(К. W. Vopel)
Цели
В начале работы группы некоторые участники пытаются выработать правила, которые могут касаться самых разных аспектов — начиная от продолжительности встреч и заканчивая вопросом о том, какие чувства можно выражать в группе. Некоторые из этих норм в большей степени касаются самих участников, другие относятся к ведущему. Нередко о них говорят в вежливом тоне, например: «Мы не хотели бы переутомляться, поэтому через каждый час у нас будет перерыв» или «Сообщать свои первые впечатления человеку, которого знаешь только час, нетактично» и т. д.
Чаще всего подобное вмешательство со стороны участников происходит в случае, если ведущий оказывает слишком слабое воздействие или, наоборот, ведет себя чересчур директивно, — то есть когда его контакт с группой носит поверхностный характер. Поэтому важно замечать, когда кто-то из участников осуществляет такую «попытку законотворчества». Передавая группе полномочия принятия «законов чрезвычайного положения», вы осложняете работу и себе, и другим. Это происходит, если вы недостаточно активны: участники начинают искать поддержку внутри группы.
С другой стороны, ведущему лучше не критиковать участника, который вносит свои предложения по поводу групповых норм. Вы можете «впутаться» в игру во власть. Поэтому имеет смысл обсудить возникший вопрос в группе.
Инструкция
(Услышав от участников предложение о введении какой-нибудь нормы поведения в группе, ведущий может высказать свое мнение.)
Я хотел бы поблагодарить вас за это предложение. Мне важно знать, что по этому поводу думают остальные. Поэтому я предлагаю высказаться и тем, кто поддерживает это предложение, и тем, кто относится к нему критически.
|
(Очень часто «критики» готовы высказать свое мнение, если им предлагают сделать это наравне со всеми. Бывает, что говорящий выражает коллективное пожелание. В этом случае вам как ведущему следует хотя бы на время принять прозвучавшее предложение.)
Обмен новой информацией
(Ehrlich)
Цели
Развитие групп происходит ступенчато и представляет собой чередование «взлетов» и «падений». Основная особенность этого процесса заключается именно в его «скачкообразности». Иногда группа выходит на новый функциональный уровень по собственной инициативе, а порой ей нужна для этого поддержка со стороны ведущего. Это упражнение может быть использовано в том случае, если группа в течение длительного времени находится на одном и том же уровне минимального проявления межличностных отношений. Дружеское расположение и раздражение, желания и опасения выражаются в ней в очень малом объеме. Эти негласные нормы могут мешать группе в решении ее задачи.
На последнее замечание необходимо обратить особое внимание. Пока группа может выполнять свою задачу в условиях незначительного обмена информацией, вмешательство ведущего совершенно нецелесообразно. Для эффективности этого упражнения важно, чтобы у группы были возможности использовать новую (полученную в процессе его выполнения) информацию.
Время: в группе из 10 участников — примерно 30 минут без обсуждения. Участники: взрослые.
Инструкция
Вы проработали вместе уже достаточно долго и неплохо узнали друг друга, нашли определенный стиль общения. Он представляется мне важным и ценным, и я хотел бы, чтобы в будущем вы его сохранили. Он сплачивает группу и дает каждому ощущение принадлежности.
|
Мне кажется полезным время от времени обращаться к вашим мыслям об этом общем стиле, чтобы не дать возникнуть ситуации, при которой отдельные участники чувствуют себя неуютно и могут внутренне отдаляться от группы.
Для этого я хотел бы предложить упражнение, которое поможет вам сохранить достигнутое. Его суть — в совместном исследовании нового: реакций, оценок, желаний, критических замечаний, надежд, которые, возможно, появились в последнее время и о которых вы еще не успели поговорить. Если вы знаете о том, что происходит в сердцах и головах других, вы сможете лучше настроиться на них, рассказать им все возможное и невозможное и тем самым сохранить общее чувство удовлетворения.
Это упражнение должно помочь вам по крайней мере узнать о наличии у кого-то из участников новых переживаний. Я предлагаю вам взять по листу бумаги, чтобы делать записи. В конце упражнения у вас будет возможность подробнее поговорить друг с другом, обсудить планы и обменяться впечатлениями.
Для того чтобы обнаружить это новое, существуют четыре разных способа.
1.Вы можете обратиться к другому участнику и спросить его: «Корина, есть ли у тебя что-нибудь такое, что ты мне еще не сказала?»
2. Вы можете обратиться к группе в целом с тем же вопросом: «Есть ли у кого-то из вас какие-нибудь новые размышления или переживания, о которых вы мне еще не рассказывали?»
Это две возможности получить информацию. Кроме того, есть две возможности поделиться информацией.
|
3. Если вы хотите что-то сообщить другому члену группы, то можете сказать ему: «Корина, мне хотелось бы сообщить тебе кое-что, о чем я до сих пор не говорил, но я не знаю, интересно ли тебе это. Хочешь ли ты это услышать?»
Это третья возможность. А четвертая и последняя возможность такова:
4. И наконец, можно выразиться так: «Корина, мне нужно кое-что сказать тебе, чего я до сих пор не говорил».
Каждый имеет право высказываться несколько раз. Отвечайте коротко: «Я не могу сказать тебе ничего нового», либо: «Я не хочу тебе говорить ничего нового», или же просто расскажите об этом новом.
