Секретная информация - 3




(Hostie)

Цели

Это упражнение позволяет выразить положительную и отрицательную «секретную информацию» в игровой форме. Используемые формы работы позволяют проводить его в менее опытных группах, где есть новые участники. Можете предложить его в том случае, когда эмоциональные реакции в группе по какой-то причине кажутся «заблокированными».

Время: примерно 15 минут без учета времени на обсуждение.

Материал: мяч (размером с футбольный).

Участники: от 14 лет.

Инструкция

Давайте сделаем небольшой перерыв в нашей работе, чтобы, выразить свои чувства. Я положу мяч в центр комнаты. Представьте, что это волшебный мяч. Он может передавать то, что вы ему сообщаете, другим членам группы.

Кто-то из вас берет мяч и садится на свое место. Там он сообщает мячу свое невербальное послание — можно его сжать или погладить, откатить в сторону или нежно взять в руки и т. д. Можно подать мячу некий знак, например, покачав головой или пригрозив пальцем.

Пока участник доверяет мячу свое сообщение, мы угадываем, кому из нас оно адресовано, и вслед за тем участник катит, бросает или передает мяч именно этому человеку. Тот берет мяч, держит его некоторое время в руках, безмолвно прислушиваясь к «сообщению». Затем он снова кладет мяч в центр круга. Пока мяч «передает» таким образом различные послания, никто не разговаривает, все стараются прислушаться к своим чувствам, желаниям и опасениям. И только после окончания работы «волшебного мяча» можно начать обсуждение.

Давайте спросим себя: «Правильно ли я понял то, что хотел сообщить мне мяч? Что мне хотели передать с его помощью? Согласен ли я с этим? Что меня удивило?»

Кто хотел бы начать?..

Обсуждение

· Как я себя сейчас чувствую?

· Что еще я хотел бы сказать?


Секретная информация - 4

(Morris/Cinnamon)

Цели

Это упражнение — весьма поэтичный способ помочь даже не очень опытным группам получить импульс к дальнейшему развитию отношений. Оно особенно полезно, когда наступает период стагнации, встречи начинают проходить сухо и напряженно и группа становится менее «живой», чем могла бы быть.

Упражнение проводится после того, как участники длительное время много и напряженно работали и поэтому им может быть нелегко настроиться на деятельность, связанную с игрой и фантазией. Главное здесь — обеспечить контакт участников с собственным бессознательным и с природой, что помогает глубже и живее прочувствовать и отношения с другими людьми. Для этого нужно достаточно времени, желательно целый час, который участники группы могли бы провести на природе.

Время: в группе из 10 участников — примерно 90 минут без учета времени на обсуждение.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

Я предлагаю вам упражнение, выполняя которое вам придется расстаться. Вы много и тяжело работали и стали сплоченной группой. Теперь пришло время понять, что значит лично для вас каждый из участников, каким вы его видите, как к нему относитесь. От этой серьезной проверки ваших отношений будет зависеть дальнейшее развитие группы.

Каждому из вас предстоит в одиночестве совершить часовую прогулку на природе. Во время этой прогулки подумайте об остальных участниках, попытайтесь понять, что вы цените в каждом из них, а что вам мешает. Пусть ваше бессознательное поможет вам в этом. У всех есть свои впечатления, интересные представления о других участниках, хотя и не всегда четко сформулированные.

Попытайтесь за этот час найти для каждого участника какой-нибудь природный предмет, который способен символически выразить то, что вас особенно впечатляет, радует или огорчает в этом человеке, что кажется вам близким и понятным или, наоборот, загадочным.

Если вы понимаете, почему выбрали именно это и что оно символизирует, это прекрасно. Но может оказаться, что вы не можете объяснить возникшей у вас ассоциации. Это тоже вполне нормально.

Возьмите сумку или что-нибудь еще, чтобы собрать все свои находки и принести их с собой. Если вы по дороге встретите другого участника, постарайтесь как можно меньше разговаривать между собой, вместо этого продолжайте свой внутренний диалог с природой и тем участником, о котором вы в этот момент думаете.

Через час мы все снова соберемся здесь для торжественного вручения наших «коллекций».

(После того как все участники вернутся, нужно будет раздать все собранные предметы. Каждый выступает по очереди. Он должен подойти к тому, о ком он думал, и передать ему выбранный предмет, пояснив свой выбор несколькими словами. Тот, кому что-то вручают, может поблагодарить, но не должен задавать вопросов или комментировать. Только после того как выступят все участники, имеет смысл провести краткое обсуждение.)

Обсуждение

· Удивило ли меня что-нибудь?

· Что было для меня самым трудным и что самым легким?

· Как я себя сейчас чувствую?

· Что еще я хотел бы сказать?


Знак вопроса

(K.W. Vopel)

Цели

Это идеальное упражнение для недавно сформированной группы, участники которой не совсем понимают, чего от них ждут, как другие реагируют на их поведение и т. д.

Кроме того, упражнение может быть использовано в недостаточно опытных группах, выполнивших сложную работу, в ходе которой у участников возникли некоторые разногласия.

Каждый здесь получает возможность в безопасной ситуации задать важный для него вопрос. Особенно это полезно для групп, участники которых не привыкли учитывать реакции других людей и соотносить с ними свое собственное поведение, вследствие чего может возникать напряжение, оказывающее сильное влияние на продуктивность групповой работы.

Время: в данном случае не может быть указано точно.

Материал: большой красный знак вопроса из картона (высотой примерно 30 см).

Участники: от 14 лет.

Инструкция

Я хочу предложить упражнение, которое позволит нам лучше познакомиться с индивидуальными особенностями каждого из присутствующих. Все по-разному переживают происходящее в группе. Отличия одного человека от другого и делают нашу работу увлекательной. В то же время они порождают необходимость дифференцированного отношения к разным людям.

Это небольшое упражнение позволяет понять, способны ли мы, опираясь на врожденное чувство такта, найти верный подход к каждому.

Правила игры таковы. Желающий узнать что-либо берет «знак вопроса», который я положу в центр круга. Он может спросить о чем-либо любого участника.

Вопрос может касаться не только того, что этот участник уже сказал или сделал в группе, но и того, что он, возможно, сделает в будущем. Можно спросить, например: «Как ты себя чувствовал, когда я только что тебя перебивал?» или «Как бы ты реагировал, если бы я сделал, к примеру, так?..» и т. д.

Как только вы услышали ответ, положите «знак вопроса» обратно в круг и дайте возможность другому участнику задать свой вопрос.

Каждый может задавать любое количество вопросов. Кто хочет начать?

(Остановите упражнение, если вам кажется, что уровень энергии группы начинает падать. Обсуждение можно не проводить.)


Обратная связь

(Dyer)

Цели

Это упражнение — эффективный способ помочь группам, в которых, несмотря на длительную совместную работу, не налажена обратная связь. Возникающие из-за этого неуверенность, апатия или раздражение влияют на общую работоспособность. Предложенная методика обеспечивает ясную обратную связь. Группа может проанализировать стиль работы каждого участника и стимулировать его дальнейшее развитие. Участник узнает о том, что в его работе вызвало одобрение у других людей, что им мешало и что, с их точки зрения, он должен сделать в будущем. Открытый разговор позволяет согласовать разные позиции с пбщргрупповой целью, способствует пониманию нынешнего состояния группы и помогает увидеть возможности обучения друг у друга.

Время: в группе из 10 участников —примерно 70 минут без учета времени на обсуждение.

