Французский героический эпос. «Песнь о Роланде» (2 часа)




 

Студентам предлагается по литературоведческим словарям и энциклопедиям уяснить для себя понятие эпоса, его стадиальные формы. Предлагается провести сопоставление мифологического эпоса античности с героическим эпосом зрелого средневековья. В форме интерактивного опроса выясняются исторические особенности средневековой Франции времен Каролингов и эпохи крестовых походов в целом. Анализируется система образов «Песни о Роланде» как выражение основных противоречий эпохи. В заключение предлагается творческоезадание на определение специфики рассматриваемого памятника в истории литературы о войне.

«Песнь о Роланде» - один из блестящих образов европейского героического эпоса. Интересно исследовать этот памятник литературы XII века под углом средневекового миросозерцания, уникальной эстетической системы, созданной в ту эпоху. Так, вопрос об идейном содержании поэмы следует связать с многослойностью средневекового сознания, вбиравшего в себя в качестве компонентов народные идеалы, черты феодально-аристократического мировоззрения, христианскую идеологию, установить соотношение этих пластов в произведении. Размышления об образах «Песни» приводят к выводу о

преобладании общего, типического над частным, индивидуальным. Специфические формы типизации следует объяснять с учётом средневековой концепции личности и влияния народного творчества.

План

1. Общие черты героического эпоса Зрелого Средневековья. Его отличия от более ранних форм эпоса.

2. Историческая основа “Песни о Роланде”. Время её создания. Причины отклонения от подлинных исторических событий в поэме. Идейное содержание поэмы.

3. Система образов в поэме и характеристика основных образов.

4. Эпический мир “Песни о Роланде” и способы его создания(пространство и время, гиперболизация, параллелизм,фантастика). Стилевые особенности поэмы.

5. Проблема авторства “Песни о Роланде”.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Песнь о Роланде (в полном объёме)

2. Смирнов А.А. Старофранцузский эпос и “Песнь о Роланде” // Песнь о Роланде. М.,Л., 1964.

3. Мелетинский Е.М. Героический эпос// История всемирной литературы: В 9т. М.,1984. Т.2. С.516-522.

4. Смирнов А.А. Кто был автором “Песни о Роланде”? // Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. М., 1965. С.67—77.

5. Нартов К.М. Зарубежная литература в школе. М.,1976.С.26—39.

Самарин Р.М. “Песнь о Роланде” и проблема литературного анализа //Самарин Р. М. Зарубежная литература. М.,1987. С.17-34.

 

Тема 5.

«Божественная комедия» Данте Алигьери (2 часа).

Студентам предлагается ознакомиться с первой частью «Божественной комедии»— «Ад». В ходе занятия анализируется социокультурная и геополитическая ситуация в Италии 13—14 вв. (в форме интерактивного опроса). Рассматривается проблема языка в Средние века вообще и в средневековой Италии, в частности. Анализ «Божественной комедии» проводится в форме комментированного чтения. Студентам предлагается подразделить образы дантовского Ада на «публицистические» («документальные») и мифологические, сопоставить их структурные особенности. Занятие заключает сообщение «Данте в русской культуре» с последующим обсуждением.

План

 

1. История создания поэмы.

2. Жанровые и композиционные особенности “Божественной комедии”.

3. Архитектоника дантовского ада. Философско-аллегорический смысл поэмы.

4. Средневековые образы и представления. Их место в художественной системе “Божественной комедии”

5. Античность в поэме.

6. Особенности дантовского реализма:

а) пристальное внимание к земной жизни;

б) реалистичность фантастики;

в) реальность, выразительность образов;

г) страстная субъективность поэта;

д) народность языка Данте.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Данте. Божественная комедия. Часть 1. Ад/ Пер. М. Л. Лозинского

2. Голенищев-Кутузов.Н.И. Творчество Данте и мировая культура. М., 1971. С.248-281, 285-313.

3. Дживелегов А.К. Данте Алигьери. М., 1946. Гл.7.

4. Данте и всемирная литература. М.,1967. С.9—15, 45—59, 85—95.

5. Елина Н.Г. Данте. М.,1965. Гл 6—7.

6. Баткин Л.М. Данте и его время. М., 1965. Гл.4.

 

Тема 6.

«Декамерон» Боккаччо (2 часа).

Цель занятия— познакомить студентов с изменениями, произошедшими в словесности в эпоху Возрождения, на уровне жанра (новелла), мировоззрения (гуманизм), концепции личности, пересмотра религиозных ценностей. В ходе занятия используется компаративистская методтика анализа («Декамерон» и «Новеллино»). Особе внимание обращается на паратекстуальные элементы сборника, в связи с чем затрагивается вопрос о семиотической эволюции паратекстуальных элементов в истории словесности вплоть до наших дней.

 

План

1. Возникновение жанра новеллы:

а) внелитературные предпосылки возникновения жанра;

б) фольклорные и литературные источники;

Сопоставить трактовку одинаковых сюжетов у Боккаччо и в “Новеллино”:

Декамерон I,9—Новеллино, LI,

Декамерон IX, 2 и I, 4—Новеллино, LIV,

Декамерон IX, 9—Новеллино, IX,

Декамерон I,3—Новеллино, XXIII

Вступление к 4-му дню — Новеллино, XIII (на выбор).

2. Композиционная структура сборника “Декамерон”. Идейно-художественная функция обрамления.

3. Проблема веры в “Декамероне” (на материале первых трёх новелл первого дня).

4. Изображение духовенства. “Антиклерикальные” новеллы. Их связь со средневековыми фаблио. Новизна этических и эстетических установок автора. Утверждение права человека на земные радости.

5. Гуманистическая концепция любви в “Декамероне”.

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Боккаччо Дж. Декамерон/ Пер. Н. М. Любимова.

2. Новеллино. М.,1984 (Литературные памятники).

3. Хлодовский Р.М. Декамерон: поэтика и стиль. М.,1982. Гл.2—3.

4. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М.,1990. С. 3—8, 75—99, 245—259.

5. Бранка В. Боккаччо средневековый. М.,1983. Гл.1, 2, 4, 7, 10.

6. Шкловский В.Б. Художественная проза: размышления и разборы. М.,1961. (Раздел “На пути к созданию характера как нового единства”. С.149—216).

7. Штейн А. "Декамерон" Боккаччо — книга о любви. М., 1993.

8. Ауэрбах Э. Брат Альберт// Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976. С. 211—237.

9. Веселовский А. Н. Художественные и этические задачи "Декамерона"// Веселовский А. Н. Избранные статьи. Л., 1939.

 

Тема 7



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: