающих компаний и дистрибуторов постоянно витал слух о скором запрете миксовок. Это подстегивало нас на поиск новых молодых талантов. Ведь если «миксы» станут вне закона, то для поддержки оборота выпуска сразу понадобится большой впрыск новой «крови», в лице молодых, пишущих хорошее музло DJ-ев.

 

Постепенно агрессивная конкуренция перешла к сдержанному сотрудничеству. Мы стали меняться артистами выступая на вечеринках друг у друга, треками своих артистов, выпуская их на наших сборниках. Прежде всего, от этого выигрывали сами артисты. О них узнавало больше народу. Да, это был пиар. А распиариться за счет частых релизов, при отсутствии в то время скоростного Интернета, можно было не хило. И примером тому был DJ Турист.

DJ Турист:

«Я участвовал и там и там, поэтому мне как артисту судить легче. Это две абсолютно разные организации. Целью Jutonish было заработать денег и организовывать мероприятия, в том числе на региональном уровне. У Progressive Фактор – привлечь молодых артистов и сделать их популярными. Их аудитория – поколение «Next».

Jutonish создавал имя с людьми которые уже были популярны, пусть и в узких кругах. В принципе, это уже были профессионалы.Как лейбл, Jutonish помимо Pumping’а выпускал уйму стилей. И Techno, и House…То есть это был такой большой насос, который пытался выкачивать коммерческие релизы, а вместе с ними конечно и деньги. При этом, давая возможность выпускаться и музыкантам. По большому счету, это просто бизнес проект.

Progressive Фактор же, больше похож на клан молодых музыкантов, которые сами пытаются рулить всей кухней. Конечно, заработок с дисков и вечеринок тут тоже присутствует. Но в этом случае деньги по большей части направлялись на реализацию новых проектов по развитию лейбла и его музыкантов. Что, на мой взгляд, честнее. Это было как «Новая волна». Действительно, там были ребята, которых еще никто не знал! Они делали что-то, и что-то получали взамен».

В общем-то, обе компании двигали Pumping культуру вперед. Они, одни из тех, кто ее и создал. Причем, не привлекая каких-то состоявшихся западных артистов, а практически с нуля, из наших простых питерских ребят!»

 

В общем, обе компании развивались и перспективы были вполне радужными. Однако жопа пришла оттуда, откуда ее не ждали. Никогда не думал, что музыку и такие понятия как лейбл, альбом, убьет технический прогресс.

Сперва, продажи CD начали падать. Потом заговорили что-то о перенасыщении рынка. Выпускать стали только авторскую продукцию. Выросла роль рекламной кампании релиза. Но ни громкие презентации, ни флаеры и афиши в музыкальных магазинах, ни радио и ТВ реклама, уже не могли остановить летящий в пропасть рынок Audio-CD. Все бесплатно скачивали треки из сети! Интернет поглотил все, оставив дискам роль своеобразного имиджевого аспекта. Раздать в клубе, подарить друзьям – все, для чего сейчас может понадобится свой Audio-CD.

Надо ли говорить, какого стимула лишились музыканты!

Не буду грузить вас долгой историей о том, как тяжело стало жить, ведь заработать с альбомов оказалось нереально. Думается, это понятно и так, само собой. Конечно, теперь есть и цифровые лейблы, но цифры их продаж в России смехотворны!

Однако, я имею ввиду не только денежный стимул. Буду стараться объяснять ситуацию применимо к электронным музыкантам и ди-джеям.

Раньше цепочка «изготовление – реклама - результат» выглядела примерно так: DJ X, писал трек, записывал его на болванку и раздавал другим Dj-ям. Те играли его трек в клубах где выступали, и, обмениваясь музыкой с коллегами отдавали его трек все большему количеству DJ-ев. Следовательно, трек слышат в клубах все больше клаберов. Если он им нравиться они желают заиметь его в своей фонотеке. В то же время DJ Х сам или через продюсеров выпускал этот трек на всевозможных сборниках. Люди, скупавшие CD узнавали, что парня написавшего тот самый трек зовут DJ X и ждали его новинок. Если X не тугодум он быстро выпускал еще один клубный хит, который расходился уже с большим энтузиазмом, т.к. это был уже DJ X а не DJ «Х.З. кто такой» Далее обычно следовал его альбом раскупавшийся покоренными колбасерами. Релиз продавался в музыкальных магазинах, некоторых клубах, звучал из ларьков у метро. X гордился собой и дарил диски телкам, рассказывая им как уже пакует чемодан на гастроли. Телки говорили: «Вау!» и падали в обморок с открытым ртом. Короче, жизнь удалась!

Что мешает сделать так сейчас? Выпуск релизов по понятным причинам невозможен. Также, наш DJ X не будет раздавать демо-диски другим DJ’s т.к. всю необходимую музыку они черпают из Инета. Доступ к ней настолько широк, что интерес к треку нашего гипотетического DJ-я будет в разы меньше. А конкуренция в сотни раз выше. Теперь с ним соревнуется весь музыкальный мир. Конечно, он может просто вывалить трек в сеть и ждать реакции аудитории, но это подобно капле в море. Если это не сопровождается видео роликом с вирусной рекламой. Или откровенной фрик картинкой. И то эффект будет скорее мимолетный, однодневный, т.к. время в сети течет быстрее нежели в мире реальном. События, сайты, банеры сменяют друг друга, не давая нам сосредоточиться.

Х может выбрать для трека путь агрессивного спама, но мне кажется, это порой дает раздражающий эффект. Вдумайтесь, музыка – «высшее из искусств», что раньше, мы, радуясь, переписывали друг у друга, стала бесплатной и такой доступной, что… ее больше не хочется и брать. Вот она качай! Сколько влезет! Музыка потеряла ценность, превратившись из сладкого бабушкиного варенья, в рыбий жир. В фон, от которого порой тяжело скрыться. Который хочется выключить как надоедливую рекламу.

Рынок рухнул, обвалился, потянув за собой стимул многих музыкантов, создавать новые шедевры.

 

DJ Цветков:

«В 2004 году я легко продавал 75 000 копий своего альбома. В 2008-м случилось такое, что мне сказали: «Вы знаете, Алексей, при всем уважении к вам мы продадим тысяч 5000» Я послал их куда подальше и начал метаться и понял что ВСЕ! Их больше не продать! Люди качают все из Интернета, пишут себе болванки в машины, или записывают на mp3 плееры. Получилось, что того, на чем мы зарабатывали, больше не стало. Гастроли раньше были для нас второстепенны. Диск выпустил, продал 70 000 шт. – получил 70 000$. И вперед! Сейчас если артист выпускает диск, значит он крутой. Это чисто для имиджа. Сам напечатал и бесплатно раздает. Потому что продать – невозможно!»

 

DJ Турист:

«Получается смешная ситуация. Вроде бы ты можешь писать музыку по уровню как средний европейский ди-джей, но если ты захочешь выпустить это заграницей, ты не получишь ничего! Видимо там уже сформировалась ситуация: «русским можно не платить». А зачем им платить? Они готовы все и так отдать! В итоге треки просто некуда продать! Потому, что компании, где мы раньше выпускали диски - закрылись. Пиратство съело этот рынок. Выходит, что халява все-таки победила все!»

 

Андрей XS:

«Для меня, стимулом написания всегда являлось не тиражирование CD в качестве извлечения прибыли, а стремление донести какую-то свою музыкальную идею до слушателя, очень хотелось, чтоб все ахнули. Выпуск альбомов и количество проданных дисков только подтверждают, что идея, заложенная в трек, услышана».

 

DJ Satana:

«Сейчас особо и стимула нету писать пампец [=)] Если раньше у меня, например, были цели, хоть разок поиграть в клубе Ферум, на Пампинг Шторме, выпуститься на диске и прочее....Сейчас же ничего этого уже нету и стиль давно сбавил обороты....поэтому новичкам сейчас очень туго, так как я считаю, что тот поезд давно уехал, и запрыгнули в него не многие, а кто-то и спрыгнул по пути [=)] Это был такой поезд пиара от Прогрессив Фактора в моём случае....у кого то был поезд от Ютониша, Крейзи Ди-джейс и других лейблов».

 

Alex, Андрей Александров (бывший арт-директор клуба Classic):

« Крах рынка аудиодисков был вполне ожидаемым и закономерным событием, и жаловаться на него также бессмысленно, как на технический прогресс. Да, вся музыка скачивается, но скачиваются также и средства для ее написания – виртуальные студии, плагины для обработки звука, синтезаторы… Ясно, что сейчас труднее продать музыку, но такие ресурсы как beatport позволяют скачивать музыку за деньги. В любом случае,

теперь музыкантам придется больше делать акцент на живые выступления, и соответственным образом подходить к организации выступлений».