Материал: плакатный лист и фломастер для каждого участника.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

Я предлагаю вам упражнение, которое поможет нам эффективнее работать в будущем. Многие действия каждого из вас в группе остальные участники поддерживали и одобряли. Но, с другой стороны, я предполагаю, что вы вполне могли сделать что-то, что было воспринято как нечто неуместное или даже мешающее общей работе. Наконец, я подозреваю, что у вас есть по отношению к другим определенные пожелания, выполнение которых, с вашей точки зрения, улучшит обстановку в группе. У любого из вас есть что сказать окружающим, и я хочу помочь вам это сделать.

Каждый по очереди должен будет повесить на стену подписанный своим именем лист, разделенный на три столбца.

Первый столбец будет озаглавлен «Продолжай так делать». Туда другие участники будут записывать то, что им нравится в вашем поведении и что, по мнению группы, вам следует сохранить и в дальнейшем (это может касаться способов выполнения заданий, определенного поведения или выбираемых ролей).

Название второго столбца — «Перестань, пожалуйста, это делать». Сюда будут вписываться те ваши действия, которые другие считают излишними, нежелательными или даже вредными.

Третий столбец — «Начни делать так». В нем появятся пожелания к вам по поводу новых действий и способов поведения.

Правила такие. Каждая запись во втором или третьем столбцах сопровождается записью в первом. Анонимность недопустима, не забывайте подписываться. Каждый из вас может сделать любое количество записей. Тот, кто закончил, садится на свое место и ждет остальных, чтобы потом взять свой плакат и прочитать то, что на нем написано.

(После того как все изучат свои плакаты, проведите первый обмен впечатлениями. Затем каждый должен решить для себя, какие требования он хочет выполнять, а какие — нет. Пункты, по которым есть разногласия, нужно обсудить в группе. Можно обратиться к автору какого-либо высказывания и попросить его об ответной услуге, например: «Перестань так часто перебивать меня. За это я готов время от времени сам высказывать свое мнение, не дожидаясь чужих вопросов».)

Обсуждение

· Что было особенно важным для меня?

· Какие выводы я сделал из этого упражнения?

· Что еще я хотел бы сказать?


Безопасность

(К. W. Vopel)

Цели

В процессе развития группы участники переживают серьезные изменения, что объясняется тем, что они вынуждены решать поставленные перед ними задачи, соответствовать требованиям или ожиданиям других. В подобных обстоятельствах вы как ведущий не можете не думать о том, насколько важно обеспечить безопасность участников. Некоторые приветствуют изменения в себе и кажутся достаточно уверенными, тогда как другие еще привязаны к своему старому состоянию и полны сомнений.

В такой ситуации для ведущего было бы роковой ошибкой встать на сторону тех, кто готов к изменениям, и игнорировать или критиковать позицию консервативных участников. Это может привести к расколу группы и блокировать дальнейшее развитие. Нужно превратить «консерваторов» в союзников, потому что только они могут стать необходимым «фундаментом» для изменений.

Кроме того, очень важно услышать мнения обеих сторон, чтобы найти точки соприкосновения разных позиций.

Время: примерно 40 минут без учета времени на обсуждение.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

Мне кажется, что мы стоим перед новым этапом развития. Думаю, каждый из вас, кому небезразлична группа и кто рассчитывает на эффективную работу в будущем, относится к этому очень серьезно.

Некоторые, возможно, считают, что шаг в будущее не несет в себе никакого риска. Скорее всего они надеются на работоспособность группы и гибкость участников по отношению к возможным изменениям. Другие же, вероятно, тщательно «прощупывают» ситуацию, тонко чувствуя риск, которому подвергается группа. Из-за своего обостренного чувства ответственности эти участники испытывают сильное беспокойство.

Я прошу тех, кто ощущает себя в безопасности, перейти в правую половину комнаты, а остальных — в левую половину... Теперь пусть та часть, которая чувствует себя уверенно и спокойно, сядет в центр, в «аквариум». Остальные располагаются вокруг и молча слушают, как эта подгруппа оценивает ситуацию, что внушает ей уверенность в позитивности и безопасности предстоящих перемен и какова степень этой уверенности у каждого...

(После того как все участники, сидящие в центре, выскажутся и обсудят точки зрения друг друга — все это займет примерно 20 минут, — остановите дискуссию и попросите участников, которые сидели вне круга, кратко рассказать о своих впечатлениях, прежде чем произойдет «смена позиций».

Затем подгруппы меняются местами, и своими мыслями и чувствами делятся те, кому ситуация кажется небезопасной. Примерно 20 минут.

После этого все участники возвращаются в большой круг и обсуждают упражнение в целом. Поблагодарите обе группы за участие и попытайтесь резюмировать сказанное ими.)

Обсуждение

· Что было самым важным из услышанного мной?

· Что меня удивило?

· Какие практические шаги я хочу предложить?

· Что еще я хотел бы сказать?


Темп работы

(К. W. Vopel)

Цели

Разная степень участия в групповом процессе часто связана с тем, что люди по-разному переживают уровень сложности работы. Некоторые работают без особого напряжения, тогда как другие чувствуют, что прилагают все силы, чтобы «успевать» за группой. Чем быстрее идут вперед первые, тем больше отстают вторые. Влияет на это не только компетентность участников, но и ряд других факторов: недовольство по поводу «бесцеремонности» «быстрых и успешных», требование гарантий качества, желание ограничить себя и т. д.

В такой ситуации я бы посоветовал ведущему дать группе возможность высказать различные мнения о степени сложности задачи и подходящем темпе работы и попытаться найти компромиссный вариант.

Время: примерно 15 минут.

Материал: 5 листов картона (формата A3) с цифрами 1, 25, 50, 75, 100.

Участники: от 14 лет.

Инструкция

Меня все больше беспокоит, в состоянии ли я обеспечить подходящий темп работы, в группе. Я могу себе представить, что для кого-то он слишком быстрый, для кого-то — слишком медленный. Я прошу вас помочь мне с этим разобраться.

Предлагаю вам следующее упражнение. Представьте себе, что у нас в центре круга лежит большой тахометр, с помощью которого измеряется скорость работы группы. Я положу на пол пять «отметок» для нашей «шкалы». Подумайте, как вы. оцениваете темп работы группы (имеется в виду не ваш индивидуальный темп, а скорость, с которой группа в целом продвигается вперед). Когда будете готовы, встань те рядом с той отметкой, которую вы выбрали...

Посмотрите, какой спектр мнений по этому поводу существует в нашей группе, и будьте готовы дать свои краткие комментарии. Почему вы выбрали именно эту отметку?

(После того как каждый кратко объяснит свой выбор, попросите участников вернуться в круг и обсудить полученный результат.)

Обсуждение

· Насколько разные оценки группового темпа отличаются друга от друга?

· Что нужно изменить, чтобы сблизить их?

· Что еще я хотел бы сказать?


Границы - 1

(К. W. Vopel)

Цели

У каждого человека есть символические «границы», которые нельзя нарушать другим людям либо это возможно только при определенных условиях. Задача этих границ — защитить личность и поддержать наше чувство собственного достоинства. Каждый устанавливает и защищает границы по-своему.

Конечно, наши границы достаточно подвижны и зависят от обстоятельств и от того, с кем мы общаемся. Наша способность подходить к ним дифференцированно позволяет выстраивать стабильные социальные связи разного рода. Границы ведущего группы по отношению к участникам отличаются от его границ по отношению к соведущему. Родители поддерживают по отношению к детям более жесткие границы, чем между собой. Процесс установления границ в группе, абсолютно естественный и необходимый, при некоторых обстоятельствах может стать проблемой: например, один или несколько участников пытаются быть ближе к ведущему, чем к остальным участникам, играя роли «соведущих» или «любимчиков»; или ведущий проводит в отношении границ неравноправную политику, приближая к себе кого-то из участников и рождая ощущение пристрастности.

Бывает, что участникам трудно признавать и уважать границы, установленные для себя ведущим и другими членами группы. Во всех этих случаях работа группы затрудняется, и дальнейшее развитие блокируется.

Это упражнение позволяет обсудить правильность установления границ в группе.

Время: в группе из 10 участников — по меньшей мере 2 часа.

Материал: веревка, ножницы, для каждого — несколько карточек и фломастеры.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

Это упражнение позволит нам посмотреть на группу непривычным образом. Речь пойдет о границах, которые каждый строит вокруг себя, чтобы защититься и чувствовать себя в относительной безопасности. У группы есть внешняя граница: каждый из нас знает, кто относится к группе, а кто — нет. Эта грань не является полностью непроницаемой: извне всегда приходит определенная информация и влияния, которые могут воздействовать как на каждого в отдельности, так и на группу в целом.

Внутри группы каждый из нас также проводит вокруг себя границу, выполняющую различные функции. Она указывает, в каком личном пространстве нуждается данный человек, как близко он готов подпускать окружающих, а также подчеркивает, что другие участники могут преступить ее только при определенных обстоятельствах, которые предполагают встречу на более личном, интимном уровне.

Каждый из нас по-своему определяет и защищает свои границы. Чем лучше мы знаем позицию другого в этом вопросе, тем больше у нас шансов не нарушить его границ.

Я принес с собой веревку, с помощью которой вы сможете символически обозначить границы своего личного пространства в этой комнате, то есть ту зону, которая представляет вашу личную сферу и которую вы готовы защищать.

Подумайте, чего другие не должны делать по отношению к вам ни при каких обстоятельствах и что они могут сделать при определенных условиях. Запишите это на карточках.

(Приведите пример, актуальный для данной группы.)

Размеры этой личной зоны, ее форма и местоположение у всех свои. Каждый сам определяет, какое пространство он будет «защищать от вторжений». Отрежьте столько веревки, сколько вам нужно, и разложите ее на полу, показывая ваши границы. Возьмите карточки и напишите:

- как вы для себя определяете свое личное пространство в этой группе;

- как вы обычно защищаете свои границы;

- при каких условиях кто-то может преступить ваши границы.

(Запишите эти вопросы на плакатном листе и дайте группе 30 минут для работы.)

Остановитесь внутри вашего пространства, ограниченного веревкой. Посмотрите вокруг и обратите внимание, как выглядит общая «диспозиция», кто где расположился и какого размера и формы его «охраняемая территория».

Мы можем попытаться узнать больше о личном пространстве каждого, задавая соответствующие вопросы тем или иным участникам. Кто захочет, может пойти по обратному пути и объяснить остальным, почему он именно так определяет свои границы...

Обсуждение

· Что было для меня самым важным?

· Что еще я хотел бы сказать?


Границы - 2

(К. W. Vopel)

Цели

Это упражнение — вариант предыдущего. При этом в нем есть одно существенное отличие: реальное нарушение границ, как и попытки их защиты или отказ от нее, переживаются здесь непосредственно, в процессе рисования собственного пространства. Это упражнение предполагает разговор о том, кто и каким образом устанавливает собственные границы, через обсуждение группового рисунка, который и дает ясное представление о границах каждого. Упражнение ставит участников перед задачей определения своих личных границ. Это особенно полезно в тех случаях, когда участники группы демонстрируют явное стремление к самостоятельности и ответственности.

Можно рекомендовать это упражнение и для ситуаций, когда отношения в группе неопределенны, часто происходят «нарушения границ», вследствие чего страдает качество совместной работы.

Время: в группе из 10 участников — примерно 2 часа без учета времени на обсуждение.

Материал: большой лист упаковочной бумаги (2x2 м), несколько коробок с мелками.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

В предлагаемом мной упражнении речь пойдет о невидимых границах, которые каждый очерчивает вокруг себя. Всем нам нужно личное пространство, чтобы защитить свою личность. Если вы переходите чужие границы без приглашения, партнер отгораживается и старается восстановить оптимальную для него дистанцию.

Нам часто бывает неясно, где именно проходят эти невидимые границы. Возможно, дело в нас: мы не научились их распознавать. Но бывает, что другие люди сами нечетко определяют свои границы.

Я положу в центр круга большой лист бумаги и несколько коробок с мелками. Этот лист обозначает все пространство нашей группы. Какую-то часть этого листа занимает ваше личное пространство. Обозначьте его. Помните, что это пространство призвано защищать вас, чтобы вы чувствовали себя комфортно. Выберите цвет, которым вы обозначите свое личное пространство, определите, какого оно должно быть размера и формы, найдите на листе место для своего рисунка.

Не разговаривайте друг с другом во время работы. Напишите свое имя внутри вашего «личного пространства».

В конце мы получим своего рода карту, которая поможет нам лучше ориентироваться в группе...

(Когда последний участник закончит свой рисунок, начните обсуждение. Сначала предложите выразить общие впечатления и наблюдения. Затем тот или иной участник может прокомментировать, что для него означает его личная территория, соответствует ли она желаемому или же поведение других людей вынудило его к компромиссам и ограничениям. После этого каждый должен определить, что именно он собирается защищать при любых условиях, какова его потребность в безопасности в группе и при каких обстоятельствах и по отношению к кому он готов открыть свои границы.

Предметом дальнейшего обсуждения могут стать неясные границы, нарушения границ, полное поглощение территории другого, образование «колоний» и т. д.)

Обсуждение

· Что было для меня особенно важным?

· Что еще я хотел бы сказать?


Границы - З

(Ernst/Goodison)

Цели

Иногда участники группы бывают слишком скованными и не решаются открыто защищать свое личное пространство или же боятся приближаться к другим людям, чтобы не нарушить их границы. В этом случае отношения в группе остаются безжизненными и формальными.

Данное упражнение поможет участникам стать смелее в обращении со своими и чужими границами.

Время: примерно 30 минут без учета времени на обсуждение.

Участники: от 16 лет.

Инструкция

Суть упражнения — попытка отстоять свои права и в то же время дать такую возможность другим. Пожалуйста, разделитесь на две одинаковые по размеру группы. Одна группа остается стоять у двери, другая — распределяется по комнате...

Встаньте так, чтобы вокруг каждого было достаточно места, для того чтобы вы чувствовали себя комфортно... (5 минут.)

Теперь пусть та половина группы, которая стоит у двери, пройдет по комнате... Попробуйте встать где-нибудь, заняв оставшееся место. (5 минут.)

Пусть теперь группы поменяются ролями. Те, кто стоял у двери, должны распределиться по комнате и встать так, чтобы у каждого было вокруг достаточно свободного места. Вторая группа сначала остается стоять у двери, а через 5 минут пытается занять оставшееся пространство или не занимает его — как захочется... (10 минут.)

(После упражнения проведите обсуждение полученного опыта.)

Обсуждение

· Что стало для меня самым важным открытием в этом упражнении?

· Какие выводы я делаю из этого?

· Каким образом я определяю свои границы для других?

· Как я их защищаю?

· Как другие члены группы реагируют на мое личное пространство?

· Что еще я хотел бы сказать?


Границы - 4

(Stevens)

Цели

Мы очерчиваем вокруг себя границы, чтобы защитить свою идентичность. Мы позволяем другим подходить к нам (и в физическом, и в психологическом смысле) только на определенное расстояние, чтобы уберечься от возможных обид и от слишком сильного влияния. Тот, кто не может защитить свои границы, создает трудности как себе самому, так и окружающим.

С другой стороны, мы становимся одинокими, если наши границы непроницаемы или слишком широки. Общаясь с другими людьми, мы порой забываем, что у них есть личное пространство. Мы кажемся им бестактными, когда внедряемся на «чужую территорию >>, и считаем их такими же, когда они переступают наши границы.

Множество конфликтов возникает оттого, что в повседневной жизни мы недостаточно четко очерчиваем «свою территорию» или бываем нечувствительны к границам других людей.

Это упражнение учит настраиваться друг на друга и понимать партнера.

Время: примерно 10 минут без учета времени на обсуждение.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

Это упражнение поможет вам стать более чувствительными к тем границам, с помощью которых вы защищаете свою уникальность. Посмотрите вокруг и выберите себе партнера, который, по вашему мнению, ведет себя с вами недостаточно тактично. Или выберите того, кому, как вам кажется, вы сами время от времени досаждаете...

Сядьте напротив друг друга и некоторое время подумайте о том, как вы сейчас воспринимаете невидимые психологические границы, которые ваш партнер проводит вокруг себя. Как он это делает? Насколько близко он позволяет подойти к себе? При каких условиях? Как он приглашает вас приблизиться или отдалиться?..

Встаньте друг против друга и поднимите руки вверх. Положите свои ладони на ладони партнера, так, чтобы они мягко соприкасались. Посмотрите друг другу в глаза, начиная двигать руками и пальцами. Обращайте внимание на то, что вы можете узнать о своем партнере, экспериментируя с различными движениями.

Что выражают действия партнера? Кто из вас чаще инициирует движение? Кто чаще говорит «стоп»?

Теперь попробуйте исследовать с помощью рук невидимую охраняемую границу, которую ваш партнер проводит вокруг своего тела. Насколько он позволяет вам приблизиться и в каких местах? Как вы сами себя чувствуете, когда приближаетесь к его границам? Будьте чувствительны к сопротивлению с обеих сторон. Где проходят ваши собственные границы и как вы их защищаете? (3 минуты.)

Остановитесь и сядьте рядом. Поговорите о том, что вы заметили: какую «политику» в отношении границ проводит каждый из вас и как вы можете использовать это в будущем? (5 минут.)

(После этого пригласите участников вернуться в круг для краткого совместного обсуждения).

Обсуждение

· Что было для меня особенно важным?

· Что еще я хотел бы сказать?


Границы - 5

(Bloch)

Цели

Это отличная возможность помочь двум участникам, «застрявшим» в конфликтной ситуации. Каждый из них сможет узнать, как другой определяет и защищает свои границы. Упражнение поможет обоим партнерам научиться уважать границы другого и просить разрешения нарушить их, если это необходимо сделать.

Время: примерно 1 час без учета времени на обсуждение.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

(Удостоверьтесь в готовности обоих партнеров работать со своими проблемами. Сначала экспериментирует один из участников (А), а второй (Б) наблюдает. Попросите участника А пройтись по комнате и сконцентрироваться на личном пространстве, которое его окружает и дает ему защиту.

Пусть участник А опишет, насколько велико его личное пространство и какова его форма. Спросите, готов ли он выходить за его пределы и насколько далеко. Кто может войти в его личное пространство и при каких условиях?

Другие члены группы (но не участник Б!) могут оказать помощь, выступая в роли мужа/жены, знакомых/незнакомых и пытаясь проникнуть в личное пространство участника А. Разговаривать нельзя. Помогите участнику А на основании всех этих действий понять, как он закрывает или открывает свои границы, и укажите, что только он сам ответствен за их выстраивание и защиту.

Спросите его, каким образом он приглашает других приблизиться. Пусть остальные участники выступят в разных ролях, отражающих различную степень близости и интереса к А. Нужно определить, насколько участник гибок в настройке на новые ситуации и в установлении контакта.

Теперь пусть участник Б вступит на личное пространство А и сделает это сначала привычным для себя образом, а потом с учетом только что увиденного и услышанного.

Повторите весь процесс для участника Б.

В конце дайте возможность остальным членам группы рассказать об их переживаниях и ассоциациях. Напомните, что группа сможет помочь обоим участникам, только если она займет беспристрастную, нейтральную позицию и будет избегать обвинения кого-либо. Дальнейшее обсуждение не нужно.)


Границы - 6

(К. W. Vopel)

Цели

Нередко возникают проблемы с границами подгрупп или с внешней границей группы, задача которой — охранять группу как целое и поддерживать определенное постоянство и безопасность в работе. Внешняя граница группы может стать источником проблем, если она слишком проницаемая или, наоборот, чересчур жесткая.

В случае непроницаемой границы отношения становятся излишне тесными, и все, что говорят и делают участники, имеет большое значение для каждого из них. Высока угроза нарушения гармонии в группе. Конфликт между двумя участниками может легко разделить ее на два враждебных лагеря, или же группа начнет искать «козла отпущения», которому будут противостоять все остальные. Если же границы слишком прозрачны, возникает угроза нарушения целостности, непрерывности работы. В этом случае в группе слабо развиты поддержка и доверие между участниками.

Образование подгрупп, как правило, ведет к большей стабильности группы и увеличивает свободу действий отдельных участников, поддерживаемых своей подгруппой. Трудности возникают в том случае, когда та или иная подгруппа выстраивает слишком непроницаемые границы, что делает ее участников малодоступными или недоступными для остальных членов группы.

Проблемы могут возникнуть также в том случае, когда принадлежность каждого к той или иной подгруппе жестко определена, так что участник при любых обстоятельствах должен хранить ей верность. В случае гибкой групповой структуры у всех есть возможность быть членами различных объединений — одного, когда дело касается выполнения групповой задачи, и другого, когда речь идет об организации свободного времени.

И наконец, особенно важно учитывать, что ведущий (или ведущие, если их двое) тоже образовывает отдельную подсистему, которая обеспечивает справедливое и беспристрастное руководство всей группой. Конечно, граница этой подсистемы также должна быть достаточно прозрачной, чтобы участники и ведущие могли доверять друг другу и разделять ответственность за свою работу. Это упражнение полезно в тех случаях, когда подгруппы оказывают сильное влияние на совместную работу всей группы, когда отдельные участники не уважают границы «руководящей подсистемы» и претендуют на роли «соведущих» или когда у ведущего возникают трудности в защите собственных границ.

Время: примерно 90 минут без учета времени на обсуждение.

Материал: для каждой подгруппы большой лист бумаги и разные мелки.

Участники: от 18 лет.

Инструкция

Надеюсь, это упражнение принесет вам пользу. Кому-то оно поможет посмотреть на другие группы, членом которых он является, с позиции, которую мы будем здесь практиковать. По сути, речь идет о важном вопросе — какой свободой действия обладает каждый в группе в том, что касается установления контактов внутри группы, и с внешним миром?

Прежде чем я более подробно опишу процедуру упражнения, подумайте, пожалуйста, с кем вы хотели бы работать втроем. Встаньте, пройдитесь по комнате и объединитесь в тройки...

Теперь я объясню вам задачу. Каждая тройка должна нарисовать своего рода «карту» группы. Сначала нарисуйте внешние границы группы. Кто имеет право их нарушать? Внешняя граница имеет смысл, когда понятно, что от чего (или кого) она отделяет. Покажите это на вашем рисунке. Внутри этой границы нужно нарисовать существующие в нашей группе подгруппы. Не забудьте, пожалуйста, и меня. Придайте каждой подгруппе характерный размер и форму и покажите, насколько проницаемы или закрыты ее границы. Определите, кто относится к этой подгруппе и что связывает между собой входящих в нее людей.

Как только вы составите «карту», запишите на другом листе несколько вопросов или соображений, которые возникают у вас, когда вы смотрите на свой рисунок. Что вас радует? Что тревожит? У вас есть 1 час времени...

(В конце проведите общее обсуждение.)

Обсуждение

· Насколько живым и свободным я чувствую себя в группе?

· Насколько я привязан к этой группе?

· Что я хотел бы изменить?

· Что еще я хотел бы сказать?




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: