Студентам предлагается по литературоведческим словарям и энциклопедиям уяснить для себя понятие эпоса, его стадиальные формы. Предлагается провести сопоставление мифологического эпоса античности с героическим эпосом зрелого средневековья. В форме интерактивного опроса выясняются исторические особенности средневековой Франции времен Каролингов и эпохи крестовых походов в целом. Анализируется система образов «Песни о Роланде» как выражение основных противоречий эпохи. В заключение предлагается творческоезадание на определение специфики рассматриваемого памятника в истории литературы о войне.
«Песнь о Роланде» - один из блестящих образов европейского героического эпоса. Интересно исследовать этот памятник литературы XII века под углом средневекового миросозерцания, уникальной эстетической системы, созданной в ту эпоху. Так, вопрос об идейном содержании поэмы следует связать с многослойностью средневекового сознания, вбиравшего в себя в качестве компонентов народные идеалы, черты феодально-аристократического мировоззрения, христианскую идеологию, установить соотношение этих пластов в произведении. Размышления об образах «Песни» приводят к выводу о
преобладании общего, типического над частным, индивидуальным. Специфические формы типизации следует объяснять с учётом средневековой концепции личности и влияния народного творчества.
План
1. Общие черты героического эпоса Зрелого Средневековья. Его отличия от более ранних форм эпоса.
2. Историческая основа “Песни о Роланде”. Время её создания. Причины отклонения от подлинных исторических событий в поэме. Идейное содержание поэмы.
3. Система образов в поэме и характеристика основных образов.
4. Эпический мир “Песни о Роланде” и способы его создания(пространство и время, гиперболизация, параллелизм,фантастика). Стилевые особенности поэмы.
5. Проблема авторства “Песни о Роланде”.
Список рекомендуемой литературы
1. Песнь о Роланде (в полном объёме)
2. Смирнов А.А. Старофранцузский эпос и “Песнь о Роланде” // Песнь о Роланде. М.,Л., 1964.
3. Мелетинский Е.М. Героический эпос// История всемирной литературы: В 9т. М.,1984. Т.2. С.516-522.
4. Смирнов А.А. Кто был автором “Песни о Роланде”? // Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. М., 1965. С.67—77.
5. Нартов К.М. Зарубежная литература в школе. М.,1976.С.26—39.
Самарин Р.М. “Песнь о Роланде” и проблема литературного анализа //Самарин Р. М. Зарубежная литература. М.,1987. С.17-34.
Тема 5.
«Божественная комедия» Данте Алигьери (2 часа).
Студентам предлагается ознакомиться с первой частью «Божественной комедии»— «Ад». В ходе занятия анализируется социокультурная и геополитическая ситуация в Италии 13—14 вв. (в форме интерактивного опроса). Рассматривается проблема языка в Средние века вообще и в средневековой Италии, в частности. Анализ «Божественной комедии» проводится в форме комментированного чтения. Студентам предлагается подразделить образы дантовского Ада на «публицистические» («документальные») и мифологические, сопоставить их структурные особенности. Занятие заключает сообщение «Данте в русской культуре» с последующим обсуждением.
План
1. История создания поэмы.
2. Жанровые и композиционные особенности “Божественной комедии”.
3. Архитектоника дантовского ада. Философско-аллегорический смысл поэмы.
4. Средневековые образы и представления. Их место в художественной системе “Божественной комедии”
5. Античность в поэме.
6. Особенности дантовского реализма:
а) пристальное внимание к земной жизни;
б) реалистичность фантастики;
в) реальность, выразительность образов;
г) страстная субъективность поэта;
д) народность языка Данте.
Список рекомендуемой литературы
1. Данте. Божественная комедия. Часть 1. Ад/ Пер. М. Л. Лозинского
2. Голенищев-Кутузов.Н.И. Творчество Данте и мировая культура. М., 1971. С.248-281, 285-313.
3. Дживелегов А.К. Данте Алигьери. М., 1946. Гл.7.
4. Данте и всемирная литература. М.,1967. С.9—15, 45—59, 85—95.
5. Елина Н.Г. Данте. М.,1965. Гл 6—7.
6. Баткин Л.М. Данте и его время. М., 1965. Гл.4.
Тема 6.
«Декамерон» Боккаччо (2 часа).
Цель занятия— познакомить студентов с изменениями, произошедшими в словесности в эпоху Возрождения, на уровне жанра (новелла), мировоззрения (гуманизм), концепции личности, пересмотра религиозных ценностей. В ходе занятия используется компаративистская методтика анализа («Декамерон» и «Новеллино»). Особе внимание обращается на паратекстуальные элементы сборника, в связи с чем затрагивается вопрос о семиотической эволюции паратекстуальных элементов в истории словесности вплоть до наших дней.
План
1. Возникновение жанра новеллы:
а) внелитературные предпосылки возникновения жанра;
б) фольклорные и литературные источники;
Сопоставить трактовку одинаковых сюжетов у Боккаччо и в “Новеллино”:
Декамерон I,9—Новеллино, LI,
Декамерон IX, 2 и I, 4—Новеллино, LIV,
Декамерон IX, 9—Новеллино, IX,
Декамерон I,3—Новеллино, XXIII
Вступление к 4-му дню — Новеллино, XIII (на выбор).
2. Композиционная структура сборника “Декамерон”. Идейно-художественная функция обрамления.
3. Проблема веры в “Декамероне” (на материале первых трёх новелл первого дня).
4. Изображение духовенства. “Антиклерикальные” новеллы. Их связь со средневековыми фаблио. Новизна этических и эстетических установок автора. Утверждение права человека на земные радости.
5. Гуманистическая концепция любви в “Декамероне”.
Список рекомендуемой литературы
1. Боккаччо Дж. Декамерон/ Пер. Н. М. Любимова.
2. Новеллино. М.,1984 (Литературные памятники).
3. Хлодовский Р.М. Декамерон: поэтика и стиль. М.,1982. Гл.2—3.
4. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М.,1990. С. 3—8, 75—99, 245—259.
5. Бранка В. Боккаччо средневековый. М.,1983. Гл.1, 2, 4, 7, 10.
6. Шкловский В.Б. Художественная проза: размышления и разборы. М.,1961. (Раздел “На пути к созданию характера как нового единства”. С.149—216).
7. Штейн А. "Декамерон" Боккаччо — книга о любви. М., 1993.
8. Ауэрбах Э. Брат Альберт// Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976. С. 211—237.
9. Веселовский А. Н. Художественные и этические задачи "Декамерона"// Веселовский А. Н. Избранные статьи. Л., 1939.
Тема 7