Те, кому задают вопрос, хотят ли они услышать что-то новое, говорят «да» или «нет» и кратко благодарят за информацию.
(Выясните, все ли поняли процедуру, и в конце предоставьте достаточно времени для подробного обсуждения.)
Обсуждение
· Что было для меня самым важным?
· Что меня удивило?
· Как я себя сейчас чувствую?
· Какие выводы я могу сделать из этой встречи?
· Что еще я хотел бы сказать?
Две картины группы
(лаборатория групповой динамики)
Цели
Это упражнение уместно использовать тогда, когда в группе возникла стагнация. В отличие от предыдущего, в котором невысказанное выражается достаточно прямо, в этом случае форма работы предполагает меньшую однозначность и требует от участников фантазии и заинтересованности.
Это прекрасное упражнение для тех случаев, когда напряженность в группе так возрастает, что возникает угроза кризиса либо изоляции некоторых участников.
Время: в группе из 10 участников — примерно 2 часа.
Материал: плакаты и мелки.
Участники: взрослые.
Инструкция
Единство группы становится возможным только тогда, когда все ее участники в некоторой степени отличаются друг от друга. Ведь если бы они были очень похожи, то должны были бы отталкиваться друг от друга, как однополярные магниты. И если группе удается осознавать и уважать эти различия, она может оставаться сплоченной. Как раз в этом и должно нам помочь данное упражнение.
Пожалуйста, встаньте и пройдитесь по комнате. Я хочу, чтобы вы разбились на две подгруппы. Подумайте, с кем из участников вы. хотели бы быть вместе...
Обе подгруппы должны нарисовать свою картину группы в целом. Важно делать акцент на уникальности каждого. Подумайте о месте того или иного человека в группе, о роли, которую он играет, об отношениях, которые он формирует, или о действиях, в которых он участвует. Пожалуйста, ничего не подписывайте на своих картинах. Все остальное — дело вашего творчества. У вас есть час...
(Можно увеличить время работы, если в группе больше десяти человек. После завершения рисования предложите участникам вернуться в большой круг. Запланируйте достаточно времени для подробного обсуждения. Обсудите обе работы по очереди, и пусть участники угадают, где они изображены на чужой картине. Только после этого авторы должны объяснить, кого и каким образом они представили на своем рисунке и что они об этом думают. При этом участники другой подгруппы должны иметь возможность задавать вопросы, сообщать о своих реакциях, прояснять непонятное и т. д. Затем наступает очередь следующей картины. Окажите поддержку тем участникам, которые изображены в «поле напряжения».)
Обсуждение
· Что было для меня самым важным?
· Что меня удивило?
· Что меня обеспокоило?
· Что меня порадовало?
· Что еще я хотел бы сказать?
Групповая мозаика
(Hostie)
Цели
Данное упражнение помогает группе и ведущему определить существующий «уровень напряжения». Для групп, которые боятся конфронтации и прямого противостояния, это достаточно щадящий способ посмотреть в лицо имеющимся трудностям.
Важно, чтобы вы как ведущий знали, что именно с точки зрения группы является конфликтным. Но если вы хотите разрешить эти проблемы, не нужно все время говорить о них.
Работа в тройках с заданными рамками и «кодирование» сообщения в картинах — хороший способ взаимодействовать с так называемыми «тревожащими» аспектами группового процесса.
Время: примерно 2 часа без обсуждения в группе из десяти-двенадцати участников.
Материал: плакатный лист и мелки для каждой подгруппы.
Участники: от 18 лет.
Инструкция
Я хотел бы предложить вам поучаствовать в упражнении, в котором вы сможете проверить, на сколько близки между собой ваши точки зрения на актуальное состояние группы. Мы должны уметь определять, чего мы уже достигли и где еще есть проблемы. Я хочу познакомиться с вашими взглядами и готов сообщить вам свое мнение по этому поводу.
Пожалуйста, разделитесь на тройки. Встаньте, пройдитесь по комнате и найдите двух партнеров, с которыми вы хотели бы работать и чье мнение вам интересно...
Возьмите лист бумаги и коробку с мелками...
Вы должны нарисовать картину, которая покажет, как обстоят дела в нашей группе, с чем мы уже справились, что осталось незавершенным, в какой атмосфере мы работаем, как ладим друг с другом, какие цели преследуем, какие чувства для нас важны и как мы влияем друг на друга.
Изобразите на своей картине такие характеристики группы, которые кажутся значимыми вашей тройке и которыми вы довольны или недовольны. Рисуйте, используя три разных цвета. Выберите один цвет для того, чем вы довольны, второй — для того, чем вы недовольны, а третий — для того, к чему вы относитесь нейтрально. У вас есть час...
(После того как тройки возвращаются в круг, все картины в свернутом виде откладываются в сторону. Происходит первый краткий обмен впечатлениями. Затем одна из подгрупп кладет свою картину в центр круга и молча слушает предположения остальных участников о том, в чем суть «зашифрованного» в ней «послания». Только после этого они дают свои комментарии. Затем наступает очередь второй подгруппы и т. д.)
Обсуждение
· Что было для меня самым важным?
· Что меня удивило?
· Какие трудности мы уже преодолели в группе?
· Что нам еще предстоит?
· Как я себя сейчас чувствую?
· Что еще я хотел бы сказать?