 

Евгений Овчинников, B-Da project:

«Я считаю, что для написания музыки нужен не стимул, а идеи. Хотя я, например, в последнее время пишу музыку под заказ для некоторых звёзд. Передаю им все права. Но сказать определенно, что я пишу музыку из-за денег, я не могу. Скорее тут желание писать, быть услышанным, ну и получить за свой труд вознаграждение. Наверное, такой порядок по убыванию. У меня уже нет юношеских амбиций, стать знаменитым. Я свою порцию славы поймал в Олимпийском на вручении премии Бомба Года — 2004 за трек «Гармония». (в 2003 её получили PPK). Стоя тогда на сцене, я понял, что для танцевальной музыки это вершина. Дальше — попса».

 

Как видите, есть и оптимистичный взгляд. Треки все равно пишутся, хоть и меньше. После краха, многие музыканты ушли из индустрии. Просто сменили работу. И произошла естественная чистка рядов. Остались либо суперпрофессионалы с надежной финансовой платформой, либо те, кто просто не может не писать. Как-то на просторах ру-нета на каком-то музыкальном форуме набрел на весьма выразительное мнение по данной проблеме: «Денег захотелось? Картошку иди грузить на базе овощной! А творческие люди и так творят!» Комментарии излишни.

 

Pumping на рейвах

 

Вспышка и Колбасный Цех, два рейва которые раньше регулярно выставляли у себя pumping танцполы. Выступления на них были хорошей рекламой для артистов, поэтому многие выступали на них бесплатно, или «за пиво» (за чисто символический гонорар). Оба этих мероприятия организовывало радио Рекорд.

Организаторы выставляли больше танцополов, чтобы привлечь разнообразную аудиторию. По мимо основного dance floor, любители танцевальной музыки могли пойти на Drum’n’ Bass, Pumping, и VIP танцполы. Самой большой площадкой с pumping’ом в России, пожалуй, являлся танцпол на Колбасном цехе 5, который проходил аж 2 дня подряд! Никогда еще нам не доводилось выступать с XS Project на арене такого размера. По моим оценкам там находилось до 5 тысяч человек.

 

MC Rain:

«Мне очень запомнился ЦЕХ, когда целая арена была отдана под пампинг музыку, жаль, что это было всего лишь раз, но зато какой. Высшим достижением, я, конечно, считаю организацию JEE (Jutonish Europe Express – авт.) в Юбилейном. Его организовал Юран. Было изначально понятно, что мероприятие будет убыточным, но это его не остановило, и он доказал, что пампинг может быть и на огромных аренах. Вообще, этот человек очень много сделал хорошего для пампинг культуры, жаль, его сейчас с нами нет, но это уже другая история…»

 

Лейбл Progressive Фактор делал безуспешные попытки уговорить других организаторов рейвов, компанию Dance Planet, также укомплектовать свой фестиваль памповым танцполом. Но все тщетно.

К тому времени активно муссировалась тема «рейв и наркотики». Существует мнение, что люди сами дискредитировали культуру. Я говорю о белых перчатках, респираторах и белых халатах. В сети «вконтакте» можно найти группу «Я против респираторов, халатов, белых перчаток и их обдолбаных хозяев», где в описании написано следующее:

«Мы не против рейвов, мы не против электронной музыки, мы не против каких-либо стилей этой музыки. Мы выражаем свое несогласие с людьми, которые искажают и портят культуру электронной музыки»

 

Sonic Mine (DJ, музыкант):

«Я считаю, что на больших площадках, рейвах люди могут выделяться: одеваться как угодно, рисовать на себе что угодно, отдыхать, как им нравиться. Ведь «Rave» переводиться с английского как «сумасшествие», «безумство»! Естественно все в рамках закона. Без наркотиков и драк. По моему мнению, халаты, маски, разрисованные лица – это все очень хорошо, т.к. это креатив, какой бы он не был. Видно, что человек готовился к вечеринке, а не пришел в адидасовских штанах, футболке и потертых кедах.

Рейв атрибутика дискредитирует культуру тогда, когда такие люди приходят в хороший клуб. Клуб и рейв – это разные вещи. Рейв – это сумасшествие, а клуб – круг друзей, место, где люди отдыхают, общаются, танцуют под любимую музыку. Все равно, что сравнить огромную площадь и небольшую кухню, где собрались 10 человек, потусоваться, попиздеть. И если из этих 10 человек вдруг выскакивает парень и начинает на всех дрочить, то он слишком выделяется из толпы».

 

MC Rain:

«У меня белые перчатки вызывают ностальгию, и я не вижу в них ничего плохого. Респираторы - это часть рейв-культуры, а вот халаты и в правду выглядели смешно. Вообще, меня угнетает, навязывание того, что рейв-культура, в том числе и пампинг - движение это плохо. Вчерашние колбассеры превратились в гламурных

клаберов и всячески отбрыкиваются от своего прошлого. А ведь это история и от нее не убежать».

 

Очень скоро Рекорд отказался от pumping танцпола на своих мероприятиях и даже упразднил из радио-шоу «Колбасный цех» слово «колбасный». Шоу, как и сам рейв стало называться просто «Цех», что вызвало определенное непонимание у многих людей.

Это была первая ласточка…

Вскоре власти стали всерьез душить рейвы. Увеличилось количество силовых структур на мероприятиях. Теперь они находились буквально повсюду, от парковки, где шмонали почти каждую машину, до туалетов, где пытались поймать нерадивых объебосов «на месте». Разумеется, все это портило людям праздник.

В итоге ДС Юбилейный, под давлением свыше, был просто закрыт для дискотек. Якобы в рамках ЗОЖ (здоровый образ жизни), в петербуржском СКК была запрещена продажа любого алкоголя, в т.ч. пива. Только «полезные» для здоровья кола и энергетики.

На деле результат борьбы за ЗОЖ был такой: те, кто раньше имел выбор между алкоголем и наркотиками (не беру в расчет явное меньшинство вообще не пьющих), теперь уже не могли выбирать алко-отдых. То есть либо они остаются дома, с банкой ягуара и Домом-2, либо все же идут на рейв, выбирая иной, запрещенный вариант отдыха. Ах да, конечно же, они все еще могут в миг стать трезвенниками и пойти плясать всю ночь «на здоровье»!

В конце концов в результате всех этих мер, рейвы стали довольно скучны, и заметно поредели. Многие клаберы разбрелись по клубам, иногда посещая то, что можно отнести к категории клубного рейва. Мероприятия на большой концертной площадке (например, клуб Порт или РК Лидер) по сути, являющие собой младших братьев тех больших рейвов, проводимых в Юбилейном и СКК. Яркий пример такого события в мире пампинга, это, безусловно, фестиваль Pumping Storm.

 

Sonic Mine (DJ, музыкант):

«Это единственная крупная вечеринка которая осталась в СПб на данный момент. Спасибо Левону и Андрею (XS Project) которые собирают людей, которые когда-то колбасили или сейчас колбасят. Это очень хорошо т.к. собирает новых людей и позволяет пампингу держаться на плаву».

 

MC Rain:

«Из-за опоздания МС Дракулы на первый Шторм я стал случайно одним из символов этого фестиваля, наряду с такими именами как XS, Sonic Mine, Snat и до сих пор выступаю на каждом Шторме. Конечно, это значимое событие, которое всегда собирало и я думаю, будет еще долго собирать огромное количество народу и серьезных ди-джеев. Самые лучшие Штормы проходили, конечно, в клубе порт, там была своя атмосфера, но, к сожалению, порт закрылся, а фестиваль должен жить!

 

«Pasha 308» тусовщик:

«Мероприятие стало очень актуально на данный момент! Т.к. такую музыку можно услышать в принципе только там!»

 

 

Гастроли

«Когда за нею падая на сцену, клубок души разматывает нить, я за любовь плачу такую цену, что только небо может оценить» Борис Моисеев «Исповедь»

Череповец – гласят буквы на недавно покрашенном ЖД вокзале. Это уже не первый наш приезд в этот город, знаменитый комбинатом «Северсталь», ужасной экологией и черным снегом зимой. Однако люди здесь добрые и гостеприимные.

- Привет парни! Как добрались? – нас встречает Руслан – директор «Карусели» - клуба, где сегодня ночью XS Project проведет свою пампинг – терапию.

- Нормально! Помятые немного после поезда, но это в порядке вещей – я потираю глаза.

- А где диски ваши? – интересуется Руслан.

- Тут все, в сумке – я показываю крошечную, как раз под размер CD сумочку.

- И все?! – директор неподдельно удивляется – К нам обычно все DJ-и с таким чемоданами приезжают!

- У нас только авторский материал. Свои треки. Поэтому все умещается на 7-8 дисках максимум – объясняет Андрей, открывая пиво.

Мои резервы памяти подсовывают мне образ DJ Fun’а, приезжавшего играть в клубы всего с двумя (!) CD.

- Ясно. Ну, тогда план такой: Сейчас в ресторане поедим. Потом вас в отель отвезу, вы, кстати, парни, будите жить в гостинице на воде! Такой плавучий отель на реке. Круто?

- Ага! – вяло удивляюсь я. Поезд все же высосал из меня много сил.

Вообще, мое отношение к гастролям несколько двойственно. С одной стороны, я люблю путешествовать, смотреть новые места, знакомиться с разными людьми и т.д. Но утомительные переезды и перелеты, часто сводят кайф от таких поездок к нулю. Поэтому когда я вижу график гастролей какого-нибудь Леонтьева, то зависть в душе очень скоро вытесняется жалостью. «Как он это выдерживает?!» - начинает пульсировать в моей голове. Одно из двух: либо надо очень любить свою работу, либо, очень любить деньги.

После ресторана, мы откисаем в гостинице, которая действительно находится на реке Шексна.

- Лето же! Пойдем, погуляем, город поглядим – предлагаю я Андрею и начинаю напяливать обувь.

И вот мы идем по главной улице города (так сказали местные «гиды»). Половина домов из дерева, другая половина невысокие угрюмые каменные строения. Впереди здание из красного кирпича, похожее на тюрьму или военный госпиталь. Подходим ближе…местная филармония!

По улицам гуляют легко одетые девушки, очень даже симпатичные. Андрей сразу пытается заарканить приглянувшуюся парочку:

- Девчонки, эээ…стойте! – двое подружек останавливаются. На вид им не больше 16 лет. Хотя возраст у телок вещь спорная, и что самое главное совсем не всегда пропорционален серому веществу в голове.

- Гуляете?

- Как видите! – хихикают девушки.

- А давайте может вместе, мы тоже гуляем. Мы в гостях у вас. Ди-джеи. Город нам покажите?

- Хмм…и кто же вы? – явно не верят ему телки – Известные, небось?

- Ну, наверно…XS Project. Слышали? У вас в «Карусели» выступаем сегодня.

- Да ладно! – по-деревенски галдят девки – XS Project они! Хааа! Пошли Танька! Ну их.

- Да правда это! – не унимается Андрей, но телки уже разворачиваются.

- Пока! Нас парни ждут!

Тупо понтонувшись, они направляются к остановке, в хлам заклеенной объявлениями и афишами. Я тяну Андрея дальше – не последние же бабы в Череповце.

Неторопливо волочась вдоль улицы, мы присматриваемся к другим красавицам, как сзади нас нагоняет чей-то топот. Мы оба оборачиваемся и видим наших неудавшихся подружек.

- Стойте! – теперь это кричат они – Ну подождите же, эй! – они подбегают к нам, и тяжело дыша, протягивают, рваную в некоторых местах, видимо отодранную от стены афишу. Я гляжу на афишу с надписью «XS Project – Бочка бас колбасер, Колотушки, Расколбас…» и вижу там наши фотки.

- Распишитесь нам на память, пожалуйста – уже совсем другим тоном говорят бывшие королевны. Мы рисуем им свои каракули, и я размышляю, что хотя мне и противно их юное двуличие (а может просто глупость), но в то же время, результат почему-то определенно приятен. Нечто схожее я испытывал в колледже, где почти все преподы считали меня недоумком и строчили директору злобные пасквили с требованием моего отчисления. Однако на дипломе я получил премию за лучшую защиту. Некоторые честно признались что ошиблись, другие же, схватив в охапку убогий советский осциллограф, злобно шипя, ретировались к себе в коморку, где наверно долго заливали горе паленой водкой.

- Ладно, девчонки, приходите лучше в клуб на выступление наше!

 

После клуба мы засиделись допоздна в гостях у Руслана, очень простого и душевного человека. Андрей уже уснул на диване. Обсудив все рабочие моменты мы просто болтали о том, о сем:

- У меня нет никого, знаешь, как говорится «артист должен быть одинок».

- Ааа – улыбается Руслан – значит, издержки профессии?

- Типа того. Как бы есть бабы, но нету бабы.

Он смеется от души моему каламбуру, и я вновь думаю о том, что на периферии отношение людей к тебе совсем не то, что скажем в Москве. Для них ты артист. Нет, Артист! С большой буквы. А для московских промоутеров ты еще один «негр», которые к ним «понаехали». Я очень хочу объяснить все это Руслану, но боюсь быть понятым фамильярно. И просто продолжаю разговор:

- А у тебя тут как с этим?

- С телками? Да, так же практически. Много их вроде…

- Еще бы! Ты же директор клуба. Видный человек в городе.

- Да вот и они это походу чувствуют.

- Меркантильные значит?

- Ну так! Неприятно так, знаешь…- Руслан негодующе мотает головой.

- У Вольтера есть такой афоризм: «Женщина никогда не бывает более искренна, чем когда говорит «я люблю тебя» миллионеру». Как-то так, в общем.

- Возможно. Было дело я крутил роман с одной местной дивой из «Карусели», даже жениться хотел, прикинь!

Тут я гляжу на часы и понимаю, что мы в конец засиделись и ехать в отель нет никакого смысла – наш поезд в Питер отходит совсем скоро. Руслан звонит в такси, я бужу Андрея и через 15 минут мы стоим на пороге квартиры. Андрей прощается и сонно бредет к лифту. Я тоже клюю носом, проверяю телефон, деньги и документы и напоследок зачем-то спрашиваю:

- Так, а чем все кончилось-то, Руслан? Чего ж не женился?

- Да, как бы, я подумал…понимаешь, Лёв, я для нее все делал – в его голосе появляется грусть – а она…ей для меня даже посуду помыть в падлу! – в сердцах выпаливает он.

Повисает секундная пауза. Мы молча смотрим друг на друга. Я думаю что сказать, но не найдя нужных слов, крепко жму его руку и ухожу прочь.

 

-------------------------------------------------------------------------

 

«Утром деньги, вечером стулья» Ильф и Петров «Двенадцать стульев»

 

Мы приземляемся в Биаррице, маленьком курортном городке на юго-западе Франции. Нас встречает Франк, молодой веселый француз, любящий по выходным с друзьями выбираться в соседнюю Испанию на колбасные вечеринки. Франк сразу сообщает, что в конечный пункт – Бильбао (Испания) мы поедем с ним на машине, но сначала, ему позарез как нужно заехать домой.

- Франк, а во Франции разве нет пампа? – интересуюсь я с заднего сиденья.

- Yes. But we have much problem with drug – на ужасном английском отвечает Франк.

- В смысле? – включается Андрей

- Ммм…Police! Police, yep…

- А в Испании выходит, нет полиции? – не даю я договорить френчу.

- Of course. But they just close eyes for it – Франк нервничает, вставляя в плохую английскую речь французские словечки, от чего понимание сказанного, только затрудняется.

Тем временем, мы прибываем в квартиру Франка. Переступив порог, я понимаю, что наш новый друг, большой тусовщик. В хате куча народу, девок и парней, нюхающих, курящих, пьющих. В общем, всячески готовящихся к сегодняшней ночи.

Молодежь, особенно француженки, одета так, будто собирались участвовать в очередном флешмобе Школы Хард Баса: спортивки, кроссовки, безразмерные футболки. Все то, что не особо ассоциируется с женским полом.

- Want something? – спрашивает французская «хард бас» телочка, с короткими волосами и непонятной жидкостью в стакане.

- Tea – в шоке от неожиданного квартирника отвечаю я.

- Tea?! – тоже в шоке переспрашивает она – and you too?

- А…нет, я еще, пожалуй, подумаю…- хитро щурится Андрей.

Я отхожу в туалет и, вернувшись, нахожу Андрея, окруженного местными тусовщиками, перед монитором ноута. Играет знакомый трек. Подхожу ближе и вижу на экране ролик школы хард баса. Андрей ржет, а французы внимательно изучают движения учителей школы. Наверно думают попрактиковаться в Non-club.

Non (Night original noise) - большой клуб рядом с Бильбао, где сегодня проходит четырехдневный (только представьте!) фестиваль, на котором XS Project выступает хедлайнером.

 

Спустя два часа езды на машине с Франком, ставшим теперь еще веселее, мы прибываем в клуб.

- Today the second day of the fest – поясняет Франк, – But we, with friends going to dance all days. And just after that to work.

- Хм, а что за работа-то? – интересуюсь я

- I’m drive trains – гордо говорит френч.

- Что?! – сперва я предположил, что попал в лингвистический конфуз, неправильно поняв сказанное.

- Drive trains! To Madrid, for example. Different destinations…

«Вот это да» - размышляю я. Неужели в спокойной цивилизованной Европе такое вообще возможно?

- А вас там не проверяют на работе?

- Drug test? Oh yes! I do it every month.

Интересоваться каким образом Франк обходит тест, я не решился. Да и не очень-то это важно. Конечно, может он и не водит состав после или вовремя объебоса. Хочется так думать. Зато теперь, когда я слышу по ТВ очередную новость типа «от работы на авиарейсах был отстранен пилот, летавший в состоянии алкогольного/наркотического опьянения», мне больше не кажется, мол, это возможно только в России.

 

И вот мы уже сидим в VIP зоне NON Club и потягиваем персиковую водку. То ли она просто меньше градусом, то ли изрядно разбавлена местным барменом, но пьется она как коктейль. Безмятежность нарушает возникшая из ниоткуда фигура Дени – персоны, видимо ответственной за привоз иностранных ди-джеев. Именно с ним мы имели все деловые контакты, по email.

- You rest, yes? Soon you need to play – напоминает испанец.

- Нет проблем, но сперва хотелось бы получить деньги – мы смотрим на него, и он начинает тупить глаза в пол.

- Ahh, Ok,ok…need to talk with boss…

Дени уходит за консультацией.

Думаю, здесь необходимо раскрыть все условия этой нашей гастроли. Еще, будучи в России, мы, потребовав, получили от клуба перевод в размере 50% гонорара + билеты. В соответствии с нашим соглашением, Non также оплачивает наше питание и проживание в отеле. Остальные же 50% процентов гонорара мы должны будем получить строго перед выходом на сцену.

Не стоит голословно обвинять нас в ушлости и недоверии. Кто знаком со сферой букинга, подтвердит, что большинство букинг менеджеров (если такой у DJ-я конечно есть), требуют 100% предоплату. Более того, за последние пару лет, я услышал от коллег столько историй кидалова, сколько не слыхал за всю карьеру до того! Чтобы раскрыть эту тему, понадобилась бы наверно, отдельная глава, поэтому я лишь ограничусь предостережением для молодых артистов. Знайте, кидалово существует! Это не редкий зверь, занесенный в красную книгу. Он водится не только в России. География кидков весьма обширна. Так что не стесняйтесь просить предоплату (желательно 100%).

Пять минут спустя мы стоим в кабинете директора Non club, Круза. Поскольку уровень владения директора английским, можно примерно сравнить с моим владением его родным языком, и охарактеризовать как «неприкрытый ужас», наш диалог сразу не задается. Сперва мы пробуем общаться через Дени, что тоже походу не является ключом к успеху. И вскоре в каморке папы Карло, т.е. Круза появляется, кто бы вы думали? Переводчик!

- Привет хлопчики!

Прикольный парень. Украинский эмигрант по имени ни то Никола, ни то Микола. По всей видимости, он слинял на Пиренеи в далеком доперестроечном детстве, т.к. испытывал некоторые затруднения в общении на русском. Но помог он нам тогда не кисло, за что ему наш братский респект.

- Ребята говорят, что они договаривались на оплату до игры – распинался босу хохлятский транслейтор.

- Хлопцы, Круз говорит, все после отдаст, не волнуйтесь.

- Да не волнуемся мы, - говорю я - был договор. Ничего кроме. Скажи ему.

- Ага, минутку…- он пытается «достучаться» до босса, но тот не сдается.

- Не может, говорит. Еще кассу не сняли. Утром только.

- Пусть с бара снимет, нам то что?! Договор дороже денег. Куда кстати, Дени съебался? – я начинаю злиться - Что мы тут до утра торчать будем? Или может до утра четвертого дня фестиваля?!

Никола опять переводит Крузу мой спич, тот довольно спокойно возражает что-то на испанском. Мы ждем, пока наш хлопец повернется к нам.

- Говорит, что многие ди-джеи так вот брали деньги вперед и потом не играли!

- Блядь! Да куда мы с его деньгами то убежим? Что за бред-то! Мы в чужой стране! – ситуация начала бесить не на шутку. Но тут Андрей решил попробовать зайти с другой стороны.

- Переведи ему, что в следующий раз мы можем и так работать, но сейчас давайте следовать нашим договоренностям: деньги перед игрой.

- Ok amigos - наконец Круз уступает, открывает сейф и достает лаве. Все банкнотами по 20 Евро.

- Gracias – по-испански благодарю я.

Круз натужно улыбается и мы приятно отягощенные пачкой евриков идем к диджейке. По пути через танцпол, пара испанских клаберов заметив нас, вдруг неожиданно вскрикивает и падает на колени. (я не шучу и не преувеличиваю) Затем они начинают делать движения, которые обычно делают молящиеся люди некоторых конфессий: сложив ладони вместе, поднимать и опускать торс. При этом они повторяют фразу из нашей новой песни: «Брасай далбит, брасай далбит!» Меня охватывает смешенное чувство: удовольствие признания и смущение от неудобства ситуации. Второе перевешивает и я пытаюсь поднять «молящихся» с колен. Мне это удается. Про себя отмечаю, что звездная болезнь, слава богу, мне не грозит.

Крутя диски, невозможно не заметить разницу российских и испанских любителей пампа. Если наши приходят на Pump исключительно для адских плясок, молодежь Испании все же не только танцует, но и тусует в клубах. Они могут стоять на танцполе, пританцовывать и пить коктейль. При том, это совсем не значит, что твой сет херовый. Просто они смотрят на тебя, слушают твою музыку и конечно танцуют. Однако не так, будто сегодня последний день работы всех клубов Европы.

Для тех, кто не совсем понимает, о чем я, объясню на примере. Как-то испанец DJ DBC – весьма музыкально образованный продюсер, решил удивить свою публику Live выступлением. Нет, он не делал чудо скретчей и не стучал по неподключенной MIDI клавиатуре. Он просто взял и выкатил на сцену клуба Decebelia настоящий рояль! И начал играть свои известные мелодии на концертном рояле! На pump вечерине! И что? Он был освистан? Закидан помидорами? Люди свалили из клуба? Конечно, нет. Как вы наверно догадываетесь, экспромт был встречен овацией. Полагаю, подобный эксперимент на долго останется в сердцах amigos.

DJ DBC, резидент клуба Dcibelia. Бильбао, Испания:

«Это был мой день рождения, которое мы праздновали в клубе. Я просто хотел как-то удивить народ. Люди восприняли это хорошо, по-позитивному. И поскольку кроме меня никто не делал ничего такого, реакция была целиком положительной».

А что у нас, в России? Можете ли вы представить себе подобное?

Как антипод этого случая, мне видится вечеринка в местном клубе города Выборг. Выступал DJ Турист. На танцполе было довольно вяло и тогда местный арт-директор, решил людей приободрить. Он ворвался в диджейку, отпихнул Туриста, и со словами «Слышь! Ты хуйню играешь!», воткнул диск с медляком. Через минуту синеболы уже обнимались в танце, подпевая песне мистера Кредо: «Сегодня мы с тобой подружемся, а-а…» Вот такая, в общем, суровая российская действительность.

 

--- --- ---

 

«Разводилу не разведешь» Народная мудрость.

 

Вечер следующего дня в Бильбао. Я, Андрей, испанский DJ Gari Seleckt и его девушка сидим в баре нашего отеля и ведем беспорядочное общение.

- «Писка в попка» is dick in ass, yes? – Gari Seleckt (или просто Гари) учится русскому языку.

- Ага, но это лайтовый вариант – разъясняет тонкости языка Андрей.

- Light, yes I know. Hard is «хуий ф жьопу» Yes?

- Так точно!

Девушка Гари понимает по-английски не все, поэтому он периодически переводит ей на родной язык. Тем не менее, она совсем не скучает и, пользуясь случаем, (еще бы, такие преподы!) тоже практикуется в великом и могучем.

- Ахуиена! – с очень смешным акцентом вторит она.

- XS Project – Ахуиена! – тренеруется Гари, - Boss Cruz – хуинийя.

Как и все иностранцы, Gari Seleckt с удовольствием учит русский мат и даже комбинирует слова, изобретая новые словосочетания.

- Yes, super хуинийя! – заключает Гари.

Все дружно смеются и заказывают себе еще напитки.

- Гари, не парься – подмечаю я его сомнения в целесообразности дальнейшего расхода средств – Все оплачено! Non club pays!

Мы опять ржем и я про себя отмечаю, что Гари, пожалуй самый открытый и прикольный из всех знакомых нам европейцев. В компании с ним время летит легко и незаметно. К тому же, он многим так похож на русского. Даже выучил фразу: «Ия русский чилавек!» Наверно от этого мне так грустно прощаться с ним и его девушкой. Мы обнимаемся с надеждой вскоре встретиться вновь, и их фигуры постепенно скрываются в моросящем ночном дожде. Поднимаемся в номер, чтоб собрать вещи. Совсем скоро мы отчалим в аэропорт. Круз обещал прислать за нами машину с водителем к 4 утра.

Вскоре в номере раздается звонок с ресепшена, сообщающий о прибытии нашего авто. Напоследок я беру из холодильника бутылку колы, открываю ее, делаю глоток и иду вниз, где уже ждет Андрей. Мы отдаем ключи и прощаемся со стафом отеля, но, не тут-то было:

- Sorry, you take Cola in your room?

- Ну да, - киваю я, не ожидая подвоха.

- Well, you need to pay for it.

- Заплатить? У нас клуб все оплачивает.

- No. Non club pays only for rooms. You need to pay all extras: restaurant, bar, telephone…

Я начинаю понимать план Круза. Сначала он долго торговался о гонораре, потом пытался обжулить нас в клубе, а теперь, раз с этими хитрожопыми русскими все варианты не сработали, решил провернуть оригинальный трюк с отелем. Должен сказать, что с таким видом кидалова нам еще ни разу не доводилось сталкиваться. Вот тебе и цивилизованные европейцы.

- Послушайте, у нас договоренность с клубом, что все наши расходы, оплачивает принимающая сторона. Это просто недоразумение!

- Ok. Look at this.

С этими словами, манагер отеля достает их договор с клубом, где (со слов м



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: